СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии в 8 классе "Озера, болота, оледники, подземные воды, многолетняя мерзлота"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 8 классе "Озера, болота, оледники, подземные воды, многолетняя мерзлота"»













Конспект учебного занятия

Тема: «Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота»





Выполнил: Кильдюшов Р.В.

Учитель МОУ СОШ № 1 г. Сим

2 квалификационная категория

педагогический стаж работы 10 лет























Конспект учебного занятия



Предмет:

География

Класс:

8

Место занятия в струк­туре образовательного процесса:

Урок соответствует тематическому планированию

Тема урока по учебно-тематическому плану:

Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Номер урока по теме:

Второй урок раздела «Внутренние воды и водные ре­сурсы».

Форма урока:

Комбинированный.

Оборудование:

Учебник И. И. Бариновой «География России. Приро­да. 8 класс», Презентация «Внутренние воды России», атлас по географии для 8 класса, инструктивные кар­точки на 2 вариантов

Цель:

Проанализировать закономерности распространения различных видов внутренних вод по территории Рос­сии и выявить их связь с другими компонентами при­роды, а также значение для человека.

Задачи:

Образовательная задача: продолжить формирование знаний об особенностях и главных чертах внутренних вод России, о зависимости их от других компонентов природы.

Развивающая задача: способствовать дальнейшему развитию навыков работы с инструктивными карточ­ками, с картами атласа и другими источниками гео­графической информации при изучении новой темы и её закреплении.

Воспитательная задача: способствовать формирова­нию бережного и рационального использования вод­ных ресурсов страны.

Ожидаемые результа­ты:

ЦОР должен усилить впечатление от материала урока, обеспечить его быстрое и качественное усвоение и разнообразить урок.

Этапы урока:



Этапы

Время

1

Организационный момент.

0,5 мин.

2

Повторение.

5 мин.

3

Актуализация новой темы.

0,5 мин.

4

Изучение нового материала и поэтапное закрепление.

30 мин.

5

Подведение итогов

3 мин.

6

Домашнее задание.

1 мин.







Конспект урока.

1 .Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2. Повторен не.

А) Устный опрос:

1. Ребята давайте вспомним: что называют внутренними водами?

2. Какие из них есть в России?

Б) Тест по теме реки России (выполняется на инструктивных карточках):

1-й вариант



1) В России нет рек бассейна: А) Северного Ледовитого океана; Б) Индийского океана; В) Тихого океана; Г) Атлантического океана.

2) Установите соответствие:

Река:

Бассейн:

1. Урал

А. Атлантического океана

2. Енисей

Б. Северного Ледовитого

3. Днепр

В. Области внутреннего стока

3) Отношение падения реки к её длине: А) Водосборный бассейн;
Б) Уклон; В) Расход воды.

4) Кратковременный подъем уровня воды: А) Половодье;
Б) Паводок; В) Межень.

5) Реками с летним, половодьем являются: А) Терек и Кубань;
Б) Волга и Северная Двина; В) Амур и Индигирка.



2-й вариант

1) Большую часть России занимает бассейн: А) Тихого океана; Б) Атлантиче­ского океана; В) Северного Ледовитого океана; Г) Области внутреннего стока.

2) Установите соответствие:

Река:

Бассейн:

1. Амур

А. Северного Ледовитого океана

2. Дон

Б. Тихого океана

З.Обь

В. Атлантического океана

3) Превышение истока реки над устьем: А) Водосборный бассейн;

Б) Уклон; В) Расход воды.

4) Период наименьшего уровня воды: А) Половодье;
Б) Паводок; В) Межень.

5) Реками с паводковым режимом являются: А) Терек и Кубань;
Б) Волга и Северная Двина; В) Амур и Индигирка.

В) проверка теста (у соседа по парте) по ответам на слайде 6 презентации.


3.Актуализация изучаемого материал.

На прошлом уроке мы изучали реки, а на сегодня познакомимся с остальными видами внутренних вод, существующими в России.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и знакомятся с целями урока:

1. продолжить знакомство с разнообразием внутренних вод России;

2. выявить их связь с другими компонентами природы, а также значение для че­ловека.


4.Изучение нового материала и его поэтапное закрепление.

1. Знакомство с озерами России и их распространением по территории стра­ны; с классификациями озёр по водному режиму и по происхождению котловин.

Демонстрируется слайды: 8 («Озера России»), 9 («Крупнейшие озёра России»), 10 («Глубочайшее озеро России - Байкал»), 11 («Размещение озёр по территории страны»), 12 («Озёра проточные и бессточные»), 13 («Происхождение озёрных котловин»).

2. Изучение значения озёр для природы и человека озёр.

