СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии для 9 класса по теме Поволжье. Хозяйство".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическую разработку можно применять на уроке географии при реализации деятельностного подхода в соответствии с ФГОС

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии для 9 класса по теме Поволжье. Хозяйство".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3» п. Арамиль





















Методическая разработка

урока географии
в 9 классе

Тема: «Поволжье. Хозяйство.»





подготовила

учитель географии ВКК

Полякова Т.Л.











Арамиль 2020

Пояснительная записка.

Урок входит в состав рабочей программы по географии 9 класса. Тема из раздела «Регионы России».

Урок построен в классической форме, на котором предусмотрена работа в малых группах (парах), что позволяет развивать у обучающихся коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способы взаимодействия, умение точно выражать свои мысли, управлять поведением партнёра), регулятивные УУД (действия, обеспечивающие организацию учебной деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка), познавательные УУД (выделение необходимой информации, умение структурировать знания, смысловое чтение, анализировать объекты с целью выделения признаков, устанавливать причинно-следственные связи).

Методическая цель: обмен опытом с коллегами ОО по применению эффективных форм, методов и приёмов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся через применение системно-деятельностного подхода на уроках географии.

Тема урока: «Поволжье. Хозяйство.»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о структуре хозяйства Поволжья.

Задачи: 1. Когнитивная: формировать у обучающихся навыки учебно-исследовательской деятельности по теме.

2. Развивающая: обеспечить условия для развития умений и навыков работы с текстом учебника, умения выделять главное, систематизировать материал; развивать умение извлекать необходимую географическую информацию; развивать навыки работы с географической картой; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности; развивать навыки работы в малой группе; планировать учебную деятельность; производить действия взаимопроверки и взаимооценки; корректировать учебную деятельность.

3. Воспитательная: вырабатывать у обучающихся навыки общения с одноклассниками на основе равноправных отношений и взаимного уважения, конструктивно разрешать конфликты; выслушивать разные точки зрения; приходить к общему решению. Способствовать формированию научного мировоззрения.

Форма организации учебной деятельности: сочетание  фронтальной работы и работы в парах. Индивидуальная работа.

Технологии: традиционная, проблемного обучения, групповое обучение, ИКТ.

Планируемые результаты:

  • личностные: формирование осознания важности человеческого фактора в развитии экономических районов России;

  • метапредметные: развитие умения работать в группах, анализировать материал, работать с  общегеографическими и тематическими картами;

  • предметные: формирование представлений об особенностях деятельности людей; развитие умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;

определение роли Волги в экономическом развитии района и влияния природных условий и ресурсов на развитие и размещение предприятий.

Информационная среда. Оборудование.

  1. Обучающий фильм «Хозяйство Поволжья»

  2. Административно-политическая карта России

  3. Атласы

  4. Карточки с вопросами для взаимопроверки

  5. Карточки-тесты

  6. Карточки-эталоны



Учебно-методический комплект.

Рабочая программа соответствует государственному образовательному стандарту и федеральному базисному учебному плану, утверждённому Министерством образования РФ.

  1. Учебно-методический комплект серии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева для 9 класса



Источники информации

1.Обучающий фильм «Хозяйство Поволжья».

















































Структура урока (ФГОС)

Содержание учебного материала Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1.Мотивирование на учебную деятельность

Настраивает на учебно-познавательную деятельность

Ученик осознаёт важность изучаемого материала, предстоящей учебно- познавательной деятельности


2.Актуализация знаний

Повторение АП карты России

Хоровые ответы

Познавательные УУД:

систематизация ранее полученных знаний по теме

3.Целеполагание, постановка проблемы

1. Определение темы урока.

