музыкальное искусство
4 класс
раздел 2: МУЗЫКА В НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКАХ И ОБРЯДАХ НАРОДОВ
МИРА.
тема: Песни зимнего календарно-обрядового цикла
Цель:
- формирование музыкальной культуры учащихся, как части их общей духовной культуры;
- обогатить представления учащихся о календарно-обрядовых песнях зимнего цикла;
Задачи:
образовательные:
- расширить знания учеников о народной культуре, о зимних фольклорных обрядах;
- определить роль колядок и щедривок в обряде встречи Нового года.
- закрепить знания о жанрах фольклора.
развивающие:
- развивать слушательские и исполнительские умения;
- развивать художественный вкус, эстетические и творческие представления, - музыкальный слух, звуковысотную память, вокально-хоровые навыки;
- совершенствовать навыки исполнения обрядовых песен;
воспитательные:
- воспитывать любовь и уважение к духовному наследию;
- воспитывать любовь и интерес к музыке, к народной культуре, уважение к историческим традициям народа,
воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине;
воспитывать слушательскую и исполнительскую культуру учащихся.
Оборудование: средства ТСО, портрет композитораН.Леонтовича, фортепиано,таблицы с нотными примерами,
Материал урока:
колядки :
щедривки:
Н. Леонтович «Щедрик»,
Г.Гладков "Новогодняя",
Тип урока: комбинированный, урок углубления в тему. ,
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Музыкальное приветствие.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- - Продолжаем тему " Музыка в народных праздниках и обрядах народов мира". На пошлых уроках мы говорили о народной музыке каких народов?
(....ответы...)
--Как по-другому можно назвать всё народное творчество
(....фольклор)
--А с какими жанрами фольклора мы уже познакомились?
(....трудовые, шуточные, колыбельные, пахоты и сева, жнивальные, сбора урожая, хороводные, частушки, танцевальные)
-- Слово «Жанр» - что означает, откуда появилось?
( .......французское слово – "разновидность")
- -Когда говорили о трудовых, пахотных, жнивальных песнях, то подразумевался ЛЕТНИЙ календарно-обрядовый цикл. Почему эти песни называются «КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ»?
( ....потому что исполнялись в определённое время года)
--- А сейчас -какое время года?
Сегодня какое число?
Какой месяц?
(…. ответы...)
---А какое время года?
( зима)
3. НОВАЯ ТЕМА.
-- И вот сегодня мы познакомимся с
ЗИМНИМИ КАЛЕНДПРНО-ОБРЯДОВЫМИ песнями.
-- Вообще, зимой много праздников.
А какие ЗИМНИЕ праздники знаете вы?
(.. НГ, Рождество, крещение, старый НГ, День св.НИКОЛАЯ….)
-- Но сегодня вы узнаете про особенный праздник, очень-очень давний, его праздновали наши далёкие предки – древние славяне.
Они были смелыми, отважными, трудолюбивыми людьми, но различные явления природы были для них непонятными и таинственными. Они не могли объяснить, почему идёт дождь, посему сверкают молнии и гремит гром, почему бывают день и ночь, зима и лето и т.д.
Мир представал перед ними, как творение полное неожиданностей и опасностей на каждом шагу . Поэтому людям казалось, что ими управляют какие-то неведомые высшие силы.
Благополучие и достаток у древних славян зависели от урожая. Не зная, и не понимая причин пожаров, бурь, града, люди считали, что на небе живут многочисленные боги, которые карают, наказывают или милуют.
Наши далёки предки очень волновались за урожай и собственную судьбу; если всё было хорошо – то их радости не знали границ. Они устраивали праздники с переодеваниями, песнями, танцами, театрализованными представлениями.
Наш народ с давних времён сохранил традиции праздников – они остались в народной среде – в фольклоре.
Эти традиции древних праздников неразрывно связаны с песнями, которые сопровождали встречу Нового Года, приход весны, сбор урожая и многие другие.
- -Давайте на минуточку представим ТЕ ДАЛЁКИЕ времена и мысленно перенесёмся в ТО время и обстоятельства.
... Электричества нет, отопления нет, холодно зимой, светает поздно. Не успеет день «появиться», как уже смеркается, темнеет, а за сумерками - долгие зимние ночи….
И ВОТ! Наступает самый короткий день и самая длинная ночь!
А после этого в природе происходит перелом - - и день начинает постепенно увеличиваться, а ночь укорачиваться...
По представлениям древних славян в это время ВОЗРОЖДАЛОСЬ СОЛНЦЕ.!
- - А солнце какую имеет ФОРМУ?
( ....круга)
- - А как наши далёкие предки на старославянском языке называли КРУГ ?
