СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Искусство раннего Возрождения"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка для учащихся 2 классов ДХШ

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Искусство раннего Возрождения"»



МАУ ДОД «Черняховская художественная школа им. М. Тенишевой»







Методическая разработка урока

истории искусств во 2 классе

по предпрофессиональной программе «Живопись»

и «Декоративно-прикладное творчество»




Автор преподаватель высшей категории Казанцева Мария Ивановна




















Черняховск 2022




Тема урока: «Искусство эпохи Раннего Возрождения. »


Вид деятельности: урок восприятия произведений искусства.


Цель урока: ознакомление с изобразительным искусством Раннего Возрождения в Италии, творчеством Джотто, формирование навыков анализа художественных произведений.


Задачи урока:

1.Познакомить с изобразительным искусством Раннего Возрождения в Италии ,творчество Джотто.

2.Проанализировать художественные средства, используемые мастерами: ритм композиции, цвет, контрастность – мягкость тона.

3.Развивать наблюдательность, самостоятельность.

4.Развивать навыки анализа художественных произведений.

5.Воспитывать художественный вкус, эстетический интерес к произведениям искусства, патриотизм.



Зрительный ряд: Репродукции живописи Средневековья, фресок Джотто и Мазаччо.

Оборудование: репродукции, схема анализа портрета, мультимедиа, презентация на тему «Искусство Раннего Возрождения в Италии».


План урока:

1.Организационный момент- 3 мин.

2.Сообщение новых знаний- 25 мин.

3.Работа в группах- 10 мин.

4.Домашнее задание- 2 мин.



Ход урока:

Здравствуйте, ребята. Предвестником эпохи Возрождения в живописи является Паоло Учелло Джотто (1260-1337).Изучая творчество этого художника, давайте попытаемся понять, в чем его гениальность. Для этого нам нужно вернуться в более ранний период, в период Средневековья. Средневековье часто называют темным и мрачным. Этому способствовали религиозные войны, деяния инквизиции, неразвитая медицина. Однако Средние века оставили немало памятников культуры, достойных восхищения потомков. Архитектура и скульптура не стояли на месте: вбирая в себе особенности времени, они порождали новые стили и направления. Вместе с ними неотступно шла и живопись. О ней и пойдет сегодня речь.

Живопись Средневековья отличалась некоторой суровостью. Практически полностью художественная культура была посвящена религиозной тематике. Причем божественные деяния изображались в довольно грозной манере, отвечающей духу времени. Мастера не ставили перед собой задачу передать подробности тех или иных событий. В центре их внимания был сакральный смысл, поэтому живопись Средневековья, кратко задерживаясь на деталях, в первую очередь передавала символическое значение, искажая для этого пропорции и соотношения. Художники того времени не знали перспективы. На их полотнах персонажи находятся на одной линии. Однако даже при мимолетном взгляде легко понять, какая фигура на изображении главная. Для установления четкой иерархии персонажей мастера делали одних значительно превосходящими ростом других.



Так, фигура Христа всегда возвышалась над ангелами, а они, в свою очередь, доминировали над простыми людьми. У этого приема была и обратная сторона: он не давал особой свободы в изображении обстановки и деталей фона. В результате живопись Средневековья того периода уделяла внимание лишь главным моментам, не утруждая себя запечатлением второстепенного. Картины представляли собой своего рода схему, передающую суть, но не нюансы. Живопись европейского Средневековья в романском стиле изобиловала также изображениями фантастических событий и персонажей. Предпочтения часто отдавались мрачным сюжетам, повествующим о грядущей каре небесной или чудовищных деяниях врага рода человеческого. Большое распространение получили сцены из Апокалипсиса.



И вот появляется Великий Джотто.

Джотто жил и работал в Италии. Страна была под сильным влиянием Византии. А византийская живопись – это иконы. Со строгими канонами. Они очень хорошо вторили мировоззрению средневекового человека. Главное – это духовные качества. Аскетический образ жизни. Борьба с земными соблазнами.


Все это проявлялось и в живописи. Посмотрите на фреску 13 века.

фреска Пожертвования Константина 13 век

Неизвестный итальянский мастер. Пожертвования Константина. 13 век. Фреска в монастыре Санти-Куаттро-Коронати в Риме.

Плоские, символические лица. То есть лики. Фигуры статичны, одинаковы. Складки одежды неестественны. Конь со всадником подвешены в воздухе. Архитектура игрушечная. Ведь духовное для средневекового человека важнее телесного. А значит мастеру нет смысла добиваться реалистичности физического мира.

Новаторство Джотто

Легче всего понять новаторство Джотто на примере его главного шедевра. Цикла фресок в Капелле Скровеньи в Падуе.

Это сюжеты из жизни Марии и Иисуса Христа. Размером 2,5 на 2 м. 39 изображений.

Взглянем буквально на несколько из них. Этого достаточно, чтобы понять всю гениальность Джотто.


Благовещение святой Анне


На фреске “Благовещение святой Анне” героиня получает благую весть от ангела. Уже немолодая женщина сможет зачать и родить девочку. Будущую святую Марию. Впервые люди Средневековья увидели стареющее лицо. Настоящее. До этого святые кому за 50 изображались схематично, без особых признаков старости. Джотто тем самым приближается к правдивости жизни. Отходя от иконописной символичности. Джотто первым преодолел плоскостность фигур. Он придаёт своим героям объём и вес. Чего вы не увидите у его предшественников. Посмотрите на фигуру служанки, которая прядёт под лестницей. Это уже изображение живого человека. Мы видим ее объемность. Одно колено женщина отодвинула в сторону. А складки одежды вторят этому движению.

