3. | Осмысление содержания Метод «Чтение с остановками» Работа, направленная на осмысление художественного текста, составление таблицы: «Композиция рассказа». | Слайд 5 | Тема нашего урока: «Подвиг во имя жизни. По рассказу И.А. Бунина «Лапти». - Можно ли по названию рассказа определить, о чем пойдет речь в рассказе? Как вы думаете, о чем это произведение? - Что такое лапти? Как они выглядят? Кто их носит? Чем-нибудь украшены они? Лапти-старинная обувь. Носили крестьяне. Обычные, простые. Переверните листок с текстом, сегодня мы его будем читать. -Какие вопросы мы должны поставить к тексту, чтобы ответить на главный вопрос урока. Прочитать текст, определить его тему, понять его. Сегодня мы будем работать с таблицей «Композиция рассказа». Горизонтально расположены элементы сюжета: завязка, кульминация, развязка и примечание. Вертикально будем располагать героев рассказа. Сколько будет героев? (Трое) Осмысление содержания. Чтение 1 отрывка. От слов «Пятый день несло непроглядной вьюгой… До слов «Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас дойти!..» Анализ текста. - Как долго бушует вьюга? - Каким эпитетом автор описывает вьюгу? (Непроглядная, что значит? Темная, беспросветная) - С какими персонажами мы сейчас познако-мились? (Больной ребенок, Нефед, барыня, муж). Записывают в таблицу героев рассказа. - Обратите внимание, только один персонаж наделен именем. Почему? (Видимо, герой бу-дет главным). - Вряд ли кто-то из вас слышал это имя рань-ше. А как вы думаете, от какого имени оно образовано? (Федор, в переводе с греческого означает Бог. Значит, Нефед – это не Бог, но Бунин допускает чудо, а какое, посмот-рим далее). - Прочитайте эпитеты, описывающие дом ге-роя (Белый от снега, в холодном хуторском доме стоял бледный сумрак). – Какой цвет преобладает в описании дома? – Что означает белый цвет у Бунина? Какие ассоциации этот цвет вызывает? С какими словами он соседствует (Бледный сумрак, большое горе. Значит, белый цвет ассоци-ируется с горем, бедой). – Найдите слова, которые описывают состоя-ние матери (Плакала горькими слезами). Что происходит на душе у матери? Что она говорит, осознавая свою беспомощность? (Муж в отъезде, лошади плохие, до больни-цы тридцать верст). Что мы можем сказать о характере матери? (Любит ребенка, боит-ся, не решается что-то сделать). Записывают в таблицу в графу «Завязка». - Какую удивительную просьбу в бреду озву-чивает ребенок? (Он просит красные лап-ти). - Какие ассоциации у нас вызывает красный цвет? (Кровь, огонь. Говорят, кровь с молоком, это значит здоровый, крепкий. Значит, здоровье, жизнь). – Что мы узнаем о мальчике в завязке расска-за? (Он болеет, просит красные лапти). Записывают в таблицу в графу «Завязка» - Чем занимается Нефед? Кем он был в доме барыни? (Слугой) Что он спрашивает у бары-ни? (Не полегчало ли ребенку). Какое решение на данный момент он прини-мает (Добыть лапти). - Что означают повторы в словах Нефеда: Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать? (Верит, что лапти могут помочь больному ребенку преодолеть недуг). – Что же придумал Нефед для того, чтобы обыкновенные лапти сделать красными? (Покрасить их фуксином). - Что мы можем сказать о характере Нефеда, какой он? Как скоро он принял решение добывать лапти? (Заботливый, решительный, хочет добыть лапти.) Записывают в таблицу в графу «Завязка». - Как описана внешность Нефеда в рассказе? (Шапка, борода, старый полушубок, разби-тые валенки, - все в снегу, все обмерзло... ) - Почему не описан портрет Нефеда? (Значит, главное в нем – душа). - Посмотрите, на каком напряженном момен-те остановилось повествование. Мать даже отговаривает Нефеда, не видит в этом смысла.В то же время она охвачена горем, И Нефед сочувствует ребенку. - Давайте выскажем предположение, как дальше будет развиваться рассказ? (Нефед пойдет, Нефед и мама поедут вместе). - Переходим ко 2 эпизоду. Чтение от слов «Еще подумал…» до слов «…Господи, помоги! Господи, защити!» - Давайте вернемся к нашим предположениям Работаем с текстом: - Как оделся Нефед? (Натянул зипун поверх полушубка). -Для чего он так оделся?