СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка. Урок русского языка. Тема: "Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке рассматривается правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка. Урок русского языка. Тема: "Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне"»

Тема: «Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне»

Цель: закрепить умения проверять парную согласную на конце и перед согласными в корне.

Задачи:

  • развивать умения на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне;

  • развивать умение работать самостоятельно, в группах;

  • активизировать словарный запас учащихся при подборе проверочных слов;

  • воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.

Предметные результаты:

*Осваивают основные понятия и правила (в объеме изучаемой темы); овладевают умениями находить, опознавать, сравнивать, классифицировать звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка, применять знания фонетического материала при использовании правил правописания.

Личностные результаты:

*Проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности; ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия:

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и

самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

* Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями

выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия:

* Ориентироваться в учебном материале:

  • определять круг своего незнания;

  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

* Работать по заданиям, уметь находить и подбирать проверочные слова по правилам корня: для парных звонких или глухих согласных.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с

другом, учитывая конечную цель урока.

Оборудование: учебник, тетрадь, презентация, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 мин)

– Ребята, прозвенел звонок. Сегодня у нас не простой урок, открытый. И к нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их.

– Давайте улыбнемся друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом.

– Ребята, какое время года сейчас? (Осень)

– А какая погода осенью обычно? (Холодно, идет дождь, дует ветер)

– А так хочется тепла, правда?

– А что дарит нам тепло, хорошее настроение? (Солнышко)

– У нас есть солнышко, которое согреет нас сегодня. Но что у него не хватает? (Лучиков)

– Правильно! А как вы думаете, что нужно сделать, чтобы у солнышка появились лучики? (Хорошо работать на уроке, отвечать, выполнять правильно задания).

  1. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (6 мин)

– Открыли рабочие тетради и запишите число «Тридцатое ноября», «Классная работа». [ф] [т]

– Запишите предложение: «Мать, чья любовь не знает преград…»

– Так писал русский писатель М. Горький (Восславим женщину – МАТЬ, чья любовь не знает преград, чьей грудью вскормлен весь мир! Все прекрасное в человеке - от лучей солнца и от молока Матери, - вот что насыщает нас любовью к жизни!).

– Выделите грамматическую основу в предложении. Какими частями речи выражены? (Сущ., гл.)

– Что такое имя существительное? Глагол?

– Сколько грамматических основ в предложении? (1)

– Какое это предложение, если в нём одна грамматическая основа? (Простое)

– А какое предложение является сложным? (В котором 2 и более грам. основ)

– Какие орфограммы мы встретили в этом предложении? (правописание «ь», правописание разделительного «ь», не с глаголами пишется отдельно, парная звонкая-глухая согласная в конце слова.)

– В слове «любовь» какой звук слышим на конце? ([ф])

– А в слове «преград»? ([т])

– Как называются эти звуки: [в]-[ф], [д]-[т]? (парные звонкие-глухие согласные)

– А какие еще вы знаете парные звонкие-глухие согласные? Для этого я вам предлагаю выполнить следующее задание.

  1. Постановка учебной задачи (6 мин) (самостоятельно)

– Буквы не стоят парами. Установи соответствия. Соедините буквы, которые соответствуют парным согласным звукам (на карточке у каждого учащегося и на слайде).

Б К

В Т

Г П

Д Ф

Ж С

З Ш

– Посмотрите теперь на следующую таблицу парных согласных.

– Назовите правильно твердые и мягкие звуки.

бб – пп

вв – фф

гг – кк

дд – тт

ж – ш

зз – сс

– Чем отличается произношение звонкого согласного звука от глухого? (проверка горлом)

– Какая пара букв отличается от других пар? (ж-ш)

– Почему? (нет пары по мягкости).

– Они всегда какие? (твердые)

  • Запись в тетрадь.

ж/ш

– Какое правило вы знаете, связанное с этими буквами? (жи-ши пиши с буквой и)

– Запишем эти слоги.

жи ши

– На парте у вас лежат слова. Вам нужно собрать их в пословицу. (работа в парах).

дру_ка, родная, нет, мату__ка, чем, лучшего

Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

– Объясните пословицу. (Мать – лучший друг человека. Она и простит, и пригреет, нет человека, который любит своего ребенка больше, чем мать, причем в любом возрасте.)

– В каких словах пропущены буквы? (дружка, матушка)

– Какие буквы вставили? (дружка – ж, матушка – ш)

– Докажите. (Нужно подобрать проверочные слова дружка – дружок, матушка – (нет) матушек).

– Какая орфограмма спряталась в этих словах? (Правописание слов с парными по глухости - звонкости согласными на конце слов и перед согласными в корне)

– Матушка, мама, мамочка. Сколько тепла таит это магическое слово, которое называет самого дорогого, близкого, единственного человека. Материнская любовь греет нас до старости. Мама учит нас быть мудрыми, дает советы, заботится о нас, оберегает нас. Последнее воскресенье ноября мы отмечаем праздник День Матери. Дети – самое дорогое для мамы. Счастье матери в счастье их детей. Мама – первый учитель и друг, причем самый близкий. Она всегда поймет нас, утешит, поможет в трудную минуту, защитит, оградит от беды.

