СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Исследование движения тела под действием постоянной силы"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок комплексного применения знаний и умений

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Исследование движения тела под действием постоянной силы"»



Современный урок физики в школе

Методическая разработка урока

Исследование движения тела под действием постоянной силы



Учебная дисциплина «Физика».

Тема программы: Динамика материальной точки.

Тема учебного занятия: Исследование движения тела под действием постоянной силы.

Форма организации процесса обучения: урок.

Тип учебного занятия: комплексного применения знаний и умений.

Цель урока: создание условий для учебной деятельности обучающихся по вычислению силы, сообщающей телу ускорение.

Задачи урока.

Научить измерять ускорение, рассчитывать силу, пользуясь вторым законом Ньютона.

Содействовать развитию логического мышления, интуиции, пространственного воображения, волевых качеств личности обучающихся.

Обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, содействовать убеждённости обучающихся в том, что конкретные научные знания позволяют лучше освоить профессиональные знания.

Основные понятия: взаимодействие, ускорение, сила.

Используемые педагогические технологии: элементы технологии сотрудничества.

Основные методы и приёмы обучения: эвристический, экспериментальный,

Образовательные ресурсы: Учебник: Физика. 10 класс. Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.) – М.: Просвещение, 2021. Физика. 10 класс Электронное приложение (DVD) к учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.) – М.:

Просвещение, 2021.

Материально – техническое оснащение учебного занятия: компьютер, проектор, штатив с муфтой и лапкой, желоб, шарик, линейка, весы с разновесами, металлический цилиндр, секундомер.

Количество часов: 1ч.

План- конспект учебного занятия.

1. Организационный момент

(2мин.) Преподаватель: - Приветствует обучающихся. Проверка присутствующих на уроке.

2.Подготовка к изучению нового материала (5 мин.)

Преподаватель:- Сегодня на уроке мы уроке буде исследовать движение тела под действием постоянной силы, но предварительно проведём подготовительную работу. Работаем с шаблонами оформления лабораторной работы.

Преподаватель:- Вспомним: 1.Что такое ускорение?

  1. Как направлен вектор ускорения?

  2. В каких единицах выражают ускорение?

  3. К акое движение называется равноускоренным?

  4. Второй закон Ньютона?

Обратим внимание на технику безопасности.

Рис. 1.



3.Изучение нового материала (20мин.) • Проведём измерения времени движения 5 раз.

опы

та

Модуль перемещения, м

Время

движения

,

с

Среднее время

движени

я, с

Ускоре ние, м/с2

Мгновен ная скорость V= at, м/с

1

2

3

4

5

• Результаты занесём в таблицу.

Рассчитаем среднее значение ускорения по формуле: (а1 + а2 … + а5) : 5

По формуле 2 –го закона Ньютона F = m • aср рассчитаем силу, сообщившую шарику ускорение.







4. Первичное осмысление и применение

изученного (14 мин.) -Ответить на контрольные вопросы к лабораторной работе.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Повторить формулы и определения по теме «Законы Ньютона»;

Подготовить кроссворд по теме: «Кинематика равномерного и равноускоренного движения».

  1. Рефлексия (2 мин).

    • Сегодня я узнал…

    • Было трудно...

    • Было интересно…

    • Я почувствовал, что...

















































Приложение №1






Приложение №2

Технологическая карта учебного занятия по теме:

«Исследование движения тела под действием постоянной силы»


Тема

«Исследование движения тела под действием постоянной силы»

Цель

Создание условий для учебной деятельности обучающихся по вычислению силы, сообщающей телу ускорение.

Задачи

Образовательные: научить обучающихся определять ускорение, рассчитывать силу, пользуясь вторым законом Ньютона. Развивающие: содействовать развитию логического мышления, интуиции, пространственного воображения, волевых качеств личности обучающихся.

Воспитательные: обеспечить условия для воспитания положительного интереса к изучаемому предмету, содействовать убеждённости в том, что конкретные научные знания позволяют лучше освоить профессиональные знания; понять окружающий мир, расширяют кругозор, вносят разъяснения в определённые жизненные ситуации.

Планируемые результаты:

метапредметные

Личностные УУД: умение управлять свое познавательной деятельностью; положительное отношение к труду, целеустремлённость, профессиональное самоопределение.

Регулятивные УУД: целеполагание, формирование умения планировать свою деятельность, прогнозирование результата; контроль и коррекция результата работы; оценка; волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли; умение учитывать позиции других людей; участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Познавательные УУД: выделение и формулирование учебной цели; поиск и выделение, выбор информации; структурирование знания; построение речевого высказывания; использование знаково - символической записи математического или физического понятия; овладение логическими приёмами.

Планируемые результаты: предметные

Знать/понимать смысл понятий «равноускоренное движение», « взаимодействие».

