Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Саткинский медицинский техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
учебного занятия
на тему: «Фонетика»
ОП.01 Основы латинского языка и медицинской терминологии
Специальность 34.02.01 «Сестринское дело»
Сатка 2023
Содержание
Методическое пояснение | 4 |
Цели занятия | 5 |
Требования, предъявляемые к студентам | 5 |
Формируемые компетенции, в результате освоения темы | 6 |
Тип занятия, место проведения, продолжительность | 7 |
Оснащенность занятия | 7 |
Методы обучения | 7 |
Методические приемы | 8 |
Методы контроля | 8 |
Межмодульные и междисциплинарные связи | 8 |
Хронологическая карты занятия | 9 |
Этапы планирования занятия | 10 |
Выводы-заключение | 15 |
Список использованных источников | 16 |
Вопросы для вводного контроля | 17 |
Эталоны ответов вводного контроля | 18 |
ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ | 19 |
Эталоны ответов тестового контроля | 25 |
Карточка самооценки студента | 27 |
Методическое пояснение
Данная методическая разработка предназначена для подготовки к практическому занятию преподавателей дисциплины «Основы латинского языка и медицинской терминологии».
По календарно-тематическому плану на тему «Фонетика» выделено:
Практика – 2 часа
Значение темы в курсе:
Фонетика - один из самых сложных разделов латинского языка. Несмотря на то, что само произношение звуков не представляет никаких трудностей, стоит иметь в виду, что латинский язык принято относить к мертвым языкам, а это значит, что единых естественных современных фонетических норм просто не существует.
Целью данного занятия является формирование основных практических навыков работы с разбором слова, правильностью ударения и правильностью прочтения слова.
Предлагается поэтапное изучение темы «Фонетика». После изучения каждого раздела, рекомендуется ответить на вопросы самоконтроля.
Цели занятия:
Образовательные:
Формирование основных практических навыков работы с латинским алфавитом и применения его в дальнейшей профессиональной деятельности;
Изучить представления о правильности ударения в слове
Научить студентов-медиков выписывать рецепты
Приобретение навыков работы студентов с медицинской терминологией
Воспитательная:
Сформировать у студентов информационную культуру, воспитать умение самостоятельно мыслить, аккуратность и активность при выполнении заданий, ответственность за выполняемую работу.
Развивающая:
Развитие внимания, формирование профессионального самоопределения, объективной самооценки, развитие навыков самостоятельной работы.
Требования, предъявляемые к студентам:
В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом в области информатики после изучения темы студент должен:
Иметь представление:
О латинском алфавите
Правильности чтения слов
Правильности постановки ударения
Долготе и краткости слога
Правила заполнения рецептурных бланков;
Уметь:
Правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические, клинические и фармацевтические ) термины;
Объяснять значения терминов по знакомым терминоэлементам;
Переводить рецепты, оформлять их по заданному нормативному образцу
Формируемые компетенции, в результате освоения темы
Профессиональные компетенции:
ПК 1.1. Планировать обследование пациентов различных возрастных групп.
ПК 1.3. Проводить диагностику острых и хронических заболеваний.
ПК 2.1. Определять программу лечения пациентов различных возрастных групп.
ПК 2.6. Организовывать специализированный сестринский уход за пациентом.
Общие компетенции:
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
Тип занятия:
практическое занятие Место проведения занятия:
кабинет латинского языка и фармакологии Продолжительность занятия:
2 часа (90 минут) Оснащение занятия: 1. Учебники 1. Панасенко, Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учебник / Ю. Ф. Панасенко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 352 с. - ISBN 978-5-9704-6613-1. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970466131.html 2.Отечественные журналы 1.Журнал «Первая медицинская помощь» 2. Журнал « Сестринское дело» Информационные электронные ресурсы: справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный)-преподаватель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и по мере возможности запоминают ее.
Практический – совершенствование, углубление и применение теоретических знаний, умений по практике, стимулирование познавательной деятельности;
Репродуктивный – воспроизведение и повторение способа деятельности по заданиям преподавателя;
Методические приемы:
Инструктаж
Самостоятельная практическая работа с использованием учебно-методического материала.
Методы контроля:
Письменный – дает возможность в наиболее короткий срок проверить усвоение учебного материала всей подгруппе (тест)
Устный
Фронтальный опрос – беседа преподавателя с группой
Комбинированный опрос – беседа проводится со всей группой, но на некоторые вопросы выбирается для ответа конкретный студент.