– Дети, давайте вместе подумаем, чем же мы будем заниматься сегодня на уроке.

– Какова тема урока?

– Какую цель ставим перед собой?

– Какие задачи?

– Верно, мы будем закреплять умения проверять парную согласную на конце и в середине слов, развивать умения на слух и зрительно находить изученные орфограммы в слове, проверять написание слов с парными по глухости-звонкости согласными в корне и в середине слова; развивать умение работать самостоятельно, в парах, группах; воспитывать доброту, искренность, любовь и уважение к матери.

  1. Проверка домашнего задания

– Вам было задано домашнее задание.

– Какую работу необходимо было выполнить?

  • Подбери к данным словам однокоренные слова, которые будут отвечать на вопрос что? Напиши.

Образец: складывать – склад.

Складывать, следить, перевозить, входить, бегать, шагать.

  • Какое из однокоренных слов является проверочным? Почему?

  1. Работа по теме урока (8 мин)

  • Работа со словосочетаниями (работа у доски).

– Следующая работа со словосочетаниями.

– Прочитайте.

Жи(д,т)кая каша,

ре(з,с)кий ветер,

ре(д,т)кий ле(з,с),

сла(д,т)кие пиро(ж,ш)ки,

гла(д,т)кая доро(ж,ш)ка,

мя(г,к)кий хле(б,п).

– Как вы думаете, что мы будем выполнять в этом задании? (вставлять нужные буквы)

– Как называются буквы в скобках? (парные звонкие - глухие согласные)

– Объясните, с какой орфограммой будем сейчас работать. (С парной звонкой - глухой согласной.)

– Для того, чтобы вспомнить, как проверить парную согласную, попробуйте из данных вразброс карточек составить это правило. (работа в парах)

Чтобы проверить

Или подобрать однокоренное слово, так

нужно изменить слово

чтобы после согласного

парную согласную

стоял гласный звук или согласные звуки [н], [л], [м], [р], [в].

– Прочитайте правило хором.

– Итак, запишем словосочетания, подбирая устно проверочные слова и доказывая правильное написание слов с данной орфограммой, выделяя корень слова.

– Ребята, а где в слове была эта орфограмма? (В конце слова и перед согласными в корне.)

– Зачитайте слова с изученной орфограммой в конце слова, перед согласными в корне.

  1. Физкультминутка (1 мин)

«Солнышко»

Вот как солнышко встает,

Выше, выше, выше.

(Поднять руки вверх. Потянуться)

К ночи солнышко зайдет

Ниже, ниже, ниже.

(Присесть на корточки. Руки опустить на пол)

Хорошо, хорошо,

Солнышко смеется.

А под солнышком нам

Весело живется.

(Хлопать в ладоши. Улыбаться)

  1. Первичное закрепление (7 мин)

  • Работа по учебнику (коллективная работа)

– Ребята, откройте учебники на с. 114 упр. 216

– Прочитайте. Измените слова так, чтобы на конце этих слов был парный по глухости-звонкости согласный звук.

– Запишите. Подчеркните букву, обозначающую этот звук в проверочном и проверяемом словах.

– Какое слово будет сначала? (проверочное)

– А после? (проверяемое)

  1. Хороший – хорош, свежий – свеж, слабый – слаб;

  2. Сберегу – сберег, отнесу – отнес, отвезу – отвез;

  3. Много ягод, слёз, книги – книг, лужи – луж.

– С какой орфограммой сейчас работали? (С парной звонкой - глухой согласной.)

– В какой части слова мы встретили данную орфограмму? (В конце слова)

– Давайте еще раз повторим, как проверить парную звонкую-глухую согласную? (рассказывают правило)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой (6 мин).

– Подчеркните нужную букву и запишите проверочные слова (индивидуальная работа на карточках).


– Поднимите руку, у кого так. У кого нет ошибок?

– Какое правило помогло справиться вам с заданием? Расскажите его.

  1. Рефлексия. Итог урока (4 мин)

– Над какой темой работали?

– Удалось ли решить поставленные задачи?

– Когда могут пригодиться полученные знания?

– Оцените себя (светофор).

– Я поздравляю вас, вы поднялись еще на одну ступеньку знаний вверх. Отлично все поработали. (Оценивание обучающихся с комментированием.)

– Посмотрите, как у нас засветило ярко солнышко! Оно подарило нам хорошее настроение, улыбки на ваших лицах и на душе стало тепло. Я хочу, чтоб этим теплом и радостью вы поделились с самым близким человеком – мамой!

  1. Домашнее задание (1 мин)

– Домашнее задание (на доске):

1. Вариант (для слабых учащихся) (репродуктивное):

– с. 114 упр. 217 (подобрать заголовок к стихотворению, списать, выбирая нужную букву из скобок.)

2. Вариант (для сильных учащихся) (творческое):

– Придумать продолжение стихотворения о том, кто с кем дружит.

– Молодцы. Спасибо за урок.