Актуализация знаний по теме «Первые князья» Формулировка темы урока, целеполагание 2 мин | Читает загадки, ребята должны узнать князя по описанию: С именем какого князя связаны эти слова: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. А пойдите княжить и володети нами» (Рюрик) Этот князь прибил свой щит к воротам Царьграда (Олег) Назовите имя князя, сказавшего эти слова: «Идите с данью домой, а я возвращусь и пособираю еще» (Игорь) Кому принадлежат эти слова: «Если хочешь крестить меня, то крести меня сам – иначе не крещусь» (Ольга) Назовите имя князя «Иду на вас» он обращался к недругу всегда, при имени его Царьград дрожал тогда. (Святослав) А теперь посмотрите на слайд и попробуйте назвать тему урока. | Узнать князя по описанию | Дают ответы, называют имя князя | Предметные Составляют хронологию правления первых князей и их деятельность | Метапредметные УУД: Решают познавательные задачи(загадки) Познавательные УУД Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя коммуникативные УУД условия для коммуникативного взаимодействия, активно участвуют в обсуждениях, возникающих на уроке Регулятивные УУД Умение слушать, работать в группе Принимать участие в обсуждении и формулировании цели конкретного задания Р. Принимать участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания. К. Активно участвовать в обсуждениях. П. Умение ориентироваться в своей системе знаний. | Личностные Осмысливают значимость событий Понимать и оценивать свой вклад в решение общих задач |
| Ребята, сегодня мы попробуем выяснить роль князя Владимира в развитии государства, причины и последствия крещения Руси. | Подумаем и постараемся ответить на вопрос: Почему же было принято решение изменить религию? Можем мы дать ответ на этот вопрос? Так какова же цель нашего урока? | Дают ответы на вопрос Славяне были язычниками, верили во многих богов. У них были боги: Перун – бог грома, Ярило – бог солнца, Макошь – богиня плодородия. Славяне также верили в нечистую силу: домовых, леших, водяных. Нет не знаем, но попытаемся выяснить. Что заставило славян изменить религию и узнать как это происходило | | | |
2 этап Изучение новой темы 2 мин | Мнения историков о князе Владимире были разные: одни положительно относились к его деятельности, другие его осуждали. Зачитывает мнения историков | Ребята, вы прослушали мнения историков: Можете ответить на вопрос, почему же мнения историков были столь противоречивы? А когда вы сможете дать ответ на мой вопрос? Хорошо, послушайте рассказ о князе Владимире, поработайте с текстом учебника, с источниками и тогда мы вернемся к нашему вопросу | Нет, не можем После изучения темы | | К. Участвовать в обсуждениях. Работают в группе П. Анализировать тексты. Самостоятельно «читать» и объяснять информацию Р. Выполнять работу в соответствии с заданным планом; | |
Причины принятия христианства | Предлагает поработать с текстом учебника (смысловое чтение) | Ребята, сейчас мы поработаем с текстом учебника п.2 § 6. Начинаем читать с остановками - Какую цель преследовал Владимир, проводя религиозную реформу? 2 и 3-й абзацы Достиг ли он поставленной цели? Почему? Я предлагаю вам поработать еще с одним текстом из банка заданий https://fg.resh.edu.ru/ и ответить на вопрос после текста К какому выводу пришел Владимир. Работаем дальше: 1 ряд: работает с текстом из «Повести временных лет» стр.55 и отвечает на вопросы, которые у вас в карточке №3 - Кто автор этого документа? - О чем рассказывается в документе? - Где происходило событие, о котором идет речь в документе? - Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры? - Можно ли считать летописный рассказ о выборе веры достоверным 2 и 3 ряд работают с текстом учебника на стр.51 и отвечают на вопрос: - Какие аргументы оказали решающее влияние на выбор веры? | Читают 1 абзац- стоп Отвечают на вопросы: Объединение земель всех восточных славян при помощи единой веры, но многие племена были недовольны, потому что их божества были принижены, а Перун был возвышен. Отвечают на вопросы: Владимир пришел к принятию религии, основанной на вере в существование единого Бога Отвечают на вопросы 1-ряд. Автор –монах Нестор. Владимиру не понравился ислам, потому что был запрет на употребление свинины и питья вина, иудаизм – евреи отвергнуты богом и рассеяны по миру; католичество – у немцев не увидел красоты в религиозной службе. Это скорее легенда, чем правда. 2-й и 3-й ряд- Христиане не посягали на славянские территории; - существовали давние торговые связи с Византией: - княгиня Ольга – бабушка Владимира была христианкой; - греческая церковь способствовала укреплению императорской власти; - стремление укрепить международный авторитет Киевской Руси | | К. Участвовать в обсуждениях. Работают в группе П. Анализировать тексты. Самостоятельно «читать» и объяснять информацию Р. Выполнять работу в соответствии с заданным планом | |
