СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока географии в 9 классе. Тема: Северо-Запад. Географическое положение.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока географии в 9 классе. 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока географии в 9 классе. Тема: Северо-Запад. Географическое положение.»

ТЕМА УРОКА: Северо - Запад. Географическое положение.

Цели урока:

- Сформировать образ района.

- Выявить состав и особенности географического положения Северо - Запада.

- Раскрыть особенности природных условий и ресурсов района.

Ценностный компонент урока: значимость Москвы как столицы; отношение к Москве: ее истории, культуре; вклад Москвы в судьбу России.

Основное содержание: географическое положении Северо-Западного района. Природные условия и ресурсы. Всемирное культурное наследие.

Тип урока: обобщения и закрепления знаний.

Ход урока:

1. Орг. момент

2. Мотивационный этап.

3 Изучение нового материала.

В начале урока учащиеся делятся собственными знаниями о Северо-Западе. Они рассказывают, что им известно о природе, культуре, исторических памятниках этого района. Используя текст § 19, а также имеющиеся знания, ученики создают кластер.

Слова к кластеру: Балтийское море, «Окно в Европу», Куршская коса, Русские летописи Древние города: Псков, Великий Новгород; Памятники Всемирного культурного наследия, Ладожское и Онежское озера — одни из крупнейших в стране, Пушкинские места, Финский залив, Ладога — «дорога жизни», Калининградский янтарь, Санкт-Петербург — крупнейший промышленный, исторический, культурный центр России; Петр I, Блокада Ленинграда.

Работа по созданию образа района с помощью кластера проходит индивидуально, а ее результаты коллективно обсуждаются, учащиеся делятся друг с другом имеющимся опытом.

Далее школьники определяют состав и особенности географического положения Северо-Запада. Вначале они устанавливают, что в состав Северо-Западного района входят Ленинградская, Псковская, Новгородская, Калининградская области и город Санкт?Петербург. Учитель отмечает, что это самый маленький по площади район России.

Его население составляет около 8,5 млн человек, бо´льшая часть которого проживает в Санкт-Петербурге — 4,6 млн человек.

Характеристику географического положения Северо-Запада учащиеся дают, самостоятельно работая с рубрикой «Читаем карту» (с. 83—86 учебника). Они отмечают такие особенности географического положения Северо-Запада, как:

— выход к Балтийскому морю, а значит, и к важным морским путям;

— приграничное положение с Финляндией, Латвией, Эстонией, Белоруссией; Калининградская область граничит с Польшей и Литвой;

— соседство с развитой Центральной Россией и богатым ресурсами Европейским Севером;

— выход по рекам к главным торговым путям, а через систему каналов в Волгу и Белое море.

Учащиеся делают вывод: Северо-Западный район имеет выгодное географическое положение.

Учитель предлагает ученикам заполнить таблицу, раскрывающую причинно-следственные связи такого положения района.

Особенности географического

положения района

Значение для района

Дальнейшая работа с рубрикой «Читаем карту» позволяет учащимся выявить особенности природных условий и ресурсов района. С этой целью ученики не только изучают текст, но и анализируют физическую и экономическую карты Северо-Западного района (рис. 13 и 14 учебника), рисунки данного параграфа. Полученную информацию они заносят в таблицу.




Природные условия и ресурсы Северо-Запада

Рельеф, Полезные ископаемые, Климат, Реки и озера, Природные зоны.

Учитель задает вопрос: «Какой вы можете сделать вывод об особенностях природных условий и ресурсов Северо-Запада?»

В завершение урока учащиеся, используя экономические карты (рис. 8 и 14 учебника), сравнивают ЭГП Центрального и Северо-Западного районов.

Домашнее задание: 1) изучить § 19; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа;