СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Деление суммы на число". Математика 3 класс. "Планета знаний".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Изучение нового материала. В разработке представлены:  задачи урока, ожидаемые результаты, план и ход урока (технологическая  таблица).

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Деление суммы на число". Математика 3 класс. "Планета знаний".»

ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»

Кафедра начального образования

ЗАЧЁТНАЯ РАБОТА

Проект урока

по теме: «Деление суммы на число»

Математика. 3 класс

Выполнил учитель начальных классов

МКОУ СШ № 4 имени В.В.Клочкова г.о.г.Чкаловск

Орлова Людмила Геннадьевна

Квалификационная категория высшая

Стаж работы учителем начальных классов 35 лет


Н.Новгород

2020 год



Учебный предмет: Математика

УМК «Планета знаний»

М. И. Башмаков, М. Г. Нефёдова. Математика 3 класс. Учебник. В 2 ч. — М., АСТ, Астрель.

М. Г. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Математика». Методическое пособие. — М., АСТ, Астрель.

Тема урока « Деление суммы на число»

Тип урока: изучение нового материала

Задачи урока:

Обучающая: вывести правило деления суммы на число;  учиться применять правило деления суммы на число в решении выражений и составных задач.

Развивающая: развивать логическое мышление через организацию проблемных ситуаций, направленных на анализ, сравнение, группировку, умение делать выводы, строить рассуждение.

Воспитательная: формировать навыки учебного взаимодействия, доброжелательного отношения друг к другу.

Ожидаемые результаты:

  • Предметные УУД:

-умение применять открытое правило деления суммы на число:

-умение выполнять деление по алгоритму двузначного числа на однозначное;

-умение самостоятельно выбирать удобный способ вычисления и применять его в решении выражений и текстовых задач.


  • Метапредметные УУД

Познавательные умения:

-умение выделять новую информацию, структурировать и фиксировать схематично открытые знания;

-умение использовать наглядые модели, соотносить их с реальностью (с текстами);

- умение анализировать, сравнивать компоненты действий в выражениях;

- умение различать, группировать выражения, обобщать способ действия;

- умение формулировать проблему, выдвигать гипотезы ее решения с помощью учителя.

Регулятивные умения:

- умение планировать общий способ действия для решения конкретной задачи;

- умение последовательно выполнять все операции по алгоритму, используя речь для регуляции своих действий;

- умение осуществлять само- и взаимопроверку работ;

- умение оценивать правильность выполненного задания на основе открытого знания.

Коммуникативные умения:

- умение участвовать в учебном диалоге, коллективном обсуждении проблемы, осознанно строя речевые высказывания;

-умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника;

-умение осуществлять сотрудничество с учителем и сверстниками.

  • Личностные УУД:

-умение проявлять интерес к изучению темы;

-умение осознавать собственные достижения при освоении учебной темы.

Оборудование: компьютер учителя, диапроектор, компьютерная презентация, интерактивная доска, классная магнитная доска, таблица «Правила работы в группе», карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, средства обратной связи – светофоры, рабочие тетради обучающихся.


Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы:

Урок « Деление суммы на число» №12 по счёту (из 19 уроков) в разделе 3 класса «Математические законы и правила вычисления».

Обучающиеся к этому периоду времени знают табличные случаи умножения и деления, знают приёмы устного и письменного сложения и вычитания чисел в пределах 1000, знают порядок выполнения действий, Знают формулы нахождения периметра и площади прямоугольника, треугольника. Изучили математические законы: переместительный закон сложения, переместительный закон умножения, взаимообратные действия, сочетательный закон сложения, сочетательный закон умножения, распределительный закон; умножение и деление на 10, 100, 1000, умножение двузначного числа на однозначное.

Умеют решать примеры на все 4 вида арифметических действий в пределах 1000 (кроме внетабличного деления) со скобками и без скобок, соблюдая порядок действий; умеют находить периметр и площадь фигур; умеют применять все изученные математические законы при решении выражений и текстовых простых и составных задач.

План урока с хронометражем

п/п

Название этапа урока

Хронометраж

Организационный момент. Эмоциональный настрой. Положительная мотивация к УД.

0,5 мин.

Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.

  • Устный счёт. Приём «Верите –не верите…»

  • Фронтальная работа с интерактивной доской. Задание «Закончи предложение. Исключи лишнее»

  • Практическая работа в группе. Задание «Соедини, не считая». Рефлексия.

10 мин.

Постановка учебной задачи. Формулировка темы и цели урока.