Практический – определяется способность студентов к применению своих теоретических знаний в практической работе на компьютере.
Применение различных методов способствует созданию рабочей обстановки, творческой активности и заинтересованности студентов.
Межмодульные и междисциплинарные связи
Фармакология
Английский язык
Анатомия и физиология человека
Биология
Генетика
Внутридисциплинарные связи
«Глаголы»;
«Выписывание рецептов»;
«Имя существительное. Имя существительное 1-го склонения»
Хронологическая карта занятия
Организационный момент…………………………………………...3 мин.
Контроль исходного уровня знаний……...…………………..…....10 мин.
Мотивация учебной деятельности...………………………………...5 мин.
Изучение нового материала………………..………………..……...10 мин.
Инструктаж к выполнению практической работы………………....5 мин.
Выполнение практической работы под руководством преподавателя….………………………………………………........40 мин.
Закрепление новых знаний……….....………………………….…..10 мин.
Подведение итогов занятия. Рефлексия………..…………….…......5 мин.
Домашнее задание……………………………………………..……..2 мин.
Итого: 90 минут
Этапы планирования занятия
Название этапа | Описание деятельности | Методическое обоснование | Время (мин.) |
Преподаватель | Студенты |
1.Организационный момент | Приветствует обучающихся, проверяет готовность аудитории и студентов к занятию, внешний вид, отмечает отсутствующих. Раздает карточки самооценок (приложение 5) | Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места. Подписывают карточки самооценок. | Организует и дисциплинирует обучающихся, воспитывает аккуратность, ответственность учащихся, самоконтроль. | 3 мин |
2.Контроль исходного уровня знаний | Фронтальный опрос, готовящий студентов к закреплению материала по теме (приложение 1) | Повторяют основные понятия. Имеют возможность пользоваться учебником, конспектами. | Данный этап способствует подготовке закрепления материала. | 10 мин |
3.Мотива-ция учебной деятельно-сти | Сообщает тему занятия. Формулирует перед обучающимися цели и задачи. Мотивирует обучающихся к изучению данной темы. | Записывают дату, тему. Осмысливают план занятия, ставят перед собой цели. | Настраивает на целенаправленную деятельность, активизирует внимание, формирует познавательный интерес к занятию. | 5 мин |
4. Изучение нового материала | Объясняет новый материал. Знакомит студентов с основными понятиями и определениями темы. | Записывают основные определения и команды | Формирование приемов логического мышления, развитие интереса к предмету. | 10 мин |
5. Инструк-таж к выполне-ниюпрактичес-кой работы | Формулирует задание: в тетрадях для практических занятий записать обозначения команд для создания форм. Дает инструкцию по выполнению практического задания на компьютере. | Записывают план действий выполнения задания. | Побуждение студентов к деятельности, формирование познавательного интереса, формирование алгоритма практической деятельности, осмысление этапов занятия, обработка умений и рационально планировать работу. | 5 мин |
6.Выполнениепракти-ческой работы под руковод-ством преподавателя | Контролирует работу студентов, помогает исправить ошибки при выполнении задания, оказывает необходимую помощь, наблюдает за работой подгруппы в целом и за каждым студентом в отдельности. Оценивает, насколько правильно выполнено задание. | Выполняют задания в тетради используя учебно-методическое пособие по данной теме. При необходимости обращаются за помощью к преподавателю. | Отработка умения работы с учебно-методическим пособием. Умение применять приобретенные теоретические знания при выполнении практического задания. Умение находить ошибки и работать над их устранением, приобретение опыта самостоятельных действий при выполнении практического задания. | 40 мин |
7.Закрепление новых знаний | Применяя тестовый контроль, контролирует уровень усвоения урока. (Приложение 3) Следит за работой студентов. | Самостоятель-но решают и письменно отвечают на вопросы теста с последующей сверкой с эталоном ответов (приложение 4) | Закрепление пройденного материала, определение уровня усвоения урока, развивает умение решать тесты. | 10мин |
8.Подведение итогов занятия. Рефлексия | Преподаватель подводит итоги занятия, дает обобщенную оценку знаний и умений учащихся, уровень их пользования компьютером. Выставляет и объявляет оценки, согласно индивидуальной карточке - самооценки студентов. Итоговая оценка за занятие рассчитывается как среднее арифметическое оценок по теории и практике. Знания оцениваются по 5–бальной системе. Дает анализ успешности достижения поставленной цели, перспективы последующей работы. | Студенты принимают участие при подведении итогов. Заполняют карточку самооценки. Слушают преподавателя, обращают внимание на его замечания. | Развивает умение анализировать свои ошибки. Стимулирует интерес к дальнейшему изучению работы на компьютере. | 5 мин. |
9.Домаш-нее задание | Предлагает записать домашнее задание | Записывают домашнее задание. | Домашнее задание дается для закрепления изученного на занятии. | 2мин |
Выводы - заключение Данное методическое пособие может быть использовано преподавателем для проведения практического занятия по дисциплине «Основы латинского языка и медицинской терминологии».
