Место урока:
урок разработан в соответствии с задачами курса географии материков и океанов, раздел: океаны и материки.
-выявление закономерностей единого происхождения материков;
-продумано разнообразие познавательной деятельности учащихся, и направленной на развитие творческих способностей и мышления;
- урок построен так, чтобы в нем присутствовало творчество, и был виден конечный результат.
Тип урока:
Вводное занятие, систематизация и обобщение знаний, первичное закрепление новых знаний.
Дидактические цели урока:
образовательные: формировать понятие о материках, способствовать развитию понятий о единстве материков в геологическом прошлом, их общих чертах и закономерностях, способстовать развитию картографисеских навыков;
воспитательные: продолжать воспитывать интерес к географии, формировать умения адекватно оценивать свои знания и умения, способствовать развитию учебной мотивации учащихся;
развивающие: продолжить формировать умение проводить анализ и сравнение конкретных географических объектов. Составлять логические схемы, решать проблемные вопросы, поставленные учителем, способствовать овладению основыми способами мыслительной деятельности, через ассоциативной ряд, развитие всех видов памяти.
Подготовка к уроку:
оформление доски: число, тема, физическая карта мира, рельефы материков, стенд: «Сегодня на уроке».
материалы для ассоциативных связей: раздаточный материал на каждого ученика, ассоциативный зрительный ряд, соответствующий природе, рельефу каждого материка.
на ученических партах: рабочие тетради, школьный атлас географии материков и океанов, раздаточный материал к уроку.
Методы обучения:
метод организации и осуществления познавательной деятельности учащихся: словесный – беседа, проблемно-поисковый, опережающие знания;
метод стимулирования учебной деятельности: мотивация, ассоциативная игра, поощрение;
метод контроля в обучении со стороны учителя;
вопросы по ходу объяснения новой темы.
Формы обучения:
фронтальная форма работы, с использованием зрительного ряда.
индивидуальная работа учащихся.
проблемное обучение (постановка проблемного вопроса опережающего задания).
Алгоритм урока
название этапа | метод | форма | время |
целеполагание создание настроения ожидаемого результата, мотивация основных этапов урока, подведение учащихся к осознанию целей урока | прогнозирование | фронтальная | 1 минута |
актуализация опорных знаний | репродуктивный метод с элементами частично-поискового | фронтальная | 3 минуты |
изложение нового материала создание состветствующей психологической установки на предстоящую работу, | объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый методы | рассказ, фронтальная беседа | 20 минут |
подведение итогов и закрепление материала выработка умений, выявление качества уровня овладения зна-ниямии умениями | частично-поисковый метод | индивидуальная | 3 минуты |
домашнее задание | | | 1 минута |
рефлексия организация самооценки полученного результата | репродуктивный | индивидуальная | 2 минуты |
итого 30 минут
Самоанализ
При подготовке к данному уроку я учла, что большинство ребят имеют высокий уровень знаний.
При обучении ребят следует помнить, что в этом классе лучше развиты такие параметры как внимание, скорость мыслительных операций, связная речь, умение классифицировать полученную информацию.
В развитии нуждается ассоциативная и зрительная память, умение самостоятельно делать выводы, обобщать и анализировать.
С четом характеристики класса, в соответствии с учебным планом и тематическим планированием, была выбрана следующая рациональная структура учебного занятия, с применением основных форм и методов обучения, которые изложены в проекте урока.
Методы, которые я использовала на уроке, выбранные мною не случайно, так как их сочетание работало на общий результат урока и выполняло все принципы обучения.
Метод организации и осуществления учебной деятельности:
1. персептивные:
- беседа;
наглядный (демонстрация карт, рельефов материков, ассоциативного ряда).
2. логический:
индуктивный;
метод аналогий (путем постановки вопросов «вспомнить, подумайте, как вы считаете»).
3. метод организации и осуществление мыслительных организаций
Метод стимулирования учебной деятельности:
- ассоциативный ряд;
- поощрение.
Метод контроля и самоконтроля:
-метод устного контроля со стороны учителя;
На разработанном мною уроке, как наиболее приемлемая, была использована фронтальная форма работы и частично индивидуальная.
Контроль знаний, умений, для данной темы, осуществлялся в основном со стороны учителя и самопроверки. Контроль присутствовал на всех этапах урока.
На проведенном мною уроке использовался учебный кабинет:
-физическая карта мира;
- стенд «Сегодня на уроке»;
-рельефное изображение материков.
Время каждого этапа распределено, по моему мнению, рационально.
