СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока истории по теме " Блокада Ленинграда"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока истории в 9 классе коррекционной школы

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории по теме " Блокада Ленинграда"»

ГКОУ « Мантуровская школа- интернат»





















Тема урока

« Блокада Ленинграда»





























Учитель Тихомирова Н.Л.











Тема: Блокада Ленинграда

Цель: дать обучающимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов, познакомить с жизнью блокадного города, привести примеры мужества и стойкости ленинградцев: дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.

Коррекционно-развивающие: развивать умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников

Воспитательные: воспитывать гордость за свое отечество, чувство уважения к памяти павших героев

Основные знания: Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей; Дорога жизни; 1944 г - полное снятие блокады.

Основные термины: Блокада, буржуйки.

Оборудование и материалы: карта «Великая Отечественная война 1941 - 1945г», карточки, иллюстрации, презентация

Тип урока: комбинированный

Эпиграф

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно»

Ход урока

  1. Организационный момент.


II.Повторение пройденного материала

Какую тему изучали на преды­дущем уроке? О чем шла речь на уроке?

- Вспомнить, о чем говорили ,вам поможет выполнение тестовых заданий (по презентации)

Тесты. Повторение темы: «Все для фронта! Все для победы!»

Тест № 1 Эвакуацией крупных промышленных предприятий занимался:

1.Совет по чрезвычайным ситуациям

2.Совет по эвакуации

3.Совет по безопасности

Тест № 2.Многие крупные предприятия перешли на выпуск:

1.Танков, орудий, снарядов винтовок

2.Тракторов,автомобилей

Тест №3.В конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина разработаны новые самолеты:

1.ТУ – 154

2.СУ – 12

3.Ил – 4 и Ил – 2

Тест № 4.Инженеры разработали новые виды танков:

1.КВ

2.Т 34, ИС

Тест № 5.На заводах и фабриках ,вместо ушедших на фронт мужчин, работали:

1.Женщины и дети

2.Старики

Тест № 6.Фронт продовольствием обеспечивали:

6.Иностранные государства

7.Жители городов

8.Труженники села.

IV. Изучение нового материала

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье забирает у людей,
родных лишь разлучает и друзей.

Мы с вами продолжаем говорить о какой войне?

Перед вами план урока, прочитайте его про себя. Мы будем обращаться к плану во время урока, и когда вы будете готовить домашнее задание, вы тоже будете опираться на этот план, поэтому давайте запишем его в тетрадь.

План:

1.Планы Гитлера

2.Начало блокады

3.Жизнь ленинградцев во время войны

4.Дорога жизни

5.Потери во время блокады

Словарная работа.


Блокада-- окружение города со всех сторон (выполняется словарная работа)

8 сентября 1941 года- начало блокады Ленинграда

Планы Гитлера.

 27 января наша страна отметила 76 лет со дня полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Жители осажденного города вместе с воинами Ленинградского фронта и моряками Балтийского флота в тяжелейших, нечеловеческих условиях отстояли свой город и не сдали врагу. Это была великая победа, так как в случае сдачи города фашистам был бы открыт путь на Москву.

Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Фюрер решил стереть город Ленинград с лица земли… «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города»


Учитель: Почему Гитлер хотел разрушить этот город?

(стр 183 чтение 2 абзац)

Ответы детей по прочитанному

Учитель: Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы-более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов. Вражеские войска значительно превосходили наши силы. В сентябре 1941 года враг захватил все подступы к городу. И началась блокада…

Начало блокады

Учитель: Как вы понимаете слово блокада?

БЛОКАДА-окружение города со всех сторон

Учитель: Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла-уничтожению города и его населения. Начались ежедневные обстрелы и бомбежки. Рушились жилые дома, школы, заводы, больницы, музеи, гибли женщины, дети, старики. В перерывах между обстрелами, бомбежками по Ленинградскому радио транслировали стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность. Если звучит радио, значит город живет и трудиться.

