СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе.Тема урока: «Построение графиков функций сдвигами вдоль осей координат»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  урока алгебры в 9 классе.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её добывать.

А. Дистервег

Учитель: Орлова Светлана Геннадьевна, учитель математики ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт- Петербурга.

Тема урока: «Построение графиков функций сдвигами  вдоль осей координат»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: показать учащимся приём построения параболы с помощью сдвигов графика функции вдоль осей координат.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение строить параболу y=a(x-m)2+n сдвигом вдоль осей координат и показать применение приобретённых навыков при построении графиков функций y=x-m +n , y=x-m +n , y=kx-m + n.

Развивающие: развитие познавательных умений, аналитического и сравнительного мышления, математической грамотности, способности обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, аккуратности, ответственности, требовательности к себе и другим.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь по формуле определять характер сдвига графика функции и строить его.

Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения и работать в коллективе.

Метапредметные: уметь планировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, обрабатывать информацию.

Педагогические  технологии: элементы проблемного и опережающего обучения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточные материалы.

Содержание учебного материала.

1.Свойства и график функции y=ax2, зависимость направления ветвей параболы, её «растяжения» и «сжатия» вдоль оси ординат от коэффициента a.

2.Функции  y=x  , y=x  , y= kx , их графики.

3.Построение графика функции y=f(x-m)+n, если y=f(x) – «исходная» функция.

Структура урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация знаний:

- проверка домашнего задания

- устная работа по готовым чертежам

- подготовка к изучению нового материала (создание проблемной ситуации)

3. Объяснение нового материала (первичное усвоение новых знаний).

4. Закрепление

- первичная проверка понимания

- применение знаний и умений в новой ситуации.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия урока.

Технологическая карта урока алгебры  в 9 классе по теме: «Построение графиков функций сдвигами  вдоль осей координат»

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационная часть

1 минута

Создание рабочего настроения в начале урока

Здоровается с учениками,

проверяет их подготовку к  уроку, отмечает отсутствующих, записывает на доске дату.

Готовятся к работе на уроке, приветствуют учителя

Регулятивные:

организация учебной деятельности.

2.Актуализация знаний

10 минут

Проверить выполнение домашнего задания, повторить и обобщить изученный на прошлых уроках материал и создать условия для восприятия и усвоения новой темы (мотивация учебной деятельности).

Вызывает к боковой доске двух  человек для проверки домашнего задания. Пока они готовятся, работает с классом

(приложение№2). Проверка домашнего задания осуществляется с помощью интерактивной доски

(приложение №1). Итак, где же находится вершина любой параболы вида y=ax2? Как зависит направление её ветвей от знака коэффициента а? От чего зависит «толщина» параболы?

y = ax2- простейшее, но не единственное уравнение параболы. Как построить графики более сложных квадратичных функций, вам предстоит узнать самим.

 

Лучший способ изучить

что-либо – это открыть самому.

Д.Пойа

 

Делимся на три команды (по рядам), выбираем капитанов, которые выходят к доске. Задание для команд написано на трёх досках, соревнование начинается!

Два ученика на боковой доске решают домашнее задание (приложение№1), после чего получают индивидуальное задание на карточках (приложение№3).

Вершина параболы y=ax2 находится в начале координат. Если а<0,ветви вниз, если а>0, ветви вверх. Чем а больше, тем парабола «уже», чем а  меньше, тем она «толще».

 

 

 

 

 

 

 

 

По одному человеку от каждого ряда выходят к доске, строят графики функций цветными мелками, используя таблицу.

Познавательные:

приведение знаний в систему.

Коммуникативные:

умение прислушиваться к мнению окружающих.

Регулятивные:

оценивание результатов своей деятельности.

Личностные:

оценивание уровня усвоения материала.

3.Объяснение нового материала

15 минут

Создание благоприятной обстановки для выхода из проблемной ситуации,

восприятия и осмысления нового материала,

самостоятельного

прихода к правильному выводу.

