Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Краснодарский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине ОП 03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Тема «Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы»
Разработала:
преподаватель естественнонаучных дисциплин
Баранова Наталья Владимировна
Краснодар 2020
1. Тема: «Анатомия и физиология сердечно-сосудистой системы»
2. Тип учебного занятия: комбинированный
3. Методическая цель: методика здоровьесберегающего занятия по активизации познавательной деятельности студентов через проектную работу
4. Формируемые образовательные результаты:
Знать:
Уметь:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 14. Сформировать мотивацию здорового образа жизни контингента.
5. Материально-техническое обеспечение учебного занятия
Оборудование:
Доска магнитная,
Компьютер
Наглядные пособия:
Анатомические атласы, модели сердца (цельные и разборные). торс и барельеф человека.
Стенд « Роль сердца в организме человека»
Дидактический материал:
Бланки для ответов
Листки для комментариев
Оценочный лист
Презентации
6.Используемая литература
Большой практикум по физиологии человека и животных. - М.: Высшая школа, 2013. - 408 c.\
Гайворонский, И. В. Нормальная анатомия человека. В 2 томах. Том 2 / И.В. Гайворонский. - М.: СпецЛит, 2011. - 424 c.
Горелова, Л. В. Анатомия в схемах и таблицах. Учебное пособие / Л.В. Горелова, И.М. Таюрская. - М.: Феникс, 2015. - 576 c
Гуровец, Г. В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей / Г.В. Гуровец. - М.: Владос, 2013. - 432 c.
Сапин, М. Р. Анатомия человека. Учебник. В 2 томах. Том 2 / М.Р. Сапин, З.Г. Брыскина. - М.: Academia, 2015. - 352 c.
Синельников, Р. Д. Атлас анатомии человека. В 4 томах. Том 1. Учение о костях, соединении костей и мышцах / Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников, А.Я. Синельников. - М.: Новая Волна, Умеренков, 2015. - 344 c.
Федюкович, Н. И. Анатомия и физиология человека. Учебник / Н.И. Федюкович. - М.: Феникс, 2015. - 512 c.
Интернет-ресурсы:
https://studfiles.net/preview/1148084
http://cardio-ro.ru/заболевания/анатомия-и-физиология-сердца
https://www.kazedu.kz
www.youtube.com
7. Ход учебного занятия (хронокарта)
Содержание | Методические обоснования | Время |
1. Организационная часть (приветствие студентов, проверка санитарного состояния кабинета, соответствие внешнего вида студентов требованиям, отметка отсутствующих на учебном занятии, выясняет причины отсутствия) | Проверяется подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска, расположение аппаратуры). | 3 мин. |
2. Контроль знаний студентов: фронтальный опрос по теме занятия | Проводится индивидуальный письменный опрос с целью определения общей подготовленности группы к занятию в виде блеф-игры. | 10 мин. |
3.Изучение нового материала (приложение) (формирование общих компетенций) 4.Физкультпауза (упражнения на глаза) 5. Изучение нового материала (продолжение) 6.Динамическая пауза (упражнения на шейно-грудной отдел, плечевой пояс) 7. Изучение нового материала (продолжение) 8. Рефлексия | Изучение нового материала проводится методом защиты презентаций страницы сайта «Клуба любителей анатомии и физиологии» по темам разделов: «Роль сердца в организме человека», «Место расположения сердца в организме человека», «Строение сердца», «Работа сердца», «Тоны сердца», «Топография сердца», «Проводящая система сердца» «Регуляция деятельности сердца». После каждой презентации преподаватель задаёт вопросы к группе с целью: - активизации внимания; - установления межпредметных связей; - внутрипредметных связей с ранее изученным материалом; - конкретизации наглядных представлений; - объёмного представления; - зрительного усвоения. Студенты комментируют каждую презентацию в письменном виде на листках для комментариев и оценивают. (приложение) (приложение) (приложение) | 15 мин. 1 мин 15 мин 1 мин. 10 мин. 5 мин. |