(…. )
--- А так же, как на украинском языке (эти языки очень близки)...
- - Как на украинском «КРУГ»?
....(......коло)
-- И существует множество слов с таким корнем и значением «КРУГЛЫЙ»
КОЛО, КОЛЯДА, КОЛОбок, КОЛесо, ,КОЛьцо – так называли солнце, потому что круглое …..
СОЛНЦЕ, как бы вновь рождалось – это был день 24 декабря. – День зимнего солнцестояния. В ночь на 24 декабря , в эту «Волшебную» ночь, тишину селений нарушали песни, смех, танцы и шутки. По улицам ходил толпы детей, юношей и девушек. Возле каждой избы они пели приветственные, хвалебные, поздравительные песни, величали хозяев, желали в новом году доброго, хорошего, богатого урожая, здоровья им и их скотине – одним словом -КОЛЯДОВАЛИ…-Радовались рождению «нового» солнца .
Со временем на праздник зимнего солнцестояния, наслоился христианский праздник РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА. Рождение солнца приравнивалось к рождению Христа.
ИТАК, КОЛЯДКИ пелись на РОЖДЕНИЕ или РОЖДЕСТВО.
4.
-- К нам тоже сегодня заглянули колядовальщики
( дети по желанию. Исполняют знакомые колядки.)
Коляд-колядин!
Я иду к вам один,
Подавайте пирожок
Прямо мне в кошелек.
Не дадите пирожок,
Я корову за рожок,
Уведу в торжок
И продам за пирожок!
Коляда, коляда,
Подавай пирога!
Не дадите пирога –
Мы корову за рога,
Боровка за бока,
Телку за холку,
Бычка за хвост
Уведем на мороз!
Пришла Коляда
накануне Рождества.
Дай, Бог, тому,
кто в этом дому.
Всем добрым людям
Золота и серебра,
Пышных пирогов,
Мягоньких блинов,
Доброго здоровья,
Маслица коровья!
-- Много людей собирались вечерами в избах на игрища, посиделки, непременными участниками которых были РЯЖЕНЫЕ,
-- Кстати, слово «ряженые» - о чём? как думаете, что обозначает?
( …… наряды, наряжаться….) т.е. переодетые в наряды….
Они переодевались в козу, медведя, журавля,
5.
-- Образ козы у славян олицетворял покровителя полей и пастбищ. Исполнитель козы был одет в кожух навыворот (уточнить про кожух) . Коза весело махала хвостом, цепляла присутствующих, бодала и распевала весёлую песню....
(неожиданно с грохотом врывается в класс «коза» и поёт )
- - Го-го-го коза, го-го Серая.!
Ой расходися – развеселися
По всему дому – по веселому.
Где коза ходит – там жито родит,
Где коза рогом – там жито стогом.
Где коза го-го-гов – там жита – семь стогов!
( при этом топает, кривляется, бодается, задевает учеников)
-- Дети, кто это? Узнали? Вы поняли, кто для нас спел такую чудную песню.?
( ......коза)
-- Ой, спасибо коза, за то, что зашла к нам и украсила наше занятие… Вот тебе калач с маком!
( коза «мекнула», показала всем язык, стукнула в дверь «копытом» и ускакала…)
Разучивание колядки:.
Колядую, колядую
Я зайду в избу любую.
Попрошу хозяйку:
Сладостей давай-ка.!
И печенья, и конфет,
И с орехами щербет,
И халву, и шоколад,
Пастилу и мармелад,
Вкусное мороженое,
Сладкое пирожное.
Мы и сами будем есть,
И друг друга угощать,
А хозяйку, а хозяйку
Добрым словом вспоминать!
6.
А накануне Нового Года, который по старому стилю наступает с -13 января- отмечали ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР. Парни и девушки ходили по дворам и избам односельчан, желали хозяевам щедрого - богатого вечера и доброго здоровья. И Снова коза с весёлой компанией заходила в дом , хулиганила и баловалась и ВДРУГ – падала замертво! Это означало КОНЕЦ старого года. Ряженые и хозяева обрядовым хороводом оживляли козу. И после «чудесного исцеления» коза вскакивала, все радовались и начинали петь ЩЕДРОВКИ-- праздновать наступление НОВОГО ГОДА. Ряженые желали хозяевам ЩЕДРОЙ (богатой, благополучной жизни). При этом совершали обряд «посевания» , т.е. сеяли в доме хозяев добро и благополучие, здоровье, и т.п. В благодарность за добрые пожелания хозяева одаривали гостей съестными гостинцами. ( бублики, калачи, сало, колбаса, пряники, сахар, - всем, чем были богаты… )
- -Исполнение ЩЕДРИВОК:
Щедрый вечер!