В одной системе координат построить графики функций

1 команда:

а)y= - x2           б)y= - x2-2    в)y=-(x-2)2

                     2 команда:

а)y= x2           б)y= x2-3           в)y=(x-3)2

3 команда:

а)y= 2x2         б)y= 2x2+3    в)y=2(x+3)2

Задание выполнено! (приложение №4). Найдите закономерность расположения графиков относительно осей координат. Капитаны советуются со своими командами. Будем условно называть график а) «исходным».

Вот и тема нашего урока звучит так: «Построение графиков функций сдвигами  вдоль осей координат».

Оказывается, эти правила верны для всех функций, а не только для параболы. Попробуйте их сформулировать, если y=f(x)-исходная функция.

Как вы думаете, можно ли обойтись без каких-то лишних построений. В самом деле, попробуем сдвинуть не сам исходный график, а систему координат. Построим таким образом параболу y=(x-3)2+2.Куда сдвиг? Значит, в точке (3;2)-начало дополнительной системы координат, которую мы и проводим пунктиром. От «нового» нуля и будем вести отсчёт, а таблица будет для исходной функции y=x2.Учитель строит график функции на доске.

 

Остальные ученики делают это в тетрадях, оказывая помощь друг другу.

 

 

 

 

 

 

График б) получен сдвигом исходного графика а) вверх-вниз, а график в) влево-вправо.

 

 

 

                                        Записывают тему урока в тетрадь.

 

Формулируют и записывают в тетрадь правило:

y=f(x+3)-сдвиг на 3 влево

 y=f(x-3)-сдвиг на 3 вправо

y=f(x)+3-сдвиг на 3 вверх

        y=f(x)-3-сдвиг на 3 вниз

Наверное, но ученики не понимают, о чём речь.

 

 

 

На 3 вправо и на 2 вверх.

                                                                                                                                                          

 

 

 

 

В тетрадях строят график функции новым способом.

Познавательные:

анализ условий поставленной задачи и поиск её рационального решения.

Личностные:

формирование устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Коммуникативные:

умение прислушиваться к чужому мнению и работать в коллективе.

4.Закрепление:

-первичная проверка понимания

 

 

 

-применение знаний и умений в новой ситуации

 

15 минут

Способствовать осознанному и прочному усвоению темы,

корректировать пробелы в знаниях у слабых учащихся.

Проверить правильность усвоения темы и распространение полученных знаний на новые объекты.

Работа с презентацией

(приложение № 4).

 

 

 

Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед!

А.Нивен

 

Работа по вариантам.

Построить графики функций:

1 вариант:

y=x-5 +3     

2 вариант:

y = 4x+2 -1

Если останется время, все вместе:

y=x-4 -2.

 

Отвечают на вопросы из презентации, работают на интерактивной доске.

 

 

 

 

 

                                                                        Строят графики функций новым способом.

Коммуникативные:

общение и  взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности, умение грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные:

справедливая и адекватная оценка собственной деятельности.

 

   

5.Подведение итогов урока

 

1 минута

Осознание каждым учащимся: чему, как и зачем он научился сегодня на уроке и с какими знаниями и умениями он должен прийти на следующий урок.

Вы познакомились с новым способом построения графиков. В чём он состоит? Есть ли у вас вопрос, на который вы не получили сегодня ответ?

Оценки за урок.

Графики функций можно строить сдвигами вдоль осей координат.

Регулятивные:

умение оценить качество и уровень усвоения

6. Домашнее задание

 

2 минуты

Комментарии по домашнему заданию с целью его успешного выполнения.

П.6, №110(а, в),111 - построить графики изученным сегодня способом;

на повторение темы «Сокращение дробей» №104(а);

задание для любознательных: построить график функции y= x .

Записывают домашнее задание в дневники и задают по нему вопросы.

 

7. Рефлексия.

 

         1 минута

Заставить детей задуматься в конце урока о своём настроении,

эмоциональном состоянии и результатах взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Выходя из кабинета, оцените по пятибалльной шкале своё настроение в конце урока и поставьте оценку на доске. Урок закончен, всем спасибо!

Собирают свои вещи, ставят оценки на доске.

