Конспект учебного занятия
Тема: «Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота»
Выполнил: Кильдюшов Р.В.
Учитель МОУ СОШ № 1 г. Сим
2 квалификационная категория
педагогический стаж работы 10 лет
Конспект учебного занятия
Предмет: | География |
Класс: | 8 |
Место занятия в структуре образовательного процесса: | Урок соответствует тематическому планированию |
Тема урока по учебно-тематическому плану: | Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота |
Номер урока по теме: | Второй урок раздела «Внутренние воды и водные ресурсы». |
Форма урока: | Комбинированный. |
Оборудование: | Учебник И. И. Бариновой «География России. Природа. 8 класс», Презентация «Внутренние воды России», атлас по географии для 8 класса, инструктивные карточки на 2 вариантов |
Цель: | Проанализировать закономерности распространения различных видов внутренних вод по территории России и выявить их связь с другими компонентами природы, а также значение для человека. |
Задачи: | Образовательная задача: продолжить формирование знаний об особенностях и главных чертах внутренних вод России, о зависимости их от других компонентов природы. Развивающая задача: способствовать дальнейшему развитию навыков работы с инструктивными карточками, с картами атласа и другими источниками географической информации при изучении новой темы и её закреплении. Воспитательная задача: способствовать формированию бережного и рационального использования водных ресурсов страны. |
Ожидаемые результаты: | ЦОР должен усилить впечатление от материала урока, обеспечить его быстрое и качественное усвоение и разнообразить урок. |
Этапы урока:
№ | Этапы | Время |
1 | Организационный момент. | 0,5 мин. |
2 | Повторение. | 5 мин. |
3 | Актуализация новой темы. | 0,5 мин. |
4 | Изучение нового материала и поэтапное закрепление. | 30 мин. |
5 | Подведение итогов | 3 мин. |
6 | Домашнее задание. | 1 мин. |
Конспект урока.
1 .Организационный момент.
Приветствие учащихся.
2. Повторен не.
А) Устный опрос:
1. Ребята давайте вспомним: что называют внутренними водами?
2. Какие из них есть в России?
Б) Тест по теме реки России (выполняется на инструктивных карточках):
1-й вариант
1) В России нет рек бассейна: А) Северного Ледовитого океана; Б) Индийского океана; В) Тихого океана; Г) Атлантического океана. |
2) Установите соответствие: |
Река: | Бассейн: |
1. Урал | А. Атлантического океана |
2. Енисей | Б. Северного Ледовитого |
3. Днепр | В. Области внутреннего стока |
3) Отношение падения реки к её длине: А) Водосборный бассейн; Б) Уклон; В) Расход воды. 4) Кратковременный подъем уровня воды: А) Половодье; Б) Паводок; В) Межень. 5) Реками с летним, половодьем являются: А) Терек и Кубань; Б) Волга и Северная Двина; В) Амур и Индигирка. |
2-й вариант
1) Большую часть России занимает бассейн: А) Тихого океана; Б) Атлантического океана; В) Северного Ледовитого океана; Г) Области внутреннего стока. |
2) Установите соответствие: |
Река: | Бассейн: |
1. Амур | А. Северного Ледовитого океана |
2. Дон | Б. Тихого океана |
З.Обь | В. Атлантического океана |
3) Превышение истока реки над устьем: А) Водосборный бассейн; Б) Уклон; В) Расход воды. 4) Период наименьшего уровня воды: А) Половодье; Б) Паводок; В) Межень. 5) Реками с паводковым режимом являются: А) Терек и Кубань; Б) Волга и Северная Двина; В) Амур и Индигирка. |
В) проверка теста (у соседа по парте) по ответам на слайде 6 презентации.
3.Актуализация изучаемого материал.
На прошлом уроке мы изучали реки, а на сегодня познакомимся с остальными видами внутренних вод, существующими в России.
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь и знакомятся с целями урока:
1. продолжить знакомство с разнообразием внутренних вод России;
2. выявить их связь с другими компонентами природы, а также значение для человека.
4.Изучение нового материала и его поэтапное закрепление.
1. Знакомство с озерами России и их распространением по территории страны; с классификациями озёр по водному режиму и по происхождению котловин.
Демонстрируется слайды: 8 («Озера России»), 9 («Крупнейшие озёра России»), 10 («Глубочайшее озеро России - Байкал»), 11 («Размещение озёр по территории страны»), 12 («Озёра проточные и бессточные»), 13 («Происхождение озёрных котловин»).
2. Изучение значения озёр для природы и человека озёр.
Демонстрируется слайды: 14 («Пополнение и расход воды в озерах»), 15 («Ресурсы озёр»), 16 («Влияние озёр на климат. Водохранилища»).
3. Закрепление знаний об озёрах России.
