ГКОУ « Мантуровская школа- интернат»
Тема урока
« Блокада Ленинграда»
Учитель Тихомирова Н.Л.
Тема: Блокада Ленинграда
Цель: дать обучающимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
Образовательные: объяснить понятие «блокада», разъяснить цели фашистов, познакомить с жизнью блокадного города, привести примеры мужества и стойкости ленинградцев: дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.
Коррекционно-развивающие: развивать умения связно и развернуто излагать факты, объяснять события на основе нескольких источников
Воспитательные: воспитывать гордость за свое отечество, чувство уважения к памяти павших героев
Основные знания: Блокада Ленинграда длилась 900дней и ночей; Дорога жизни; 1944 г - полное снятие блокады.
Основные термины: Блокада, буржуйки.
Оборудование и материалы: карта «Великая Отечественная война 1941 - 1945г», карточки, иллюстрации, презентация
Тип урока: комбинированный
Эпиграф
«Гордиться славою своих предков не только можно, но и нужно»
Ход урока
Организационный момент.
II.Повторение пройденного материала
— Какую тему изучали на предыдущем уроке? О чем шла речь на уроке?
- Вспомнить, о чем говорили ,вам поможет выполнение тестовых заданий (по презентации)
Тесты. Повторение темы: «Все для фронта! Все для победы!»
Тест № 1 Эвакуацией крупных промышленных предприятий занимался:
1.Совет по чрезвычайным ситуациям
2.Совет по эвакуации
3.Совет по безопасности
Тест № 2.Многие крупные предприятия перешли на выпуск:
1.Танков, орудий, снарядов винтовок
2.Тракторов,автомобилей
Тест №3.В конструкторском бюро Сергея Владимировича Ильюшина разработаны новые самолеты:
1.ТУ – 154
2.СУ – 12
3.Ил – 4 и Ил – 2
Тест № 4.Инженеры разработали новые виды танков:
1.КВ
2.Т 34, ИС
Тест № 5.На заводах и фабриках ,вместо ушедших на фронт мужчин, работали:
1.Женщины и дети
2.Старики
Тест № 6.Фронт продовольствием обеспечивали:
6.Иностранные государства
7.Жители городов
8.Труженники села.
IV. Изучение нового материала
Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье забирает у людей,
родных лишь разлучает и друзей.
Мы с вами продолжаем говорить о какой войне?
Перед вами план урока, прочитайте его про себя. Мы будем обращаться к плану во время урока, и когда вы будете готовить домашнее задание, вы тоже будете опираться на этот план, поэтому давайте запишем его в тетрадь.
План:
1.Планы Гитлера
2.Начало блокады
3.Жизнь ленинградцев во время войны
4.Дорога жизни
5.Потери во время блокады
Словарная работа.
Блокада-- окружение города со всех сторон (выполняется словарная работа)
8 сентября 1941 года- начало блокады Ленинграда
Планы Гитлера.
27 января наша страна отметила 76 лет со дня полного снятия немецко-фашистской блокады с Ленинграда. Жители осажденного города вместе с воинами Ленинградского фронта и моряками Балтийского флота в тяжелейших, нечеловеческих условиях отстояли свой город и не сдали врагу. Это была великая победа, так как в случае сдачи города фашистам был бы открыт путь на Москву.
Вероломное нападение фашистов оборвало мирную жизнь нашей страны. Гитлеровцы планировали захватить наши земли, частично истребить наш народ, а остальных превратить в своих рабов.
Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Фюрер решил стереть город Ленинград с лица земли… «После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города»
Учитель: Почему Гитлер хотел разрушить этот город?
(стр 183 чтение 2 абзац)
Ответы детей по прочитанному
Учитель: Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы-более 40 отборных дивизий, свыше 1000 танков, 1500 самолетов. Вражеские войска значительно превосходили наши силы. В сентябре 1941 года враг захватил все подступы к городу. И началась блокада…
Начало блокады
Учитель: Как вы понимаете слово блокада?
БЛОКАДА-окружение города со всех сторон
Учитель: Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла-уничтожению города и его населения. Начались ежедневные обстрелы и бомбежки. Рушились жилые дома, школы, заводы, больницы, музеи, гибли женщины, дети, старики. В перерывах между обстрелами, бомбежками по Ленинградскому радио транслировали стук метронома. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность. Если звучит радио, значит город живет и трудиться.