На данном занятии в большей степени внимание отводится самостоятельной работе студентов с учебно-методическим пособием. Студенты используют материал учебно-методического пособия по данной теме, где содержатся обучающие и контролирующие задания, нацеленные на приобретение навыков практической работы.
Знания и умения, приобретенные на занятии, необходимы при дальнейшем изучении клинических дисциплин.
Методы и приемы обучения, используемые на занятии, помогают достижению поставленных целей.
Список использованных источников
1. Учебники 1. Панасенко, Ю. Ф. Основы латинского языка с медицинской терминологией : учебник / Ю. Ф. Панасенко. - Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2021. - 352 с. - ISBN 978-5-9704-6613-1. - Текст : электронный // ЭБС "Консультант студента" : [сайт]. - URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN9785970466131.html 2.Отечественные журналы 1.Журнал «Первая медицинская помощь» 2. Журнал « Сестринское дело» Информационные электронные ресурсы: справочники, словари, обучающие и контролирующие программы, тесты для диагностики уровня знаний.
Приложение 1
Вопросы для вводного контроля
Переведите слова с латинского языка
1 | Hérba |
2 | Аqua |
3 | Phármacon |
4 | Sánguis |
5 | Musculus |
6 | Curare |
7 | Urеthra |
8 | Vena |
9 10 | Ventriculus Infúsum |
Приложение 2
Эталоны ответов вводного контроля:
1 | Hérba | Трава |
2 | Аqua | Вода |
3 | Phármacon | Лекарство |
4 | Sánguis | Кровь |
5 | Musculus | Мышца |
6 | Curare | Лечить |
7 | Urеthra | Мочеиспускательный канал |
8 | Vena | Вена |
9 | Ventriculus | Желудок |
10 | Infúsum | Настой |
Приложение 3
ТЕСТовый контроль
Выберите правильные ответы
1. Укажите слово греческого происхождения:
а) tonsilla
б) simplex
в) dens
г) pharynx
2. Укажите слово, в котором латинская буква «с» произносится как русский звук «к»:
а) processus
б) facies
в) canalis
г) cervix
3. Выделите слово, в котором сочетание “ti” читается как «ци»:
а) ostium
б) inflammatio
в) mixtio
г) digestio
4.Выберите слово с правильной орфографией:
а) trachea
б) thrachea
в) trahea
г) trhachea
5. Выберите слово греческого происхождения с правильной орфографией:
а) zigomaticus
б) hypoplasia
в) hioideus
г) raphe
6. Звук «э» передается (укажите полный ответ):
а) латинским гласным “e”
б) диграфом “ae”
в) гласным “e” и дифтонгами “ae”, “oe”
г) диграфом “oe”
7. Укажите слово, в котором буква “s” произносится как русский звук «з»:
а) dens
б) nasalis
в) pars
г) fissura
8. Буква «с» читается как звук «ц» во всех словах, кроме:
а) coelia
б) cementum
в) facies
г) lacrimalis
9. Укажите слово греческого происхождения:
а) radix
б) collum
в) apex
г) lymphaticus
10. Выберите правильный вариант чтения слова “buccae”:
а) букца
б) букцэ
в) буккаэ
г) буккэ
11. Укажите термин, в написании которого допущена ошибка:
а) capitulum
б) macsila
в) aqua
г) actia
12. Сочетание “ti” читается как «ти» во всех словах, кроме:
а) scientia
б) bestia
в) activatus
г) combustio
13. В каких словах выделенные согласные читаются одинаково:
а) bra – “ch” – ium
б) “h” – umanus
в) an – “g” – ulus
14. Выберите правильно написанное слово:
а) acva
б) cvercus
в) ungvis
г) quinque
15. Буква “s” читается как звук «с» во всех словах, кроме:
а) fossa
б) palatinus
в) os
г) plasma
16. Укажите слово греческого происхождения:
а) fovea
б) cavum
