Разработка методического материала
Урок музыки в 5 классе на тему:
«Образ Божьей Матери в произведениях искусства».
Подготовила учитель музыки
Бут Евгения Николаевна.
Цели урока:
Обучающая: знакомство с живописью Рафаэля Санти, картиною «Сикстинская мадонна»; повторение нотной грамоты.
Развивающая: развитие образного восприятия музыки и живописи; вокально-хоровых навыков, умение анализировать прослушанное произведение, прививать интерес к музыкальному искусству.
Воспитывающая: воспитывать любовь к классической музыке;
воспитание эстетических вкусов через один из прекраснейших образов искусства - образ Божьей Матери.
Музыкальный материал: Ф.Шуберт «Ave Maria», Г.Гладков - Югин
«Про картины».
Наглядные пособия: репродукции картин «Сикстинская мадонна» Рафаэля Санти, оформленные тема и эпиграф урока, тексты стихотворений
А. С. Пушкина, Ирины Столяровой, биография Ф. Шуберта, портрет композитора Франца Шуберта, таблица эмоционально-образных обозначений музыки, нотная хрестоматия.
Оборудование: музыкальный инструмент, магнитофон, фонохрестоматия, компьютер, мультимедийный проектор.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
1.Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока. 1 мин.
2. Актуализация опорных знаний. 1 мин.
3. Слушание песни. Беседа. 3 мин.
4. Распевание. 3 мин.
5. Вокально - хоровая работа над песней «Про картины». 5 мин.
6. Физминутка для глаз. Слайды. 1 мин.
7. Изучение нового материала. 11 мин.
8. Слушание музыки 4`10 сек.
9. Беседа после слушания музыки 1 мин.
10. Теоретическое изучение музыки. 3 мин.
11. Физминутка. 2 мин.
12. Музыкальный кроссворд 3 мин.
13. Итог урока. 1 мин.
14. Оценивание детей. 1 мин.
15. Домашнее задание.
Ход урока
I Организационный момент.
Музыкальное приветствие.
II Сообщение темы и цели урока.
"Гений чистой красоты был с неё…"
В.А.Жуковский.
Тема урока: "Образ Божьей Матери в произведениях искусства." (на доске)
Слайд № 2
Цель нашего урока: знакомство с живописью Рафаэля Санти и его
картиною "Сикстинская мадонна".
Тема духовности всегда волновала творцов. Что такое «духовная музыка» и как связано с этим понятием вокальное произведение Франца Шуберта «Ave Maria», мы узнаем об этом на уроке.
III Актуализация опорных знаний.
- Назовите мне, пожалуйста, основные жанры, типы музыки.
(песня, танец, марш)
- А какие вы знаете жанры живописи? (пейзаж, натюрморт, портрет)
-Лучше запомнить эти понятия нам поможет песня Г. Гладкова
«Про картины».
Звучит песня «Про картины»
Слайды «Пейзаж. Натюрморт. Портрет»
Стихи Александра Кушнера
Музыка Григория Гладкова
№ 3-9
1.Если видишь, на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш, -
Обязательно картина
Называется пейзаж.
2. № 10-17
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт.
3. № 18-21
Если видишь, что с картины
Смотрит кто-нибудь на нас, -
Или принц в плаще старинном,
Или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
Или Колька, твой сосед, -
Обязательно картина
Называется портрет.
После прослушивания песни:
- Какой характер песни? (спокойный, добрый)
- Темп? (умеренный)
- Ритм? (чёткий, равномерный)
- Динамика? (Выразительная, уравновешенная)
- Тембр? - окраска звучания (светлый, чистый, красочный, живописный)
- Молодцы. Правильно. Действительно, песню нужно исполнять спокойно, в умеренном темпе, чётко выговаривая слова.
- Для того, чтобы приступить к исполнению песни, нам необходимо распеться, подготовить голос к работе.
Распевание.
Вокально - хоровая работа над песней «Про картины».
Слайды № 22-24
- Спасибо за выразительное исполнение песни.
- А сейчас, ребята, отложите свои тетради в сторону, мы проведём с вами физминутку.
Слайды: физминутка для глаз. «Кот Леопольд»
IV Изучение нового материала.
- Как вы думаете, звучат ли произведения изобразительного искусства?
Слайды № 25-26. Музыканты.
