СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыкального искусства в 5 классе "Архитектура - музыка, застывшая в камне".

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыкального искусства в 5 классе "Архитектура - музыка, застывшая в камне".»


Музыкальное искусство

5 класс

Раздел 3

Тема: Архитектура - музыка, застывшая в камне.

Цели: формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры.

Задачи:

образовательная:

- продемонстрировать учащимся параллели , объединяющие музыкальное искусство и

архитектуру,

-познакомить учеников с искусством архитектуры на примере собора Василия Блаженного (Собор

Покрова Пресвятой Богородицы) в Москве, Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, Собор

Святых Петра и Павла в Петропавловской крепости города «Санкт-Петербурга, Спасо-

Преображенский кафедральный собор в Донецке, Храм святых Петра и Февронии в городе

Донецке;

- познакомить с искусством колокольного звона

развивающая: развивать образное мышление, навыки хорового пения и музыкальные способности

воспитательная: воспитывать уважительное отношение к религиозным чувствам, ощущение прекрасного, понимание искусства колокольного звона.

Тип:комбинированный.

Оборудование: средства ТСО, фортепиано, иллюстрации.

Содержание: аудиозапись колокольного перезвона,

С.Рахманинова Прелюдия до-диез-минор,

Б.Савельев «Мы хотим построить мост»


Эпиграф на доске:

«Архитектур – это летопись мира,

она говорит тогда,

когда молчат песни

и рассказы.

Н.В.Гоголь.


ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Музыкальное приветствие

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.

1)упражнение «Незаконченное предложение»

Даже курятник может быть архитектурным сооружением, если…

(-архитектор, который сотворил проект, вложил в него душу;

- если это сооружение непохоже на другие курятники;

- если во время проектирования использовались необычные формы и пр.,)

3.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

-- ежедневно мы видим архитектурные сооружения: дома, театры, учебные заведения, вокзалы, которые построены по проектам архитектором. Каждое строение имеет своё назначение и архитектурную ценность. Следует отметить, что большинство живых домов (а иногда и целые массивы) похожи между собой, то есть не имеют архитектурной ценности. Но некоторые здания – театры, музеи, церкви, соборы - -часто являются оригинальными(неповторимыми) творениями, которые существуют в единственном варианте, гармонично вписываясь в окружающую среду. Такие сооружения являются особенным выражением человеческого вдохновения, воплощая неповторимость и красоту окружающего мира.

(ритм, темп, динамика, симметрия, композиция, гармония…)

Именно поэтому считают, что архитектура – это «застывшая музыка».


--Посмотрите на иллюстрации и фотографии и ответьте, что общего наблюдаете?

(ответы…купола…)

-А в чём различия?

(ответы…высокая башня не везде…)

---- А кто знает, для чего самая высокая башня?

(ответы, …для колоколов…)

--- эта башня называется колокольня. Не все соборы, которые вы видите перед собой имеют колокольни, и не во всех из них на праздники звучит колокольный звон.


//слушание произведения колокольного перезвона//


--А теперь предлагаю послушать произведение русского композитора Сергея Рахманинова Прелюдия до-диез-минор, которое было написано им под впечатлениемзвучание церковных колоколов.

Живя вдали от Родины, тоскуя по России, в своей музыке он рассказывал о силе чувств, о мужестве человека, который постоянно ищет, борется, протестует и упрямо и настойчиво ищет счастья.

//слушание прелюдии (отрывок, только начало)//


-- Обратите внимание, как начинается прелюдия: аккордами, которые напоминают звучание больших колоколов. В середине произведения мелодия становится более подвижной и неспокойной., рассказывая о смятениях и романтичных порывах лирического героя., а далее вновь слышны тревожные удары большого колокола.


Прелюдияозначает «вступление». Это небольшая инструментальная пьеса, которая вначале была вступлением к основному музыкальному произведению. Со временем композиторы начали создавать прелюдии, как самостоятельные музыкальные произведения.

// слушание всего произведения//

-- Каков характер прозвучавшего произведения?

(ответы… бунтующий, тревожный, мятежный, взволнованный…)

-- услыхали ли вы сами колокола?

(ответы…нет…)

-- А были ли фрагменты в прелюдии, который напоминали колокольный звон? В какой части?

(ответы… были, во вступлении…)

-- Мощные фортепианные аккорды создавали ощущение перезвона колоколов на звоннице.

-- какими красками можно раскрасить впечатления от музыки Рахманинова

(ответы…)


4. ФИЗКУЛЬМИНУТКА:

Показать, как играются аккорды всеми пальцами в прелюдии С.Рахманинова. Предложить ученикам повторить движения.


5. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА:

Тема сегодняшнего урока?

(ответы… архитектура – застывшая музыка…)

--Кроме храмов и соборов, какие ещё архитектурные сооружения вы знаете?

(ответы… должен прозвучать мост…)

///демонстрация иллюстрация или фото мостов//


--Песня БорисаСавельев «Мы хотим построить мост» -- будет логическим завершением нашего урока о связи архитектуры и музыки.

1) певческая посадка;

2) дыхательная гимнастика ( на задержку дыхания);

3) распевание. Попевка:


добиваться унисонного звучания, плавного звуковедения.


4) проговаривание слов с прохлопыванием ритма по фразам.

5) разучивание мелодии песни по фразам ;

6) исполнение 1-го куплета с аккомпанементом. обращать внимание на

дыхание по фразам, допевание окончаний фраз.


6. РЕФЛЕКСИЯ:

- о каком виде визуального искусства сегодня на уроке был разговор?

(…об архитектуре)

-- почему архитектуру называют «застывшей музыкой?

(…наличие общих терминов и понятий, и тоже остаётся на века…)

- как называется произведение, которое слушали, и кто автор?

(.....ответы…)


7.Отметить наиболее активных учеников.

Выставление оценок.