СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Анализ стихотворения С.А. Есенина "Пороша"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока в 6 классе по стихотворению С.А. Есенина "Пороша"

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Анализ стихотворения С.А. Есенина "Пороша"»

Конспект урока литературы

Класс: 6

Тема: С.А. Есенин. Анализ стихотворения «Пороша»

Цель: познакомиться с биографией Есенина, основными темами и мотивами его поэзии, развивать умение анализа стихотворения, выразительное чтение, образное мышление, память, внимание, творческие способности, умение работать в парах и самостоятельно, пополнять лексический запас учащихся; воспитывать умение выражать свои чувства и эмоции от произведения искусства, любовь к поэзии, жанру литературного пейзажа, родной природе.

Методы и приемы: беседа, анализ стихотворения, словарная работа, работа в парах, самостоятельная работа, выразительное чтение, приемы мнемотехники, «Микрофон», игра «Слово потерялось».

Оборудование: рисунки зимнего пейзажа учеников (предварительное д/з) для выставки, листы бумаги, карандаши, фломастеры, схема анализа стихотворения.

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  1. Слово учителя. Ребята, сегодня мы с вами знакомимся с одним из самых известных и любимых поэтов России, Сергеем Александровичем Есениным. Он единственный среди великих русских поэтов, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Все написанное им проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве».

  1. Изучение материала.

  1. Чтение отрывка из статьи Есенина «О себе».

Учитель. Давайте прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года.

Двое учеников читают по очереди.

«Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..». «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!». Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так  протекло  мое  детство.  Когда  же  я  подрос,  из  меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу».

  1. «Заочное путешествие». А теперь давайте совершим путешествие на родину поэта, чтобы яснее понять его любовь к ней (ученики рассматривают изображения родного села поэта Константиново).

Этот дом был построен на месте сгоревшего уже после смерти поэта. В память о сыне родители поэта решили построить новый дом так, чтобы он в точности был похож на старый.

Заглянем в этот дом. Светлая горница с низким потолком, чистые половицы, всюду домотканые дорожки. Между окнами – зеркало в черной раме. В красном углу иконы. У окна – стол, накрытый белой скатертью. На нем букетик полевых цветов в маленькой вазочке, а на стене у стола – похвальный лист С. Есенина в связи с окончанием школы. Рядом – семейные фотографии.

Приезжая в родной дом, Есенин любил переставлять мебель по-своему. Стол, например, пододвигал ближе к окну, что возле красного угла, раскладывал «крылышки» стола для работы.

На столе всегда лежали книги, бумага, карандаши, стояла пепельница, очень часто появлялись букеты цветов. Вечерами уютно светила настольная лампа с зеленым абажуром.

На стене висят деревянные часы – необычные, затейливые, с резными башенками, черными фигурными стрелками, желтыми гирями и маятником. Когда стрелка приближалась к римским цифрам X и XII, раздавался хриплый бой. Об этом поэт вспомнит в стихах: «Скоро, скоро часы деревянные прохрипят мне двенадцатый час!». Эти часы сбоку немного помяты: дети втихомолку от взрослых кололи о них орехи.

После смерти родителей поэта в этом доме разместилась библиотека. Все здесь хранит память о поэте. Стоит только не спеша пройтись по гулким комнатам, прислушаться, оглянуться – и снова зазвучат взволнованные строки:

Эта улица мне знакома,

И знаком этот низенький дом!

Проводов голубая солома

Опрокинулась над окном.

  1.  Продолжение рассказа о поэте учителем.

До девяти лет Сергей Александрович «рос под призором бабки и деда» и фактически был сиротой при живых родителях, семейная жизнь которых по разным причинам не ладилась.

От деда – любовь к чтению, к церковным песням и духовным стихам. В доме деда прошла, пожалуй, лучшая пора детства:

К теплому свету, на отчий порог,

Тянет меня твой задумчивый вздох.

Ждут на крылечке там бабка и дед

Резвого внука подсолнечных лет.

В 1916 году вышел первый сборник стихотворений поэта «Радуница». Главным достоинством сборника оказалось умение поэта передать свое глубокое, трепетное чувство любви к Родине, которая предстает перед читателями в картинах среднерусского пейзажа.

Октябрьскую революцию Есенин встретил с радостью. В 1919 году подал заявление о приеме в Коммунистическую партию.

В 1922–1923 гг. – поездки в Германию, Францию, Италию, Америку. «После заграницы я смотрел на страну свою и события по-другому». Западный мир оттолкнул поэта бездуховностью и пренебрежением к простому человеку.

1923–1925 гг. – самые плодотворные в творчестве Есенина, но у него возникает трагическое ощущение своей ненужности, отчужденности от родных мест, где он стал «словно иностранец».

27 декабря 1925 года Есенин ушел из жизни.

  1. Мотивация деятельности. Работа над анализом стихотворения.

  1. Беседа по выставке.

Обратимся к вашему домашнему заданию, ребята. На сегодняшний урок вам нужно было изобразить картину зимней природы. Перед вами находится выставка ваших работ, давайте их проанализируем.

- Что чаще изображается на ваших рисунках?

-Какие цвета преобладают в работах?

-Какое настроение у вас вызывают картины?

Вывод: при описании зимы мы чаще всего используем изображение голых деревьев, леса или поля с большими сугробами снега.

-Как вы думаете, почему именно таким было ваше домашнее задание? Как оно связано с нашим уроком? (ответы детей). Абсолютно верно, сегодня мы тоже будем работать с пейзажем зимы, но пейзаж будет литературным и создателем его является С.А.Есенин. Стихотворение, которое мы анализируем сегодня, называется «Пороша»

2) Словарная работа

Литературный пейзаж – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора.

Пороша – свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (словарь С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова).

