СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока "Южные материки. Общие черты рельефа и особенности географического положения»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

1

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Южные материки. Общие черты рельефа и особенности географического положения»»

Место урока:

урок разработан в соответствии с задачами курса географии материков и океанов, раздел: океаны и материки.

-выявление закономерностей единого происхождения материков;

-продумано разнообразие познавательной деятельности учащихся, и направленной на развитие творческих способностей и мышления;

- урок построен так, чтобы в нем присутствовало творчество, и был виден конечный результат.


Тип урока:

Вводное занятие, систематизация и обобщение знаний, первичное закрепление новых знаний.

Дидактические цели урока:

образовательные: формировать понятие о материках, способствовать развитию понятий о единстве материков в геологическом прошлом, их общих чертах и закономерностях, способстовать развитию картографисеских навыков;

воспитательные: продолжать воспитывать интерес к географии, формировать умения адекватно оценивать свои знания и умения, способствовать развитию учебной мотивации учащихся;

развивающие: продолжить формировать умение проводить анализ и сравнение конкретных географических объектов. Составлять логические схемы, решать проблемные вопросы, поставленные учителем, способствовать овладению основыми способами мыслительной деятельности, через ассоциативной ряд, развитие всех видов памяти.


Подготовка к уроку:

оформление доски: число, тема, физическая карта мира, рельефы материков, стенд: «Сегодня на уроке».

материалы для ассоциативных связей: раздаточный материал на каждого ученика, ассоциативный зрительный ряд, соответствующий природе, рельефу каждого материка.

на ученических партах: рабочие тетради, школьный атлас географии материков и океанов, раздаточный материал к уроку.


Методы обучения:

метод организации и осуществления познавательной деятельности учащихся: словесный – беседа, проблемно-поисковый, опережающие знания;

метод стимулирования учебной деятельности: мотивация, ассоциативная игра, поощрение;

метод контроля в обучении со стороны учителя;

вопросы по ходу объяснения новой темы.


Формы обучения:

фронтальная форма работы, с использованием зрительного ряда.

индивидуальная работа учащихся.

проблемное обучение (постановка проблемного вопроса опережающего задания).



Алгоритм урока


название этапа

метод

форма

время

целеполагание

создание настроения ожидаемого результата, мотивация основных этапов урока, подведение учащихся к осознанию целей урока

прогнозирование

фронтальная

1 минута

актуализация опорных знаний

репродуктивный метод с элементами частично-поискового

фронтальная

3 минуты

изложение нового материала

создание состветствующей психологической установки на предстоящую работу,

объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы

рассказ, фронтальная беседа

20 минут

подведение итогов и закрепление материала

выработка умений, выявление качества уровня овладения зна-ниямии умениями


частично-поисковый метод

индивидуальная

3 минуты

домашнее задание



1 минута

рефлексия

организация самооценки полученного результата

репродуктивный

индивидуальная

2 минуты

итого 30 минут



Самоанализ

При подготовке к данному уроку я учла, что большинство ребят имеют высокий уровень знаний.

При обучении ребят следует помнить, что в этом классе лучше развиты такие параметры как внимание, скорость мыслительных операций, связная речь, умение классифицировать полученную информацию.

В развитии нуждается ассоциативная и зрительная память, умение самостоятельно делать выводы, обобщать и анализировать.

С четом характеристики класса, в соответствии с учебным планом и тематическим планированием, была выбрана следующая рациональная структура учебного занятия, с применением основных форм и методов обучения, которые изложены в проекте урока.

Методы, которые я использовала на уроке, выбранные мною не случайно, так как их сочетание работало на общий результат урока и выполняло все принципы обучения.

Метод организации и осуществления учебной деятельности:

1. персептивные:

- беседа;

  • наглядный (демонстрация карт, рельефов материков, ассоциативного ряда).

2. логический:

  • индуктивный;

  • метод аналогий (путем постановки вопросов «вспомнить, подумайте, как вы считаете»).

3. метод организации и осуществление мыслительных организаций

  • проблемно-поисковый;

    • опережающее сообщение;

    • репродуктивно-объяснительный.

Метод стимулирования учебной деятельности:

    • мотивация формирования интереса к учению;

    • мотивация формирования ответственности в учении;

- ассоциативный ряд;

- поощрение.

Метод контроля и самоконтроля:

-метод устного контроля со стороны учителя;

  • метод самоконтроля (работа с картами и логическими схемами).

На разработанном мною уроке, как наиболее приемлемая, была использована фронтальная форма работы и частично индивидуальная.

Контроль знаний, умений, для данной темы, осуществлялся в основном со стороны учителя и самопроверки. Контроль присутствовал на всех этапах урока.