  • Фронтальная работа. Задание «Установи соответствие». Работа с моделями.

(название математического закона модель).

  • Проблемная ситуация.

  • Прогнозирование учебной задачи .

  • Целеполагание.

3 мин.

Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)

  • Постановка проблемы и её решение.

  • Алгоритм действия «как можно разделить сумму на число».

  • Физкультминутка

8 мин.

Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)

  • Закрепление алгоритма «как можно разделить сумму на число».

  • Алгоритм внетабличного деления на основе выведенного правила.

  • Самостоятельная работа по вариантам. (Дифференциация: по виду помощи)

  • Самоконтроль и взаимопроверка. Рефлексия.

15 мин.

Решение текстовых задач с применением новых знаний

6,5 мин.

Рефлексия УД

1,5 мин.

Домашнее задание

Дифференциация по уровню сложности

Итого:

0,5 мин.


45 мин.

Ход урока


Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

1.Организационный момент.

Эмоциональный настрой. Положительная мотивация к УД.

-Здравствуйте, дети!

-Прозвенел уже звонок.

Ты готов начать урок?


- Рада, что вы готовы, желаю всем успехов на уроке математики!

Диалог дежурных и класса:

- Мы пришли сюда учиться,

- Не лениться, а трудиться!

- Слушаем внимательно!

- Работаем старательно!

Личностные УД: чувство необходимости учения.

Регулятивные УД: волевая саморегуляция.

Коммуникатив-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


2.Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений.


-Начнём наш урок с устной разминки для ума. Для работы возьмите в руки свои «светофорчики».

Приём «Верите –не верите…» подготовил для нас сегодня Дима Г.

Приложение 1.

Оцениваю визуально по цвету светофора уровень знаний и затруднений учащихся.

-Молодцы! Вы были очень внимательны!

-Спасибо, Дима, за интересные вопросы.

- В Математике, как в большой научной стране, есть свои законы. Некоторые из них мы уже знаем и умеем применять в работе. А убедиться в этом нам поможет задание «Закончи предложение. Исключи лишнее выра-жение»

Презентация 1.

Слайды №1 – 5









- Теперь нам открыт путь к практической работе в группах по 4 ч.

- Взгляните на наш плакат и вспомните правила работы в группе

(Раздаю каждой группе карточку для работы Приложение 3.

- Постарайтесь дружно, и правильно выполнить задание: «Соедините выражения, не считая». Помните о взаимопомощи.

-Проверим выполнение работы. (Презентация 2. Слайды № 3,4)

-Какой математический закон помог вам справиться с заданием?

-Оцените свою работу по выполнению этого задания. Рефлексия «Круг»

(Приложение 4)

-Работают «светофорчиками»: если утверждение считают верным – «включают» зелёный свет, неверное утверждение – «включают» красный свет.

При разногласии вариантов ответов доказывают свою точку зрения, все принимают и запоминают правильный ответ.


-Включаются во фронтальную работу с помощью презентации №1 на интерактивной доске.

Повторяют изученные математические законы ( перемести-тельный закон сло-жения, сочетатель-ный закон сложения, переместительный закон умножения, сочетательный закон умножения, распределительный закон), исключают лишние выражения.

-Повторяют правила групповой работы.

Приложение 2.

Практическая работа на карточках.

Выбирают способ взаимодействия в группе, выполняют задание на актуализацию знаний и выявление индивидуальных затруднений по предыдущей теме.

7∙3+2∙3

6∙8+3∙8

8∙7+2∙7

5∙6+4∙6

3∙4+2∙4

(3+2)∙4

(8+2)∙7

(5+4)∙6

(6+3)∙8

(7+2)∙3

(Приложение 3)

Предполагаемый ответ: «распредели-тельный закон» или правило «умножение суммы на число»

- Выполняют проверку, сравнивая с образцом, исправ-ляют ошибки, оценивают свою работу в группе по выполнению этого задания.

Рефлексия «Круг»

(Приложение 4)

Личностные УД:  познавательный интерес к учебному предмету.

Познавательные: ориентирование в своей системе знаний.



Коммуникатив-е: формирование умения слышать и слушать.





Познавательные:ориентирование в своей системе знаний





















Личностные: навыки сотрудничества в ситуации групповой работы.

Коммуникатив-е: умение с помощью вопросов получать необходимые сведения, умение вступать в диалог.





Регулятивные: контроль, коррекция.



3.Постановка учебной задачи.


Рефлексия позволяет сделать вывод :

-Вы отлично справились! Поэтому будем двигаться вперёд, изучая точную науку «Математика».