Коммуникативные:

умение грамотно и честно выражать свои мысли.

Регулятивные:

умение оценить достигнутый результат.

Личностные:

чувство гордости за хорошо проделанную работу.

 

 

Литература.

1.Макарычев Ю. Н.  Алгебра: 9 кл. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. – М.,  Просвещение,  2012.

2.Миндюк Н. Г. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычева и других. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / Н. Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система знаний /, О. А. Карабанова.  М.: Просвещение, 2010

      4.Ким Н.А. Нестандартные уроки алгебры. Сост. Ким Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Информационные средства (интернет-ресурсы):

ФЦИОР:  http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

 «Математический конструктор»:  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/?interface=teacher&class[]=51&subject[]=17

Методическая разработка  урока алгебры в 9 классе.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её добывать.

А. Дистервег

Учитель: Орлова Светлана Геннадьевна, учитель математики ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт- Петербурга.

Тема урока: «Построение графиков функций сдвигами  вдоль осей координат»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: показать учащимся приём построения параболы с помощью сдвигов графика функции вдоль осей координат.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение строить параболу y=a(x-m)2+n сдвигом вдоль осей координат и показать применение приобретённых навыков при построении графиков функций y=x-m +n , y=x-m +n , y=kx-m + n.

Развивающие: развитие познавательных умений, аналитического и сравнительного мышления, математической грамотности, способности обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, аккуратности, ответственности, требовательности к себе и другим.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь по формуле определять характер сдвига графика функции и строить его.

Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения и работать в коллективе.

Метапредметные: уметь планировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, обрабатывать информацию.

Педагогические  технологии: элементы проблемного и опережающего обучения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточные материалы.

Содержание учебного материала.

1.Свойства и график функции y=ax2, зависимость направления ветвей параболы, её «растяжения» и «сжатия» вдоль оси ординат от коэффициента a.

2.Функции  y=x  , y=x  , y= kx , их графики.

3.Построение графика функции y=f(x-m)+n, если y=f(x) – «исходная» функция.

Структура урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация знаний:

- проверка домашнего задания

- устная работа по готовым чертежам

- подготовка к изучению нового материала (создание проблемной ситуации)

3. Объяснение нового материала (первичное усвоение новых знаний).

4. Закрепление

- первичная проверка понимания

- применение знаний и умений в новой ситуации.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия урока.

Технологическая карта урока алгебры  в 9 классе по теме: «Построение графиков функций сдвигами  вдоль осей координат»

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационная часть

1 минута

Создание рабочего настроения в начале урока

Здоровается с учениками,

проверяет их подготовку к  уроку, отмечает отсутствующих, записывает на доске дату.

Готовятся к работе на уроке, приветствуют учителя

Регулятивные:

организация учебной деятельности.

2.Актуализация знаний

10 минут

Проверить выполнение домашнего задания, повторить и обобщить изученный на прошлых уроках материал и создать условия для восприятия и усвоения новой темы (мотивация учебной деятельности).

Вызывает к боковой доске двух  человек для проверки домашнего задания. Пока они готовятся, работает с классом

(приложение№2). Проверка домашнего задания осуществляется с помощью интерактивной доски

(приложение №1). Итак, где же находится вершина любой параболы вида y=ax2? Как зависит направление её ветвей от знака коэффициента а? От чего зависит «толщина» параболы?

y = ax2- простейшее, но не единственное уравнение параболы. Как построить графики более сложных квадратичных функций, вам предстоит узнать самим.

 

Лучший способ изучить

что-либо – это открыть самому.

Д.Пойа

 

Делимся на три команды (по рядам), выбираем капитанов, которые выходят к доске. Задание для команд написано на трёх досках, соревнование начинается!

Два ученика на боковой доске решают домашнее задание (приложение№1), после чего получают индивидуальное задание на карточках (приложение№3).

Вершина параболы y=ax2 находится в начале координат. Если а<0,ветви вниз, если а>0, ветви вверх. Чем а больше, тем парабола «уже», чем а  меньше, тем она «толще».

