СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка поможет преподавателю русского языка спроектировать урок с профессиональной направленностью по теме "Фонетика"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока»

Тема: Фонетика.Методика ознакомления со звуковым строением слова дошкольников.

Цель: Познакомиться со звуковым анализом слова для дошкольников;создать условия для реализации умения обобщать данные и делать выводы.

Задачи: Повторить и обобщить основные знания по фонетике; рассмотреть методику ознакомления со звуковым анализом слова в разных возрастных группах дошкольников; совершенствовать навыки монологической речи.

Планируемые результаты:

ОК.01.Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам.

ОК.04.Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ПК.3.1 Планировать и проводить занятия с детьми раннего и дошкольного возраста.

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Ход урока:

I. Организационно-мотивационный этап.

Чтение стихотворения «Гласных букв не так уж много»

- Как вы думаете о чём сегодня пойдёт речь на уроке?

- Какой раздел языкознания изучает звуки речи?

- Как знания по данной теме могут пригодиться в вашей профессиональной деятельости?

- Давайте сормулируем тему и цель нашего урока

Слайд №1. Тема: Фонетика.Методика ознакомления со звуковым строением слова дошкольников.

Слайд №2. Цель: 1. Повторить и обобщить основные знания по фонетике.

2. Познакомиться со звуковым анализом слова в разных возрастных группах дошкольников.

II. Актуализация знаний о фонетике.

-Что изучает фонетика?

-Что является предметом изучения фонетики?

-Что такое звук или фонема ?

- Как классифицируются звуки речи в русском языке?

- Назовите гласные звуки ?

- Почему их 6,а букв ,обозначающих глассные звуки 10.?

- В чём отличие звука от буквы?

- Когда буквы Е,Ё,Ю,Я.будут обозначать 2 звука?

- Все ли согласные звуки могут иметь пары?

- Назовите звуки, не имеющие пары по глухости/звонкости

- Назовите звуки, не имеющие пары по твёрдости/мягкости.

III. Выполнение упражнений по фонетике.

Задание: Запишите предложение в фонетической транскрипции

Слайд №3

В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками.

Слайд № [ ф срэднэм дашколном возрастэ пэрвостипэнуйу важност приабритайут кантакты са свэрсниками]

-Найдите слова , где количество звуков и букв не совпадает, объсните почему?

( приобретают 11 букв,12 звуков, сверстниками 12 букв ,11 звуков)

IV. Знакомство со звуковым анализом слова дошкольников.

1. Что такое звуковой анализ слова?

Звуковой анализ слова для дошкольник

Звуковой анализ слова – это выявление фонем в слове в определенном порядке и их описание (мягкий – твердый, звонкий – глухой, гласный – согласный) Старшая группа детского сада уже может начать знакомство, а впоследствии тренировку навыков звукового анализа. Этот момент важен для дошкольников еще и потому, что при изучении идет подготовка и разработка фонематического слуха. Данный навык дает четкое определение фонем, ребенок не будет ошибаться в звуках в словах, например: ДОМ-ТОМ. И, когда дети научатся четко различать на слух слова, они смогут правильно их записать. И еще есть очень важное обстоятельства разбора звукового анализа: это будет впоследствии значимым обстоятельством при изучении иностранных языков.

Звуковой разбор слова

Приступив к выполнению словесного звукового разбора для начала требуется поставить ударение. Затем следует слово разделить на слоги. Далее нужно понять сколько в слове звуков и букв. А уже дальше работаем над последовательным анализом каждого звука. Дальнейшим действием мы подсчитываем сколько в выделенном слове гласных и согласных букв. Для дошкольников, только начинающих знакомиться с данной темой лучше выбирать одно или двухсложные слова. Пусть это будут их имена. А далее постепенно можно усложнять задачу, подбирая более сложные слова.

Звуковой анализ слова включает в себя:

  • определение первого и последнего звука;

  • выявление наличия в слове конкретного звука;

  • определение места звука в слове;

  • различия по их качественным характеристикам (гласный-согласный, твердый-мягкий, звонкий-глухой);

  • определение последовательности, места и количества звуков по отношению к другим фонемам.

  • Когда проводится занятие для дошкольников, лучше для усвоения информации использовать игру (карточки) и цвет (разные цвета для гласных и согласных букв). Использование карточек в определенных цветовых решениях помогают детям зрительно запоминать предложенный материал. На протяжении долгого времени при обучении используются следующие цвета:

  • красный цвет используется для обозначения гласных звуков;

  • синий цвет используется для – твердых согласных;

  • зеленый цвет – для обозначения мягких согласных.

В аналогичной цветовой гамме рекомендуется использовать карточки двух цветов для обозначения слогов. Таким образом можно обучать дошкольника характеризовать как отдельные фонемы, так и слоги. Также потребуются карточки для обозначения ударения и разделения слова на слоги. Есть общепринятые и утвержденные нормы учебной программы России оформления данных карточек.