-Значит, цель нашего сегодняшнего урока – это открытие нового знания.

-Так что же мы узнаем и чему научимся новому, предположите.

-Установите соответствие с помощью табличек (на классной доске: название закона и модели равенства.

Приложение 5.

- Какая проблема возникла?








-Как можно решить её? Ваши предположения.








-Молодцы, вы очень наблюдательны ,умеете сравнивать и делать выводы.

-А теперь внимание на экран! (Презентация 1)

Слайд №7 - Текст

Цель: знакомство с правилом деления сумм-мы на число.

Задачи:

  1. Узнать правило деления суммы на число.

  2. Учиться применять правило деления суммы на число в решении выражений.

  3. Учиться решать задачи, применяя новые знания.













Участвуют во фронтальной работе.

Выходят по очереди к доске, устанавли-вают соответствие, переставляют таблички, образуют 5 пар: название закона и модели равенства.

Сталкиваются с проблемой: «есть модель №6,

но нет карточки с названием этого математического закона или правила»

Дети сравнивают модель №6 с другими. Находят сходство с моделью №5 и высказывают предположения. Среди них есть верные: надо «открыть» ещё один матем-й закон, соответствующий модели №6; надо узнать правило деления суммы на число.

Личностные: стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений.




Коммуникатив-е: умение вступать в диалог, слушать и слышать собеседников



Познавательные: умение использовать наглядые модели, соотносить их с текстовой информацией




Регулятивные: умение выявлять проблему; понимать и принимать учебную задачу; целеполагание, прогнозирование.

4.Решение УЗ («открытие» детьми нового знания)


-А теперь продолжим работу в парах. Постарайтесь по аналогии с распредели-тельным законом (модель№5) сформулировать правило «как разделить сумму на число» по новой модели №6.

Приём «мозговой штурм» (в парах)



-Проводником в мир новых знаний науки математики, как всегда, является наш учебник.

Приложение 6.

-Открываем учебник -стр.88 №1 . Текст задачи.

« У Васи было в конце игры 396 очков (дан схематический рисунок). А у Коли втрое меньше очков. Сколько очков было у Коли?»

-Что значит «втрое меньше»?

-Изобразите число очков фишками на магнитной доске.

-Сколько очков было у Коли?

-Каким действием будем решать задачу?

-Закончи вычисления: 396:3=(300+90+6):3=

=300:3+90:3+6:3=… Определите алгоритм и соотнесите с моделью №6. Сделайте вывод:

«как можно разделить сумму на число».

- Поздравляю с открытием нового знания!







Физкультминутка









Дети обсуждают в парах свои варианты нового правила. Показывают готовность высказаться, проговаривают свои варианты вслух





Затем работают с информацией по учебнику: стр.88 №1.

Анализируют текст задачи по предложенным вопросам. Выполняют по порядку

предложенный в учебнике способ решения до конца.







Проговаривают алгоритм деления суммы на число. Соотносят с моделью №6. Таким образом, решают проблемную ситуацию и

«открывают новое знание»: как разделить сумму на число.

«Чтобы разделить сумму на число, нужно разделить каждое слагаемое на это число, а результаты деления сложить»


Личностные: самоопределение к деятельности.


Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу.


Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.


Коммуникатив-е: планирование учебного сотрудничества

















Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме при объяснении приёмов деления суммы на число.





Личностные: установка на здоровый образ жизни.

5.Первичное закрепление (усвоение нового способа действия с проговариванием во внешней речи)


-Закрепляем алгоритм «как можно разделить сумму на число» решением следующих заданий из учебника.

– Вычисли. №2 стр. 88









-Прочитайте задание №3 учебника: «Распредели поровну»

68 попугайчиков в 2 клетки;

93 ромашки в 3 вазы;

48 цыплят в 4 корзинки

-Где, кроме учебника, нам могут встретиться подобные задания?

-Обращаю внимание детей на то, что новые знания будут нам часто помогать решать жизненно необходимые вопросы.

-Какое действие мы будем записывать в каждом выражении, чтобы распределить поровну?

-Вспомним сначала название компонентов деления.)

-Встречаются ли в таблице на деление такие выражения, как

68:2, 93:3, 48:4 и т.п.?

-Это внетабличное деление. Поэтому будем действовать по алгоритму: сначала представим делимое в виде суммы чисел, каждое из которых делится на заданное число; далее будем действовать по нашей схеме-модели «как разделить сумму на число».