А) Выполнение учащимися заданий УЭ № 3 на инструктивной карте:
3.1. Закончи фразы: А) Озеро — естественное ...Б) Самое большое озеро России - ...В) Самое глубокое озеро России - ... |
3.2. По § 13 на стр. 79 определи: В какой части России наилучшие климатические условия для существования озер? Объясни почему? |
3.3. По § 13 на стр. 79 заполни: «Влияние озер на природу» |
на рельеф: | на климат: |
| |
Б) Выполнение учащимися заданий УЭ № 4 на инструктивной карте - Практической работы по описанию одного из озёр России.
Задание: Используя данные физической карты России в атласе (с. 3) и таблицы на с. 79 в учебнике составь описание озера по плану:
4.1. Местоположение в России (по физ. карте)
4.2. Происхождение котловины: А) тектоническое; Б) вулканическое; В) карстовое; Г) ледниковое; Д) искусственное.
4.3. По водному режиму: А) бессточное; Б) проточное.
4.4. По химическому составу: А) пресное; Б) соленое.
1-й вариант - озеро Таймыр. 2-й вариант - озеро Чаны.
4. Знакомство с болотами России; их происхождением, распространением по
территории страны, значением в природе и для человека.
Демонстрируется слайды: 17 («Болота России»), 18 («Образование болот»), 19 («Распространение болот»), 20 («Роль болот»).
5. Знакомство с подземными водами: их видами, распространением в России и
значением в природе и хозяйстве.
Демонстрируется слайды: 21 («Подземные воды и их значение»), 22 («Подземные воды артезианские, минеральные»), 23 («Термальные воды»).
6. Знакомство с ледниками России: их видами, распространением в России и
значением в природе.
Демонстрируется слайды: 24 («Ледники и их роль в природе»), 25 («Покровные ледники»), 26 («Горные ледники»), 27 («Снеговая линия»), 28 («Высота снеговой линии»).
7. Знакомство с многолетней мерзлотой: её распространением в России, усло
виями образования и значением в природе и для человека.
Демонстрируется слайды: 29 («Многолетняя мерзлота»), 30 («Распространение многолетней мерзлоты»), 31 («Условия образования многолетней мерзлоты»), 32 («Значение многолетней мерзлоты в природе и для человека»).
8. Закрепление знаний о болотах, подземных водах, многолетней мерзлоте.
Выполнение учащимися заданий УЭ № 5, б, 7, 8 на инструктивной карте:
5.1. Работая с материалом на с. 80 выбери верный ответ: Больше всего болот России находится в: А) Европейской части; Б) Западной Сибири; В) Восточной Сибири. |
5.2. Закончи фразы: А) На большей части России болота образуются вследствие .... Б) Болота источник питания .... В) Болота дают людям .... |
5.1. Как используют подземные воды? (Ответ ищи на с. 80) |
5.2. Заполни таблицу: |
вид подземных вод | характерные свойства | В каких частях России встречается |
| находятся до глубины 2 м | повсеместно |
| содержат соли и газы | |
термальные | имеют 1: от.... С | |
7.1. Впиши пропущенные слова: Ледники образуются в условиях отрицательных ... и достаточного количества .... |
7.2. По материалу на с. 81 заполни схему: |
| | | Ледники России | | горные | |
| | | | |
| Острова в Арктике | | | |
| | | | |
7.3. Как изменится высота снеговой линии при движении с запада страны на восток? А) понизится; Б) повысится; В) никак |
7.4. Если это произойдёт, то вследствие того, что: А) усилится суровость климата; Б) повысится влажность; В) и то, и другое |
8.1. Из предложенных явлений выбери, те которые способствуют образованию многолетней мерзлоты: А) лютые морозы; Б) малоснежные зимы; В) влажная осень; Г) короткое лето |
8.2. По карте почв России в атласе (с. 18) определи регионы распространения многолетней мерзлоты и выпиши их. |
8.3. Используя материал на с. 82 приведите примеры влияния многолетней мерзлоты: |
на природу: | на деятельность человека; |
| |
5. Проверка результатов работы учащихся и подведение итогов.
А) Проверка результатов самостоятельной работы учащихся на инструктивной карте по ответам на слайдах № 33, 34, 35.
Б) Учащиеся подсчитывают суммарное количество баллов за работу на уроке и оценивают свой труд.
6. Домашнее задание: 1) повторять § 13; 2) устно ответить на вопросы к § 13 па
с. 82; 3) (по желанию) написать мини-сочинение, начав его фразой: «Я считаю, что
из всех видов внутренних вод в нашей местности главным образом используются…»
Инструктивная карта 1 варианта.