Физкультминутка

В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза)

В январском снегу (Разводят руки в стороны)

Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)

На морском берегу (Плавные движения руками - волны)

С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)

Строг и красив (Повторить )

 Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)

В широкий залив (Повтор)

В блокадные дни (Шагают на месте)

Под обстрелом в снегу (Повторить )

Не сдался, не сдался (Повороты головы)

Наш город врагу (Повтор )


3.Жизнь ленинградцев во время войны

Учитель: Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города?

(стр 184 2-3 абзац) чтение и разбор

Учитель: Фашистам прорваться в город так и не удалось. Но блокада Ленинграда продолжалась. Какие трудности переживал осажденный Ленинград?

(стр 184 6 абзац чтение и разбор)

Учитель: Еще в начале блокады, в один из авиационных налетов, вражеские бомбы попали в продовольственные склады, где хранились городские запасы продуктов. Обстановка в городе стала крайне тяжелой. Доставка продовольствия в Ленинград прекратилась. Жителям города по карточкам выдавалась так мало хлеба, что люди начали умирать от голода.


Учитель Несмотря на тяжелейшие условия город жил. В городе работали промышленные предприятия, заводы. В осажденном городе работали 39 школ. Да, трудно поверить, но факт-даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды. Многие ленинградские дети учились.. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалась-прямо в классе.

В ШКОЛЕ
Девчонка руки протянула
И головой – 
На край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось:
Умерла.

Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли. 

Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья – 
После похорон.


4. «ДОРОГА ЖИЗНИ»

Норма хлеба по карточкам все уменьшалась. Положение в городе стало катастрофическим. И тогда ГКО приняло решение проложить дорогу по льду Ладожского озера.

«Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой жизни многих к многим

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги»


Учитель: Почему Ольга Берггольц называет дорогу страшной?

И было так: на всём ходу

машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

«Ну, так и есть - мотор заело.

Ремонт на пять минут, пустяк.

Поломка эта - не угроза,

да рук не разогнуть никак:

их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь - опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб - две тонны? Он спасёт

шестнадцать тысяч ленинградцев».

И вот - в бензине руки он

смочил, поджёг их от мотора,

и быстро двинулся ремонт

в пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

к хлебопекарне до зари.

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре -

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнём и кровью пополам.

Учитель: 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Подвиг ленинградцев служил во времена войны примером стойкости для всех советских людей. Но лишь к 1943 году советские войска смогли прорвать блокаду Ленинграда. Окончательно город был освобожден только в 1944 г. В. Давайте мы с вами сейчас из букв выложим слово БЛОКАДА и попробуем подобрать слова, которые характеризуют это слово. (Дети выкладывают буквы в обруч: символ кольца, блокады.)

Б -БОЛЬ, БЕДА, БЛОКАДА,  БОМБЁЖКА

Л -ЛЕНИНГРАД, ЛЮДИ, ЛЁД, ЛАДОГА

О- ОБОРОНА, (СИМВОЛ КОЛЬЦА) ОКРУЖЕНИЕ

К - КУСОК ХЛЕБА, КОЛЬЦО

А -АВИАНАЛЁТ

Д -ДОРОГА ЖИЗНИ, ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ

А -АРМИЯ, АРТИЛЛЕРИЯ



САЛЮТ НАД ЛЕНИНГРАДОМ
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем.
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось...

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...

III.Закрепление

Игра «Работники архива». По заданию необходимо восстановить текст.

В сентябре 19__ г. враг захватил подступы к Ленинграду. Началась б___к__а. Связь с городом можно было осуществить только по Л___ж___у озеру. Эта дорога помогла ленинградцам выжить, поэтому её назвали «Дорогой ж______». _00 дней и ночей прододжалась блокада Ленинграда. Население всей страны было поражено м___ж____вом и ге___________змом ленинградцев. Окончательно город был о_________н только в 1944 г. Организацией и разработкой операции по п___________ блокады Ленинграда руководили ________________.

IV. Итог урока

Выставление оценок