СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии на тему: "Болота"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии на тему: "Болота"»

Дата 24.01.2024г.

Класс 8

Предмет география

Тема урока «Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды.»

Место урока Раздел 5, тема 10, урок 35.

Учитель Буденкова Л.Е.

Тип урока: изучение новых знаний.

Планируемые результаты

Личностные: - повышение мотивации к обучению, саморазвитие, самоконтроль, - формирование основ экологической культуры, любви к своей местности.

Метапредметные: формирование умения организовать свою деятельность, определять её цели и задачи, формирование умения искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, оценивать достигнутые результаты; формирование навыков самоконтроля и самопроверки полученных знаний, анализ качества усвоенного материала.

Предметные: знать: виды озер, болот, ледников, многолетней мерзлоты, подземных вод, область их использования и необходимость бережного отношения к ним как к источникам чистой воды.

Цель урока:

  • выявить особенности размещения, происхождения и значения болот в природе и для человека;

  • продолжить формировать умения работать с картами атласа, учебником и дополнительной литературой;

  • развивать устную и письменную речь учащихся, творческие способности учащихся.

Оборудование: учебник «География России: природа и население», медиапроектор, компьютер, презентация, атласы.

Вид урока: лекция с элементами беседы.

Ход урока

I. Организационный момент.

Вступительное слово учителя, сообщение темы, целей урока.

План урока:(слайд 2) Приложение 1.

  1. Что такое болото?

  2. Причины образования болот.

  3. Классификация болот.

  4. Растительность болот.

  5. Значение болот.

II. Изучение нового материала.

(Работа с физической картой России, презентацией, контурными картами, текстом учебника.)

1. Выступление учащегося с материалом о происхождении термина «болото» (слайд 3)

Слово «болото» имеет древнее балто-славянское происхождение. Этот корень встречается во всех древних и современных балто-славянских языках. Неслучайно прародиной славян считается болотистая местность между белорусским Полесьем и Балтийским морем. Само название Балтика также производно от этого корня. В славянских языках с полногласием звучит в виде болото, в других славянских и балтийских языках, в том числе в старославянском как «блато», «балто».

Что же такое болото? (слайд 4)

Боло́то (также топь, трясина, зыбкое место) — участок суши (или ландшафта), характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или проточных грунтовых вод, но без постоянного слоя воды на поверхности. Для болота характерно отложение на поверхности почвы неполно разложившегося органического вещества, превращающегося в дальнейшем в торф. Слой торфа в болотах не менее 30 см, если меньше, то это заболоченные земли. Болота являются составной частью гидросферы. Первые болота на Земле образовались на стыке силура и девона 350—400 млн лет назад. Болота чаще встречаются в Северном полушарии, в лесах. В России распространены на севере Европейской части, в Западной Сибири, на Камчатке.

2. Причины образования болот. (слайд 5,6)

Болота возникают двумя основными путями: из-за заболачивания почвы или же из-за зарастания водоёмов. Заболачивание может происходить по вине человека, например, при возведении дамб и плотин для ставков и водохранилищ. Заболачивание иногда вызывает и деятельность бобров.

Непременным условием образования болот является постоянная избыточная влажность. Одна из причин избыточной увлажнённости и образования болота состоит в особенностях рельефа — наличие низин, куда стекаются воды осадков и грунтовые воды; на равнинных территориях отсутствие стока — все эти условия приводят к образованию торфа. Торф ранее использовался (и ограниченно используется) как горючий материал. В конце лета, когда торфяники несколько подсыхают может начаться их возгорание (например, от молнии), в результате которого в почву попадают минеральные вещества, столь необходимые болоту. Но также создаётся и пожароопасная обстановка для близлежащих населённых пунктов. Торфяные пожары часто загрязняют воздух в различных регионах страны.

3. Классификация болот. (слайд 7,8)

Низинные (тип болот с богатым водно-минеральным питанием, в основном за счёт грунтовых вод. Расположены в поймах рек, по берегам озёр, в местах выхода ключей, в низких местах.)

Переходные (по характеру растительности и умеренному минеральному питанию находятся между низинными и верховыми болотами.)

Верховые (расположены обычно на плоских водоразделах, питаются только за счёт атмосферных осадков, где очень мало минеральных веществ, вода в них резко кислая.)

Типы болот:

  • по типу преобладающей растительности различают: лесные, кустарничковые, травяные и моховые болота.

  • По типу микрорельефа: бугристые, плоские, выпуклые и т. д.