9. Закрепление нового материала (приложение) | Закрепление материала проводится при презентации литературного салона сайта и после просмотра проблемного видеоролика. Студенты записывают ответы проблемы в «Бланках для ответов» (приложение). Оценивание ответов проводится в форме взаимоконтроля. На экране эталоны ответов. | 10 мин. |
10. Обобщение материала (мотивация оценок) | Бланки для ответов и листки для комментариев сдают преподавателю. Преподаватель объясняет выставление оценок за «Блеф-игру», решение проблем и презентации после изучения «Комментариев к презентациям разделов и блогов» и взаимоконтроля. Оценки будут объявлены на следующем учебном занятии. | 10 мин. |
11. Домашнее задание: Нарисовать схему кровообращения в организме человека; Составить таблицу мест расположения клапанов и образования тонов сердца; Подготовьте сообщение «Пороки сердца» | Домашнее задание высвечивается на экране в презентации блога модератора сайта. Студенты переписывают с экрана домашнее задание в рабочую тетрадь | 5 мин. |
12. Рефлексия. - подведение итогов учебного занятия - оценивание учебного занятия. | Анализируется работа студентов на учебном занятии Заполняется таблица оценивания занятия (приложение) | 5 мин. |
Заключение
Итогами методической разработки данного учебного занятия является то, что в ходе занятия по проблемам здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни студенты осваивают навыки самостоятельной работы с информацией и активного преобразования и представления её в виде презентаций, совершенствуют практический опыт употребления медицинских терминов в связном рассказе. Во время презентации у студентов формируется опыт восприятия информации, а у студентов, представляющих проект, развиваются и совершенствуются навыки выступления. Элементы рефлексии, предусмотренные на занятии, способствуют развитию умению анализировать, обобщать, сравнивать и обобщать.
На данном учебном занятии преподавателем продемонстрированы следующие приемы здоровьесбережения:
– подготовка помещения к уроку (проветривание, свет, доска и т.д.);
– смена 7 видов учебной деятельности за урок продолжительностью каждого не более 10 мин.);
– применение 4 видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа), норма – не менее трех;
– чередование видов преподавания через 10–15 мин.
- наличие методов, способствующих активизации творческого самовыражения студентов (подготовка презентаций, сообщений, чтение стихотворения, создание сайта);
– правильное применение ТСО: мультимедийная установка для демонстрации презентаций, модем для создания сайта и выхода в интернет;
– наличие физкультминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, гимнастики для глаз, через 20–25 минут учебного занятия по 1 минуте из 3-х легких упражнений;
– наличие вопросов сохранения здоровья в содержательной части учебного занятия;
– наличие мотивации деятельности студентов на учебном занятии (внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация: стремление больше узнать, радость познания, интерес);
– доброжелательный психологический климат на учебном занятии, основанный на педагогике сотрудничества, взаимоотношения преподаватель-студент и студент-студент;
– наличие на учебном занятии эмоциональных разрядок ( афоризм, музыка при демонстрации презентаций);
– достаточная плотность учебного занятия, 80% времени занятия отведено на учебную работу ;
– спокойное завершение учебного занятия.
В целом, занятие призвано повысить мотивацию изучения дисциплины через применение принципов и приемов здоровьесбережения на занятии, в результате чего совершенствуется опыт проектной деятельности студентов.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Вопросы для фронтального опроса
Какие имеются круги кровообращения
Размеры, масса и объем сердца
Назовите камеры сердца
Предсердно-желудочковые клапаны сердца
Клапаны аорты и легочного ствола
Основные свойства сердечной мышцы
Фазы сердечного цикла
Продолжительность одного сердечного цикла
Назвать тоны сердца
Основные зубцы ЭКГ при первом отведении
Назвать составляющие проводящей системы сердца
ПРИЛОЖЕНИЕ
ЛИСТ КОММЕНТАРИИ И ОЦЕНКИ
Название презентации | Комментарии | Оценки |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ
12