Демонстрируется слайды: 14 («Пополнение и расход воды в озерах»), 15 («Ре­сурсы озёр»), 16 («Влияние озёр на климат. Водохранилища»).

3. Закрепление знаний об озёрах России.

А) Выполнение учащимися заданий УЭ № 3 на инструктивной карте:

3.1. Закончи фразы: А) Озеро — естественное ...Б) Самое большое озеро России - ...В) Самое глубокое озеро России - ...

3.2. По § 13 на стр. 79 определи: В какой части России наилучшие климати­ческие условия для существования озер? Объясни почему?

3.3. По § 13 на стр. 79 заполни: «Влияние озер на природу»

на рельеф:

на климат:



Б) Выполнение учащимися заданий УЭ № 4 на инструктивной карте - Практиче­ской работы по описанию одного из озёр России.

Задание: Используя данные физической карты России в атласе (с. 3) и таблицы на с. 79 в учебнике составь описание озера по плану:

4.1. Местоположение в России (по физ. карте)

4.2. Происхождение котловины: А) тектоническое; Б) вулканическое; В) карстовое; Г) ледниковое; Д) искусственное.

4.3. По водному режиму: А) бессточное; Б) проточное.

4.4. По химическому составу: А) пресное; Б) соленое.

1-й вариант - озеро Таймыр. 2-й вариант - озеро Чаны.

4. Знакомство с болотами России; их происхождением, распространением по
территории страны, значением в природе и для человека.

Демонстрируется слайды: 17 («Болота России»), 18 («Образование болот»), 19 («Распространение болот»), 20 («Роль болот»).

5. Знакомство с подземными водами: их видами, распространением в России и
значением в природе и хозяйстве.

Демонстрируется слайды: 21 («Подземные воды и их значение»), 22 («Подзем­ные воды артезианские, минеральные»), 23 («Термальные воды»).

6. Знакомство с ледниками России: их видами, распространением в России и
значением в природе.

Демонстрируется слайды: 24 («Ледники и их роль в природе»), 25 («Покровные ледники»), 26 («Горные ледники»), 27 («Снеговая линия»), 28 («Высота снеговой линии»).

7. Знакомство с многолетней мерзлотой: её распространением в России, усло­
виями образования и значением в природе и для человека.

Демонстрируется слайды: 29 («Многолетняя мерзлота»), 30 («Распространение многолетней мерзлоты»), 31 («Условия образования многолетней мерзлоты»), 32 («Значение многолетней мерзлоты в природе и для человека»).


8. Закрепление знаний о болотах, подземных водах, многолетней мерзлоте.

Выполнение учащимися заданий УЭ № 5, б, 7, 8 на инструктивной карте:

5.1. Работая с материалом на с. 80 выбери верный ответ:

Больше всего болот России находится в: А) Европейской части; Б) Западной Сибири; В) Восточной Сибири.

5.2. Закончи фразы:

А) На большей части России болота образуются вследствие ....

Б) Болота источник питания ....

В) Болота дают людям ....

5.1. Как используют подземные воды? (Ответ ищи на с. 80)

5.2. Заполни таблицу:

вид подземных вод

характерные свойства

В каких частях Рос­сии встречается


находятся до глубины 2 м

повсеместно


содержат соли и газы


термальные

имеют 1: от.... С


7.1. Впиши пропущенные слова: Ледники образуются в условиях отрицательных
... и достаточного количества ....

7.2. По материалу на с. 81 заполни схему:




Ледники России


горные








Острова в Арктике









7.3. Как изменится высота снеговой линии при движении с запада страны на вос­ток? А) понизится; Б) повысится; В) никак

7.4. Если это произойдёт, то вследствие того, что: А) усилится суровость климата; Б) повысится влажность; В) и то, и другое

8.1. Из предложенных явлений выбери, те которые способствуют образованию многолетней мерзлоты: А) лютые морозы; Б) малоснежные зимы; В) влажная осень; Г) короткое лето

8.2. По карте почв России в атласе (с. 18) определи регионы распространения мно­голетней мерзлоты и выпиши их.

8.3. Используя материал на с. 82 приведите примеры влияния многолетней мерз­лоты:

на природу:

на деятельность человека;




5. Проверка результатов работы учащихся и подведение итогов.

А) Проверка результатов самостоятельной работы учащихся на инструктивной карте по ответам на слайдах № 33, 34, 35.

Б) Учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов за работу на уроке и оценивают свой труд.


6. Домашнее задание: 1) повторять § 13; 2) устно ответить на вопросы к § 13 па
с. 82; 3) (по желанию) написать мини-сочинение, начав его фразой: «Я считаю, что
из всех видов внутренних вод в нашей местности главным образом используются…»
Инструктивная карта 1 варианта.