Учебный элемент, его цель | Учебный материал с указанием заданий | баллы |
1. Постановка цели урока. | 1. Прочитай цели урока. Цели урока: 1. продолжить знакомство с разнообразием внутренних вод России. 2. выявить их связь с другими компонентами природы, а также значение для человека. | — | — |
2. Проверка готовности к занятию. Цель: прове- | 2.1. Ответь на вопросы теста: | Т1 | |
1) В России нет рек бассейна: А) Северного Ледовитого океана; Б) Индийского океана; В) Тихого океана; Г) Атлантического океана. |
рить уровень | 2) Установите соответствие: | Запиши ответ: | | |
знании о ре- | река: | бассейн: | река: | бассейн: |
ках и иных | 1. Урал | А. Атлантического океана | 1 | |
внутренних | 2. Енисей | Б. Северного Ледовитого океана | 2 | |
водах России. | 3. Днепр | В. Области внутреннего стока | 3 | |
| 3) Отношение падения реки к её длине: А) Водосборный бассейн; | | |
| Б) Уклон; В) Расход воды. | | |
| 4) Кратковременный подъем уровня воды: А) Половодье; | | |
| Б) Паводок; В) Межень. | | |
| 5) Реками с летним половодьем являются: А) Терек и Кубань; | | |
| Б) Волга и Северная Двина; В) Амур и Индигирка. | | |
2.2. Проверь у соседа тест и поставь за него оценку. |
3. Знакомство | 3.1. Закончи фразы: А) Озеро - естественное ... | 3 | |
с озерами России. Цель: изучая озера России | | | |
Б) Самое большое озеро России |
В) Самое глубокое озеро России |
3.2. По § 13 на стр. 79 определи: В какой части России наилучшие | 2 | |
расширить знания об | климатические условия для существования озер? Объясни почему? | | |
озерах вооб- | | | |
ще. | | | |
| 3.3. По § 13 на стр. 79 заполни схему «Влияние озер на природу» | 3 | | |
на рельеф: на климат: | | |
1 1 2 2 | | |
4, Изучение одного из озер России. Цель: уметь описать озеро по плану. | Используя данные физической карты России в атласе (с. 3) и таблицы в учебнике (с. 79) составь описание озера Таймыр: 4.1. Местоположение в России .... 4.2. Происхождение котловины: А) тектоническое; Б) вулканиче ское; В) карстовое; Г) ледниковое; Д) искусственное. 4.3. По водному режиму: А) бессточное; Б) проточное. 4.4. По химическому составу: А) пресное; Б) соленое. | 4 | | |
с болотами России. | Больше всего болот России находится в: А) Европейской части; Б) Западной Сибири; В) Восточной Сибири. | | |
Цель: расширить знания о болотах. | 5.2. Закончи фразы: А) На большей части России болота образуются вследствие ... | 3 | |
Б) Болота источник питания ... |
В) Болота дают людям ... |
6. Знакомство с подземными водами России. Цель: расширить знания о подземных водах. | 6.1. Как используют подземные воды? | (Ответ ищи на с. 80) | Т | ■■ |
6.2. Заполни пропущенные графы таблицы: | 3 | |
вид подземных вод | характерные свойства | В каких частях России встречается |
| находятся до глубины 2 м | повсеместно |
| содержат соли и газы | | |
термальные | имеют X от | | |
7. Знакомство с ледниками | 7.1. Впиши пропущенные слова: Ледники образуются в условиях отрицательных ... и достаточного количества .... | 1 | |
России. Цель: расширить знания о ледниках. | 7.2. По материалу | на с. | 81 заполни схему: | | | | 2 |
| | | Ледники России | | горные | |
| |
| + | | | | | * | |
| острова в Арктике | | | |
| | | | | | | |
| 7.3. Как изменится высота снеговой линии при движении с запада страны на восток? А) понизится; Б) повысится; В) никак | 1 | |
| 7.4. Если это произойдёт, то вследствие того, что: А) усилится суровость климата; Б) повысится влажность; В) и то, и другое | 1 | |
8. Знакомство с многолетней мерзло- | 8.1. Из предложенных явлений выбери, те которые способствуют образованию многолетней мерзлоты: А) лютые морозы; Б) малоснежные зимы; В) влажная осень; Г) короткое лето | 1 | |
той России. Цель: сформировать знания о многолетней мерзлоте. | 8.2. По карте почв России в атласе (с. 18) определи регионы распространения многолетней мерзлоты и выпиши их вратрадь. | 1 | |
8.3. Используя материал на с. 82 приведите примеры влияния многолетней мерзлоты: | 2 | |
на природу: | на деятельность человека: |
| |
9. Домашнее задание. | 1) повторять § 13; 2) устно ответить на вопросы к § 13 на с. 82; 3) (по желанию) написать мини-сочинение, начав его фразой: «Я считаю, что из всех видов внутренних вод в нашей местности главным образом используются ....» | | |
10. Подведение итогов. | Подсчитай количество ба. | плов за весь урок и поставь оценку | | |