  • По типу макрорельефа: долинные, пойменные, склоновые, водораздельные и т. п.

4. Растительность болот: (слайд 9,10)

  • Брусника, произрастает на торфяных болотах.

  • Голубика

  • Клюква, произрастает на верховых и переходных болотах.

  • Морошка, произрастает на торфяных болотах.

  • Росянка, из-за недостатка мин. веществ в почве занимается пассивной ловлей насекомых.

  • Мох Сфагнум

5. Значение болот в природе и для человека: (выступление учащегося(слайд 11)

  • Болота играют важную роль в образовании рек.

  • Болота препятствуют развитию парникового эффекта. Их, в не меньшей степени, чем леса, можно назвать «лёгкими планеты». Дело в том, что реакция образования органических веществ из углекислого газа и воды при фотосинтезе по своему суммарному уравнению противоположна реакции окисления органических веществ при дыхании, и поэтому при разложении органики углекислый газ, связанный до этого растениями, выделяется назад в атмосферу (в основном за счёт дыхания бактерий). Один из главных процессов, способных уменьшить содержание углекислого газа в атмосфере — это захоронение неразложившейся органики, что и происходит в болотах, образующих залежи торфа, трансформирующегося затем в каменный уголь. (Другие подобные процессы — отложение карбонатов (CaCO3) на дне водоёмов и химические реакции, протекающие в земной коре и мантии). Поэтому практика осушения болот, осуществлявшаяся в XIX—XX веках, с точки зрения экологии разрушительна. С другой стороны болота являются одним из источников бактериального метана (одного из парниковых газов) в атмосфере. В ближайшем будущем ожидается увеличение объёмов болотного метана в атмосфере из-за таяния болот в районе вечной мерзлоты.

  • Болота являются естественными фильтрами воды и санитарами агроэкосистем.

  • На болотах произрастают ценные растения (голубика, клюква, морошка).

  • Торф используют в медицине (грязелечение), как топливо, с.-х. удобрение, корм для с.-х. животных сырьё для химической промышленности.

  • Торфяные болота служат источником находок для палеобиологии и археологии — в них находят хорошо сохранившиеся остатки растений, пыльцу, семена, тела древних людей.

  • Для древних людей болотная руда была источником для изготовления железных изделий.

  • Раньше болото считалось гибельным местом для человека. В болотах погибал отбившийся от стада скот. Из-за укусов малярийных комаров вымирали целые посёлки. Растительность на болотах скудная: светло-зелёный мох, небольшие кустарнички багульника, осока, вереск. Деревья на болотах низкорослые. Корявые одинокие сосны, берёзы да заросли ольхи.

  • Люди стремились осушать «гиблые места» и использовать землю под поля и пастбища.

Термины, связанные с темой урока:(слайд 12)

  • Марь — заболоченный редкостойный лиственничный лес, прерывающийся участками безлесных кочковатых болот и ерников.

  • Мочажина — влажное, заболоченное, топкое место между кочками на болоте, низменном лугу.

  • Руда болотная — донные отложения бурого железняка в болоте как результат жизнедеятельности железобактерий.

  • Топь — переувлажнённый участок болота с разжиженной торфяной залежью, высоким уровнем воды и рыхлой непрочной дерниной.

  • Трясина — зыбкое болотистое место.

Сообщение учащегося «Интересные факты о болоте» (слайд 13)

  • Самое большое болото в мире — российское Большое Васюганское болото

  • Его площадь составляет 53-55 тыс. кв.км

  • Согласно легенде, Иван Осипович Сусанин, один из русских национальных героев, был нанят отрядом польских интервентов зимой 1612—13 гг. в качестве проводника. Спасая царя Михаила Фёдоровича, Сусанин завёл поляков в болотистый лес, где был ими зверски замучен за отказ указать верный путь.

  • Русская поговорка: Всяк кулик своё болото хвалит.

  • Самоназвание Финляндии — Суоми/Suomi — обозначает «страна болот».

  • По одной из версий, название столицы России, Москвы произошло от старорусского слова «Мокша», что означает болото.

  • Дно Болота — железнодорожная станция из аниме «Унесённые призраками».

III. Закрепление изученного. (ответить на вопросы) (слайд 14)

  • Что такое болото?

  • Каковы условия образования болот?

  • Какова классификация болот? Какие типы болот существуют?

  • Какие растения произрастают на болотах?

  • Какова роль болот в природе и для человека?

IV. Домашнее задание.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!