Методическая разработка открытого урока по технологии в 5 классе на тему: «Украшение одежды вышивкой»
учитель О.В. Косова МКОУ школа- интернат №10
г. Нижний Новгород
2018 год
- Тема урока: «Украшение одежды вышивкой»
Цель; Ознакомить учащихся с историей вышивки, инструментами и материалами для вышивания, развивать навыки по организации рабочего места, совершенствовать эстетический вкус, моторику мелких мышц пальцев рук, аккуратность, внимание.
Дидактический материал:
Таблицы:
-Инструменты и материалы для вышивки
-Технологическая последовательность вышивания
-Ручные швы
Раздаточный материал;
Технологические карты:
-Подготовка к вышивке
-Инструменты и материалы для вышивки
Технические средства:
-Ноутбук
Ход занятия.
1.Организационный момент, рапорт дежурного.
2.Повторение пройденного.
Вышивка имеет многовековую историю. На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Её выполняли льняными, шерстяными, шёлковыми, золотыми и серебряными нитями, а также жемчугом ,блёстками, драгоценными камнями. В русских селениях обучать девочку прядению, ткачеству, вышивке начинали с пятилетнего возраста. К пятнадцати годам девушка должна была своими руками приготовить приданое, украсив его вышивкой. Соответственно своему назначению каждая вещь имела особый характер декоративного украшения. В течении нескольких столетий у русского народа сложились определённые приёмы выполнения вышивки. Русские крестьянки бережно хранили секреты и особенности вышивки своей местности, постоянно пополняя и развивая её. В русской вышивке особое внимание уделяется геометрическому орнаменту, изображению растений и животных. Отличительной чертой орнамента является чередование повторяющихся элементов, узоров, гармоничность всех его частей.
3.Игра для повторения правил техники безопасности при выполнении вышивки.
Задание:
Назови правила техники безопасности, используя опорные слова.
- травма
- наперсток
- иголки
- игольница
- ножницы
рабочее место
4. Подготовка к работе.
- подготовить необходимые инструменты и материалы
- отутюжить ткань
- выровнять срезы и обметать их
- заправить ткань в пяльцы
5. Требования к переводу рисунка на ткань
- рисунок на ткани яркий и чёткий
- контур изображения непрерывный
- линии рисунка вышивки чёткие, ровные, плавные.
6.Уход за изделиями с вышивкой.
- стирать изделие с вышивкой нужно в тёплой воде, нельзя замачивать и кипятить
- полоскать изделие в холодной воде
-утюжить изделие во влажном состоянии с изнаночной стороны
7.Сообщение нового материала
В течении нескольких столетий у русского народа сложились определённые традиции в выполнении вышивки для украшения одежды. Познакомимся с простейшим способом вышивки – ручным, который считается основой вышивки. Для украшения фартука можно использовать различные швы:
-шов вперёд иголку
- шов шнурок
стебельчатый шов
Шов вперёд иголку выполняют по прямой или изогнутой линии движением иглы справа налево. Это ряд стежков и пропусков одной длины. Длина стежка может быть разной. Шов выполняют по счёту нитей ткани.
Шов шнурок выполняют в два приёма. Сначала по прямой линии прокладывают стежки шва вперёд иголку. Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. После этого иглу с ниткой подводят под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань.
Стебельчатый шов представляет собой сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Выполняют его по намеченной линии снизу вверх. Каждый новый стежок начинают из середины предыдущего. Рабочая нитьдолжна быть всегда с одной стороны от шва. Все стежки должны быть одинаковой величины.
Задание:
- перевести рисунок на ткань фартука
- заправить изделие в пяльцы
- выполнить вышивку выбранным швом согласно технологической карте
8.Игра для развитие внимания.
Разложить инструменты и материалы для работы: нитки мулине, ножницы, иголки, сантиметровую ленту, карандаши, наперсток, копировальную бумагу.
Задание:
На запоминание предметов 30 секунд. Один предмет убирается, необходимо определить, какой предмет убран.
9.Выставление оценок и их комментирование.