Урок литературы «Песни военного времени»
МУЗЕЙ «ПОИСК»
В годы войны массовая песня одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью, могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Темы, образы, содержание песен — все говорило о борьбе советского народа против немецко-фашистских захватчиков, отражало эмоциональную атмосферу военного времени. В истории советского песенного творчества четыре года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый стиль. Радио- и грамзаписи, концерты фронтовых бригад и кинофильмы, а также листовки со словами и нотной записью мелодий знакомили слушателя с новыми песнями.
«Священная война»
Сл. Василия Ивановича Лебедева-Кумача;
муз. Александра Васильевича Александрова
В середине июня 1941 г. большая группа писателей и поэтов вернулась в Москву из командировки в г. Кубинка. Там, на военных сборах в течение месяца они проходили школу рядового бойца.
В первый день возвращения поэты узнали, что редактор из музыкального отдела Всесоюзного радио просит их непременно зайти. Туда пришли Василий Лебедев-Кумач, Виктор Гусев и Александр Александров. Вот что вспоминает об этой встрече поэт Е. Долматовский: «Редактор музыкального отдела радиопередач тихая, спокойная женщина музыковед, музыковед отличалась вот каким качеством: она могла самым знаменитым авторам вернуть песню, сказав: «Вы умеете лучше». Слово ее было непререкаемо — ее очень уважали за прямоту.
Эта самая редактор посмотрела на нас сквозь толстые стекла очков и с невозмутимым видом спросила: «Не кажется ли вам, что атмосфера накалилась и вот-вот начнется война с немцами?» Мы оторопели. В те дни в газетах появилось опровержение тревожных слухов, и высказываться в ином духе было не принято, даже небезопасно. А редактор, не дав нам ответить на ее вопрос, продолжала: «Надо подумать о том, с какими песнями красноармейцы пойдут в бой. Считайте наш разговор доверительным. Если удастся написать в ближайшие дни песню, приносите. Обещаю вам, что до начала войны о ваших сочинениях такого рода никто не узнает».
Не знаю, написал ли песню Виктор Гусев… Я пробовал, но у меня не получилось: не верилось, что война вот-вот грянет. А Лебедев-Кумач засел за работу. Я достоверно знаю, что некоторые строки «Священной войны», в частности:
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать... —
были написаны за несколько дней до начала войны. Поэт воспользовался образом, тревожившим всех тогда: кинохроника показывала налеты фашистской авиации на города Испании, на Варшаву».
22 июня поэту оставалось лишь дописать песню - основная ее часть была готова раньше.
24 июня 1941 г «Священная война» была опубликована в газетах «Известия» и «Красная звезда».
На четвертый день войны композитор А. В. Александров написал музыку на эти стихи. Краснознаменный ансамбль эту песню озвучил, она зазвучала по радио. Тема народного гнева проходит через все песенное творчество военных лет.
Песня «Священная война» была совершенно необходима в те грозные дни. Она стала музыкальным символом воины. Это произведение, ставшее одной из вершин в творческом наследии композитора А. Александрова, создано в традициях русской песенно-хоровой культуры. Пафос, свойственный этому сочинению, усиливает его драматизм и героизм, идущий от старой солдатской песни, гимнов и маршей времен Гражданской войны.
Вставай, страна огромная.
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей.
Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!
Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб.
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!
«Катюша»
Сл. Михаила Васильевича Исаковского,
муз. Матвея Исааковича Блантера
Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома Союзов осенью 1938 г. на первом концерте Государственного джаз-оркестра СССР, которым руководил Виктор Кнушевицкий. Успех был огромный: песню исполняли на бис трижды.
«Катюша» — песня о верности и любви — написана поэтом М. В. Исаковским и композитором М. И. Блантером в те времена, когда пограничная служба была предметом всеобщего внимания. Панская Польша, боярская Румыния, буржуазная Чехословакия, на Дальнем Вое- токе Япония — все выставили против СССР пограничные гарнизоны. В Тихом океане самурайские катера нападали на наших рыбаков. На заставах красноармейцы героически защищали Родину.
