МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
по теме: «Общие указания к построению эпюр поперечных сил
и изгибающих моментов»
Разработал: преподаватель профессиональных дисциплин
Шмакова Оксана Васильевна
2022г.
Введение
Выпускаемые в настоящее время изделия работают в очень тяжелых эксплуатационных условиях. Обслуживание и ремонт изделий требуют твёрдых знаний от специалистов в области определения нагрузок, пределов и запаса прочности материалов, правильного выбора деталей при их замене, что будет способствовать повышению качества обслуживания и ремонта и увеличения ресурса работы машин и механизмов.
Методическая разработка учебного занятия на тему «Общие указания к построению эпюр поперечных сил и изгибающих моментов» по дисциплине ОП. 02 «Техническая механика» предназначена для обучающихся 2 курса, специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что данные понятия и методы позволяют сформировать у обучающихся опорную базу для дальнейшего продуктивного изучения целого ряда технических дисциплин профессиональных модулей.
В ходе учебного занятия предусматривается использование:
компьютерных и мультимедийных технологий;
мультимедийного проектора;
ноутбука;
объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения;
раздаточных материалов.
В ходе изучения темы «Общие указания к построению эпюр поперечных сил и изгибающих моментов» у обучающихся должны быть сформированы следующие компетенции:
профессиональные: прогнозирование отказов, определение ресурсов, обнаружение дефектов сельскохозяйственной техники и оборудования;
общие:
понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса;
умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
умение осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
использование информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности.
Данное занятие способствует формированию навыков работы в коллективе, работы со справочной литературой, развитию творческого и логического мышления, умению самостоятельно принимать решения, формированию практических навыков при выполнении расчетных заданий, воспитанию чувства ответственности к выполнению профессиональных обязанностей.
ПЛАН УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по дисциплине: ОП. 02 «Техническая механика»
Тема занятия: Общие указания к построению эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.
Цели:
методическая: Усовершенствование методики изучения нового материала.
дидактическая: Ознакомить студентов с основными понятиями и определениями, изучить методы расчета и проверки балок на прочность.
развивающая: развивать пространственное воображение обучающихся, способствовать развитию логического мышления при решении задач, развивать умения работы с книгой, ведения дискуссии, работать в заданном темпе.
воспитательная: Формировать умение принимать самостоятельные решения в различных ситуациях при решении проблемных задач.
Тип занятия: Урок совершенствования знаний и изучения нового материала
Вид занятия: лекция
Форма проведения занятия: фронтальная, индивидуальная.
Междисциплинарные связи: математика, детали машин, материаловедение.
Средства обучения: ноутбук; проектор; презентация, видео; тестовые задания, учебники.
Литература:
1.Л.И.Вереина, М.М.Краснов Техническая механика: учебник для студентов СПО/ Л.И.Вереина, М.М.Краснов -5-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2021 – 352 с.
2.А.А.Эрдеди, Н.А.Эрдеди Техническая механика: учебник для студентов СПО/ А.А.Эрдеди, Н.А.Эрдеди -7-е изд.,стер.-М.: Издательский центр «Академия», 2021 – 528
Ход занятия
Организационный момент. (14 мин)
Приветствие обучающихся. Проверка присутствия обучающихся. Опрос домашнего задания.
Фронтальный устный опрос (Слайд 3-9)
Ч
то такое изгиб?
Предполагаемый ответ: Изгибом называется такой вид нагружения, при котором в поперечном сечении бруса возникает внутренний силовой фактор —изгибающий момент.
Брус, работающий на изгиб, называют…
Предполагаемый ответ: балкой.
И
згиб, при котором в поперечном сечении бруса возникает изгибающий момент и поперечная сила, называется…
Предполагаемый ответ: поперечный изгиб.
Когда поперечная сила считается положительной?
П
редполагаемый ответ: Поперечная сила в сечении считается положительной, если она стремится развернуть сечение по часовой стрелке.
К
огда изгибающий момент считается отрицательным?
Предполагаемый ответ: Если действующие на участке внешние силы стремятся изогнуть балку выпуклостью вверх, то изгибающий момент считается отрицательным.
Какой вид изгиба представлен на рисунках?
Предполагаемый ответ: Прямой и косой изгибы.
Н
азовите вид нагружения, изображенный на рисунках?
Предполагаемый ответ: сосредоточенная и распределенная нагрузки.
Подведение итогов проверки знаний. (2 мин)
Оценивание ответов обучающихся.
Сообщение темы занятия, постановка целей и задач занятия. Изложение нового материала, применяемая методика (45 мин)
Тема: ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ К ПОСТРОЕНИЮ ЭПЮР ПОПЕРЕЧНЫХ СИЛ И ИЗГИБАЮЩИХ МОМЕНТОВ (Слайд 10)
Цели занятия (Слайд 11):
2.1 Общие указания к построению эпюр поперечных сил и изгибающих моментов;
2.2 Правила построения эпюр.
