Тема урока: Древнейший Рим.
«СКАЖИ МНЕ – И Я ЗАБУДУ;
ПОКАЖИ МНЕ – И Я ЗАПОМНЮ;
ДАЙ СДЕЛАТЬ – И Я ПОЙМУ».
Цель урока - достичь планируемых результатов:
1.Предметный результат - умение отвечать на вопросы учителя об особенностях возникновения и управления Древнего Рима
2.Личностный результат – умение выражать свое отношение к героям, событиям.
3.Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе прочитанного.
9. Задачи формированияУУД:
Познавательные УУД:
- умение формулировать тему и проблему урока;
- умение добывать новые знания , находить ответы на вопросы на основе прочитанного;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других, высказывать свое мнение и аргументировать свой ответ;
- осуществлять совместную познавательную деятельность в парах;
- оформлять свои мысли в устной форме;
Личностные УУД:
- развивать умение высказывать свое отношение к героям, оценивать поступки в соответствии с определенной ситуацией;
- воспитание духовно – нравственного чувства и готовности совершать позитивные поступки;
Регулятивные УУД:
- умение определять цель деятельности на уроке ( собственная целевая установка);
- умение проговаривать последовательность действий на уроке;
- умение подводить итоги своей деятельности на уроке;
- умение оценивать свои учебные действия;
Тип урока: открытие новых знаний.
Техническое оборудование: ноутбук для каждой группы, интерактивная доска, магнитная доска, программа для создания фильмов – киностудия windows live.
Класс делится на группы по 4 человека.
Приветствие.
Здравствуйте ребята! Я вижу улыбки на ваших лицах и желание активно работать на уроке.
В течение нескольких уроков вы изучаете тему Древний Рим. Ребята, а задумывались ли вы - как здоровались древние римляне?
Во времена Римской империи привычка прятать кинжал в рукаве стала столь распространенной, что римляне разработали пожатие запястья на уровне пояса, ставшее обычным приветствием.
Давайте поздороваемся как древние римляне!
1ая стадия урока – «Вызов».
1) Используемый прием: «Знаем – Хотим узнать»
2) Постановка проблемы гражданско-патриотической направленности.
«У римлян было такое чувство народной гордости и патриотизма, как ни у какого другого народа в мире» (Теодор Моммзен).
Проблема урока – докажите, что римляне гордились своей Родиной.
2ая стадия урока – «Реконструкция исторических событий»
Историческая реконструкция — воссоздание исторических событий, материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.
Этап реконструкции – работа групп с письменными источниками .
В работе с письменными источниками группы используют прием инсерт - маркировка текста значками по мере его чтения. В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+»- новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы.
Письменный источник для группы № 1.
Тит Ливий (римский историк). «Об основании Рима».
Некогда по левому берегу Тибра жило племя латинов. Их царем был Нумитор. Его младшим братом был злой и завистливый Амулий. Он отнял у Нумитора власть, а дочь царя Рею Сильвию сделал весталкой – жрицей богини огня Весты. Весталки жили при храме Весты, им 30 лет запрещалось выходить замуж и иметь детей. Однако, Рея Сильвия родила двух мальчиков. Она клялась, что отец её детей сам бог войны Марс. Разгневанный Амулий приказал слугам утопить близнецов в реке Тибр. Слуги выбросили корзину с детьми в реку, но зацепившись за ветку дерева, она не утонула. На жалобный крик братьев-близнецов прибежала волчица и накормила их своим молоком. Вскоре пастух по имени Фаустул увидел младенцев и принёс их домой. Пастух и его жена Ларенция назвали найденышей Ромулом и Ремом. Ромул и Рем росли сильными и отважными. Долгие годы близнецы вели жизнь пастухов и охотников, а когда узнали тайну своего рождения, задумали отомстить. Вооружив друзей, они ворвались во дворец и убили Амулия, вернув своему деду Нумитору царскую власть. Братья решили основать свой город в тех местах, где были вскормлены волчицей. Вскоре братья поссорились, Ромул убил Рема. Убийство брата не помешало Ромулу основать город и назвать его своим именем Рим – по-латински Рома. Ромул стал первым царем Рима.
Письменный источник для группы № 2.
Город на семи холмах и его обитатели.
Римляне верили в легенду о братьях-близнецах и гордились тем, что основателем их города был сын бога войны Марса. Однако Ромул едва ли существовал на самом деле. В наше время археологи провели раскопки в Риме и доказали, что этот город возник не сразу. Задолго до легендарной даты его основания — в 753 году до н. э. — на холмах левобережья Тибра недалеко от моря существовало несколько поселений. Они постепенно объединялись: их жители осушали болотистые низины между холмами, строили общие укрепления и храмы богам, выбирали общих правителей. Так из этих поселений на Палатинском, Капитолийском и других холмах возник город Рим.
В те времена римляне жили в круглых хижинах, стены которых были сделаны из прутьев и обмазаны глиной. Подле хижин находились сад и огород, а за пределами города были поля и пастбища. Римляне выращивали ячмень и пшеницу, виноград, лен. Они разводили рогатый скот, свиней, коней и ослов, занимались кузнечным делом, ткачеством, изготовлением глиняной посуды. Воюя с другими латинскими городами, римляне угоняли у соседей скот, захватывали оружие и рабов, а главное — пастбища и пашни. Владения Рима неуклонно росли.
В 6-м веке до н. э. Рим превратился в многолюдный город, расположенный на семи холмах.
Письменный источник для группы № 3.
Какое управление было в древнейшем Риме.
Потомки древнейших жителей Рима называли себя патрициями. Они жили большими семьями, в которых власть отцов была очень велика. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей вплоть до продажи их в рабство. Семьи были объединены в род, члены которого справляли общие праздники, оказывали друг другу помощь. Кроме патрициев в городе жили переселенцы из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Их называли плебеями.
В управлении древнейшим Римом принимали участие только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, состоявшему из мужчин-патрициев. Оно объявляло войну, заключало мир и выбирало царя, правившего пожизненно. По легендам, Римом правили один за другим семь царей. Последнего царя звали Тарквиний, по прозвищу Гордый. Он не был избран, а захватил власть, убив своего предшественника. Одних патрициев Тарквиний казнил, других выселил из Рима, захватив их имущество. Тогда римляне восстали и изгнали Тарквиния вместе со всей семьей. Больше царей они решили не выбирать.
Обсуждение полученных результатов.
Этап реконструкции – логическая цепочка.
Каждая группа получает конверт с набором фактов, соответствующих событиям, описанным в историческом источнике. Задача групп выстроить из набора фактов логическую цепочку. Данная логическая цепь послужит основой для создания фильма.
Логическая цепь первой группы – Легенда об основании Рима.
Тайна рождения Ромула и Рема |

Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр |

Чудесное спасение, близнецов согрела и вскормила волчица |

Пастух нашел детей и принес их домой |

Пастух и его жена назвали детей Ромулом и Ремом |


Братья решили основать город, в ссоре Ромул убил Рема |

Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом |

Ромул стал первым царем Рима |
Логическая цепь второй группы – Город на семи холмах.
Римляне верили в легенду о Ромуле и Реме, считали 753 год до н.э. датой основания Рима |

Возникновение поселений на семи холмах |


Земледелие и скотоводство |



В 6-м веке до н.э. Рим становится крупным и густонаселённым городом |
Логическая цепь второй группы – Система управления в Риме.
Население Рима – патриции и плебеи |






Этап реконструкции – изучение изобразительных источников и видео фрагментов.
Группы должны рассмотреть иллюстрации, картины, видео. Задача группы привести в соответствие логическую цепь и изобразительные источники. Таким образом, у нас выстраивается логическая цепь из изобразительных источников.
Группа № 1.
| Номер изобразительного источника |
Тайна рождения Ромула и Рема | 9 |
Амулий приказал слугам выбросить близнецов в Тибр | 1 |
Чудесное спасение, близнецов согрела и вскормила волчица | 8 и 2 |
Пастух нашел детей и принес их домой | 4 |
Пастух и его жена назвали детей Ромулом и Ремом | 3 |
Юность Ромула и Рема | 10 |
Братья решили основать город, в ссоре Ромул убил Рема | 7 |
Ромул основал город на Палатинском холме и назвал его Римом | 5 |
Ромул стал первым царем Рима | 6 |
Группа № 2.
| Номер изобразительного источника |
Римляне верили в легенду о Ромуле и Реме, считали 753 год до н.э. датой основания Рима | 1 |
Возникновение поселений на семи холмах | 3 |
Жилище древних римлян | 7 |
Земледелие и скотоводство | 5 |
Ремесло и торговля | 4 |
Военные походы | 2 |
В 6-м веке до н.э. Рим становится крупным и густонаселённым городом | 6 |
Группа № 3.
| Номер изобразительного источника |
Население Рима – патриции и плебеи | 3+4 |
Большие семьи патрициев | 1 |
Род патрициев | 5 |
Старейшины родов | 7 |
Сенат | 6 |
Народное собрание | 2+8 |
Царь | 9 |
Этап реконструкции - Создание фильма - на основе программы киностудия windows live.
Открываем программу киностудия windows live, переносим иллюстрации, картины и видео в соответствии с логической цепью. Сохраняем.
Этап реконструкции - Группы представляют свои фильмы.
Этап реконструкции – Решение проблемы урока.
3ая стадия урока – «Рефлексия».
1)Составление кластера. Решение проблемного вопроса урока.
Почему римляне гордились своей Родиной?
2) Закончите предложение.
На сегодняшнем уроке я понял…, я узнал…, я разобрался…
На этом уроке меня порадовало…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я мечтаю о…
Сегодня мне удалось…
Я сумел…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
Меня удивило…
Домашнее задание:
А сейчас все встали, на правую ладонь мы мысленно кладем знания, с которыми пришли на урок, на левую – те знания, которые получили на уроке. А сейчас давайте по моей команде соединим в хлопке наши знания, и хором скажем «СПАСИБО» себе и окружающим за работу на уроке.