 

 

 

 

 

 

 

 

По одному человеку от каждого ряда выходят к доске, строят графики функций цветными мелками, используя таблицу.

Познавательные:

приведение знаний в систему.

Коммуникативные:

умение прислушиваться к мнению окружающих.

Регулятивные:

оценивание результатов своей деятельности.

Личностные:

оценивание уровня усвоения материала.

3.Объяснение нового материала

15 минут

Создание благоприятной обстановки для выхода из проблемной ситуации,

восприятия и осмысления нового материала,

самостоятельного

прихода к правильному выводу.

В одной системе координат построить графики функций

1 команда:

а)y= - x2           б)y= - x2-2    в)y=-(x-2)2

                     2 команда:

а)y= x2           б)y= x2-3           в)y=(x-3)2

3 команда:

а)y= 2x2         б)y= 2x2+3    в)y=2(x+3)2

Задание выполнено! (приложение №4). Найдите закономерность расположения графиков относительно осей координат. Капитаны советуются со своими командами. Будем условно называть график а) «исходным».

Вот и тема нашего урока звучит так: «Построение графиков функций сдвигами  вдоль осей координат».

Оказывается, эти правила верны для всех функций, а не только для параболы. Попробуйте их сформулировать, если y=f(x)-исходная функция.

Как вы думаете, можно ли обойтись без каких-то лишних построений. В самом деле, попробуем сдвинуть не сам исходный график, а систему координат. Построим таким образом параболу y=(x-3)2+2.Куда сдвиг? Значит, в точке (3;2)-начало дополнительной системы координат, которую мы и проводим пунктиром. От «нового» нуля и будем вести отсчёт, а таблица будет для исходной функции y=x2.Учитель строит график функции на доске.

 

Остальные ученики делают это в тетрадях, оказывая помощь друг другу.

 

 

 

 

 

 

График б) получен сдвигом исходного графика а) вверх-вниз, а график в) влево-вправо.

 

 

 

                                        Записывают тему урока в тетрадь.

 

Формулируют и записывают в тетрадь правило:

y=f(x+3)-сдвиг на 3 влево

 y=f(x-3)-сдвиг на 3 вправо

y=f(x)+3-сдвиг на 3 вверх

        y=f(x)-3-сдвиг на 3 вниз

Наверное, но ученики не понимают, о чём речь.

 

 

 

На 3 вправо и на 2 вверх.

                                                                                                                                                          

 

 

 

 

В тетрадях строят график функции новым способом.

Познавательные:

анализ условий поставленной задачи и поиск её рационального решения.

Личностные:

формирование устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Коммуникативные:

умение прислушиваться к чужому мнению и работать в коллективе.

4.Закрепление:

-первичная проверка понимания

 

 

 

-применение знаний и умений в новой ситуации

 

15 минут

Способствовать осознанному и прочному усвоению темы,

корректировать пробелы в знаниях у слабых учащихся.

Проверить правильность усвоения темы и распространение полученных знаний на новые объекты.

Работа с презентацией

(приложение № 4).

 

 

 

Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед!

А.Нивен

 

Работа по вариантам.

Построить графики функций:

1 вариант:

y=x-5 +3     

2 вариант:

y = 4x+2 -1

Если останется время, все вместе:

y=x-4 -2.

 

Отвечают на вопросы из презентации, работают на интерактивной доске.

 

 

 

 

 

                                                                        Строят графики функций новым способом.

Коммуникативные:

общение и  взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности, умение грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные:

справедливая и адекватная оценка собственной деятельности.

 

   

5.Подведение итогов урока

 

1 минута

Осознание каждым учащимся: чему, как и зачем он научился сегодня на уроке и с какими знаниями и умениями он должен прийти на следующий урок.

Вы познакомились с новым способом построения графиков. В чём он состоит? Есть ли у вас вопрос, на который вы не получили сегодня ответ?

Оценки за урок.

Графики функций можно строить сдвигами вдоль осей координат.