Механика – одна из древнейших наук (от греческого mechanike (techne) -искусство построения машин).
Все, куда бы ни взглянул человек, связано с механикой. Без знаний законов механики, умения применять их на практике невозможно представить современного инженера.
Чтобы выполнить расчет на прочность изгибаемого элемента – валы, оси, балки, -следует знать и правильно применять правила построения эпюр поперечных сил и изгибающих моментов. Эти знания необходимы для проверки правильности построения эпюр, определения критических точек, что позволяет избежать аварийных ситуаций на производстве.
2.1 Общие указания к построению эпюр поперечных сил и изгибающих моментов;
В предыдущей лекции было установлено, что при прямом поперечном изгибе в поперечных сечениях бруса (балки) возникают два внутренних силовых фактора: поперечная сила Q и изгибающий момент М.
Поперечной силой Q называется равнодействующая внутренних касательных сил, возникающих в поперечных сечениях бруса.
Изгибающим моментом М называется результирующий момент внутренних нормальных сил, возникающих в поперечных сечениях бруса, взятый относительно нейтральной оси этого сечения.
Определяя поперечную силу
и изгибающий момент
в различных сечениях балки, мы видим, что их значения изменяются по длине балки в зависимости от вида нагрузок и места их приложения. При расчетах часто бывает важно знать изменение Q и Мz в сечениях по всей длине балки, а этого можно достичь построением графиков–эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.
Знание методики расчета конструкций на изгиб необходимо для организации качественной эксплуатации и эффективного проведения ремонтов горного оборудования в объёмах компетентности техника в его дальнейшей работе как специалиста.
Данный вид нагружения широко распространён на производстве. Вы, как специалисты, для обеспечения безаварийной работы предприятия, должны уметь определять пиковые нагрузки и при необходимости определить опасный участок нагружения и максимальную нагрузку на этом участке.
Предлагаю для наглядности посмотреть подборку видеосюжетов с оборудованием, для которого может возникнуть необходимость определения величины поперечных сил и изгибающих моментов.
Грузоподъемные машины
Грузоподъемные машины предназначены для подъема и перемещения грузов на незначительные расстояния в пространстве, ограниченном зоной промышленного предприятия, обслуживаемого машиной. В современном производстве широко применяют различные грузоподъемные машины, однако наибольшее распространение получили грузоподъемные краны.
Козловые краны (Видео слайд 12).
В зависимости от конструкции самого крана, данные подъемно-транспортные механизмы позволяют перемещать и складировать грузы разной массы и формы. Козловой кран используется только вне помещений. Рельсовый путь расположен на земле. Высота подъема груза колеблется от 7 до 38 метров, длина пролета между опорами от 10 до 80 метров.
Схема распределения нагрузок (Слайд 13).
Кран-балка (Видео слайд14)
Кран-балка — крановое оборудование мостового типа, используемое для осуществления разнообразных подъемно-транспортных и погрузочно-разгрузочных работ на крановых эстакадах, на складах и в промышленных цехах производственных предприятий.
Особенность работы данного оборудования является постоянно перемещающаяся по длине балки нагрузка в виде транспортируемого груза.
Схема распределения нагрузок (Слайд 15).
Решение задачи
Решение задачи рассмотрим на примере кран-балки (Слайд 16).
Задача
На двух опорную балку действует сосредоточенная сила F=30 Н. Построить эпюры поперечных сил и изгибающих моментов для балки, изображенной на рисунке. Допускаемое нормальное напряжение [σ]= 160 МПа.
Рис. 1 Схема к расчету балки
Решение (Слайд 17).
Последовательно по участкам нагружения рассматриваем внутренние силовые факторы в сечениях. Силовые факторы определяем из условий равновесия отсеченной части. Для каждого участка записываем уравнения внутренних силовых факторов.
Используем известные правила:
— поперечная сила численно равна алгебраической сумме проекций внешних сил на ось Оу;
— изгибающий момент численно равен алгебраической сумме
моментов внешних сил, действующих на отсеченную часть, относительно нейтральной оси, совпадающей с осью Ох;
— принятые знаки поперечных сил и изгибающих моментов.
Наносим оси координат;
Наносим реакции в опорах;
Определяем реакции в опорах из условия равновесия плоских сил.
Рис. 2 Схема к расчету балки
МА=0
F*6 - RB*(6+4)=0
10 RB=6 F
RB= F*6 : 10=30*6:10=18 H
МВ=0
-F*4 + RA*10=0
RA= F*4 : 10=12 H
Проверка:
RA – F + RB =12-30+18=0
Следовательно, реакции в опорах RA и RB определены верно.
Строим эпюру поперечных сил Qу.
Напомним, что границы участков нагружения — это сечения, в которых приложены внешние нагрузки.
Составляем уравнение реакции для I участка:
Q1= RA=12 H
Составляем уравнение реакции для II участка:
Q2=RA – F =12-30= - 18 H
Строим эпюру поперечных сил.
