Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение "Вязовская Основная Школа"
Методическая разработка учебного занятия
Повторение и обобщение по теме «Местоимение»
Подготовила: учитель
русского языка и литературы
МБОУ "Вязовская ОШ"
Игумнова Мария Михайловна
с.Вязовка Тонкинский район
2020
Цель урока: Повторение и обобщение знаний о местоимении; знание его грамматических признаков, его правописания, синтаксической роли в предложении; практика использования в речи местоимений.
Задачи урока:
Образовательные
Повторение и обобщение теоретических сведений и закрепление практических навыков по теме «Местоимения».
Уметь находить местоимения в тексте, определять их разряд.
Правильно употреблять местоимения в речи.
Распознавать приставки не и ни в отрицательных местоимениях, слитное и раздельное их написание.
Расширять лексический запас учащихся.
Развивающие:
Развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательный интерес к предмету;
развивать орфографическую зоркость, логическое мышление, творческие способности, умение сравнивать, обобщать;
вырабатывать умение практического применения полученных знаний; активизировать самостоятельную работу учащихся.
Воспитательные:
Вызвать чувства интереса к изучаемой теме,
пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;
воспитывать в детях доброжелательность, чувства товарищества, взаимовыручки
Структура урока:
1.Орг.момент, мотивация
2. Целеполагание
3. Обобщение и систематизация знаний.
4. Работа в группах
5. Дифференцированная работа
6. Проверка домашнего задания.
7. Физминутка
8. Работа в парах со взаимной проверкой.
9. Работа с цифровой образовательной средой
10. Употребление в речи, межпредметные связи
11. Домашнее задание
12. Рефлексия деятельности, оценки
Ход урока:
Орг.момент, мотивация:
Здравствуйте, ребята! Рада всех вас видеть. Смотрите, какой интересный гость к нам пришел на урок! Его зовут Лупововон (игрушка). Необычное имя, правда? Загадку его имени мы расшифруем чуть позже. Я надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем, так, что в конце урока каждый из вас оценит себя на хорошую оценку и Лупововон останется довольным! Запишите, пожалуйста, в тетради число – Двадцать первое апреля, Классная работа.
Целеполагание:
Чем мы с вами занимались на прошлых уроках? (отвечают, что изучали местоимения) Правильно, из урока в урок мы изучали различные разряды местоимений и изучили их все. Что нам осталось сделать перед тем, как проверить свои знания на контрольном диктанте? (отвечают) Правильно, нужно повторить и привести наши знания в систему. Этим самым вы обозначили и тему нашего урока – «Повторение и обобщение по теме «Местоимение» и его цель.
Обобщение и систематизация знаний.
А поможет нам вспомнить знания о местоимении наш гость. Давайте запишем его имя в тетрадь, так чтобы каждая буква была на новой строчке. Как вы думаете, что оно обозначает? (предполагают)
В этом имени, а состоит оно из 9 букв, собрались все 9 разрядов местоимений, давайте вспомним их. (записываем на доску)
Л – личные (Я ТЫ МЫ ВЫ ОН ОНА ОНИ.)
У – указательные (ТОТ ЭТОТ СТОЛЬКО ТАКОВ ТА ЭТА ТАКОЙ)
П – притяжательные (ИХ ТВОЙ ЕГО НАШ ВАШ СВОЙ МОЙ.)
О – относительные (КАКОВ КТО СКОЛЬКО ЧТО ЧЕЙ КАКОЙ КОТОРЫЙ.)
В – вопросительные (ЧЕЙ? ЧТО? СКОЛЬКО? КОТОРЫЙ? КАКОВ? КАКОЙ? КТО?)
О – определительные (ВСЯКИЙ ЛЮБОЙ КАЖДЫЙ ВЕСЬ ДРУГОЙ ИНОЙ САМЫЙ)
В – возвратное (СЕБЯ)
О – отрицательные (НИЧЕЙ НИЧТО НИКТО НИСКОЛЬКО НЕЧЕГО НЕКОГО НИКАКОЙ)
Н – неопределенные (НЕКТО КТО-ЛИБО КТО-ТО КОЕ-КТО ЧТО-НИБУДЬ НЕЧТО КОЕ-ЧТО )
4. Работа в группах
Разделитесь на две команды. Здесь на карточках написаны местоимения. Ваша задача брать по одной карточке и магнитами прикреплять их к своему разряду.
Молодцы, ребята! Хорошо потрудились!
Дифференцированная работа:
Что же такое Местоимение? (Отвечают)
Правильно, это часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их.
-- Как изменяются местоимения? (отвечают, что, как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам.)
Задание:
1. Запишите предложения, определите разряд и падеж.
(Сильные учащиеся работают самостоятельно по карточкам.
Слабые учащиеся работают вместе с учителем).Работа в тетрадях и на доске. Запись предложений, нахождение местоимения.
Слабым ученикам
1. Кто много чита..т, тот много зна..т.
2. Исти(н,нн)ая любовь к своей стране немыслима без любви к св..ему
языку.
3. Книги ра(с,сс)кажут тебе о д..леком прошлом.
