Поэма «Полтава» - лиро-эпическое произведение. Найдите в словаре определение этого термина, выпишем его в тетрадь. (лиро-эпический жанр: вид литературного творчества, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью, стихотворной формой лирики. К лиро-эпическому жанру относятся поэма, роман в стихах и др.) - Что такое поэма? (Это крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом) - В чём сходство и отличие стихотворения и поэмы? (Сходство – ритмическая стихотворная форма, выражение чувств. Отличие – поэма имеет большой объём, изображает события) - Обратимся к исторической эпохе, в которой происходили события, изображённые в поэме. Прочитайте историческую справку (Приложение №1) - Ответьте на вопросы, пользуясь прочитанными сведениями: Какие шаги предпринимает Пётр I после первого поражения? Когда состоялась Полтавская битва? На какие силы рассчитывал Карл XII? Назовите самое известное произведение искусства, на котором изображена Полтавская битва. - Откроем учебник на стр. 97 и послушаем, как создавалось это мозаичное панно (учитель читает материал в рубрике «Литература и изобразительное искусство»). - Рассмотрите эту мозаичную картину М. В. Ломоносова «Полтавская баталия» на стр. 98. Какие впечатления остались у вас от этой картины? (Можно предложить цветную иллюстрацию на слайде) - Теперь познакомимся, как А. С. Пушкин изобразил Полтавскую битву, и выясним, какова роль Петра I в полтавском сражении, какое отношение автора к своему герою. - Но сначала узнаем, о чём повествуется в поэме. Об этом нам расскажут ученики нашего класса. - В какой части повествуется о битве? - Найдите отрывок в третьей песне, где автор изображает её. (отрывок со слов «Горит восток зарёю алой…»до слов «Заздравный кубок поднимает») - Чтение отрывка учителем. - Выполните задание (Приложение №2) Расположите события, описываемые А. С. Пушкиным в поэме «Полтава», в хронологическом порядке: Появление Петра I; смотр войск; Петр приветствует полки; Карл дает сигнал к началу сражения; первый утренний бой; победа России; Полтавская битва; пир Петра I. - проверка (на слайде): Первый утренний бой; Появление Петра I; Петр I приветствует полки; Смотр войск; Карл XII даёт сигнал к началу сражения; Полтавский бой; Победа России; Пир Петра I. - Как рисует А. С. Пушкин начало боя? (даётся указание места и времени) - Как вы понимаете фразу «Горит восток зарёю новой»? (начинается рассвет, восходит солнце, восход красный, природа предвещает грандиозные события.). - Эта фраза имеет скрытый смысл: образ зари - начало новой жизни, победы Востока над Западом. - Найдите описание боя. Попробуем ощутить события. Для этого выполним задания в группах: 1 группа выписывает глаголы; 2 группа выписывает имена существительные, которые более ярко отражают картину боя. - Назовите глаголы, которые выписали. Что они показывают? (Всё изображается в движении, много глаголов, которые подчеркивают быстроту, стремительность боя. Текст звучит отрывисто, в такт сражению) - Назовите существительные. С какой целью они употреблены? (Автор показывает напряженность боя, кровавую беспощадность происходящей битвы) - При описании Полтавского боя Пушкин использует литературные приемы. Найдите: эпитеты («верный конь»); метафоры («Горит восток зарею новой»); олицетворение («битва отдыхает»); сравнение («могущ и радостен, как бой»); -С какой целью автор их использует? (Использование этих приемов позволяет поэту живо описать картину боя, читатель видит её в своем воображении, сила впечатлений велика). - Как изображается Петра I? (он « могущ и радостен, как бой», в окружении своих друзей и соратников) - Найдите отрывок, в котором описывается появление Петра. Какое впечатление он на вас производит? ( впечатление силы, красоты, величия, готовность к бою) - Как поэт добивается этого эффекта? (Поэт использует слова, которые уже устарели: «лик, глас») - Как они называются? (архаизмы) - «Божия гроза» почему? (Петр I так же велик и непредсказуем, как природное явление) - Вдумаемся в эти слова: Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. - Ужасен – прекрасен. Это что? (антонимы) - Для чего поэт использует антонимы при описании Петра Великого? (более подробно раскрыть образ царя) - С какой целью Пушкин употребляет короткие предложения для описания Петра? (Чтобы подчеркнуть его решимость, стремительность в действиях). - А что можно сказать о коне Петра? (Гордится могущим седоком) - Каким предстает Карл? (Карл XII — слабый, больной человек, который не желает уже ничего. Он готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения) - Как показывает портретная характеристика героя его внутреннее состояние? (Он слаб, смущен, волнуется, готов проиграть) - Какой приём использует автор при изображении двух императоров? (Они противопоставлены. Автор использует антитезу) - Как вы считаете, для чего автор использует антитезу? (Противопоставление двух полководцев указывает на исход битвы. Карл напуган могуществом Петра) - А как вы думаете, каким вообще должен быть настоящий воин? Какие качества ему должны быть присущи? (патриотизм, верность своему делу, отвага, мужество, смелость, выносливость, стремление к победе над противником, самопожертвование) - А кто является для воинов примером для подражания? На кого они равняются? (на царя, предводителя) - Итак, Петр уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам. Петр I - символ новой России. Целеустремленность, воля к победе, великодушие, полководческий талант, умение ценить верных ему людей – эти качества мы видим в императоре. А Карл - слабый, больной человек, который не желает уже ничего и готов отступить без боя. Его уже не интересует исход сражения. Мы видим слабость и безразличие шведского короля - Зачитайте строки, где говорится о победе. Какие чувства передает нам автор? (ряд восклицательных знаков: восторг, радость, победа.) - Найдите описание пира. - За каких учителей поднимает кубок Петр I? (Петр поднимает кубок за шведов, которые неоднократно наносили поражения неопытной русской армии, таким образом, преподали полезные уроки) -Каково отношение Петра к проигравшим противникам? (Угощает вождей чужих и славных пленников ласкает). - О чем это говорит? (Чувствуется великодушие русского царя к шведам, к их поражению, и уважение к достойному противнику) - Петр изображается в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России – стихийной, непобедимой. Почувствовали ли вы отношение А. С. Пушкина к Петру Великому? (А. С. Пушкин изображает Петра Великого сильным, смелым человеком, подчеркивает его патриотизм; с уважением говорит о его участии в битве; он является героем) - Полтавская битва - это знаковое событие в жизни России. Она имела историческое значение для страны. Шведы были изгнаны из Прибалтики, Финляндии, Польши. Победа под Полтавой положила начало победоносному для России исходу Северной войны. В результате этого сражения могущество Швеции было подорвано, слава непобедимости Карла XII была развеяна, в ходе Северной войны 1700-1721 гг. наступил перелом. Победа же в сражении под Полтавой поставила Россию в ряд великих европейских держав, подняла её авторитет, раскрыла полководческий талант Петра I. В поэме Пушкин обращается к славным страницам истории нашей родины. Смело и широко он рисует Полтавскую битву, от исхода которой зависело существование России как самостоятельного государства. - В честь этой победы в 1995 году установлен День воинской славы России, который отмечается 10 июля. |