ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»
Кафедра начального образования
ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА
Проект урока
по теме: «Деление суммы на число»
Математика. 3 класс
Выполнил учитель начальных классов
МКОУ СШ № 4 имени В.В.Клочкова г.о.г.Чкаловск
Орлова Людмила Геннадьевна
Квалификационная категория высшая
Стаж работы учителем начальных классов 35 лет
Н.Новгород
2020 год
Учебный предмет: Математика
УМК «Планета знаний»
М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.
М. Г. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.
Тема урока « Деление суммы на число»
Тип урока: изучение нового материала
Задачи урока:
Обучающая: вывести правило деления суммы на число; учиться применять правило деления суммы на число в решении выражений и составных задач.
Развивающая: развивать логическое мышление через организацию проблемных ситуаций, направленных на анализ, сравнение, группировку, умение делать выводы, строить рассуждение.
Воспитательная: формировать навыки учебного взаимодействия, доброжелательного отношения друг к другу.
Ожидаемые результаты:
-умение применять открытое правило деления суммы на число:
-умение выполнять деление по алгоритму двузначного числа на однозначное;
-умение самостоятельно выбирать удобный способ вычисления и применять его в решении выражений и текстовых задач.
Познавательные умения:
-умение выделять новую информацию, структурировать и фиксировать схематично открытые знания;
-умение использовать наглядые модели, соотносить их с реальностью (с текстами);
- умение анализировать, сравнивать компоненты действий в выражениях;
- умение различать, группировать выражения, обобщать способ действия;
- умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения с помощью учителя.
Регулятивные умения:
- умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи;
- умение последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий;
- умение осуществлять само- и взаимопроверку работ;
- умение оценивать правильность выполненного задания на основе открытого знания.
Коммуникативные умения:
- умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, осознанно строя речевые высказывания;
-умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника;
-умение осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.
-умение проявлять интерес к изучению темы;
-умение осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.
Оборудование: компьютер учителя, диапроектор, компьютерная презентация, интерактивная доска, классная магнитная доска, таблица «Правила работы в группе», карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, средства обратной связи – светофоры, рабочие тетради обучающихся.
Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:
Урок « Деление суммы на число» №12 по счёту (из 19 уроков) в разделе 3 класса «Математические законы и правила вычисления».
Обучающиеся к этому периоду времени знают табличные случаи умножения и деления, знают приёмы устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1000, знают порядок выполнения действий, Знают формулы нахождения периметра и площади прямоугольника, треугольника. Изучили математические законы: переместительный закон сложения, переместительный закон умножения, взаимообратные действия, сочетательный закон сложения, сочетательный закон умножения, распределительный закон; умножение и деление на 10, 100, 1000, умножение двузначного числа на однозначное.
Умеют решать примеры на все 4 вида арифметических действий в пределах 1000 (кроме внетабличного деления) со скобками и без скобок, соблюдая порядок действий; умеют находить периметр и площадь фигур; умеют применять все изученные математические законы при решении выражений и текстовых простых и составных задач.