Регулятивные:

умение оценить качество и уровень усвоения

6. Домашнее задание

 

2 минуты

Комментарии по домашнему заданию с целью его успешного выполнения.

П.6, №110(а, в),111 - построить графики изученным сегодня способом;

на повторение темы «Сокращение дробей» №104(а);

задание для любознательных: построить график функции y= x .

Записывают домашнее задание в дневники и задают по нему вопросы.

 

7. Рефлексия.

 

         1 минута

Заставить детей задуматься в конце урока о своём настроении,

эмоциональном состоянии и результатах взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Выходя из кабинета, оцените по пятибалльной шкале своё настроение в конце урока и поставьте оценку на доске. Урок закончен, всем спасибо!

Собирают свои вещи, ставят оценки на доске.

Коммуникативные:

умение грамотно и честно выражать свои мысли.

Регулятивные:

умение оценить достигнутый результат.

Личностные:

чувство гордости за хорошо проделанную работу.

 

 

Литература.

1.Макарычев Ю. Н.  Алгебра: 9 кл. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. – М.,  Просвещение,  2012.

2.Миндюк Н. Г. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычева и других. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / Н. Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2011.

  3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система знаний /, О. А. Карабанова.  М.: Просвещение, 2010

      4.Ким Н.А. Нестандартные уроки алгебры. Сост. Ким Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Информационные средства (интернет-ресурсы):

ФЦИОР:  http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

 «Математический конструктор»:  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/?interface=teacher&class[]=51&subject[]=17

 

Методическая разработка  урока алгебры в 9 классе.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её добывать.

А. Дистервег

Учитель: Орлова Светлана Геннадьевна, учитель математики ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт- Петербурга.

Тема урока: «Построение графиков функций сдвигами  вдоль осей координат»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: показать учащимся приём построения параболы с помощью сдвигов графика функции вдоль осей координат.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение строить параболу y=a(x-m)2+n сдвигом вдоль осей координат и показать применение приобретённых навыков при построении графиков функций y=x-m +n , y=x-m +n , y=kx-m + n.

Развивающие: развитие познавательных умений, аналитического и сравнительного мышления, математической грамотности, способности обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, аккуратности, ответственности, требовательности к себе и другим.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь по формуле определять характер сдвига графика функции и строить его.

Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения и работать в коллективе.

Метапредметные: уметь планировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, обрабатывать информацию.

Педагогические  технологии: элементы проблемного и опережающего обучения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточные материалы.

Содержание учебного материала.

1.Свойства и график функции y=ax2, зависимость направления ветвей параболы, её «растяжения» и «сжатия» вдоль оси ординат от коэффициента a.

2.Функции  y=x  , y=x  , y= kx , их графики.

3.Построение графика функции y=f(x-m)+n, если y=f(x) – «исходная» функция.

Структура урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация знаний:

- проверка домашнего задания

- устная работа по готовым чертежам

- подготовка к изучению нового материала (создание проблемной ситуации)

3. Объяснение нового материала (первичное усвоение новых знаний).

4. Закрепление

- первичная проверка понимания

- применение знаний и умений в новой ситуации.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия урока.

Технологическая карта

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока алгебры в 9 классе.Тема урока: «Построение графиков функций сдвигами вдоль осей координат»»

ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка урока алгебры в 9 классе.

Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её добывать.

А. Дистервег

Учитель: Орлова Светлана Геннадьевна, учитель математики ГБОУ школа №471 Выборгского района Санкт- Петербурга.

Тема урока: «Построение графиков функций сдвигами вдоль осей координат»

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: показать учащимся приём построения параболы с помощью сдвигов графика функции вдоль осей координат.

Задачи:

Обучающие: сформировать умение строить параболу y=a(x-m)2+n сдвигом вдоль осей координат и показать применение приобретённых навыков при построении графиков функций y= +n , y= +n , y= + n.

Развивающие: развитие познавательных умений, аналитического и сравнительного мышления, математической грамотности, способности обобщать и делать выводы.

Воспитывающие: воспитание интереса к предмету, аккуратности, ответственности, требовательности к себе и другим.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь по формуле определять характер сдвига графика функции и строить его.

Личностные: уметь отстаивать свою точку зрения и работать в коллективе.

Метапредметные: уметь планировать и оценивать процесс и результат своей деятельности, обрабатывать информацию.

Педагогические технологии: элементы проблемного и опережающего обучения.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, раздаточные материалы.

Содержание учебного материала.

1.Свойства и график функции y=ax2, зависимость направления ветвей параболы, её «растяжения» и «сжатия» вдоль оси ординат от коэффициента a.

2.Функции y= , y= , y= , их графики.

3.Построение графика функции y=f(x-m)+n, если y=f(x) – «исходная» функция.

Структура урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация знаний:

- проверка домашнего задания

- устная работа по готовым чертежам

- подготовка к изучению нового материала (создание проблемной ситуации)

3. Объяснение нового материала (первичное усвоение новых знаний).

4. Закрепление

- первичная проверка понимания

- применение знаний и умений в новой ситуации.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия урока.

Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: «Построение графиков функций сдвигами вдоль осей координат»

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационная часть

1 минута

Создание рабочего настроения в начале урока

Здоровается с учениками,

проверяет их подготовку к уроку, отмечает отсутствующих, записывает на доске дату.

Готовятся к работе на уроке, приветствуют учителя

Регулятивные:

организация учебной деятельности.

2.Актуализация знаний

10 минут

Проверить выполнение домашнего задания, повторить и обобщить изученный на прошлых уроках материал и создать условия для восприятия и усвоения новой темы (мотивация учебной деятельности).

Вызывает к боковой доске двух человек для проверки домашнего задания. Пока они готовятся, работает с классом

(приложение№2). Проверка домашнего задания осуществляется с помощью интерактивной доски

(приложение №1). Итак, где же находится вершина любой параболы вида y=ax2? Как зависит направление её ветвей от знака коэффициента а? От чего зависит «толщина» параболы?

y = ax2- простейшее, но не единственное уравнение параболы. Как построить графики более сложных квадратичных функций, вам предстоит узнать самим.

Лучший способ изучить

что-либо – это открыть самому.

Д.Пойа


Делимся на три команды (по рядам), выбираем капитанов, которые выходят к доске. Задание для команд написано на трёх досках, соревнование начинается!

Два ученика на боковой доске решают домашнее задание (приложение№1), после чего получают индивидуальное задание на карточках (приложение№3).

Вершина параболы y=ax2 находится в начале координат. Если аа0, ветви вверх. Чем больше, тем парабола «уже», чем меньше, тем она «толще».









По одному человеку от каждого ряда выходят к доске, строят графики функций цветными мелками, используя таблицу.

Познавательные:

приведение знаний в систему.

Коммуникативные:

умение прислушиваться к мнению окружающих.

Регулятивные:

оценивание результатов своей деятельности.

Личностные:

оценивание уровня усвоения материала.

3.Объяснение нового материала

15 минут

Создание благоприятной обстановки для выхода из проблемной ситуации,

восприятия и осмысления нового материала,

самостоятельного

прихода к правильному выводу.

В одной системе координат построить графики функций

1 команда:

а)y= - x2 б)y= - x2-2 в)y=-(x-2)2

2 команда:

а)y= x2 б)y= x2-3 в)y=(x-3)2

3 команда:

а)y= 2x2 б)y= 2x2+3 в)y=2(x+3)2

Задание выполнено! (приложение №4). Найдите закономерность расположения графиков относительно осей координат. Капитаны советуются со своими командами. Будем условно называть график а) «исходным».

Вот и тема нашего урока звучит так: «Построение графиков функций сдвигами вдоль осей координат».

Оказывается, эти правила верны для всех функций, а не только для параболы. Попробуйте их сформулировать, если y=f(x)-исходная функция.

Как вы думаете, можно ли обойтись без каких-то лишних построений. В самом деле, попробуем сдвинуть не сам исходный график, а систему координат. Построим таким образом параболу y=(x-3)2+2.Куда сдвиг? Значит, в точке (3;2)-начало дополнительной системы координат, которую мы и проводим пунктиром. От «нового» нуля и будем вести отсчёт, а таблица будет для исходной функции y=x2.Учитель строит график функции на доске.


