СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Ночной пейзаж"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по музыке. Тема "Ночной пейзаж" для 6 класса по ФГОСу

Просмотр содержимого документа
«"Ночной пейзаж"»

Методическая разработка урока музыки № 32 в 6 классе

Дата проведения урока: май 2024 г.

Автор разработки: Татаренкова Евгения Владимировна, учитель музыки Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа №17 г. Феодосии Республики Крым»»

Модуль: 9 «Связь музыки с другими видами искусства»

Тема урока: «Ночной пейзаж»

Тип урока: урок общеметодологической направленности

Форма проведения урока: урок изучение нового материала

Цель: познакомить обучающихся на примере произведений композиторов, поэтов и художников с жанром камерной музыки – ноктюрн.

Планируемые результаты:

Предметные: познакомить учащихся с жанром ноктюрн, его образами, композиционным строением, музыкальным языком; знакомство с ноктюрнами В.А.Моцарта, А.П.Бородина, Ф.Шуберта, и др.; поэтов Ф.И.Тютчева, А.А.Фета; художников К.Фридриха, Дж.Уистлера;

Метапредметные; развивать умение проводить интонационно-образный анализ музыки; выявлять средства художественной выразительности

Личностные: побуждение к эмоциональному восприятию материала учебного занятия.

Оборудование:

учебник Сергеева Г.П., Критская Е.Д.. Музыка. 6 класс. М.: Просвещение, 2011.;

ноутбук. СД -диски, портреты композиторов, иллюстрации муз. произведений.

таблица анализа музыкального произведения, словарь эстетических эмоций

Музыкальный материал:

  1. Ф.Шуберт «Серенада»

  2. : В.А.Моцарт Ноктюрн (D dur)

  3. А.П.Бородин Квартет № 2 (3-я часть)

Х О Д У Р О КА

ЭПИГРАФ УРОКА:

Какая, ночь! Как воздух чист,

Как сребристый дремлет лист,

как тень черна прибрежных ив,

как безмятежно спит залив,

как не вздохнет нигде волна,

как тишиною грудь полна!

А.Фет

Этапы урока

Осуществляемые действия

Формы и приемы организации деятельности

I. ВСТУПЛЕНИЕ (создание эмоционального тона урока)

Вход в класс под музыку



Дидактическая задача – подготовка учащихся к работе на уроке. Музыкальное

приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Мотивация на учебную

деятельность



Вход учеников в класс под музыку "Серенада" Ф.Шуберта


Приветствие

II. ЭКСПОЗИЦИЯ (мотивация учебной деятельности, формулировка темы, постановка проблемы)

Актуализация опорных знаний

Дидактическая задача - установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися; устранить обнаруженные в ходе проверки пробелы в знаниях; проверить знания всех учащихся.

На предыдущем уроке, тема которого «Портрет в музыке и живописи», проходило знакомство с изобразительной и выразительной музыкой, и портретной живописью О. Кимпренского, В.Боровиковского, П.Соколова. Предлагается по изученному обучающимися материалу, решить кроссворд. (Расчерчен до урока на доске). Учащимся раздаются карточки с вопросами. Друг за другом они выходят к доске и заполняют те клетки, ответы на которые знают. В конце – оценивают свои знания в листе самооценки (по баллам).

III. РАЗРАБОТКА (взаимосвязь материала урока, актуализация опорных знаний и фиксирование затруднений Составление плана, стратегии по разрешению затруднения, развитие действия)


















































































































































IV. РЕПРИЗА (рефлексия, обобщение и итог урока)



- выход на форму проведения урока;

Этап подготовки учащихся к освоению нового материала


ЗВУЧИТ (фон)  Ноктюрн

№ 20 Ф.Шопена. (без объявления)


Проблемное задание: Можно ли, прослушав данное произведение, не зная всех тонкостей и нюансов, сделать вывод о данном жанре?

Дидактическая задача – дать учащимся конкретное представление об изучаемом материале; добиться от учащихся восприятии, осознания, осмысления и систематизации знаний.



3.1. Освоение теории

- работа в группах на основе раздаточного материала (на партах 2 варианта текста);































Слушание: В.А.Моцарт Ноктюрн (D dur)


Слушание:

Ф.Шуберт «Серенада»,














Слушание . А.Бородин Ноктюрн №2 (3 часть)










Работа с учебниками.

Слушание: А.П.Бородин Квартет № 2 (3-я часть)

Просмотр иллюстраций картин


Рассмотрение иллюстраций картин А.Куинджи "Ночь на Днепре".:

К.Фридрих "двое созерцающие луну";

Дж.Уистлер. Ноктюрн: Синее и золотое - старый мост Баттерси.

V. Этап закрепления материала

Дидактическая задача – определить уровень первичного осмысления нового содержания материала.