План урока с хронометражем
№ п/п | Название этапа урока | Хронометраж |
| Организационный момент. Эмоциональный настрой. Положительная мотивация к УД. | 0,5 мин. |
| Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. Устный счёт. Приём «Верите –не верите…» Фронтальная работа с интерактивной доской. Задание «Закончи предложение. Исключи лишнее» Практическая работа в группе. Задание «Соедини, не считая». Рефлексия. | 10 мин. |
| Постановка учебной задачи. Формулировка темы и цели урока. (название математического закона модель). | 3 мин. |
| Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) Постановка проблемы и её решение. Алгоритм действия «как можно разделить сумму на число». Физкультминутка | 8 мин. |
| Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) Закрепление алгоритма «как можно разделить сумму на число». Алгоритм внетабличного деления на основе выведенного правила. Самостоятельная работа по вариантам. (Дифференциация: по виду помощи) Самоконтроль и взаимопроверка. Рефлексия. | 15 мин. |
| Решение текстовых задач с применением новых знаний | 6,5 мин. |
| Рефлексия УД | 1,5 мин. |
| Домашнее задание Дифференциация по уровню сложности Итого: | 0,5 мин. 45 мин. |
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Теоретическое обоснование |
1.Организационный момент. | Эмоциональный настрой. Положительная мотивация к УД. -Здравствуйте, дети! -Прозвенел уже звонок. Ты готов начать урок? - Рада, что вы готовы, желаю всем успехов на уроке математики! | Диалог дежурных и класса: - Мы пришли сюда учиться, - Не лениться, а трудиться! - Слушаем внимательно! - Работаем старательно! | Личностные УД: чувство необходимости учения. Регулятивные УД: волевая саморегуляция. Коммуникатив-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений. | -Начнём наш урок с устной разминки для ума. Для работы возьмите в руки свои «светофорчики». Приём «Верите –не верите…» подготовил для нас сегодня Дима Г. Приложение 1. Оцениваю визуально по цвету светофора уровень знаний и затруднений учащихся. -Молодцы! Вы были очень внимательны! -Спасибо, Дима, за интересные вопросы. - В Математике, как в большой научной стране, есть свои законы. Некоторые из них мы уже знаем и умеем применять в работе. А убедиться в этом нам поможет задание «Закончи предложение. Исключи лишнее выра-жение» Презентация 1. Слайды №1 – 5 - Теперь нам открыт путь к практической работе в группах по 4 ч. - Взгляните на наш плакат и вспомните правила работы в группе (Раздаю каждой группе карточку для работы Приложение 3. - Постарайтесь дружно, и правильно выполнить задание: «Соедините выражения, не считая». Помните о взаимопомощи. -Проверим выполнение работы. (Презентация 2. Слайды № 3,4) -Какой математический закон помог вам справиться с заданием? -Оцените свою работу по выполнению этого задания. Рефлексия «Круг» (Приложение 4) | -Работают «светофорчиками»: если утверждение считают верным – «включают» зелёный свет, неверное утверждение – «включают» красный свет. При разногласии вариантов ответов доказывают свою точку зрения, все принимают и запоминают правильный ответ. -Включаются во фронтальную работу с помощью презентации №1 на интерактивной доске. Повторяют изученные математические законы ( перемести-тельный закон сло-жения, сочетатель-ный закон сложения, переместительный закон умножения, сочетательный закон умножения, распределительный закон), исключают лишние выражения. -Повторяют правила групповой работы. Приложение 2. Практическая работа на карточках. Выбирают способ взаимодействия в группе, выполняют задание на актуализацию знаний и выявление индивидуальных затруднений по предыдущей теме. 7∙3+2∙3 6∙8+3∙8 8∙7+2∙7 5∙6+4∙6 3∙4+2∙4 | (3+2)∙4 (8+2)∙7 (5+4)∙6 (6+3)∙8 (7+2)∙3 | (Приложение 3) Предполагаемый ответ: «распредели-тельный закон» или правило «умножение суммы на число» - Выполняют проверку, сравнивая с образцом, исправ-ляют ошибки, оценивают свою работу в группе по выполнению этого задания. Рефлексия «Круг» (Приложение 4) | Личностные УД: познавательный интерес к учебному предмету. Познавательные: ориентирование в своей системе знаний. Коммуникатив-е: формирование умения слышать и слушать. Познавательные:ориентирование в своей системе знаний Личностные: навыки сотрудничества в ситуации групповой работы. Коммуникатив-е: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения, умение вступать в диалог. Регулятивные: контроль, коррекция. |