Это необычайно реалистично. Сравните ее хотя бы со святой Марией на иконе Гвидо да Сиена. Насколько ее складки символичны. Насколько фигура святой плоская. Хотя эти работы отделяет друг от друга всего пара десятилетий. Ещё один интересный момент. Герои изображены в интерьере. Мы видим бытовые подробности их жизни. Полка, сундук, скамья. До Джотто в интерьере людей не изображали. А ведь это делает изображение ещё более реалистичным.

Встреча у Золотых Врат



Будущие родители святой Марии, Иоаким и Анна встретились у золотых ворот. Муж без слов понял, что хочет ему поведать жена. В порыве нежных чувств двое уже немолодых людей целуются.

Джотто показал нежные интимные чувства людей очень выразительно. До Джотто такой искренности чувств вы не найдёте. Настолько объятия супругов нежны. Настолько трогателен их поцелуй. Обратите внимания, что Иоаким и Анна находятся не в центре. Они смещены влево. В центре – женщины в чёрном и белом. Возможно, они символичны. Мол, рядом с счастьем всегда ходит горе. Ведь все мы знаем, какую мучительную утрату придётся перенести их дочери Марии. Здесь мы можем смело утверждать, что Джотто первым создал композицию. Ему эта сцена виделась именно так. Он вкладывал определённый смысл в то, чтобы второстепенные фигуры поместить в центре. До Джотто понятия композиции просто не существовало. И средневековый мастер поместил бы супругов ровно по середине.

Поклонение волхвов

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия

Джотто отступает от принятого в то время золотого фона. Он пишет свои фрески с голубым небом. Это уже настоящее трёхмерное пространство. А не абстрактная золотая пустота. Его герои твёрдо стоят на ногах. Вспомните, как этим пренебрегали мастера до него. Лошади и люди могли “парить” над землёй. Ещё герои Джотто полны внутреннего достоинства. Это чистосердечные люди. Живые люди. В отличие от ликов-масок Византии. Всем известные библейские сюжеты мастер делает правдивыми, жизненными. Как будто это происходит в реальности. С реальными людьми. Сравните “Поклонение волхвов” двух мастеров-современников. И вы поймёте все изумление людей, которые впервые видели работы Джотто. Ведь мастер как бы объяснил потусторонние, трансцендентные библейские сюжеты простым, понятным языком.

Слева: Гвидо да Сиена (итальянский мастер). Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия. Справа: Джотто. Поклонение волхвов.


Кстати, изображённая в небе звезда необычна. Считается, что Джотто изобразил комету Галлею, которая была видна невооружённым взглядом в 1301 году.

Поцелуй Иуды

.

Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия


На фреске изображена сцена предательства. Подкупленный Иуда должен подать страже знак. Чтобы те поняли, кто из стоящих – Иисус. Иуда должен его поцеловать. В центре мы видим два лица. Благородное, красивое лицо Христа с правильными чертами. Высокий лоб. Развитая шея здорового мужчины. И обезьяноподобное, уродливое лицо Иуды. Выделяющиеся надбровные дуги. Скошенный подбородок. Маленькие, как будто бегающие глаза. Нравственная красота соединена с физической. А уродство физическое с нравственным уродством. Именно так и будет заведено после Джотто в эпоху Ренессанса. Красота лиц у благородных людей и уродство предателей.

После Джотто

Ученики Джотто подхватили его новаторства. Казалось бы, вот оно, Возрождение. Но на тот момент революции в искусстве не случилось. Ещё целое столетие после Джотто в искусстве главенствовала готика. Только через целый век идеи Джотто продолжили своё развитие в творчестве Мазаччо. Та же правдивость и жизненность эмоций. Трёхмерное пространство. И даже уже знание анатомии человеческого тела.

Фрески Мазаччо в Капелле Бранкаччи, Флоренция. 1426-1427 гг. Слева: Изгнание из Рая. Справа: Крещение неофитов.

Джотто опередил своё время. Он был человеком Возрождения. Но творил почти на 2 столетия раньше. Можно предположить, что из-за своего новаторства Джотто был непонятым, нищим гением. Это не так. Люди толпами приходили смотреть на его фрески. Современники ценили и уважали его. И щедро платили ему. Просто они не могли ещё до конца осознать его реформы и подхватить его знамя. Это сделают их потомки. О которых мы с вами будем говорить на следующем уроке.

 Работа в группах.


Теперь вы разделитесь на группы по 2 человека. Каждой группе даются фрагменты репродукции фрески. Следует из отдельных пазлов собрать репродукцию и ответить на вопросы.

Вопросы задания:

1.Как называется фреска?

2.Техника исполнения.

3.Кто изображен?

4.Что характерно для творчества Джотто?

(Работа в группу осуществляется в течении 10-15 минут, затем от каждой группы выступает ученик с ответом, остальные могут поправлять и дополнять ответ.)


Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с искусством Раннего Возрождения, творчеством великого Джотто. На примерах художественных произведений разобрали художественные средства, которыми пользовался художник для раскрытия образа.


Спасибо за внимание и работу на уроке. Урок окончен.

Домашнее задание

повторить тему урока.



Критерии оценивания:

1 . «Отлично» - Учащиеся ответили на все вопросы с пояснением

2. «Хорошо» - Учащиеся ответили на все вопросы без поясняснения;

Учащиеся не ответили на два вопроса.

3. «Удовлетворительно» - Учащиеся нашли ответ меньше, чем на половину вопросов.



Ссылка на материал для урока

https://www.arts-dnevnik.ru/dgotto/