Остальные ученики делают это в тетрадях, оказывая помощь друг другу.







График б) получен сдвигом исходного графика а) вверх-вниз, а график в) влево-вправо.




Записывают тему урока в тетрадь.


Формулируют и записывают в тетрадь правило:

y=f(x+3)-сдвиг на 3 влево

y=f(x-3)-сдвиг на 3 вправо

y=f(x)+3-сдвиг на 3 вверх

y=f(x)-3-сдвиг на 3 вниз

Наверное, но ученики не понимают, о чём речь.




На 3 вправо и на 2 вверх.





В тетрадях строят график функции новым способом.

Познавательные:

анализ условий поставленной задачи и поиск её рационального решения.

Личностные:

формирование устойчивого интереса к изучаемому материалу.

Коммуникативные:

умение прислушиваться к чужому мнению и работать в коллективе.

4.Закрепление:

-первичная проверка понимания




-применение знаний и умений в новой ситуации


15 минут

Способствовать осознанному и прочному усвоению темы,

корректировать пробелы в знаниях у слабых учащихся.

Проверить правильность усвоения темы и распространение полученных знаний на новые объекты.

Работа с презентацией

(приложение № 4).




Математику нельзя изучать, наблюдая как это делает сосед!

А.Нивен


Работа по вариантам.

Построить графики функций:

1 вариант:

y= +3

2 вариант:

y = -1

Если останется время, все вместе:

y -2.


Отвечают на вопросы из презентации, работают на интерактивной доске.






Строят графики функций новым способом.

Коммуникативные:

общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности, умение грамотно выражать свои мысли.

Регулятивные:

справедливая и адекватная оценка собственной деятельности.


5.Подведение итогов урока


1 минута

Осознание каждым учащимся: чему, как и зачем он научился сегодня на уроке и с какими знаниями и умениями он должен прийти на следующий урок.

Вы познакомились с новым способом построения графиков. В чём он состоит? Есть ли у вас вопрос, на который вы не получили сегодня ответ?

Оценки за урок.

Графики функций можно строить сдвигами вдоль осей координат.

Регулятивные:

умение оценить качество и уровень усвоения

6. Домашнее задание


2 минуты

Комментарии по домашнему заданию с целью его успешного выполнения.

П.6, №110(а, в),111 - построить графики изученным сегодня способом;

на повторение темы «Сокращение дробей» №104(а);

задание для любознательных: построить график функции y= .

Записывают домашнее задание в дневники и задают по нему вопросы.


7. Рефлексия.


1 минута

Заставить детей задуматься в конце урока о своём настроении,

эмоциональном состоянии и результатах взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Выходя из кабинета, оцените по пятибалльной шкале своё настроение в конце урока и поставьте оценку на доске. Урок закончен, всем спасибо!

Собирают свои вещи, ставят оценки на доске.

Коммуникативные:

умение грамотно и честно выражать свои мысли.

Регулятивные:

умение оценить достигнутый результат.

Личностные:

чувство гордости за хорошо проделанную работу.





Литература.

1.Макарычев Ю. Н. Алгебра: 9 кл. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков и др. – М., Просвещение, 2012.

2.Миндюк Н. Г. Алгебра. Рабочие программы. Предметная линия учебников Ю. Н. Макарычева и других. 7 - 9 классы: пособие для учителей общеобразов. учреждений / Н. Г. Миндюк. – М.: Просвещение, 2011.

3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система знаний /, О. А. Карабанова. М.: Просвещение, 2010

4.Ким Н.А. Нестандартные уроки алгебры. Сост. Ким Н.А. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.

Информационные средства (интернет-ресурсы):

ФЦИОР: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/

«Математический конструктор»: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/903077b7-0221-4823-b549-b236326d48d4/?interface=teacher&class[]=51&subject[]=17





Орлова Светлана Геннадьевна Страница 3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!