Физкультминутка
В осеннем тумане (Закрывают ладонями глаза)
В январском снегу (Разводят руки в стороны)
Стоит Петербург (Руки над головой в виде крыши)
На морском берегу (Плавные движения руками - волны)
С дворцами и парками (Отводят руки влево и вправо)
Строг и красив (Повторить )
Как будто вплывает (Движения руками «плывут»)
В широкий залив (Повтор)
В блокадные дни (Шагают на месте)
Под обстрелом в снегу (Повторить )
Не сдался, не сдался (Повороты головы)
Наш город врагу (Повтор )
3.Жизнь ленинградцев во время войны
Учитель: Что предпринимали ленинградцы для защиты своего города?
(стр 184 2-3 абзац) чтение и разбор
Учитель: Фашистам прорваться в город так и не удалось. Но блокада Ленинграда продолжалась. Какие трудности переживал осажденный Ленинград?
(стр 184 6 абзац чтение и разбор)
Учитель: Еще в начале блокады, в один из авиационных налетов, вражеские бомбы попали в продовольственные склады, где хранились городские запасы продуктов. Обстановка в городе стала крайне тяжелой. Доставка продовольствия в Ленинград прекратилась. Жителям города по карточкам выдавалась так мало хлеба, что люди начали умирать от голода.
Учитель Несмотря на тяжелейшие условия город жил. В городе работали промышленные предприятия, заводы. В осажденном городе работали 39 школ. Да, трудно поверить, но факт-даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды. Многие ленинградские дети учились.. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалась-прямо в классе.
В ШКОЛЕ
Девчонка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали – уснула,
А оказалось:
Умерла.
Ее из школы на носилках
Домой
Ребята понесли.
В ресницах у подруг
Слезинки
То исчезали, то росли.
Никто
Не обронил ни слова.
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Занятья –
После похорон.
4. «ДОРОГА ЖИЗНИ»
Норма хлеба по карточкам все уменьшалась. Положение в городе стало катастрофическим. И тогда ГКО приняло решение проложить дорогу по льду Ладожского озера.
«Дорогой жизни шел к нам хлеб
Дорогой жизни многих к многим
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги»
Учитель: Почему Ольга Берггольц называет дорогу страшной?
И было так: на всём ходу
машина задняя осела.
Шофёр вскочил, шофёр на льду.
«Ну, так и есть - мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта - не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнёшь - опять сведёт.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасёт
шестнадцать тысяч ленинградцев».
И вот - в бензине руки он
смочил, поджёг их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофёра.
Вперёд! Как ноют волдыри,
примёрзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре -
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнём и кровью пополам.
Учитель: 900 дней и ночей продолжалась блокада Ленинграда. Подвиг ленинградцев служил во времена войны примером стойкости для всех советских людей. Но лишь к 1943 году советские войска смогли прорвать блокаду Ленинграда. Окончательно город был освобожден только в 1944 г. В. Давайте мы с вами сейчас из букв выложим слово БЛОКАДА и попробуем подобрать слова, которые характеризуют это слово. (Дети выкладывают буквы в обруч: символ кольца, блокады.)
Б -БОЛЬ, БЕДА, БЛОКАДА, БОМБЁЖКА
Л -ЛЕНИНГРАД, ЛЮДИ, ЛЁД, ЛАДОГА
О- ОБОРОНА, (СИМВОЛ КОЛЬЦА) ОКРУЖЕНИЕ
К - КУСОК ХЛЕБА, КОЛЬЦО
А -АВИАНАЛЁТ
Д -ДОРОГА ЖИЗНИ, ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ
А -АРМИЯ, АРТИЛЛЕРИЯ
САЛЮТ НАД ЛЕНИНГРАДОМ
За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем.
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось...
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут...
III.Закрепление
Игра «Работники архива». По заданию необходимо восстановить текст.
В сентябре 19__ г. враг захватил подступы к Ленинграду. Началась б___к__а. Связь с городом можно было осуществить только по Л___ж___у озеру. Эта дорога помогла ленинградцам выжить, поэтому её назвали «Дорогой ж______». _00 дней и ночей прододжалась блокада Ленинграда. Население всей страны было поражено м___ж____вом и ге___________змом ленинградцев. Окончательно город был о_________н только в 1944 г. Организацией и разработкой операции по п___________ блокады Ленинграда руководили ________________.
IV. Итог урока
Выставление оценок