Рис. 3 Эпюра поперечных сил
Порядок построения эпюр остается прежним: масштабы эпюр выбираются отдельно, исходя из значений максимальных сил и моментов.
Графики обводятся толстой основной линией и заштриховываются поперек. На графиках указываются значения поперечных сил, изгибающих моментов и единицы измерения
Строим эпюру изгибающих моментов Ми.
Для построения эпюры балку необходимо разбить на участки.
I участок:
MA=0 Нм;
MC= RA * 6=12*6=72 Нм;
II участок:
MВ= RA * 10 – F * 4=12*10 – 30*4=0Нм;
Строим эпюру изгибающих моментов.
Рис. 4 Эпюра изгибающих моментов
Определяем размер двутавровой балки:
где:
- нормальное напряжение, Нм;
-момент сопротивления, см3.
В соответствии с сортаментом принимаем размер двутавра: ГОСТ 8239-72
2.2 Правила построения эпюр.
Сформулируем правила построения эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.
Правила построения эпюр:
П
ри сосредоточенной нагрузке эпюра поперечных сил Q изображается прямой, параллельно оси балки, а эпюра изгибающих моментов Ми наклонной прямой (Слайд 18);
П
ри сосредоточенной нагрузке эпюра Qу образует скачек, численно равный значению самой силы (Слайд 19);
П
ри равномерно-распределенной нагрузке
эпюра Qу изображается наклонной прямой, а эпюра Ми параболой (Слайд 20);
если на участках Qу0, то изгибающий момент возрастает,
если на участках Qу=0, то изгибающий момент постоянен (Слайд 21).
Сосредоточенный внешний момент M никак не отражается на эпюре Qу. На эпюре Ми, в месте приложения этого момента, имеется скачок на его величину (Слайд 22).
Закрепление изученного материала (10 мин) .
Тестирование по изученному материалу. Перейти по ссылке и пройти тест https://multiurok.ru/tests/5018906/. (Приложение 1).
Подведение итогов проведенного занятия. Рефлексия (5 мин) (Слайд 23-25).
5.Домашнее задание. (3 мин) (слайд 35)
- конспект лекций;
-
с помощью конспекта лекций решить предложенную задачу( по вариантам): Построить эпюры
при изгибе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В представленной методической разработке реализована задача усовершенствования методики изучения нового материала с применением современных средств предоставления информации, визуализации излагаемого материала, для освоения необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности.
Для объективного анализа качества усвоения материала разработан перечень вопросов для актуализации опорных знаний обучающихся и предложена мотивация, для осознанного изучения нового материала.
Изложение нового материала проведено по плану, который позволяет обучающимся последовательно и подробно изучить область применения полученных ими знаний, изучить методику расчета усилий и построения эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.
Способ предоставления информации осуществляется с помощью презентации MicrosoftPowerPoint, в которой предлагается фото и видеоматериал, позволяющий преподавателю излагать материал с практической направленностью в области горного производства.
В заключительной части разработана методика, направленная на объективный контроль полученных знаний, путем выполнения индивидуальных заданий.
В результате работы над методической разработкой был применен комплексный подход в использовании современных методов предоставления информации, применения прогрессивных методов обучения, объективной оценке полученных знаний обучающимися, что подтверждает необходимость применения современных IT –технологий в сфере образования и способствует усовершенствованию методики изучения нового материала.
Приложение № 1
Тема: Общие указания к построению эпюр поперечных сил и изгибающих моментов.
Поперечной силой Q называется:
вид нагружения, при котором в поперечном сечении бруса возникает внутренний силовой фактор — изгибающий момент.
равнодействующая внутренних касательных сил, возникающих в поперечных сечениях бруса.
изгиб, при котором в поперечном сечении бруса возникает только изгибающий момент.
При сосредоточенной нагрузке эпюра поперечных сил изображается:
прямой, параллельно оси балки;
наклонной прямой;
параболой.
При равномерно-распределенной нагрузке
эпюра поперечных сил изображается:
прямой, параллельно оси балки;
наклонной прямой;
параболой.
Сосредоточенный внешний момент M на эпюре поперечных сил…
изображается наклонной прямой;
изображается параболой;
никак не отражается.
Размер балки определяется исходя из выражения:
6. Для данного условия задачи выберите правильное значение равнодействующей сосредоточенной силы Q:
15 кН;
10 кН;
1 кН
7
. Для данного условия задачи выберите правильный вариант расчета проверки:
a) RA –F1-F2+RB=0
b) RA +F1+F2-RB=0
c) RA+RB+F1-F2=0
Критерии оценивания теста
Тест состоит из 7 вопросов: необходимо выбрать один правильный ответ из трёх возможных.
Оценка 5 «отлично» выставляется при правильном ответе на 7 вопросов.
Оценка 4 «хорошо» выставляется при правильном ответе на 5-6 вопросов.
Оценка 3 «удовлетворительно» выставляется при правильном ответе на 3-4 вопроса.
Оценка 2 «неудовлетворительно» выставляется при ответе менее чем на 3 вопроса.