СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока математики "Число О.Цифра О."1 класс УМК "Школа России"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка адресована учителям начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока математики "Число О.Цифра О."1 класс УМК "Школа России"»


Урок математики в 1 классе ( Школа России)

Учитель начальных классов МОУ «СОШ №17»

Гуляева Татьяна Алексеевна




Тема:ЧИСЛО 0. ЦИФРА 0

Педагогическая
цель

создать условия для ознакомления с числом 0 и его графической записью – цифрой 0; развития навыков счёта в пределах 10; закрепления знаний состава изученных чисел; умения чертить отрезки заданной длины.

Планируемые
результаты(предметные)

ознакомление с числом и цифрой 0; считать в пределах 10; уметь чертить отрезки заданной длины.

Универсальные 
учебные
действия 
(метапредметные)

   Регулятивные:определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельноосуществлять взаимопроверку.

Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные: уметь формулировать проблемы; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные: имеют желание учиться; осуществляют организацию исследовательского пространства ученика.



Этап (элемент)
урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые действия

формируемые умения

Организационный момент

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования; эмоционально настраивает на урок

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.




Сколько слив висело на ветке?

Сколько стало?

Составьте прогноз урока.

Организуют рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность

Устный счет



Изучение нового материала.


К нам на урок пришел новый ученик. Кто это? Хотите узнать? Отгадайте загадку:

Он от бабушки ушёл, 
Он от дедушки ушёл.
У него румяный бок,
Кто же это? 
(Колобок)

Катится он по дорожке, а навстречу ему заяц

-Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки:

Задачи в стихах

 Четыре зайца шли из школы,

И вдруг на них напали пчелы.

Два зайчика спаслись едва,

А сколько не успело?..


Раз к зайчонку на обед

Прискакал дружок-сосед.

На пенек зайчата сели

И по три морковки съели.

Кто считать, ребята, ловок:

Сколько съедено морковок?


Вот семь зайчат по дорожке идут.

За ними вдогонку двое бегут.

Так сколько ж всего по дорожке лесной

Торопится в школу зайчишек зимой?


Ежик и белка угощали друзей. Ежик принес морковку и яблоко, а белка – орех, шишку и гриб. Сколько гостинцев принесли ежик и белка?

Молодцы! Справились с заданиями Ежика, можно путешествовать дальше.

Катится колобок по дорожке, а навстречу ему серый волк.

-Колобок, я тебя съем, если не решишь мои задачки

Введение нового числа. Вопросы учителя ученикам. (Сколько….)

Сколько крыльев у слоненка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мошка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько белок съела моль,
Знает только цифра…

Учитель показывает увеличенный образец цифры 0 .

Вот он, посмотрите на него. Его называют "ноль" или "нуль" и обозначают им "ничто".

Казалось бы, что о нем говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится один, а вовсе не то, что хотелось.

Найдите еще числа, в которых ноль играет очень важную роль. Номера телефонов 01,02,03,04. Кто знает, а что это за номера телефонов?

01 - пожарная часть;

02 - милиция;

03 - «скорая помощь»;

04 - горгаз

А в Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей.

Формулируют полные ответы на вопросы


Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Физминутка

Проводит физкультминутку.

 Спал цветок и вдруг проснулся,
  Больше спать не захотел.
  Шевельнулся, потянулся,
  Взвился вверх и полетел.
  Солнце утром лишь проснётся,
  Бабочка кружит и вьётся.


. Декламируют стихотворение, выполняя движения

Выполняют упражнения для профилактики утомления

Анализ образца и письмо цифры 0.














Катится, катится Колобок, а навстречу ему Медведь

– Колобок, Колобок, я тебя съем!

– Не ешь меня, Медведь!

– Хорошо, только при одном условии. Найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.

Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?

Давайте научим Колобка и Медведя писать эту замечательную цифр

Учитель объясняет, как писать эту цифру.

– А на что еще похож ноль?

Ученик 1

Нолик – круглый, как Земля,
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль – ладонь пуста.
Пишем ноль,
И ясно всем:
Здесь чего-то нет совсем!

Ученик 2

Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!

Ученик 3

Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовем,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.
Но как его ни назовем,
Он называется нулем!



Цифра вроде буквы О –

Это нуль иль ничего.

Учитель показывает ученикам место нуля на числовой прямой:


Анализируют и отвечают 
на вопросы учителя




Учащиеся ищут цифру на слайде, рассматривают цифру 0.


Пишут цифру 0 в воздухе и в тетради.


Читают стихи.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


Физминутка

Елочки зеленые на ветру качаются,
  На ветру качаются, низко наклоняются.
  Сколько елочек зеленых, столько сделайте наклонов.
  Приседайте столько раз, сколько бабочек у нас.
  Сколько беленьких кружков, столько сделайте прыжков.

Декламируют стихотворение, выполняя движения

Осуществляют профилактику утомления

Закрепление пройденного материала.

-  А теперь снова в путь. Катится, катится Колобок и докатился он до речки. Чтобы перейти речку, нужно построить мост – мост из примеров. Поможем Колобку их решить!. (№№ 1.2)


– Давайте попробуем записать с помощью букв.

На доске:

а + 0 = а

0 + а = а

-А теперь сформулируйте правило.( при сложении «мешка» с пустым «мешком» , его содержимое не изменяется)

– Запишем с помощью букв.

а – а = 0

- Сформулируем правило.

- Запишем с помощью букв.

а – 0 = а

- Сформулируем правило.

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Лиса,

– Уж от меня-то, Колобок, не уйдешь, и ребята тебе не помогут.

Пропедевтика темы «Задача».Составить примеры по рисунку.

Повторить состав чисел.

Анализируют и отвечают 
на вопросы учителя


Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


Работа с геометрическим материалом

задание на с. 71 учебника

– Сколько на чертеже ломаных? Сколько многоугольников?

Самостоятельная работа учащихся. Предварительно необходимо повторить правила построения отрезков. Учитель оказывает индивидуальную помощь.

Анализируют и отвечают 
на вопросы учителя строят отрезки заданной длины.


Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.


Подведение итогов. Рефлексия.

Чему научились на уроке? Какими знаниями, приобретёнными сегодня, вам бы хотелось поделиться с друзьями, со старшими?

Оценить свою работу.

 «Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.





Формулируют полные ответы на вопросы.




Высказывают предположения

Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы


Литература:

1.Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. Математика

2.Поурочные разработки по математике. 1 класс. К учебнику Моро М.И. и др. "Математика. 1 класс. В двух частях". ФГОС

3. Электронное приложение к учебнику «Математика». 1 классИздательство: ПросвещениеГод: 2012