Юноша, получивший в военкомате направление в пограничные войска, уже заранее в глазах товарищей выглядел героем. И мысли о пограничниках, не обходившие никого, оказались сконцентрированными в этой песне — «Катюша». Весьма интересны истории, связанные с ней. Например, поэт Илья Львович Сельвинский, участвовавший в боях на Керченском полуострове, вспомнил такой случай: «Однажды под вечер, в часы затишья, наши бойцы услышали из немецкого окопа, расположенного поблизости, «Катюшу». Немцы прокрутили пластинку раз, потом поставили второй раз, потом третий... Это разозлило наших бойцов: мол, как это подлые фашисты могут слушать нашу «Катюшу»! Не бывать этому!
В общем, дело кончилось тем, что группа красноармейцев совершенно неожиданно бросилась в атаку на немецкий окоп. Завязалась короткая схватка. В результате немцы еще и опомниться не успели, а «Катюша» (пластинка) вместе с патефоном была доставлена к своим».
Песня «Катюша» получила признание за рубежом; в годы войны она была гимном итальянских партизан. Любопытно, как ласковое имя Катюша, выйдя из песни, зазвучало грозно в суровые дни войны.
Это случилось в самом начале Великой Отечественной. Положение на фронте было трудное. Советские войска отступали под натиском превосходящих сил врага. Только великое мужество и вера в победу поддерживали бойцов в те жестокие дни.
Однажды в прифронтовом лесу появились странные грузовики с каким-то высоким, косо поставленным сооружением в кузове. Машины находились под усиленной охраной. Эмблемы на петличках у шоферов и красноармейцев — артиллерийские. На фронте не принято любопытствовать. Но в сторону перелесков, где накапливались машины неизвестного назначения, посматривали с особым вниманием и уважением. Что -то будет?
Настал час, когда исход боя висел на волоске. И тогда на позицию выкатились таинственные машины. Под покрывавшим их брезентом оказались косые рамы с рядом длинных и острых снарядов с хвостовым оперением. Раздался залп, и в стан врага помчались огненные стрелы. На участке залпа реактивных снарядов враг был полностью уничтожен. В первые же дни своего пребывания на фронте новое оружие получило сердечное имя — «Катюша».
Почему их именно так назвали? Солдат нашел слово, которое соответствовало его вере в победу. А может быть, кто-то видел, как машины выехали на крутой берег и ассоциативное восприятие навело его на знакомую строку: «Выходила на берег Катюша...»
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
Выходила, песню заводила
Про степного сизого орла.
Про того, которого любила,
Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,
Ты лети за ясным солнцем вслед
И бойцу на дальнем пограничье
От Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку
простую,
Пусть услышит, как она поет,
Пусть он землю бережет родную,
А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,
Поплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша,
На высокий берег, на крутой.
«Огонек»
Сл. Михаила Васильевича Исаковского,
муз. Матвея Исааковича. Блантера
Когда немцы напали на нашу страну, повсеместно — сначала до Волги, а потом и везде, — было введено затемнение. На улицах не горели фонари, окна к вечеру плотно закрывались шторами и листами черной бумаги.
И вдруг по радио прозвучала песня «Огонек». Сейчас трудно себе представить, какое ошеломляющее впечатление произвела описанная в ей картина: уходит боец на позиции и, удаляясь, долго видит огонек в окне любимой. А люди знали: половина страны погружается ночью в непроглядную темноту, даже машины не зажигают фар и поезда движутся черные, чтобы вражеские самолеты не нашли цели.
Поэтический образ огонька на окошке превратился в огромный и вдохновляющий символ: не погас наш огонек и никогда не погаснет!
Стихотворение «Огонек», написанное в 1942 г., было отправлено из города Чистополя, где поэт Михаил Исаковский находился в эвакуации, композитору Матвею Блантеру. Вскоре по радио прозвучала песня на эти стихи.
Опубликовано это стихотворение было в «Правде» 19 апреля 1943 г. как уже широко известное произведение. Но привычное для слуха многих сочетание фамилий "музыка Блантера, слова Исаковского" на этот раз оказалисьсь нарушенным. И при опубликовании и исполнении песни «Огонек» теперь указывается: "музыка народная". Объясняется это тем, что стихи поэта распространились быстрее, чем музыка М. Блантера. Их стали переписывать, пересылать в письмах. И на фронте, и в тылу гармонисты стали подбирать музыку. Оказалось, что стихотворение легко поддается музыкальной импровизации, само просится, чтобы его пели.
