Тема: «Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне»
Цель: закрепить умения проверять парную согласную на конце и перед согласными в корне.
Задачи:
развивать умения на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне;
развивать умение работать самостоятельно, в группах;
активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов;
воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
Предметные результаты:
*Осваивают основные понятия и правила (в объеме изучаемой темы); овладевают умениями находить, опознавать, сравнивать, классифицировать звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка, применять знания фонетического материала при использовании правил правописания.
Личностные результаты:
*Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия:
* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.
* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями
выполнения, результатом действий на определённом этапе.
Познавательные универсальные учебные действия:
* Ориентироваться в учебном материале:
* Работать по заданиям, уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для парных звонких или глухих согласных.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с
другом, учитывая конечную цель урока.
Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки для индивидуальной работы.
Ход урока:
Организационный момент (2 мин)
– Ребята, прозвенел звонок. Сегодня у нас не простой урок, открытый. И к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их.
– Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.
– Ребята, какое время года сейчас? (Осень)
– А какая погода осенью обычно? (Холодно, идет дождь, дует ветер)
– А так хочется тепла, правда?
– А что дарит нам тепло, хорошее настроение? (Солнышко)
– У нас есть солнышко, которое согреет нас сегодня. Но что у него не хватает? (Лучиков)
– Правильно! А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы у солнышка появились лучики? (Хорошо работать на уроке, отвечать, выполнять правильно задания).
Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (6 мин)
– Открыли рабочие тетради и запишите число «Тридцатое ноября», «Классная работа». [ф] [т]
– Запишите предложение: «Мать, чья любовь не знает преград…»
– Так писал русский писатель М. Горький (Восславим женщину – МАТЬ, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни!).
– Выделите грамматическую основу в предложении. Какими частями речи выражены? (Сущ., гл.)
– Что такое имя существительное? Глагол?
– Сколько грамматических основ в предложении? (1)
– Какое это предложение, если в нём одна грамматическая основа? (Простое)
– А какое предложение является сложным? (В котором 2 и более грам. основ)
– Какие орфограммы мы встретили в этом предложении? (правописание «ь», правописание разделительного «ь», не с глаголами пишется отдельно, парная звонкая-глухая согласная в конце слова.)
– В слове «любовь» какой звук слышим на конце? ([ф])
– А в слове «преград»? ([т])
– Как называются эти звуки: [в]-[ф], [д]-[т]? (парные звонкие-глухие согласные)
– А какие еще вы знаете парные звонкие-глухие согласные? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание.
Постановка учебной задачи (6 мин) (самостоятельно)
– Буквы не стоят парами. Установи соответствия. Соедините буквы, которые соответствуют парным согласным звукам (на карточке у каждого учащегося и на слайде).