Учитель согласует цель урока с обучающимися

2. «Вот отсюда, именно отсюда, из глубин лесного родника вытекает голубое чудо – русская великая река.» О какой реке идёт речь? По какому экономическому району она протекает? Определите тему урока. Сформулируйте проблему. (Влияние природных условий Поволжья на структуру его хозяйства)

Цель урока принимается обучающимися

Анализ полученной информации

Индивидуальные ответы

Личностные УУД:

установление учащимися связи между целью учебной деятельности, её мотивом и учебной работой по достижению цели


4.Поиск путей решения проблемы

Каким образом будем решать учебную проблему?

Получение информации через просмотр фильма, работу с учебником и атласами, работу в малых группах.

Обучающиеся принимают проблемную ситуацию, формулируют задачи по достижению учебной цели,

формулируют совместно с учителем пути решения проблемы

Познавательные УУД:

планирование учебной-познавательной деятельности по достижению учебной цели



5.Решение проблемы

1. Ознакомление с карточками-опросниками

2. Просмотр учебного фильма

3. Работа в малых группах

1. Самостоятельно читают текст карточек

2. Смотрят учебный фильм

3. Работают в парах (опрашивают друг друга по вопросам карточек)


Регулятивные УУД:

фиксирование результатов изучения текста, умение делать выводы, планирование и регулирование своей деятельности, умение соотносить свои действия с планируемыми результатами

Коммуникативные УУД:

умение точно выражать свои мысли, продуктивно сотрудничать в малой группе (паре), договариваться друг с другом

Познавательные УУД:

умение определять понятие, строить логические рассуждения и делать выводы. Структурировать знания, выделять существенную информацию

Регулятивные УУД:

осуществление контроля и самоконтроля


6. Коррекция

Какие вопросы были не понятны?

Что следует пояснить?

Задают вопросы по теме

Определяют свой уровень знания и незнания по теме

Регулятивные УУД:

рефлексия

коррекция


7.Самостоятельная работа по применению полученных знаний

Организует обучающихся для решения тестовых заданий

Решают тесты

Регулятивные УУД:

осуществление контроля и самоконтроля, рефлексия, коррекция


8. Систематизация знаний

Проверка в режиме взаимопроверки

Проверяют друг у друга правильность выполнения задания по эталону.

Регулятивные УУД:

осуществление взаимоконтроля




9.Объяснение домашнего задания

1) с.157 (5), заполнить таблицу или

2) с.157 (7), используя ресурсы интернета выявить самые острые на сегодняшний день проблемы Поволжья и выяснить, как они решаются

3) творческое: создание презентации по теме «Поволжье»


Осмысливают, выбирают и записывают домашнее задание

Познавательные УУД:

планирование учебной деятельности на следующий урок


10 Оценивание

Включает обучающихся в оценивание учебно-познавательной деятельности на уроке

Обучающиеся высказываются по поводу результата урока, оценивают процесс деятельности

Регулятивные УУД:

рефлексия,

оценивание учебно-познавательной деятельности


















ВОПРОСЫ

для устного опроса в малых группах.

  1. Почему сельское хозяйство долгое время оставалось основой экономики Поволжья?

  2. В чём отличительные черты сельского хозяйства Поволжья?

  3. Специализация сельского хозяйства Заволжья?

  4. Специализация сельского хозяйства Правобережья.

  5. С чем связан страшный голод в Поволжье в 1933-34 годах?

  6. Анализируем карты на рис.59. В каком направлении уменьшаются осадки? Где осадков выпадает больше на Правобережье или в Заволжье?

  7. Почему после распада СССР возросла роль Поволжья как сельскохозяйственного района?

  8. Назови крупные совместные предприятия на территории Поволжья.

  9. Перечисли главные отрасли специализации машиностроения. Назови факторы, способствующие их развитию.

  10. Перечисли крупнейшие предприятия автомобилестроения.

  11. Назови авиационные заводы.

  12. Перечисли центры переработки нефти. Определи факторы их размещения.

  13. Перечисли крупнейшие центры химической промышленности. Какую продукцию они производят? Назови факторы размещения.

  14. Почему Поволжье является мощным центром электроэнергетики?