4. Читала такие книги, которые тревож..т сердце, формируют вкус.
Карточка сильным ученикам.
1.Что в поле ни родит…ся — всё в доме пригодит…ся.
2.Чего в других (не) любиш…, того и сам не делай.
3.Каков мастер, такова и работа.
4.Чья (бы) корова мычала, твоя (бы) молчала.
5.Сколько голов, столько умов.
6.ичем ничего не сделаешь.
7. Что нам честь, коли нечего есть?
6. Проверка Домашнего задания
На дом вам было задано сделать морфологический разбор 2 местоимений. Давайте проверим все ли правильно вы сделали.
7. Физминутка (повторение слитного и раздельного написания):
Слитно – приседаем; раздельно – хлопаем; через дефис – топаем.
Некто, никому, кое-кому, несколько, кое о чем, некоторый, чьи-нибудь, кое из кого, кое-чему, кое с кем, что-нибудь, не у кого.
Какие местоимения пишутся с дефисом?
(Неопределенные местоимения с приставкой кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь пишутся через дефис. Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то пишется отдельно)
В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
(Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, то они в отрицательных местоимениях пишутся раздельно)
Когда в отрицательных местоимениях пишется приставка не , а когда ни? (Под ударением не, без ударения ни)
8. Работа в парах со взаимной проверкой.
Выполняем Тест «Правописание местоимений» по вариантам, затем меняемся, проверяем, ставим друг другу баллы по одному за правильный ответ.
9. Работа с цифровой обучающей средой.
На экран выводятся контрольные задания из РЭШ, совместно выполняем и обсуждаем: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7008/control/1/261027/
10. Употребление в речи, межпредметные связи.
Речь - одна из главных характеристик человека, героя в литературе; местоимения в речи нужно использовать грамотно. Если речь переполнена местоимениями, смысл высказывания может быть непонятен. Как, например послушайте стихотворение А.Барто «Сильное кино»:
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
— Они ползут,
А он им — раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей — раз!
Она им — раз!
Но тут как раз
Её он спас,
Он был с ней
Заодно...
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я еще мала:
Я ничего не поняла.
Но местоимения употребляются не только в русском языке и литературе. В домашней работе вы посмотрите это сами.
11. Домашнее задание. (Ученики записывают в дневники)
Подготовиться к контрольной работе по теме «Местоимение». 2) На выбор: выписать из учебников истории, географии или биологии небольшой текст, найти и подчеркнуть там местоимения и определить их разряд. Или составить кроссворд по теме «Местоимение»
12. Рефлексия деятельности, оценивание
Мы заканчиваем наш урок. Поднимите, пожалуйста, цифру «5» те, кто делал все правильно, хорошо работал на уроке и оценивает себя на оценку «отлично».
Цифру «4» поднимите те, кто работал на уроке, но недостаточно активно или совершал ошибки при выполнении заданий.
Если что-то кому-то не понятно или есть вопросы по уроку поднимите знак вопроса.
Урок окончен. Я надеюсь, что нашему гостю Лупововону все понравилось!
Раздаточный материал.
Тест
Задание № 1.
1.а) Местоимение-это самостоятельная часть речи, которая называет предмет, признак, количество.
б) Местоимение-это служебная часть речи, которая называет предмет, признак, количество.
в) Местоимение-это служебная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество.
г) Местоимение-это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, признак, количество.
2. Постоянные признаки местоимения:
а) Разряд б) Число в) Падеж г) Род
3. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
а) у них, обо мне, я, тебя
б) за ними, мой, себя, тот
в) вам, твой, вас, когда
г) к нам, нами, этот, никто
4.Какую часть речи не может заменить местоимение в тексте?
а) имя существительное б) имя прилагательное
в) глагол г) имя числительное
5.Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
а) местоимения 3-го лица не имеют формы именительного падежа
б) в косвенных падежах к местоимению 3 лица после предлога добавляется согласный Н
в) местоимения 3 лица не имеют формы множественного числа
г) местоимения 3 лица не склоняются
6.Укажите неверное утверждение.
а) возвратное местоимение СЕБЯ принадлежит к группе местоимений-существительных
б) возвратное местоимение СЕБЯ не имеет именительного падежа
в) возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо
г) возвратное местоимение СЕБЯ изменяется по родам
7. Продолжите фразу.
Притяжательные местоимения в предложении обычно бывают…
а) определением б) дополнением в) обстоятельством г) сказуемым
8. В каком ряду все местоимения пишутся через дефис?
(Кое)(у)каких, кто (нибудь), (кое)(при)ком.
Кое(какой), что(либо), чей(то).
(кое)(над)чем, (кое) (с) (кем), что (то)
Кое)(про)кого, (кое)(в)чём, (кое)(для)кого.
9. В каком примере на месте пропуска пишется НЕ?
н…кого не уговорил
н… на что смотреть
н… к кому не обратился
н… в чем не помог.
10. В каком примере на месте пропуска пишется НИ?
н… в чем разочаровываться.
н…чем не удивил.
н.. для кого стараться.
н…чего спросить.