Краткая характеристика гласных звуков

Перед тем, как приступить к анализу слова необходимо выяснить какими особенностями выражены гласные и согласные звуки (фонетика). Рекомендуется в самом начале знакомства с темой звуков детей младшего возраста лучше предлагать информацию о самых простых свойствах. Так как более сложный материал дети будет проходить в школе в старших классах.В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы].
Гласных букв — десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв — «о» «и» «а» «у» «э» «ы» — соответствуют звукам.
Они могут быть ударными и безударными.

Также в русском языке есть четыре гласные буквы — «я» «ю» «е» «ё» — йотированные, то есть обозначают два звука: («я» — [йа], «ю» — [йу], «е» — [йэ], «ё» — [йо]). Если они идут за согласными, в этом случае они звучат как один звук и дают мягкость предшествующей им фонеме. Но в случае, когда они стоят в начале слова или после «ъ» и «ь» уже звучат как два звука.

Согласные звуки – характеристика

Согласные звуки — фонемы, которые пропеть нельзя, так как воздух, который выходит изо рта встречает преграду при их произнесении.

Глухие согласные звуки: [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].

Звонкие согласные звуки: [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].

Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).

Всегда твердыми являются согласные: [ж] [ш] [ц].

Мягкие согласные: [й] [ч] [щ].

Если необходимо подобрать слова для игр со звуками, необходимо помнить, что звонкие согласные фонемы оглушаются в конце слов (комод) и перед глухими согласными (ложка).

Слайд№4

2. Внимательно изучите фрагмент лекции и запишите порядок словесного звукового разбора.

Слайд№5

3. Что нужно учитывать при звуковом анализе слова?(возраст ребёнка)

4. Рассмотрим возрастные особенности формирования звуковой культуры речи.


1. От 2х до 3х лет

 В этом возрасте дети обладают огромными возможностями усвоения звуковой стороны речи. Слуховое восприятие трехлетними детьми речевых звуков более совершенно, чем их речедвигательные умения.

Дети этого возраста начинают различать слова, сходные по звучанию и отличающиеся порой одним звуком (ложка — кошка — мошка),

Однако звуковая сторона их речи продолжает оставаться несовершенной: дети не произносят ряд звуков и часто заменяют их более легкими для произношения.

Поэтому большая часть заданий должна быть направлена на уточнение и закрепление правильного произношения звуков, которые следует давать в определенной последовательности, с учетом их артикуляционной трудности. В этом возрасте уточняется произношение почти всех звуков русского языка, кроме группы шипящих ([ш], [ж], [ч'], [щ']) и звуков [л], [р].

Основной задачей воспитания звуковой культуры речи у детей третьего года жизни является обучение их правильномупроизношению звуков, отчетливому и внятному произнесению слов

В первой младшей группе специальные НОД по звуковой культуре речи желательно проводить не реже одного - двух раз в месяц. Кроме того, 2-3 упражнения следует включать в НОД по родному языку.

Упражнения, которые предлагаются детям как часть НОД по развитию речи, включают работу по уточнению и закреплению отдельных звуков, выработке правильного продолжительного выдоха через рот. В качестве, например, подготовительных упражнений для развития речевого дыхания используется игра «Ветерок» (дети дуют на тонкие полоски бумаги).

Чтобы научить детей четко произносить звуки в словах и фразах, необходимо прежде всего уточнить и закрепить их произношение в изолированном виде или в несложных звукосочетаниях. Начинать нужно с освоения простых звуков (гласных [а], [у], [и], [о], [ы], согласных [н], [п], [б], [т] и т. д

Для уточнения и закрепления различных звуков в качестве речевого материала на данном возрастном этапе используется звукоподражания.

(звук [у] — с гудком паровоза или гулом самолета,

звук [и] — с криком лошадки и т. д.).

Уточнению и закреплению звуков способствуют также инсценировки, в которых воспитатель предлагает детям, например, позвать гусенка, показать, как кричит жеребенок (произнести га-га-га или иго-го с целью закрепления звука [г]).

Далее звуки закрепляются в словах. Для этого в качестве речевого материала воспитатель сначала подбирает слова, которые дети произносят без особого труда (типа: дом, кот, Катя, лиса, бумага и т. д.).

Дальнейшее закрепление звуков осуществляется во фразовой речи. Повторяют вслед за воспитателем потешки или отдельные строчки из них. Полезно предлагать детям проговаривать шутки - чистоговорки, в которых звук неоднократно повторяется в различных слогах и словах. Например, «Ко-ко-ко — не ходите далеко.
Развивая слуховое восприятие, следует обращать внимание детей и на то, что одни и те же звуки, звукосочетания, слова и фразы могут произноситься громко и тихо, быстро и медленно.