Добрый вечер!
Дарить нечем –
Были крошки,
Хоть немножко -
Съели кошки!
Щедрик-Петрик,
Дайте вареник!
Ложечку кашки,
Наверху колбаски.
Этого мало,
Дайте кусок сала.
Выносите скорей,
Не морозьте детей!
Щедровочка щедровала,
Под оконцем ночевала,
Чи баран, чи овца,
Подавайте блинца,
Не кусайте, не ломайте,
А по целому давайте!
Щедрый вечер, добрый вечер!
Добрый вечер, щедрый вечер,
Добрым людям на здоровье.
Что ты тетка, наварила,
Что ты тетка, напекла?
Неси скорей до окна.
Не щипай, не ломай,
А по целому давай.
Старый добрый
Новый год
Счастье пусть вам в дом несет,
Дайте ряженым конфетку,
Денег звонкую монетку,
Не скупитесь на гроши,
Угостите от души,
И за щедрость вам воздастся,
Будет радость и богатство!.
- - Итак! народные песни КОЛЯДКИ и ЩЕДРИВКИ - относятся к зимним календарно-обрядовым песням. надеюсь, что после нашего урока вы узнали и запомните, что КОЛЯДКИ поются .....КОГДА?
_(.......на РОЖДЕСТВО,,,)
-На Рождество СОЛНЦА - 25 декабря, или на РОЖЕСТВО Христово - 6-7 января.
-_ А ЩЕДРИВКИ?....
(.....на Старый Новый Год...)
7. ВОКАЛЬНО-ХОРОВАЯ РАБОТА
- А теперь посмотрите на доску.
Разбираем нотный текст первой строчки.
Учащиеся называют ноты.
Сольмизация. Прохлопывание ритма.
Сольфеджирование.
--Что вы можете сказать о мелодии этого предложения?
( Обращаем внимание на повторяющийся мелодический и ритмический рисунок. )
--Да, вы правы. Вы заметил, что один и тот же мотив повторяется 4 раза – это очень характерно для народных песен (и мы об этом говорили раннее неоднократно).
Разучивание со словами.
Исполнение с аккомпанементом 1-го куплета. \
2,3 4 зачитываю и анализируем. .
-- А знаете ли вы, что эта древняя славянская щедривка стала знаменитой на весь мир, благодаря композитору Николаю Леонтовичу, который жил и работал в Донецкой области на железнодорожной станции города Красноармейска.
Его хобби была хоровая музыка. Мелодию этой щедривки Леонтович переложил для хора. Вот послушай – как получилось.
//слушание аудиозаписи хорового произведения Николая Леонтовича "ЩЕДРИК"//
-- А никто ли не вспомнит, где могли ЕЩЁ слышать это произведение?
(......ответы, должны назвать фильм «Один дома». Если нет, то предлагаю посмотреть фрагмент )
8. Вокально–хоровая работа-2.
// звучит вступление к песне Геннадия Гладкова "Белые снежинки".//
-- Кто узнал эту музыку?
(.....ответы, песня "Белые снежинки")
_ - Повторим 1-й куплет с припевом.
1) певческая посадка;
2)дыхательная гимнастика;
3) выстраивание примарного тона (d1);
4) исполнение попевки:
- обратить внимание на дикцию и чистоту интонирования;
4)повторение 1-го куплета песни "Белые снежинки" сначала по фразам, затем по предложениям;
5) исполнение с аккомпанементом;
6) разучивание 2-го куплета.
9. РЕФЛЕКСИЯ.
-О чём новом вы узнали на сегодняшнем уроке?
( ....о зимних календарно-обрядовых песнях, колядки, щедривки, )
--Кода и кто их исполняет?
( ....24 декабря – колядки (7 января), на старый новый год -13 января – щедривки, посевают).
--Кто такие «ряженые»?
(.........)
-- что отмечали 24 декабря?
( .....рождение солнца)
-- как назывались песни, которые пели 24декабря?
(.......колядки)
-- А 13 января – какой праздник отмечали наши далёкие предки?
(...... новый год)
-- И как назывались песни, которые пели на Новый год в ЩЕДРЫЙ ВЕЧЕР?
(....щедривки)
--что запомнилось и понравилось на уроке?
(…….)
--А сейчас свои впечатления вы покажете, отдав свою снежинку либо КОЛЯДКАМ либо ЩЕДРОВАЛЬНЫМ песням.
( Учащиеся прикрепляют снежинку на скотче на картинку с СОЛНЦЕМ(колядой) либо с ёлкой(новогодняя щедривка).
5