Учебный эле­мент, его цель

Учебный материал с указанием заданий

баллы

1. Постанов­ка цели урока.

1. Прочитай цели урока. Цели урока: 1. продолжить знакомство с разнообразием внутренних вод России. 2. выявить их связь с други­ми компонентами природы, а также значение для человека.

2. Проверка готовности к занятию.

Цель: прове-

2.1. Ответь на вопросы теста:

Т1


1) В России нет рек бассейна: А) Северного Ледовитого океана; Б) Индийского океана; В) Тихого океана; Г) Атлантического океа­на.



рить уровень

2) Установите соответствие:

Запиши ответ:



знании о ре-

река:

бассейн:

река:

бассейн:

ках и иных

1. Урал

А. Атлантического океана

1


внутренних

2. Енисей

Б. Северного Ледовитого океана

2


водах России.

3. Днепр

В. Области внутреннего стока

3





3) Отношение падения реки к её длине: А) Водосборный бассейн;




Б) Уклон; В) Расход воды.




4) Кратковременный подъем уровня воды: А) Половодье;




Б) Паводок; В) Межень.




5) Реками с летним половодьем являются: А) Терек и Кубань;




Б) Волга и Северная Двина; В) Амур и Индигирка.



2.2. Проверь у соседа тест и поставь за него оценку.

3. Знакомство

3.1. Закончи фразы: А) Озеро - естественное ...

3


с озерами Рос­сии.

Цель: изучая озера России




Б) Самое большое озеро России

В) Самое глубокое озеро России

3.2. По § 13 на стр. 79 определи: В какой части России наилучшие

2


расширить знания об

климатические условия для существования озер? Объясни почему?



озерах вооб-




ще.





3.3. По § 13 на стр. 79 заполни схему «Влияние озер на природу»

3



на рельеф: на климат:



1 1

2 2



4, Изучение одного из озер России.

Цель: уметь описать озеро по плану.

Используя данные физической карты России в атласе (с. 3) и таблицы в учебнике (с. 79) составь описание озера Таймыр:

4.1. Местоположение в России ....

4.2. Происхождение котловины: А) тектоническое; Б) вулканиче­
ское; В) карстовое; Г) ледниковое; Д) искусственное.

4.3. По водному режиму: А) бессточное; Б) проточное.

4.4. По химическому составу: А) пресное; Б) соленое.

4






с болотами России.

Больше всего болот России находится в: А) Европейской части; Б) Западной Сибири; В) Восточной Сибири.



Цель: расши­рить знания о болотах.

5.2. Закончи фразы: А) На большей части России болота образу­ются вследствие ...

3


Б) Болота источник питания ...

В) Болота дают людям ...



6. Знакомство с подземными водами Рос­сии.

Цель: расши­рить знания о подземных водах.

6.1. Как используют подземные воды?

(Ответ ищи на с. 80)

Т

■■

6.2. Заполни пропущенные графы таблицы:

3


вид подзем­ных вод

характерные свойства

В каких частях России встречается


находятся до глубины 2 м

повсеместно


содержат соли и газы



термальные

имеют X от



7. Знакомство с ледниками

7.1. Впиши пропущенные слова: Ледники образуются в условиях отрицательных ... и достаточного количества ....

1




России.

Цель: расши­рить знания о ледниках.

7.2. По материалу

на с.

81 заполни схему:




2




Ледники России


горные





+





*



острова в Арктике















7.3. Как изменится высота снеговой линии при движении с за­пада страны на восток? А) понизится; Б) повысится; В) никак

1



7.4. Если это произойдёт, то вследствие того, что: А) усилится суровость климата; Б) повысится влажность; В) и то, и другое

1


8. Знакомство с многолет­ней мерзло-

8.1. Из предложенных явлений выбери, те которые способству­ют образованию многолетней мерзлоты: А) лютые морозы; Б) малоснежные зимы; В) влажная осень; Г) короткое лето

1


той России.

Цель: сформи­ровать знания о многолетней мерзлоте.

8.2. По карте почв России в атласе (с. 18) определи регионы рас­пространения многолетней мерзлоты и выпиши их вратрадь.

1


8.3. Используя материал на с. 82 приведите примеры влияния многолетней мерзлоты:

2


на природу:

на деятельность человека:



9. Домашнее задание.

1) повторять § 13; 2) устно ответить на вопросы к § 13 на с. 82; 3) (по желанию) написать мини-сочинение, начав его фразой: «Я считаю, что из всех видов внутренних вод в нашей местности глав­ным образом используются ....»



10. Подведе­ние итогов.

Подсчитай количество ба.

плов за весь урок и поставь оценку