3.Постановка учебной задачи. | Рефлексия позволяет сделать вывод : -Вы отлично справились! Поэтому будем двигаться вперёд, изучая точную науку «Математика». -Значит, цель нашего сегодняшнего урока – это открытие нового знания. -Так что же мы узнаем и чему научимся новому, предположите. -Установите соответствие с помощью табличек (на классной доске: название закона и модели равенства. Приложение 5. - Какая проблема возникла? -Как можно решить её? Ваши предположения. -Молодцы, вы очень наблюдательны ,умеете сравнивать и делать выводы. -А теперь внимание на экран! (Презентация 1) Слайд №7 - Текст Цель: знакомство с правилом деления сумм-мы на число. Задачи: Узнать правило деления суммы на число. Учиться применять правило деления суммы на число в решении выражений. Учиться решать задачи, применяя новые знания. | Участвуют во фронтальной работе. Выходят по очереди к доске, устанавли-вают соответствие, переставляют таблички, образуют 5 пар: название закона и модели равенства. Сталкиваются с проблемой: «есть модель №6, но нет карточки с названием этого математического закона или правила» Дети сравнивают модель №6 с другими. Находят сходство с моделью №5 и высказывают предположения. Среди них есть верные: надо «открыть» ещё один матем-й закон, соответствующий модели №6; надо узнать правило деления суммы на число. | Личностные: стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений. Коммуникатив-е: умение вступать в диалог, слушать и слышать собеседников Познавательные: умение использовать наглядые модели, соотносить их с текстовой информацией Регулятивные: умение выявлять проблему; понимать и принимать учебную задачу; целеполагание, прогнозирование. |
4.Решение УЗ («открытие» детьми нового знания) | -А теперь продолжим работу в парах. Постарайтесь по аналогии с распредели-тельным законом (модель№5) сформулировать правило «как разделить сумму на число» по новой модели №6. Приём «мозговой штурм» (в парах) -Проводником в мир новых знаний науки математики, как всегда, является наш учебник. Приложение 6. -Открываем учебник -стр.88 №1 . Текст задачи. « У Васи было в конце игры 396 очков (дан схематический рисунок). А у Коли втрое меньше очков. Сколько очков было у Коли?» -Что значит «втрое меньше»? -Изобразите число очков фишками на магнитной доске. -Сколько очков было у Коли? -Каким действием будем решать задачу? -Закончи вычисления: 396:3=(300+90+6):3= =300:3+90:3+6:3=… Определите алгоритм и соотнесите с моделью №6. Сделайте вывод: «как можно разделить сумму на число». - Поздравляю с открытием нового знания! Физкультминутка | Дети обсуждают в парах свои варианты нового правила. Показывают готовность высказаться, проговаривают свои варианты вслух Затем работают с информацией по учебнику: стр.88 №1. Анализируют текст задачи по предложенным вопросам. Выполняют по порядку предложенный в учебнике способ решения до конца. Проговаривают алгоритм деления суммы на число. Соотносят с моделью №6. Таким образом, решают проблемную ситуацию и «открывают новое знание»: как разделить сумму на число. «Чтобы разделить сумму на число, нужно разделить каждое слагаемое на это число, а результаты деления сложить» | Личностные: самоопределение к деятельности. Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Коммуникатив-е: планирование учебного сотрудничества Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при объяснении приёмов деления суммы на число. Личностные: установка на здоровый образ жизни. |
5.Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи) | -Закрепляем алгоритм «как можно разделить сумму на число» решением следующих заданий из учебника. – Вычисли. №2 стр. 88 -Прочитайте задание №3 учебника: «Распредели поровну» 68 попугайчиков в 2 клетки; 93 ромашки в 3 вазы; 48 цыплят в 4 корзинки -Где, кроме учебника, нам могут встретиться подобные задания? -Обращаю внимание детей на то, что новые знания будут нам часто помогать решать жизненно необходимые вопросы. -Какое действие мы будем записывать в каждом выражении, чтобы распределить поровну? -Вспомним сначала название компонентов деления.) -Встречаются ли в таблице на деление такие выражения, как 68:2, 93:3, 48:4 и т.