10 мин | Выдает задания из открытого банка заданий по формированию функциональной грамотности (читательская) | Ребята вам выданы тексты из банка заданий https://fg.resh.edu.ru/ 1 ряд Текст №1 «Повесть временных лет» о крещении Руси. «Князь Владимир повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. «Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: "Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его". Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор». Вопросы: - Когда и где происходили описанные события? - Какое наказание идолам учинил князь Владимир после принятия христианства. Объясните, почему? - Как относились к такому наказанию люди? Объясните их поведение. 2 ряд Текст №2 «Повесть временных лет» о крещении киевлян «….Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом". Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре". На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы. И была видна радость на небе и на земле по поводу стольких спасаемых душ; а дьявол говорил, стеная: "Увы мне! 88г. Киев. Наказание было следующим: привязать к хвосту коня и волочить с горы, колотить его палками для поругания беса, который обманывал людей в этом образе. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. Прогнан я отсюда! Здесь думал я обрести себе жилище, ибо здесь не было учения апостольского, не знали здесь Бога, но радовался я служению тех, кто служил мне. И вот уже побежден я невеждой, а не апостолами и не мучениками; не смогу уже царствовать более в этих странах". Люди же, крестившись, разошлись по домам». Вопрос: Какое событие описано в отрывке из «Повести временных лет»? Как восприняли крещение киевляне? 3 ряд Текст №3 Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» о крещении Новгорода «Всполошились новгородцы, когда проведали, что Добрыня идет крестить их, – собрали вече, поклялись не пускать его в город и не давать кумиров на поругание. Когда же он пришел, новгородцы разобрали наскоро мост, ведущий через Волхов в самый город, и взялись за оружие. Попробовал Добрыня уговаривать их, – они и слушать ничего не хотели, вывезли пороки (камнеметательные машины) против дружины его. Епископ со священниками остановились на Торговой стороне. Ходили они по рынкам и улицам, учили людей сколько могли, в два дня успели окрестить несколько сот человек. На другой же стороне один из старшин новгородских, Угоняй, ездил на коне среди народа и кричал: Крещение Руси. Киевляне восприняли крещение с радостью пошли люди, ликуя и говоря: "Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». Но, возможно они и боялись противиться воле князя. – Лучше умереть нам, чем дать богов наших на поругание! Разъяренный народ кинулся на дом Добрыни, разорил, разграбил его имение, убил жену и некоторых родичей. …… Окружили они маленький отряд Путяты, и началась злая сеча; но на рассвете подоспел на помощь ему Добрыня с людьми своими и велел для острастки мятежникам зажечь некоторые дома на берегу. Новгородцы испугались и запросили пощады,… Добрыня приказал уничтожить идолы: деревянные сжечь, а каменные разбивать и бросать в реку. Многие язычники с воплями и слезами умоляли не трогать их богов; но Добрыня с насмешкой сказал им: – Нечего вам жалеть о тех, которые сами не могут оборонить себя! Какой пользы вы можете ждать от них? Он приказал всем креститься: многих удалось уговорить, и они шли по своей воле; но были и такие, которых воины тащили силою. О новгородцах сложилась поговорка, что их «Путята крестил мечом, а Добрыня огнем»». Из кн.Сиповского В.Д. «Родная старина» - Как новгородцы отнеслись к крещению? Какая поговорка сложилась о новгородцах? - Подумайте, почему в южных землях, люди чаще крестились добровольно, новая религия распространялась мирно, без сильного сопротивления, а на севере, в Новгороде, люди чаще оказывали сопротивление? (Смысловое чтение текста Прием: работа с вопросником) | Читают тексты. Отвечают на вопросы | | | |
Закрепление тест 5 мин | Выводит тест на слайде презентации | Ребята , сейчас мы посмотрим, хорошо ли вы усвоили тему и сделаем тест | Делают тест, взаимопроверка | | К. взаимодействие, кооперация. Р. целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. | Л. коллективное взаимодействие, смыслообразование |