На проведенном мною уроке использовался учебный кабинет:

-физическая карта мира;

- стенд «Сегодня на уроке»;

-рельефное изображение материков.

Время каждого этапа распределено, по моему мнению, рационально.

Высокая работоспособность учащихся на данном уроке обеспечивалось за счет следующего:

- мотивация;

- создание эмоционального и психологического комфорта;

- высокая познавательная активность класса;

- смена одного вида деятельности на другой;

- установление связи «учитель - ученик»;

- разнообразные методы обучения.

Путем постоянного контроля, предупреждались педагогические и психологические перегрузки.

В случая непредвиденных ситуаций, необходимо немедленно переключить внимание учащихся, и сменить форму деятельности на такую, как физкультминутка или шутка.


Задачи и цели, поставленные мною на данном уроке, я считаю, полностью реализованы.



Тема: «Южные материки. Общие черты рельефа и географического положения»

Целеполагания

С сегодняшнего урока вы начинаете изучать материки. И перед нами стоят задачи познакомиться с особенностями южных материков и вспомнить, что ни будь характерное для каждого из них.


Вспомните, назовите и покажите все южные материки. Молодцы


Каждый из вас знает, что-либо об этих материках из телепередач, из популярных книг и журналов.

И, конечно же, у каждого материка есть свои особенности и названия каждого материка должно вызывать у вас какие-то ассоциации.

Вы должны были узнать лексическое значение слова «Ассоциация». Что оно обозначает? Молодцы


Перед вам лежат листочки, напишите напротив каждого материка только по одному слову, которое ассоциируется у вас с названием материка (будьте внимательны, только по одному слову).


И так молодцы. Все справились. Какие же ассоциации у вас вызывает материк Африка, давайте выстроим ассоциативный зрительный ряд.

Африка. …еще и самый жаркий континент

Австралия….……………………………………сухой

Антарктида… холодный

Ю.Америка… влажный.

Одновременно с этим, при помощи ученика, на карту мира прикрепляются изображения связанные с материком (кенгуру – Австралия, жираф – Африка, и т.д.) или презентация.

(Постоянно необходимо возвращаться и повторять, что каждый материк имеет свои особенности «самый-самый»).


Мы вместе разобрались и доказали, что все южные материки очень разные, но не смотря на это они имеют очень много общих географических особенностей.

Откройте тетради, запишите тему урока, с новой точки запишите слово «общие», поставьте двоеточие.


Как вы думаете, что же у них общего?

И почему их все-таки их называют «южными»?

  1. южнее экватора;

  2. в южном полушарии;

  3. у них у всех общая геологическая история, они все были частью единого материка – Гондвана.

(на доске представлены рельефы материков, которые можно соединить в единый материк, сложив слово «Гондвана»).

200 млн. Лет назад этот материк раскололся, и сейчас мы видим части этого материка в виде южных материков.

А раз это был единый материк, значит, он имел общие черты рельефа и природы.

Три материка располагаются в близи экватора (какие материки?) и там высокие температуры круглый год.

Антарктида – единственный материк с суровым климатом (как вы думаете почему?), так как находится на южном полюсе, полюсе холода.


А если говорить о рельефе, так тут вообще очень много общего.


Равнины, например, образовались на древних кристаллических платформах, (что это такое?), есть участки, где кристаллический фундамент обнажился, и здесь образовались глыбовые горы.


А вот складчатые горы когда-то единым кольцом окружали единые в прошлом равнины Гондваны.


Все южные материки богаты полезными ископаемыми.

С близким залеганием кристаллического фундамента и выходом его на поверхность, связаны месторождения: черных, цветных, драгоценных металлов, алмазов, редкоземельных металлов (ассоциация на вольфрамовую нить).

А ТАМ, ГДЕ осадочные породы? (нефть, газ, уголь).

Геологи, ведущие разведку, используют данные о единстве строения рельефа всех южных материков.

Д/з. подготовить сообщения об исследователях Африки.

Листочки с ассоциативном рядом вклейте в тетрадь. После изучения каждого материка дописывайте, что нового вы узнали о материке.

А теперь просмотрите свои записи, закройте ладошкой. Давайте проверим. Какие же общие черты у всех южных материков и что вы узнали самое-самое о каждом материке. Молодцы.

Все, кто сегодня работал на уроке, получают оценки.

У вас есть еще листочки, возьмите фломастеры и закрасьте, выбранную фигуру. Покажите всем свое настроение.

закрасьте желтым цветом, если настроение улучшилось





закрасьте –синим,

если настроение

ухудшилось



закрасьте зеленым, если настроение осталось без изменений


закрасьте желтым цветом, если настроение улучшилось





закрасьте –синим,

если настроение

ухудшилось

закрасьте зеленым, если настроение осталось без изменений


Урок окончен, всем спасиб