Безусловно, легче «услышать» картины, на которых изображены музыканты во время исполнения музыки. Рассматривая такие произведения, мы можем наяву «оживить» умелые движения исполнителей, которые создают прекрасную музыку. А далее наша фантазия расцветает звучанием музыкального произведения. Но наш опыт восприятия живописных и музыкальных образов может помочь нам «озвучить» любое произведение изобразительного искусства, особенно то, которое произвело на вас впечатление.
Тема сегодняшнего урока занимает весомое место в произведениях искусства.
Слайды № 27-28.
Автопортрет Рафаэля Санти, картина "Сикстинская мадонна".
Обратите внимание на автопортрет Рафаэля Санти (1483-1520) – великого творца, живописца эпохи Возрождения и его картину "Сикстинская мадонна".
Современники называли Рафаэля «Божественным Санти».
Санти прожил короткую жизнь - всего 37 лет, но эта жизнь была наполнена творчеством и вдохновением.
Его "Сикстинская мадонна" по праву признана вершиной творчества великого живописца.
Слайд № 29.
В.А. Жуковский после посещения Дрезденской галереи, где и по сей день экспонируется эта картина, писал: "... на лице её ничего не выражено, но в нём находишь в каком-то таинственном соединении всё: спокойствие, чистоту, величие и даже чувство, но чувство уже перешедшее за границу земного. "
Слайд № 30.
И далее Жуковский произносит слово определение: "Гений чистой красоты был с неё".
Слайд № 31. Картина "Сикстинская мадонна".
( тихо звучит музыка Шарля Гуно «Ave Maria»)
Простая. Юная. Мадонна спустилась к людям. Тысячные толпы ждут ее появления. И это зрелище людей, страждущих, ищущих ее взгляда, протягивающих к ней руки, остановило на миг Марию. Она потрясена. Вот земля ... и эти люди, которые должны неминуемо убить ее дитя. Она знает об этом. Знает всё!
Меланхолично, иронически глядят на род человеческий два малыша с крыльями. Ангелы. Они на своем веку уже вдоволь насмотрелись на этих странных, таких нелепых, смешных, а порою страшных людей. Шумных и плаксивых. Вечно просящих чего-то у неба. Всегда недовольных. Потупила взор святая великомученица Варвара. Она тоже слишком хорошо узнала цену людям. Ее смущает шум толпы. Ей немного стыдно. Ведь она тоже была человеком. Папа Сикст, древний старик, поднял умиленный взор к Марии. Он забыл, забыл всю свою суетную жизнь, все бесчисленные грехи свои, и вот здесь, на пороге жизни и смерти, он в первый раз наконец поверил. Поверил в чудо.
Мария не слышит привычного хора ангелов. Ее слух смущен нестройными голосами жителей Земли. Она еще крепче обнимает сына. Мадонна чувствует его судьбу, и поэтому так широко открыты ее прекрасные, немного печальные глаза, чуть-чуть приподняты тонкие брови, потому такой скорбью осенена ее юная краса.
- Зачем я пришла сюда? - готовы прошептать уста.
- Но так надо.
И молодая женщина, гордая, благородная в своем порыве, невзирая на всю тоску, щемящую ее душу, все же спустилась на землю. Кто-то толкает ее навстречу людям. Хотя она знает: впереди неумолимо грядет Голгофа.
Она пришла, ведь так хотел сам могущественный Рафаэль.
Рафаэль остановил вечное движение матери, приносящей свою жертву, своего сына во имя будущего – символ высшей красоты и жертвенной материнской любви.
(Автор: Ирина Столярова)
Катилась у Мадонны по щеке слеза,
И поступь обмирала в стылом небе,
Пушистых облаков размытая стезя
Шептала ей, что неминуема беда,
И дрожь тревоги клокотала в теле…
В глазах печальных слышен стон души,
Смирение пред жертвенной судьбою,
Она уже тогда предчувствовала горе,
Младенца, прижимая к трепетной груди,
Но путь начертан свыше Мудрого рукою…
В лице Мадонны видится смятенье,
Волненье или радость…Что сильней?
Она не просто мать, ее удел – страдать,
И осознать, что чьи-то прегрешенья,
Заблудших душ паденье и растленье,
Искупит тот, кого Иисусом звать…
Прекрасные полотна Рафаэля вдохновили поэта А.С.Пушкина на создание целого ряда глубоко лирических стихотворений, воспевающих женскую красоту, среди них замечательное стихотворение «Мадонна».