Б К

В Т
Г П
Д Ф

Ж С
З Ш
– Посмотрите теперь на следующую таблицу парных согласных.
– Назовите правильно твердые и мягкие звуки.
бб – пп
вв – фф
гг – кк
дд – тт
ж – ш
зз – сс
– Чем отличается произношение звонкого согласного звука от глухого? (проверка горлом)
– Какая пара букв отличается от других пар? (ж-ш)
– Почему? (нет пары по мягкости).
– Они всегда какие? (твердые)
ж/ш
– Какое правило вы знаете, связанное с этими буквами? (жи-ши пиши с буквой и)
– Запишем эти слоги.
жи ши
– На парте у вас лежат слова. Вам нужно собрать их в пословицу. (работа в парах).
дру_ка, родная, нет, мату__ка, чем, лучшего
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
– Объясните пословицу. (Мать – лучший друг человека. Она и простит, и пригреет, нет человека, который любит своего ребенка больше, чем мать, причем в любом возрасте.)
– В каких словах пропущены буквы? (дружка, матушка)
– Какие буквы вставили? (дружка – ж, матушка – ш)
– Докажите. (Нужно подобрать проверочные слова дружка – дружок, матушка – (нет) матушек).
– Какая орфограмма спряталась в этих словах? (Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне)
– Матушка, мама, мамочка. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас. Последнее воскресенье ноября мы отмечаем праздник День Матери. Дети – самое дорогое для мамы. Счастье матери в счастье их детей. Мама – первый учитель и друг, причем самый близкий. Она всегда поймет нас, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды.
– Дети, давайте вместе подумаем, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке.
– Какова тема урока?
– Какую цель ставим перед собой?
– Какие задачи?
– Верно, мы будем закреплять умения проверять парную согласную на конце и в середине слов, развивать умения на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне и в середине слова; развивать умение работать самостоятельно, в парах, группах; воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.
Проверка домашнего задания
– Вам было задано домашнее задание.
– Какую работу необходимо было выполнить?
Образец: складывать – склад. Складывать, следить, перевозить, входить, бегать, шагать. |
Работа по теме урока (8 мин)
– Следующая работа со словосочетаниями.
– Прочитайте.
Жи(д,т)кая каша,
ре(з,с)кий ветер,
ре(д,т)кий ле(з,с),
сла(д,т)кие пиро(ж,ш)ки,
гла(д,т)кая доро(ж,ш)ка,
мя(г,к)кий хле(б,п).
– Как вы думаете, что мы будем выполнять в этом задании? (вставлять нужные буквы)
– Как называются буквы в скобках? (парные звонкие - глухие согласные)
– Объясните, с какой орфограммой будем сейчас работать. (С парной звонкой - глухой согласной.)
– Для того, чтобы вспомнить, как проверить парную согласную, попробуйте из данных вразброс карточек составить это правило. (работа в парах)
Чтобы проверить | Или подобрать однокоренное слово, так |
нужно изменить слово | чтобы после согласного |
парную согласную | стоял гласный звук или согласные звуки [н], [л], [м], [р], [в]. |
– Прочитайте правило хором.
– Итак, запишем словосочетания, подбирая устно проверочные слова и доказывая правильное написание слов с данной орфограммой, выделяя корень слова.
– Ребята, а где в слове была эта орфограмма? (В конце слова и перед согласными в корне.)
– Зачитайте слова с изученной орфограммой в конце слова, перед согласными в корне.
Физкультминутка (1 мин)
«Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
(Поднять руки вверх. Потянуться)
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)
Хорошо, хорошо,
Солнышко смеется.
А под солнышком нам
Весело живется.
(Хлопать в ладоши. Улыбаться)
Первичное закрепление (7 мин)
– Ребята, откройте учебники на с. 114 упр. 216
– Прочитайте. Измените слова так, чтобы на конце этих слов был парный по глухости-звонкости согласный звук.
– Запишите. Подчеркните букву, обозначающую этот звук в проверочном и проверяемом словах.
– Какое слово будет сначала? (проверочное)
– А после? (проверяемое)
Хороший – хорош, свежий – свеж, слабый – слаб;
Сберегу – сберег, отнесу – отнес, отвезу – отвез;
Много ягод, слёз, книги – книг, лужи – луж.
– С какой орфограммой сейчас работали? (С парной звонкой - глухой согласной.)
– В какой части слова мы встретили данную орфограмму? (В конце слова)
– Давайте еще раз повторим, как проверить парную звонкую-глухую согласную? (рассказывают правило)
Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин).
– Подчеркните нужную букву и запишите проверочные слова (индивидуальная работа на карточках).

– Поднимите руку, у кого так. У кого нет ошибок?
– Какое правило помогло справиться вам с заданием? Расскажите его.
Рефлексия. Итог урока (4 мин)
– Над какой темой работали?
– Удалось ли решить поставленные задачи?
– Когда могут пригодиться полученные знания?
– Оцените себя (светофор).
– Я поздравляю вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх. Отлично все поработали. (Оценивание обучающихся с комментированием.)
– Посмотрите, как у нас засветило ярко солнышко! Оно подарило нам хорошее настроение, улыбки на ваших лицах и на душе стало тепло. Я хочу, чтоб этим теплом и радостью вы поделились с самым близким человеком – мамой!
Домашнее задание (1 мин)
– Домашнее задание (на доске):
1. Вариант (для слабых учащихся) (репродуктивное):
– с. 114 упр. 217 (подобрать заголовок к стихотворению, списать, выбирая нужную букву из скобок.)
2. Вариант (для сильных учащихся) (творческое):
– Придумать продолжение стихотворения о том, кто с кем дружит.
– Молодцы. Спасибо за урок.