п.? -Это внетабличное деление. Поэтому будем действовать по алгоритму: сначала представим делимое в виде суммы чисел, каждое из которых делится на заданное число; далее будем действовать по нашей схеме-модели «как разделить сумму на число». -Запишем 1-й пример вместе: 68:2= (60+8):2=60:2+8:2=30+4=34 -Какими удобными слагаемыми можно ещё заменить делимое 68? Самостоятельная работа - по вариантам (по 3 выражения решить по данному алгоритму). (Дифференциация: по виду помощи учителя | Читают и закрепляют правило с помощью Презентации №1 Слайд10. Задание №2 учебника решают «цепочкой» у доски с проговариванием вслух и одновремен-но записывают примеры в тетради. Рефлексия «Светофоры» Предполагаемый ответ: в жизни Предполагаемые ответы: деление Делимое Делитель Частное Предполагаемые ответы: нет Предполагаемые ответы: 40и 28, 50и18 Выполняют самост. работу по вариантам Осуществляют: взаимопомощь в ходе самост. работы, самоконтроль (Презентация №1, слайд №11) и взаимопроверку. | Личностные: самоопределение. Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия. Коммуникатив-е: умение выражать свои мысли. Регулятивные: действовать по плану и планировать свои учебные действия; контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий, осуществлять коррекцию. Познавательные: умение структурировать знания при выполнении действий. Коммуникатив-е: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач. Регулятивные: действовать по плану и планировать свои учебные действия |
6.Решение текстовых задач с применением новых знаний | -Прочитайте задачу №6(а). Приложение 7. -Что известно в задаче? -О чём мы должны узнать? -Ваши предположения о способе решения задачи выразите с помощью краткой записи или схемы или модели. -Направляю, оказываю различные виды помощи. Контролирую. Приглашаю к доске с разными вариантами записи. | Решают текстовую составную задачу №6 (а) с применением новых знаний. (Презентация №1, слайд12 «Порядок работы над задачей» Работают в паре Приём «мозговой штурм» Все варианты фиксируются на доске. Дети аргументируют и делают правильный выбор- новая модель равенства «как разделить сумму на число». Решают задачу по алгоритму верно. | Познавательные: поиск и выделение необходимой информации. Регулятивные: действовать по плану Личностные: навыки сотрудничества в ситуации работы в паре. Коммуникатив-е: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника |
7. Рефлексия УУД. | -Ребята, вы сегодня молодцы! -Настало время подвести итоги: на сколько каждый из вас достиг поставленной цели урока, т.е. научился работать по новому правилу « как разделить сумму на число». -Определите оценку своей деятельности с помощью схемы для рефлексии по итогам всего урока. Приложение 8. -Благодарю за активную и продуктивную работу на уроке. Объявляю оценки. | Анализируют работу на уроке в целом и определяют оценку своей деятельности (закрашивают круг определённым цветом, соответст-венно успеху ребёнка на уроке) Приложение 8. Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу. Жёлтый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи. Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи. | Личностные: способность характеризовать собственные знания по предмету. Регулятивные: умение определять самооценку деятельности Познавательные: овладение логическим действием – обобщением. Коммуникатив-е: задавать вопросы и формулировать свои затруднения. |
8. Домашнее задание | Домашнее задание выберите из предложенных: (1 вариант) – учебник с.89 Задача №6 (б); №7. (2 вариант) – учебник с.89№8, составь свою задачу по алгоритму. Дифференциация по уровню сложности. | Делают выбор из 2-х вариантов и выполняют задания на закрепление открытого на уроке нового знания « как можно разделить сумму на число». | Личностные: самоопределение к деятельности. Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу. |
Самоанализ урока Приложение 9.
Литература
Авторская программа курса «Математика» 1, 2, 3, 4 класс (М.И.Башмакова, М.Г.Нефедова) –– М: АСТ: Астрель, 2014
Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред.Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012
Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. –– М: АСТ: Астрель; 2011.
4