-Запишем 1-й пример вместе: 68:2= (60+8):2=60:2+8:2=30+4=34

-Какими удобными слагаемыми можно ещё заменить делимое 68?

Самостоятельная работа - по вариантам

(по 3 выражения решить по данному алгоритму). (Дифференциация: по виду помощи учителя

Читают и закрепляют правило с помощью Презентации №1 Слайд10.



Задание №2 учебника решают «цепочкой» у доски с проговариванием вслух и одновремен-но записывают примеры в тетради.

Рефлексия «Светофоры»









Предполагаемый ответ: в жизни








Предполагаемые ответы: деление




Делимое

Делитель

Частное



Предполагаемые ответы: нет

























Предполагаемые ответы: 40и 28, 50и18

Выполняют самост. работу по вариантам

Осуществляют: взаимопомощь в ходе самост. работы,

самоконтроль (Презентация №1, слайд №11) и взаимопроверку.


Личностные: самоопределение.



Регулятивные: использование речи для регуляции своего действия.


Коммуникатив-е: умение выражать свои мысли.





Регулятивные: действовать по плану и планировать свои учебные действия; контроль правильности и полноты выполнения арифметических действий, осуществлять коррекцию.


Познавательные: умение структурировать знания при выполнении действий.


Коммуникатив-е: проявлять активность во взаимодействии для решения познавательных и коммуникативных задач. Регулятивные: действовать по плану и планировать свои учебные действия

6.Решение текстовых задач с применением новых знаний

-Прочитайте задачу №6(а). Приложение 7.

-Что известно в задаче?

-О чём мы должны узнать?

-Ваши предположения о способе решения задачи выразите с помощью краткой записи или схемы или модели.

-Направляю, оказываю различные виды помощи. Контролирую. Приглашаю к доске с разными вариантами записи.


Решают текстовую составную задачу №6 (а) с применением новых знаний. (Презентация №1, слайд12 «Порядок работы над задачей»

Работают в паре

Приём «мозговой штурм»

Все варианты фиксируются на доске. Дети аргументируют и делают правильный выбор- новая модель равенства «как разделить сумму на число». Решают задачу по алгоритму верно.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации.

Регулятивные: действовать по плану

Личностные: навыки сотрудничества в ситуации работы в паре.

Коммуникатив-е: строить понятные для партнёра высказывания, умение слушать собеседника

7.

Рефлексия УУД.

-Ребята, вы сегодня молодцы!

-Настало время подвести итоги: на сколько каждый из вас достиг поставленной цели урока, т.е. научился работать по новому правилу « как разделить сумму на число».

-Определите оценку своей деятельности с помощью схемы

для рефлексии по итогам всего урока.

Приложение 8.

-Благодарю за активную и продуктивную работу на уроке.

Объявляю оценки.

Анализируют работу на уроке в целом и определяют оценку своей деятельности (закрашивают круг определённым цветом, соответст-венно успеху ребёнка на уроке)

Приложение 8.

Зеленый - Работаю отлично, со всеми заданиями справляюсь. Могу помочь товарищу.

Жёлтый - Работаю хорошо, иногда нуждаюсь в помощи.

Красный - Работать было интересно, но были проблемы, прошу помощи.

Личностные: способность характеризовать собственные знания по предмету.

Регулятивные: умение определять самооценку деятельности Познавательные: овладение логическим действием – обобщением.

Коммуникатив-е: задавать вопросы и формулировать свои затруднения.

8. Домашнее задание

Домашнее задание

выберите из предложенных:

(1 вариант) – учебник с.89 Задача №6 (б); №7.

(2 вариант) – учебник с.89№8, составь свою задачу по алгоритму.

Дифференциация по уровню сложности.

Делают выбор из 2-х вариантов и выполняют задания на закрепление открытого на уроке нового знания « как можно разделить сумму на число».

Личностные: самоопределение к деятельности.


Регулятивные: умение понимать и принимать учебную задачу.





Самоанализ урока Приложение 9.

Литература

  1. Авторская программа  курса «Математика» 1, 2, 3, 4 класс (М.И.Башмакова, М.Г.Нефедова) –– М: АСТ: Астрель, 2014

  2. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учётом требований ФГОС: Методическое пособие/ Под ред.Н.Н. Деменевой. – М.: АРКТИ, 2012

  3. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л.Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под редакцией Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – М.: Просвещение, 2011

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4  классы, УМК «Планета знаний» в 2 ч. Ч. 1. – 2-е изд., доработанное. –– М: АСТ: Астрель; 2011.


4