Знать/понимать смысл величин «сила», «ускорение». Знать смысл второго закона Ньютона.

Уметь применять второй закон Ньютона для объяснения механических явлений и процессов в природе и для принятия практических решений в повседневной жизни.

Основные понятия

Взаимодействие, ускорение, сила.

Межпредметные связи

Физика 7,9 класс, математика 7-9 класс

Ресурсы: основные

дополнительные

Учебник: Физика. 10 класс. Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н. (под ред. Парфентьевой Н.А.) – М.:

Просвещение, 2021.

ЭОР: Физика. 10 класс Электронное приложение (DVD) к учебнику Мякишева Г.Я., Буховцева Б.Б., Сотского Н.Н.

(под ред. Парфентьевой Н.А.) – М.: Просвещение, 2021.

Оборудование: штатив с муфтой и лапкой, желоб, шарик, линейка, весы с разновесами, металлический цилиндр, секундамер.

Тип урока

комплексного применения знаний и умений (лабораторное исследование).

Формы работы студентов на уроке

Фронтальная (фронтальный опыт), групповая, индивидуальная.

Технологии, методы

Элементы технологии сотрудничества.

Контингент

Ученики 10 класса


Дидакти ческая

структу

ра урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению

запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

(Познавательные УУД).

(Коммуникативны е УУД). (Регулятивные УУД).


Органи зационн ый момент Время:2

мин

Включение в урок.

Приветствует учениковУстановление рабочей дисциплины.

Л: психологическая настроенность, ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях;

Р: целеполагание;

К: учет позиции других людей.


Мотива ция к

учебной деятель ности Время:3 мин

Изучают шаблоны оформления лабораторной работы.

Уточняет тематические рамки. Обращает внимание на шаблоны оформления лабораторной работы.

Сообщение целей и плана урока:

научиться определять силу, сообщающую телу ускорение.

Плана урока:

1.Изучение шаблона оформления ЛР и техники безопасности.

2.Оформление Л.Р.

3.Проведение эксперимента, обработка результатов. 4. Обсуждение результатов работы.






Слушают, делают мысленные выводы, выделение существенной информации из слов преподавателя.






Л: смыслообразование;

Р:установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

П: логические универсальные действия;

К: планирование учебного сотрудничества.

Пробле мная ситуаци

я,

фиксац ия затрудн ений в деятель ности Время:2 мин

Обдумывают, выдвигают версии.



Организует погружение в проблему.

Конкретизирует проблемный вопрос.

«Как определить ускорение тела?» Фиксация затруднения.

Пытаются дать ответ на проблемный вопрос известными способами. Проблемы, решаемые студентами:

1)Планировать учебное действие при выполнении заданий.

2)Освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий. 3)Взаимопомощь при выполнении совместных видов деятельности.

Пр: ознакомится с причинами, приведших к изучению сегодняшней темы. Устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений.

Р:целепоглагание, прогнозирование. К:построение речевых высказываний.


Учебное исследов ание Время:2 5 мин



Получают описание лабораторной работы, оборудование дополнительный материал.

Организует работу в группах для проведения учебного исследования.

Выполняют эксперимент, записывают, рассчитывают, делают выводы.

Пр:планировать ход измерений, проводить прямые и косвенные изменения физической величины, получать значение измеряемой величин. Делать выводы на основе исследования;

Пз: общеучебные , логические; Р: целеполагание, планирование, прогнозирование, коррекция, оценка К:построение учебного сотрудничества.






Разбор результ атов деятель ности. Время:5 мин

Анализируют записи в тетради, отвечают на вопросы преподавателя.

Организует защиту лаб. опыта по шаблону.


Подводит студентов к формулированию темы урока, цели урока.

Шаблон для защиты

Пр: воспроизводить физический смысл величины ;устанавливать связь коэффициента трения с другими величинами; предвидеть метапредметный характер изучаемой величины.

Первич

ное

закрепл

ение нового матери ала Время: 5мин

Отвечают на контрольные вопросы к лабораторной работе.

Организует работу по решению контрольных вопросов.

Ответить на вопросы:1.Сформулируйте 2 закон Ньютона.

2.Запишите формулу для расчета перемещения тела при равноускоренном прямолинейном движении.

3.Почему при проведении эксперимента получается разное время при одинаковом пройденном перемещении?

Пр: проверить усвоение физического смысла коэффициента трения.

Р: прогнозирование результата. Пз:логические универсальные действия.

К:построение речевых высказываний.


Кратко

е

подведе ние

Организует работу на этапе рефлексии Обращает внимание на листы продвижения по теме.

Оценки деятельности

 Мне показалось интересным..;

 Заставило задуматься….

Р: контроль, коррекция, оценка. П: контроль и оценка процесса и

результатов деятельности;