3)Выразительное чтение стихотворения учителем.

4)Беседа.

-Какие картины вы представили?

-От какого лица идет повествование?

-В каком настроении находится лирический герой?

5) Работа в парах. Анализ стихотворения с приемами мнемотехники.

Начинаем анализ стихотворения. Для этого нам понадобится схема, которая уже есть в ваших тетрадях. Поработаем в парах творчески. Возьмите листки бумаги, карандаши и фломастеры. Поделим наше стихотворение на сегменты. Три пары будут работать с одной частью, остальные с другой. Прочитайте свой отрывок, на листе бумаге сделайте иллюстрацию любой строки стихотворения. Это поможет вам его быстрее запомнить и выделить в последующем художественные средства.

Обсуждение результатов, презентация рисунков, рассказ стихотворения по иллюстрациям, выделение эпитетов, образов, использованных в стихотворении по рисункам учащихся.

6) Самостоятельная работа. Поработаем с настроением произведения самостоятельно.

- Можно назвать лес сказочным, волшебным?

- Какое состояние природы? (сонное)

- Что околдовало лес? (зима своим дыханием).

- Что подчеркивает тишину зимнего леса?

- Прочитайте первое четверостишие. Какие звуки слышны в тишине? (звон под копытами на снегу, крик серых ворон).

- Как вы думаете, каков должен быть характер звучания стихотворения? (спокойный, неторопливый, задумчивый).

- В первом четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении вам надо показать, как замедляется ритм скачки, как тих заколдованный лес, передать настроение поэта, очарованного лесом. Конь замедлил шаг, пошел тихо, а потом совсем остановился. Всадник очарован лесом, поражен видом сосны. Определите размер стихотворения, рифму.

Обсуждение результатов.

7)Анализ стихотворения.

- Прочитайте второе четверостишие.

- Заколдован невидимкой – кто-то невидимый заколдовал лес и он дремлет.

- Как объяснить слово «дремлет»? Чем отличается слово «дремлет» от слова «спит»? Почему поэт пишет, что лес «дремлет», а не «спит»? (Дремать – некрепко спать, быть в полусне). Лес некрепко спит. Только подует ветер, лес зашумит, начнет ветками размахивать, проснется.

- Как объяснить слово «подвязалася»? Какую косынку завязала сосна? Где находится снег?

- Во втором четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении надо показать волшебство, колдовство. Читаете плавно, спокойно, задумчиво.

Третье четверостишие.

- Как поэт описывает сосну? Как вы думаете, какие чувства вызывает это дерево у автора? (Поэту жалко сосну. Он сочувствует ей, потому что она как старушка, которой холодно («подвязалася косынкой»). Она одинока и стара («понагнулась», «оперлася на клюку»).

- Что значит «понагнулась»? (сильно нагнулась).

- Почему поэт пишет «оперлася», а не «оперлась»? (в 19 веке были окончания -ся).

- Что такое клюка? (Палка с загнутым верхним концом, использующаяся для опоры при ходьбе).

- Мы любовались сосной, стук дятла нарушил задумчивое очарование леса. При чтении этого четверостишия надо постараться удивиться тому, что сосна похожа на старушку, показать голосом, как дятел долбит ствол дерева.

- Во втором четверостишии расставьте паузы, ударения. При чтении надо показать, как тяжело сосне и как дятел стучит по дереву. Первые две строчки читаете медленно, плавно, а третью, четвертую в темпе, ритмично.

Четвертое четверостишие.

- Дочитаем стихотворение. Какие представления возникли у вас при чтении? (Конь скачет, мелькает лес, уже некогда любоваться природой. Пошел снег, перед глазами всадника только лента дороги, устремленная в даль)

- Почему поэт пишет «валит снег и стелет шаль»? Что за шаль расстилает снег по лугам? Как она выглядит? (Все вокруг, и поля, и луга покрыты снегом).

- Зимняя дорога, которая убегает вдаль, напоминает Есенину ленту: «Бесконечная дорога убегает лентой вдаль». Почему дорога кажется поэту лентой? (Узкая полоса среди белого снега напоминает ленту)

- Во втором четверостишии расставьте паузы, ударения.

- Как надо читать эти строки? (быстро, бодро, весело).

Выпишите рифмующиеся слова.

Вывод: – Какие чувства вы испытываете, слушая это стихотворение?

– Какие художественные приемы передают красоту, зачарованность зимнего леса? (Сравнения, олицетворения.)

– Найдите аллитерацию в стихотворении; объясните смысл этого приема. («...Валит снег и стелет шаль...».)

Особенности:

1) Внутренняя близость стихотворений к устному народному творчеству; лиризм, напевность.

2) Особая любовь, взаимопонимание лирического героя с природой; чувство всеобъемлющего родства с окружающим миром.

3) Мир природы необыкновенно красочен.

5.Закрепление материла.

Игра «Слово потерялось».

Закроем учебники. Пользуясь своими иллюстрациями и выписанными рифмами, восстановите текст стихотворения.

Еду. _____________ . Слышны звоны

Под копытом ___________________ .

Только __________________ вороны

_________________________ на лугу.

Заколдован _______________________

Дремлет лес ___________________ сна.

Словно белою _____________________

____________________________ сосна.

Понагнулась, как _________________ ,

_________________________ на клюку,

А над ___________________макушкой

Долбит дятел ____________________ .

Скачет ____________ , простору много,

Валит снег и _________________ шаль.

___________________________ дорога

Убегает лентой ___________________ .

6 Итог урока.

«Микрофон»

-На уроке я научился….

-На уроке я узнал…..

-Еще мне хотелось бы научиться/узнать….

7.Домашнее задание. Выучить стихотворение «Пороша». Создать иллюстрацию к стихотворению (по желанию)