VI. Вокально – интонационная работа

Дидактическая задача – развитие навыков вокального интонирования

VII. Этап инструктаж учащихся по выполнению домашнего задания

VIII. Подведение итогов работы

Дидактическая задача – сформулировать выводы, итоги, значение учебного материала.

(обращение к эпиграфу урока)

Рефлексия урока.

- завершение урока


Учащимся дается задание в группах: во время звучания ноктюрна написать размышление о характере, образах звучащей музыки. По окончании музыки – мини-сочинения зачитываются.


Вводная беседа о преемственности изучаемого материала, о задачах, которые предстоит решить на уроке,.

Учащиеся предлагают назвать тему урока. Устанавливают цели и задачи.


Французское слово «nocturne», как и итальянское «notturno», в буквальном переводе означает – ночной. Название это было известно еще с эпохи Возрождения и означало инструментальную музыку легкого развлекательного характера (слайд 2).


Вопрос: назовите хронологические рамки эпохи Возрождения (начало XIV - конец XVI веков). Почему ее так называют? (происходит как бы «возрождение» античной культуры). Какая отличительная черта данной эпохи? (проявляется интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).


Широкое распространение ночная музыка получает в XVIII веке. Тогда ноктюрнами называли пьесы, предназначенные для исполнения на открытом воздухе в ночное время.

Особенно пышно расцвел этот жанр в Вене - городе, жившем в то время интенсивной и весьма своеобразной жизнью.

Вопрос: Вена является столицей какого государства? (Австрия). Каких австрийских композиторов вы знаете? (Й.Гайдн, Ф.Шуберт, В.А.Моцарт).


Музыка составляла важную сторону различных развлечений венцев: она звучала всюду – в домашней обстановке, не улице, во многих кабачках. На городских гуляньях. Вторгалась музыка и в ночную тишину города. Многочисленные музыканты-любители устраивали ночные шествия с музыкой, исполняли серенады под окнами своих избранниц. Тот факт, что ноктюрны предназначались для исполнения на открытом воздухе, определил особенности жанра и средства исполнения.

Вопрос: Как вы думаете, какие инструменты могли сопровождать исполнителя? (Духовые, струнные, т.е. те, которые можно носить с собой).

Интересно отметить, что ночная музыка XVIII века вовсе не носила томно-лирического характера, который возникает в нашем представлении, когда мы говорим о ноктюрне. Такой характер произведения этого жанра приобрели значительно позже. Ноктюрны же XVIII века, напротив, отличаются бодрым, отнюдь не «ночным» тоном. Нередко такие сюиты начинались и заканчивались маршем, как бы изображая приход или уход музыкантов. Образцы таких ноктюрнов встречаются у Й.Гайдна и В.А.Моцарта.

Помимо инструментальных ноктюрнов, в XVIII веке существовали также ноктюрны вокальные: сольные и хоровые.


исполнение трио на немецком языке, присутствует на слайдах перевод.

В XIX веке сложился совершенно другой ноктюрн: мечтательная, певучая фортепианная пьеса, навеянная образами ночи, ночной тишиной, ночными думами. Применим этот термин и к литературе. Известны своими ноктюрнами такие русские поэты, как Ф.И.Тютчев и А.А.Фет (на слайде 3 – стихотворение А.Фета).


Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою «ноктюрнообразную» фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся фон, ассоциирующийся с пейзажными образами. Композиционное строение – 3-частная форма (3-я часть повторяет 1-ю). Крайние части более спокойные, светлые. Им противопоставляется взволнованная и динамичная средняя часть. Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина обычно пишется в более оживленном темпе.

В подавляющем большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения, и в основном для фортепиано. Но в русской камерной классике есть жемчужина - Струнный квартет № 2 А.П.Бородина, где 3-я часть - удивительно красивый ноктюрн (слайд 4).

Вопрос: Что такое квартет? (музыкальный ансамбль из четырех музыкантов-исполнителей). Какие инструменты входят в состав струнного квартета? (2-е скрипки, альт, виолончель) (слайд 5).


Прочитайте строки письма А.П.Бородина к своей жене (слайд 6,7).

Вопросы на слайдах 8,9 презентации

К жанру ноктюрна обращались многие западноевропейские и русские композиторы: Ф.Шопен, Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, П.Чайковский, С.Рахманинов и др.



Анализ репродукций картин






















Дыхательные упражнение по методике Стрельниковой.

. - дыхание;

- распевка;

Разучивание песни "Моя мечта" муз. и сл. Альховцева (1 куплет)


Дидактическая задача – сообщить учащимся о выполнении творческого д/з: "Ноктюрн в моем воображении "





Вопрос: Что интересного вы узнали? Какое для себя открытие сделали?



Звучит Ф.Шуберт «Ноктюрн» – выход из класса