(чтобы было тепло) – Для чего ему кнут? (Возможно, он идет через лес, для защиты от лесных зверей, собак, кнут может послужить опорой в метель). – Конец 2-ого абзаца, прочитайте описание природы. (Утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море) – С чем ассоциируется у Бунина белый цвет? (С горем, значит, отправляется он в какое-то страшное место). – Переживали ли домашние о Нефеде? (Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней. Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня). – Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефеда было неуютно? Зачитайте. (Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака). - Посмотрите в текст, какие цвета окружают ребенка? Какой кажется ему стена? (Огненной). Почему? Что просит опять ребенок в бреду? (Красные лапти) Давайте вспомним про этот цвет, что он означает? (Красный цвет-это цвет огня, жажды жизни, он обозначает силу, возрождение, излучает тепло). – Записываем в строку «Ребенок» графы «Кульминация»: Ребенок мучается, продолжает думать о красных лаптях. - Несмотря на этот ужас, где сейчас Нефед? (Добывает лапти). - А что остается делать в этой ситуации матери ребенка? Молиться. Вот такой напряженный и сложный момент: Нефеда нет, мать на коленях умоляет Бога спасти ребенка, мрак, неизвестность, бушует вьюга. Давайте подумаем, ребята, как может закончиться рассказ? (Нефед принесет лапти, ребенок выздоровеет, Нефед умрет, ребенок умрет). Физкультминутка - Можно ли сказать, что преодоление трудностей – это путь к подвигу? Давайте поможем Нефеду справиться с трудностями и выполнить заветное желание мальчика. Для этого отправляемся вместе с ним в дорогу… Мы шагаем по сугробам, по сугробам крутолобым. Поднимай повыше ногу, проложи другим дорогу. Не боимся мы пороши, ловим снег хлопком в ладоши. Носом вдох, а выдох – ртом дышим глубже, а потом сядем тихо, отдохнем. - Читаем 3-ий отрывок. От слов: «И когда, наконец, рассвело…» До конца рассказа. - Давайте обратимся к нашим предположениям…. Анализ текста. - Почему автор назвал этот стук зловещим? (Так как привезли мертвое тело Нефёда.) - Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? (Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.) - Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет? В рассказе не говорится о том, выздоровел ли мальчик. Значит не это главное. Главное – это Нефед, который ценой собственной жизни спас мужиков, добыл лапти и фуксин, а значит, спас и мальчика. - Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. - Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего? (Да. Ради жизни мальчика). В развязке точно по тексту Бунина можем сказать, что Заполняем графу «Развязка» таблицы: «Нефед- добыл лапти, спас мужиков»; Ребенок- получил красные лапти», а значит, здоровье. Автор дает нам надежду на выздоровление мальчика. -Ребята, а почему рассказ называется «Лапти»? Лапти – это зов души одной, зов души Нефеда - совершить добро, а в результате спаслись мужики в поле. Лапти – это связность человеческих душ, поэтому и рассказ так называется. - Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? (Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям) - Какой русский характер показал И.А. Бунин в образе Нефеда? (Способный к самопожер-твованию). Типичен ли данный характер для русских людей? | Отвечают на вопросы учителя Читают текст с остановками, отвечают на вопросы, анализируют, приводят аргументы из текста Записывают в таблицу в строку «Барыня» графы «Завязка» Записывают в таблицу в строку «Ребенок» графы «Завязка» Записывают в таблицу в строку «Нефед» графы «Завязка» Читают 2-ой эпизод Записывают в таблицу в строку «Ребенок» графы «Кульминация» Записывают в строку «Нефед» графы «Кульминация» Записывают в строку «Барыня» графы «Кульминация» Читают 3-ий отрывок Выполняют двигательную физминутку Записывают в строку «Нефед» графы «Развязка» Записывают в строку «Ребенок» графы «Развязка» | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную цель и задачу; прогнозирование, контроль. Познавательные: анализируют, выдвигают гипотезы, доказывают, делают выводы. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса. Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог. Познавательные: смысловое чтение, извлечение необходимой информации, восприятие художественного текста. Коммуникативные: строят монологическое высказывание. |