2. От 3х до 4х лет

Вторая младшая группа (от трех до четырех лет)

В этом возрасте у дошкольников происходит дальнейшее укрепление артикуляционного аппарата. Малыши начинают правильно произносить многие звуки родного языка, согласные звуки смягчаются реже (санки вместо сянки).

Большинство детей неверно произносят шипящие звуки, заменяя их соответствующими свистящими

В многосложных словах дети нередко пропускают или переставляют отдельные звуки.

На данном возрастном этапе одной из основных задач воспитания звуковой культуры речи, как и прежде, является работа над формированием правильного звукопроизношения, то есть упражнение в произношении тех звуков, уточнение и закрепление которых осуществлялось в первой младшей группе, но уже не в звуковых сочетаниях и простых словах, а в многосложных словах и фразах.

Детей четвертого года жизни обучают правильно произносить, без смягчения, согласные [т], [д], [с], [з] и другие звуки, четко воспроизводить многосложные слова, слова со стечением двух-трех и более согласных.

Задача развития голосового аппарата состоит в том, чтобы научить дошкольников в повседневном общении и на занятиях четко отвечать на вопросы, произносить звуки, звукосочетания, слова и фразы с различной громкостью.

Во второй младшей группе проводится не менее одого занятия по звуковой культуре речи в месяц.

И планируются упражнения на совершенствование слухового внимания, речевого дыхания, артикуляции, включая их в содержание занятия по развитию речи, музыкальных занятий и др.

Формирование правильного звукопроизношения осуществляется в следующем порядке.

Сначала воспитатель закрепляет произношение гласных [а], [у], [и], [о], [э], [ы] (уточнение этих звуков проводилось в первой младшей группе).

Затем отрабатываются согласные: [м] ([м']), [п] ([п']), [6] ([б']); [т] ([т']), [д] ([д']); [к] ([к']), [г] ([г']), [х] ([х']); [ф] ([ф']), [в] ([в']); [с] ([с']), [з] ([з']), [й]; проводятся подготовительные упражнения по уточнению и закреплению правильного произношения шипящих [ш], [ж]", [ч']. [щ'].

Для развития артикуляционного аппарата воспитатель широко использует звукоподражательные слова, имитацию различных шумов, голосов животных с опорой на наглядность (игрушки, картинки).

Большое внимание уделяется развитию слухового восприятия, речевого слуха. В качестве упражнений педагог предлагает малышам определять на слух звучание разных детских музыкальных инструментов. Вне НОД организует игры, направленные на определение местонахождения звучащего предмета, на узнавание по голосу своих товарищей («Чей голос?», «Кто позвал?» и т. п. )

Педагог приучает малышей вслушиваться в слова. Например, детям предлагается найти среди игрушек или картинок с изображением предметов те, названия которых сходны по звучанию (мышка — мишка, ослик — козлик). Но до этого воспитатель называет игрушки или предметы, а затем выставляет сходные по названию и спрашивает: «Вова, где мишка?», «Лена, покажи мышку».

Продолжается работа над громкостью, плавностью речи. Для этого педагог продолжает давать детям различные задания на развитие речевого дыхания: подуть на тонкие полоски бумаги (игра «Ветерок»), на бумажные снежинки, на другие легкие предметы; протяжно, на одном выдохе произнести гласные и согласные звуки: [у], [и], [в], [ф], [с], [з]; на одном выдохе повторить небольшую фразу, шутку чистоговорку (У Вовы кубики; За-за-за — к нам идет коза).


3. От 4х до 5лет

Средняя группа (от четырех до пяти лет)

На пятом году жизни у большинства детей завершается процесс овладения звуками родного языка.

В этом возрасте произносительная сторона речи детей значительно улучшается: полностью исчезает смягчение согласных, пропуск звуков и слогов. Большинство воспитанников к концу года овладевают правильным произношением шипящих, звуков [л], [р] отчетливо произносят многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру.

Дети испытывают трудности в произношении звуков в тех словах, которые включают определенные группы согласных, например: одновременно свистящие и шипящие, звуки [л] и [р]: старушка, лаборатория.

Формирование правильного звукопроизношения тесно связано с развитием фонематического восприятия.

Достаточно развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса в речи взрослых, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные интонационные средства выразительности.

Это дает детям возможность и самим шире применять разные средства выразительности.

Говоря с различной громкостью, в разном темпе, дети начинают более точно передавать свои мысли.

У дошкольников удлиняется выдох. Гласные звуки они способны произносить в течение 3-7 секунд. Свободный выдох при дутье на султанчик несколько короче — от 2 до 5 секунд. Это дает возможность детям произносить фразы, состоящие из большего количества слов.


4. Домашнее задание

Разработать фрагмент занятия по звуковому анализу для дошкольников (группа по выбору).

V. Подведение итогов

Выставление оценок

VI. Рефлексия.