в) hypoglossus
г) tunica
17. Обозначьте слово, в котором сочетание “ti” читается как «ци»:
а) palatinus
б) ostium
в) liquiritia
г) modestia
18. Укажите слово, в котором буква “i” читается как звук «й»:
а) Jodum
б) iecur
в) incisura
г) iater
19. Выберите правильный вариант чтения выделенных букв в слове coccus:
а) кк
б) кц
в) цк
г) цц
20. Выберите правильно написанное слово:
а) qinque
б) frontalis
в) sistema
г) plika
21. Выделенное буквосочетание звучит как звук «э» во всех словах,
кроме:
а) lag-oe-na
б) al-oё
в) oe-dema
г) f-oe-tor
22. Укажите слово, в котором для передачи звука “к” надо писать букву
“к”:
а) auri ... ula
б) mus ... ulus
в) ... utis
г) ... alium
23. Укажите слово, в котором есть звук «г» украинский:
а) lymphaticus
б) nucha
в) humerus
г) thorax
24. Выберите неправильно написанное слово:
а) cortecx
б) orbita
в) canalis
г) pulpa
25. В каком слове выделенное буквосочетание звучит как «х»:
а) rheum
б) homo
в) charta
г) collum
26. Укажите слово, в котором есть звук «ц»:
а) cito
б) caput
в) cuspis
г) columna
27. Сочетание “ngu” читается как «нгв» во всех словах, кроме:
а) sanguis
б) lingua
в) angulus
г) unguis
28. Укажите неправильно написанное слово:
а) apex
б) encefalon
в) lingua
г) radix
29. Укажите слово греческого происхождения:
а) squama
б) lingua
в) hypophysis
г) extremitas
30. Укажите слово, в котором буква «s» читается как «з»:
а) transversus
б) fissura
в) mesenterium
г) dens
Выпишите рецепт на:
300 мл 10% раствора хлористого кальция (Calciichloridum). Назначить по 1 столовой ложке 3 раза в день после еды.
100 мл 10% масляного раствора камфоры (Camphora). Назначить для растирания области сустава.
Приложение 4
Эталоны ответов тестового контроля:
№ | Ответ |
1 | Г |
2 | В |
3 | Б |
4 | Б |
5 | Б |
6 | В |
7 | Б |
8 | Г |
9 | Г |
10 | Б |
11 | Б |
12 | А |
13 | А |
14 | Г |
15 | Г |
16 | В |
17 | В |
18 | Б |
19 | А |
20 | Б |
21 | Г |
22 | В |
23 | А |
24 | В |
25 | В |
26 | А |
27 | В |
28 | Б |
29 | В |
30 | В |
Рецепты
1. Rp.: Sol. Calcii Chloridi 10% – 300 ml
D.S. Внутрь по 1 столовой ложке 3 раза в день после еды.
2. Rp.: Sol. Camphoraeoleosae 10% - 100 ml
D.S. Растирать область сустава ежедневно
Приложение 5
Карточка самооценки студента
Ф.И.О. | Ответы на вопросы вводного контроля | Выполнение практической работы | Тестовый контроль | ИТОГ |
| | | | |
С помощью смайлика, весёлого или грустного оцените свою работу: если вы считаете, что вам ещё нужно поработать над этой темой, то нарисуйте грустного смайлика, если легко справились со всеми заданиями, нарисуйте улыбающийся смайлик: |
Критерии оценок за занятие:
«5 баллов» – 90-100% (9 правильных ответа);
«4 балла» – 80-89% (8 правильных ответа);
«3 балла» – 70-79% (7правильных ответа);
«2 балла» – менее 70% (меньше 7правильных ответа).
«5 баллов» - 100% - Выполнено задание полностью, включая дополнительное задание в точном соответствии с образцом.
«4 балла» - 90% - Задание выполнено полностью, но с небольшими недочетами.
«3 балла» - 80% - Задание выполнено не полностью, без дополнительного задания.
«2 балла» - менее 80% - Студент не справился с заданием
Процент результативности (правильных ответов)
«5 баллов» – 90-100%
«4 балла» – 80-89%
«3 балла» – 70-79%
«2 балла» – менее 70%
Итоговая оценка за занятие рассчитывается как среднее арифметическое оценок по теории и практике.