Методическая разработка урока
Русский язык 5 класс
Урок развития речи
Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию по личным впечатлениям
« Снег да снег кругом…»
Автор: учитель русского языка и лит-ры: Долгих Т.В.
Русский язык 5 класс
Урок развития речи
Тема урока: Подготовка к сочинению- описанию по личным впечатлениям
« Снег да снег кругом…»
Цель урока: подготовка учащихся к написанию сочинения по личным впечатлениям.
Задачи урока:
1) образовательные: повторить речеведческие понятия « текст», « тема и идея текста»,закрепить навыки использования художественных средств при создании текстов, отработать навыки определения стиля и типа речи.
2) развивающие: развитие устной речи, обогащение словарного запаса учащихся, развитие внимания и памяти, развитие образного мышления учащихся.
3) воспитательные: воспитание любви к природе, эстетического вкуса , наблюдательности.
Оборудование: компьютер, проектор.
Музыкальная иллюстрация «Первый вальс» П. И. Чайковского
Приложения к уроку
Ход урока.
1.Мотивационный этап
Вступительное слово учителя.
Зима только пришла, но почувствовали её холодное дыхание. Уж очень щедрой она оказалась на мороз. А вот снега нынче мы ждали долго. Унылой, сиротливой казалась природа осенью без снега. Проснёшься утром и поскорей смотришь в окно: не выпал ли , наконец-то, снег. И вот , дождались.
Снег да снег. Всю избу занесло.
Снег белеет кругом по колено!
Так морозно, свежо и бело!
А. Блок
Давайте же отправимся в путешествие по этому беспредельному , великолепному , пышному царству и возьмём в попутчики чуткий слух музыканта, пристрастный взгляд натуралиста, зоркий- художника. Пусть вместе с нами будет яркое образное слово писателя и поэта.
На фоне музыки учитель читает текст Б. Петрова « Разговор о снеге» (приложение №1) слайд №1 презентации
Вот и мы с вами сегодня постараемся на уроке научиться передавать красоту окружающего мира, находя слова , достойные того, чтобы отразить его неповторимость.
2. Эвристическая беседа по вопросам для наблюдения.
По моей просьбе вы наблюдали за снегом. Поделитесь с нами своими наблюдениями: 1) Каков снег? Всегда ли он одинаков? 2) От чего зависит состояние, вид снега ? ( Слайд № 2)
Молодцы, ребята! Результаты своих наблюдений постарайтесь отразить в своих сочинениях.
3.Работа по повторению признаков стилей и типов речи
В художественной литературе есть очень много описаний снега. Сейчас представьте себя в роли редактора детского художественного журнала.
Вам принесли две заметки о снеге. Какую из них вы поместите в своём журнале и почему? ( слайд №3)
Какие стили речи вы знаете? Какие типы речи помните? Какой лучше использовать при создании вашего сочинения о снеге?
4. Работа с художественными текстами .
Сейчас, ребята , послушайте, как рисуют картину первого снега поэты и писатели. Ученики читают стихи, учитель текст.( Приложение № 2
слайд № 4)
Как описывается первый снег в этих произведениях? Поделитесь своими впечатлениями.
Наша задача- не просто описать снег в сочинении, а постараться создать словесную картину о снеге.
Оказывается, ребята, у снега может быть несколько названий.
( Опережающее задание)
Подготовленные ученики читают разбитый на отрывки текст Н .Надеждиной
« Снежные слова»( приложение № 3) Слайд №5
Ребята, мальчики прочитали три отрывка, Можно ли их ,вместе взятые назвать текстом? Почему? Что их объединяет? Какова тема этого текста?
Какова его основная мысль?
Какие новые названия снега вы услышали в тексте?
Вы уже заметили, как нелегко бывает найти нужное слово, чтобы передать собственное впечатление, поделиться с читающим или слушающим своё настроение. Давайте поможем в этом поиске друг другу, обогатим нашу речь, используя находки мастеров слова. Вспомните, какие художественные средства делают нашу речь наиболее выразительной? Найдите в данных отрывках средства художественной выразительности. ( слайд № 6-8)
5. Лексическая зарядка. Работа в группах
1 ряд- назовите определения для слова «снег»
2 ряд – глаголы, передающие определения снега.
Подберите к слову « блестеть» слова- синонимы.
6. Посмотрим на снег глазами художника .
Выступление учителя рисования
( Приложение № 4 ) слайд № 9 .
7. Обобщение
Чтобы наиболее стройно , логично, красиво организовать изложение наших мыслей на бумаге, давайте обратимся к плану.( Слайд № 10)
8. Рефлексия
Подведение итогов урока. Давайте оценим материал, собранный сегодня на уроке для написания сочинения. Поможет он вам в написании сочинения дома? Оцените свою работу на уроке.
Приложение№1
Б. Петров « Разговор о снеге»
Вдруг земля становиться белой. На долгие месяцы. Покрыта чем-то пушистым, холодным, духовитым. Снег. Снега. Белы снеги, снегурка, снежень, снеговик… снега во всю Россию.
Сами эти слова своим звучанием вызывают у меня ощущение, будто возносишься на качелях.
Представляются вдруг молчаливые заснеженные просеки, оснеженные поля с тёмными лесными островами.
Снег ты наш, снежище, снежик.. Снега во всю Россию.
Приложение № 2
Первый снег. Он лежит словно просто для красоты, чтобы подчеркнуть, как черна , напившаяся осенней воды земля, как озимое поле свежо сверкает.
Небо серое, снежок белый и лёгкий, словно на акварельном рисунке.
Приложение № 3
Н. Надеждина
« Снежные слова»
Уже с неба снег падает по –разному. Если снежинки слипаются на лету . мы говорим