И в годы войны, и в послевоенные годы появились десятки музыкальных решений «Огонька», самых разнообразных, но всегда задушевных и искренних.
Впервые вариант "Огонька", который всем нам известен, был записан на грампластинку и прозвучал эфире уже после войны, в 1947 г., в исполнении замечательного певца Владимира Нечаева.
На позиции девушка
Провожала бойца,
Темной ночью простилася
На ступеньках крыльца.
И пока за туманами
Видеть мог паренек,
На окошке на девичьем
Все горел огонек.
Парня встретила славная
Фронтовая семья,
Всюду были товарищи,
Всюду были друзья.
Но знакомую улицу
Позабыть он не мог: -
Где ж ты, девушка милая,
Где ж ты, мой огонек?
И подруга далекая
Парню весточку шлет,
Что любовь ее девичья
Никогда не умрет;
Все, что было загадано,
В свой исполнится срок, -
Не погаснет без времени
Золотой огонек.
И просторно и радостно
На душе у бойца
От такого хорошего
От ее письмеца.
И врага ненавистного
Крепче бьет паренек
За Советскую Родину,
За родной огонек.
«В лесу прифронтовом»
Сл. Михаила Васильевича Исаковского,
муз. Матвея Исааковича. Блантера
Песня военного времени была не только страницей летописи, но чутким барометром душевного состояния человека. И вот зазвучали песни — предвестники победы. Уж не только тоской по солнечному довоенному времени, а картинами грядущей мирной жизни грезит солдат.
В одной из прифронтовых деревень, сгоревшей совершенно, поэт Михаил Васильевич Исаковский увидел объявление: «Танцы до утра». «Пришёл. Пары кружились прямо в лесу, среди берёз и клёнов. Я почувствовал приближение нашей Победы!»
С берёз неслышен невесом
Слетает жёлтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Вздыхают, жалуясь басы,
И словно в забытьи
Сидят и слушают бойцы,
Товарищи мои.
Под этот вальс весенним днём
Ходили мы на круг,
Под этот вальс в краю родном
Любили мы подруг.
Под этот вальс ловили мы
Очей любимых свет,
Под этот вальс грустили мы,
Когда подруги нет.
И вот он снова прозвучал
В лесу прифронтовом.
И каждый слушал и мечтал
О чём - то дорогом,
И каждый думал о своей,
припомнив ту весну.
И каждый знал
дорога к ней идёт через войну.
Пусть свет и радость прежних встреч
Нам светят в трудный час!
И коль придётся в землю лечь,
Так это ж только раз!
Но пусть и смерть в огне, в дыму
Бойца не устрашит,
И что положено кому
Пусть каждый совершит
Ну что ж друзья, коль наш черёд!
Так будет сталь крепка!
Пусть наше сердце не замрёт,
Не задрожит рука!
С берёз неслышен невесом
Слетает жёлтый лист.
Старинный вальс «Осенний сон»
Играет гармонист.
Настал черёд, пришла пора.
Идём, друзья, идём!
За всё, чем жили мы вчера,
За всё, что завтра ждёт!
«В землянке»
Сл. Алексея Александровича Суркова,
муз. Константина Яковлевича Л истова
Песня «В землянке» («Землянка», «Бьется в тесной печурке огонь...") была написана в ноябре 1941 года. Место написания — землянка, где-то совсем близко от Москвы, вероятнее всего, на 20-м километре Минского шоссе. В дни тяжелых боев там был наблюдательный пункт Западного фронта.
А. Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал — просто рассказал жене, где находится, о чем думает, какая, наконец, погода в тех местах, какая обстановка.
Стихотворение «Землянка» распространилось значительно раньше, чем была написана музыка. В начале 1942 г. в Москве по дороге из эвакуации на флот задержался композитор К. Листов. Он сочинил мелодию к словам, которые все знали. К. Листов прибыл в редакцию газеты Западного фронта, показал песню там. Затем она была исполнена по радио. И песню запели многие и многие.
Так песня «В землянке» вошла в историю Великой Отечественной войны и стала в последующие мирные годы неопровержимым свидетельством стойкости русского воина, характеристикой душевного состояния тех, кто выдержал бешеный натиск врага и разбил его.