Высокая работоспособность учащихся на данном уроке обеспечивалось за счет следующего:
- мотивация;
- создание эмоционального и психологического комфорта;
- высокая познавательная активность класса;
- смена одного вида деятельности на другой;
- установление связи «учитель - ученик»;
- разнообразные методы обучения.
Путем постоянного контроля, предупреждались педагогические и психологические перегрузки.
В случая непредвиденных ситуаций, необходимо немедленно переключить внимание учащихся, и сменить форму деятельности на такую, как физкультминутка или шутка.
Задачи и цели, поставленные мною на данном уроке, я считаю, полностью реализованы.
Тема: «Южные материки. Общие черты рельефа и географического положения»
Целеполагания
С сегодняшнего урока вы начинаете изучать материки. И перед нами стоят задачи познакомиться с особенностями южных материков и вспомнить, что ни будь характерное для каждого из них.
Вспомните, назовите и покажите все южные материки. Молодцы
Каждый из вас знает, что-либо об этих материках из телепередач, из популярных книг и журналов.
И, конечно же, у каждого материка есть свои особенности и названия каждого материка должно вызывать у вас какие-то ассоциации.
Вы должны были узнать лексическое значение слова «Ассоциация». Что оно обозначает? Молодцы
Перед вам лежат листочки, напишите напротив каждого материка только по одному слову, которое ассоциируется у вас с названием материка (будьте внимательны, только по одному слову).
И так молодцы. Все справились. Какие же ассоциации у вас вызывает материк Африка, давайте выстроим ассоциативный зрительный ряд.
Африка. …еще и самый жаркий континент
Австралия….……………………………………сухой
Антарктида… холодный
Ю.Америка… влажный.
Одновременно с этим, при помощи ученика, на карту мира прикрепляются изображения связанные с материком (кенгуру – Австралия, жираф – Африка, и т.д.) или презентация.
(Постоянно необходимо возвращаться и повторять, что каждый материк имеет свои особенности «самый-самый»).
Мы вместе разобрались и доказали, что все южные материки очень разные, но не смотря на это они имеют очень много общих географических особенностей.
Откройте тетради, запишите тему урока, с новой точки запишите слово «общие», поставьте двоеточие.
Как вы думаете, что же у них общего?
И почему их все-таки их называют «южными»?
южнее экватора;
в южном полушарии;
у них у всех общая геологическая история, они все были частью единого материка – Гондвана.
(на доске представлены рельефы материков, которые можно соединить в единый материк, сложив слово «Гондвана»).
200 млн. Лет назад этот материк раскололся, и сейчас мы видим части этого материка в виде южных материков.
А раз это был единый материк, значит, он имел общие черты рельефа и природы.
Три материка располагаются в близи экватора (какие материки?) и там высокие температуры круглый год.
Антарктида – единственный материк с суровым климатом (как вы думаете почему?), так как находится на южном полюсе, полюсе холода.
А если говорить о рельефе, так тут вообще очень много общего.
Равнины, например, образовались на древних кристаллических платформах, (что это такое?), есть участки, где кристаллический фундамент обнажился, и здесь образовались глыбовые горы.
А вот складчатые горы когда-то единым кольцом окружали единые в прошлом равнины Гондваны.
Все южные материки богаты полезными ископаемыми.
С близким залеганием кристаллического фундамента и выходом его на поверхность, связаны месторождения: черных, цветных, драгоценных металлов, алмазов, редкоземельных металлов (ассоциация на вольфрамовую нить).
А ТАМ, ГДЕ осадочные породы? (нефть, газ, уголь).
Геологи, ведущие разведку, используют данные о единстве строения рельефа всех южных материков.
Д/з. подготовить сообщения об исследователях Африки.
Листочки с ассоциативном рядом вклейте в тетрадь. После изучения каждого материка дописывайте, что нового вы узнали о материке.
А теперь просмотрите свои записи, закройте ладошкой. Давайте проверим. Какие же общие черты у всех южных материков и что вы узнали самое-самое о каждом материке. Молодцы.
Все, кто сегодня работал на уроке, получают оценки.
У вас есть еще листочки, возьмите фломастеры и закрасьте, выбранную фигуру. Покажите всем свое настроение.
закрасьте желтым цветом, если настроение улучшилось закрасьте –синим, если настроение ухудшилось закрасьте зеленым, если настроение осталось без изменений | закрасьте желтым цветом, если настроение улучшилось закрасьте –синим, если настроение ухудшилось закрасьте зеленым, если настроение осталось без изменений |
Урок окончен, всем спасиб