СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Древнейший Рим" ФГОС

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Древнейший Рим.

Цель урока - достичь   планируемых  результатов:

1.Предметный результат - умение  отвечать на вопросы учителя об особенностях возникновения и управления Древнего Рима

2.Личностный результат – умение выражать  свое отношение   к героям, событиям.

3.Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую  информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного.

9. Задачи  формированияУУД:

Познавательные УУД:

- умение  формулировать  тему и  проблему урока;

- умение добывать новые знания , находить ответы на вопросы на основе  прочитанного;

–  делать выводы в результате совместной работы  класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

-  развивать умение слушать и понимать   других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять  совместную  познавательную  деятельность в парах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать  свое отношение  к героям, оценивать поступки в соответствии  с определенной ситуацией;

- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать  позитивные поступки;

Регулятивные УУД:

- умение  определять цель деятельности на уроке ( собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность  действий на уроке;

- умение подводить итоги  своей  деятельности на уроке;

- умение оценивать свои  учебные действия;

   Тип урока: открытие новых знаний.

    

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Древнейший Рим" ФГОС»

Тема урока: Древнейший Рим.



«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ;

ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ;

ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».





Цель урока - достичь планируемых результатов:

1.Предметный результат - умение отвечать на вопросы учителя об особенностях возникновения и управления Древнего Рима

2.Личностный результат – умение выражать свое отношение к героям, событиям.

3.Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного.

9. Задачи формированияУУД:

Познавательные УУД:

- умение формулировать тему и проблему урока;

- умение добывать новые знания , находить ответы на вопросы на основе прочитанного;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;

- осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;

- оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

- развивать умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;

- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;

Регулятивные УУД:

- умение определять цель деятельности на уроке ( собственная целевая установка);

- умение проговаривать последовательность действий на уроке;

- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;

- умение оценивать свои учебные действия;


Тип урока: открытие новых знаний.

Техническое оборудование: ноутбук для каждой группы, интерактивная доска, магнитная доска, программа для создания фильмов – киностудия windows live.



Класс делится на группы по 4 человека.

Приветствие.

Здравствуйте ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке.

В течение нескольких уроков вы изучаете тему Древний Рим. Ребята, а задумывались ли вы - как здоровались древние римляне?

Во времена Римской империи привычка прятать кинжал в рукаве стала столь распространенной, что римляне разработали пожатие запястья на уровне пояса, ставшее обычным приветствием.

Давайте поздороваемся как древние римляне!



1ая стадия урока – «Вызов».

1) Используемый прием: «Знаем – Хотим узнать»

знаем

хотим узнать





2) Постановка проблемы гражданско-патриотической направленности.

«У римлян было такое чувство народной гордости и патриотизма, как ни у какого другого народа в мире» (Теодор Моммзен).

Проблема урока – докажите, что римляне гордились своей Родиной.

2ая стадия урока – «Реконструкция исторических событий»

Историческая реконструкция — воссоздание исторических событий, материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.



  1. Этап реконструкции – работа групп с письменными источниками .

В работе с письменными источниками группы используют прием инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.

Письменный источник для группы № 1.

Тит Ливий (римский историк). «Об основании Рима».

Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.



Письменный источник для группы № 2.

Город на семи холмах и его обитатели.

Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания — в 753 году до н. э. — на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.

В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное — пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли.

В 6-м веке до н. э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.

Письменный источник для группы № 3.

Какое управление было в древнейшем Риме.

Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.

В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.

Обсуждение полученных результатов.

  1. Этап реконструкции – логическая цепочка.

Каждая группа получает конверт с набором фактов, соответствующих событиям, описанным в историческом источнике. Задача групп выстроить из набора фактов логическую цепочку. Данная логическая цепь послужит основой для создания фильма.

Логическая цепь первой группы – Легенда об основании Рима.

Тайна рождения Ромула и Рема



Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр



Чудесное спасение, близнецов согрела и вскормила волчица



Пастух нашел детей и принес их домой

Пастух и его жена назвали детей Ромулом и Ремом



Юность Ромула и Рема



Братья решили основать город, в ссоре Ромул убил Рема



Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом



Ромул стал первым царем Рима



Логическая цепь второй группы – Город на семи холмах.

Римляне верили в легенду о Ромуле и Реме, считали 753 год до н.э. датой основания Рима

Возникновение поселений на семи холмах

Жилище древних римлян

Земледелие и скотоводство

Ремесло и торговля

Военные походы

В 6-м веке до н.э. Рим становится крупным и густонаселённым городом













Логическая цепь второй группы – Система управления в Риме.

Население Рима – патриции и плебеи

Большие семьи патрициев

Род патрициев

Старейшины родов

Сенат

Народное собрание

Царь



  1. Этап реконструкции – изучение изобразительных источников и видео фрагментов.

Группы должны рассмотреть иллюстрации, картины, видео. Задача группы привести в соответствие логическую цепь и изобразительные источники. Таким образом, у нас выстраивается логическая цепь из изобразительных источников.

Группа № 1.


Номер изобразительного источника

Тайна рождения Ромула и Рема

9

Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр

1

Чудесное спасение, близнецов согрела и вскормила волчица

8 и 2

Пастух нашел детей и принес их домой

4

Пастух и его жена назвали детей Ромулом и Ремом

3

Юность Ромула и Рема

10

Братья решили основать город, в ссоре Ромул убил Рема

7

Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом

5

Ромул стал первым царем Рима

6

Группа № 2.


Номер изобразительного источника

Римляне верили в легенду о Ромуле и Реме, считали 753 год до н.э. датой основания Рима

1

Возникновение поселений на семи холмах

3

Жилище древних римлян

7

Земледелие и скотоводство

5

Ремесло и торговля

4

Военные походы

2

В 6-м веке до н.э. Рим становится крупным и густонаселённым городом

6



Группа № 3.


Номер изобразительного источника

Население Рима – патриции и плебеи

3+4

Большие семьи патрициев

1

Род патрициев

5

Старейшины родов

7

Сенат

6

Народное собрание

2+8

Царь

9



  1. Этап реконструкции - Создание фильма - на основе программы киностудия windows live.

Открываем программу киностудия windows live, переносим иллюстрации, картины и видео в соответствии с логической цепью. Сохраняем.

  1. Этап реконструкции - Группы представляют свои фильмы.

  2. Этап реконструкции – Решение проблемы урока.

3ая стадия урока – «Рефлексия».

1)Составление кластера. Решение проблемного вопроса урока.

Почему римляне гордились своей Родиной?

2) Закончите предложение.

На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…

На этом уроке меня порадовало…

Я похвалил бы себя…

Особенно мне понравилось…

После урока мне захотелось…

Я мечтаю о…

Сегодня мне удалось…

Я сумел…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я научился…

Меня удивило…



Домашнее задание:

А сейчас все встали, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке. А сейчас давайте по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.