Чтец: Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда хотел свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель -
Она с величием, он с разумом в очах -
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
Внимательно рассматривая картину, попробуем представить чувства, какие охватывали её автора во время создания образа Богоматери, а также представить музыку, которая могла бы точно так же отразить этот образ.
- Какая музыка предстаёт в вашем воображении?
- Может она быть яркой, энергичной, танцевальной или маршевой?
На протяжении нескольких веков духовную музыку писали лучшие представители музыкальной культуры – Й.С.Бах, В.А.Моцарт, Кирилл Стеценко, Николай Леонтович, Артемий Ведель и многие другие.
Слайд № 32.
-Что же такое «духовная музыка»?
-«Духовная музыка» - это вокальные, инструментальные или вокально – инструментальные произведения на религиозные тексты или сюжеты.
Прекрасным примером темы духовности в музыке является вокальное произведение австрийского композитора Франца Шуберта «Ave Maria», что в переводе с латинского означает «Радуйся, Мария!».
Этими словами приветствовал Деву Марию архангел Гавриил, который был послан Богом в город Назарет известить Марию о рождении Иисуса Христа.
Слайд № 33. Портрет Ф. Шуберта.
Франц Шуберт - известный австрийский композитор, современник Л.Бетховена. Основные черты композитора - жизнерадостность, доброта и скромность отразились в его музыке простыми, светлыми и искренними чувствами. Именно отображение разнообразных человеческих чувств является главным содержанием творчества Франца Шуберта.
Слайд № 34.
Среди его произведений в разных музыкальных жанрах более 600 песен.
Наполненная великой внутренней силой песня Франца Шуберта «Ave Maria», является величием материнской доброты и любви. Обратите внимание на нежное и одновременно торжественно – взволнованное звучание мелодии.
Слайд № 31.
Слушание музыки.
- Понравилось ли вам музыкальное произведение?
- Какими способами музыкальной выразительности изображён образ Марии?
Слайд № 35.
Ответить на этот вопрос нам поможет таблица «Характеристика музыки».
Характер - спокойный, нежный, лирический.
Мелодия - спокойная, нежная, душевная, приятная, светлая, духовная, таинственная, мелозвучная.
Ритм - равномерный, утончённый.
Темп - спокойный, умеренный.
Динамика – выразительная, уравновешенная.
Тембр - мягкий, приятный, чистый, светлый.
- Молодцы, ребята, вы хорошо охарактеризовали музыку.
V Теоретическое изучение музыки.
- А сейчас мы с вами совершим небольшое путешествие в Королевство Её Величества Мелодии, где в Бухте Музыкальной Грамоты нас ждут Выразительные Свойства звуков.
О чём спорят свойства звуков.
Автор. Свойства звуков вместе
Однажды собрались.
Спорили, решали, чуть не подрались.
Что же в музыке важнее?
Кто для музыки нужнее?
Длительности сразу встали
И решительно сказали:
Длительности. – Всем вам заявить должны,
Что мы больше всех нужны!..
Автор. Высота же им в ответ:
Высота. – Нет!
Уверяю вас, друзья,
В музыке важнее я!..
Автор. Сила звука тут же подскочила,
Тихо зашептала, громко завопила:
Сила звука. Что тут спорить, это я!..
Без меня никак нельзя!
Автор. Тембр тоже не смолчал
И уверенно сказал:
Тембр.– Бесконечный разговор,
Ни к чему весь этот спор!
Каждый это подтвердит:
Без меня - не зазвучит!
Автор. Тут такое началось!..
Кто короче, кто сильнее,
Кто быстрее, кто длиннее…
Что же делать?
Как тут быть?
Нужно нам их помирить!
Мы Мелодию позвали,
Попросили рассудить.
Свойства звуков:
- Ты ответь нам поскорее,
Кто для музыки важнее?
Автор. А Мелодия в ответ:
Мелодия.- Обойдите вы весь свет,
Вам отвечу прямо я:
Вы для музыки все важные, друзья!
Обращаюсь я сейчас к Вам, Сила Звучания:
О себе нам расскажите,
Себя в деле покажите…
Сила звука. Прошу внимания,
Уважаемое собрание!..
Для проверки знания
Выполни задание!
Я прочитаю стихотворение «Ленивый кот».
Нужно заменить выделенные слова обозначениями динамических оттенков и записать их на доске.
Слайд № 36.
Ленивый кот.
Жил кот Василий. Ленивый был кот!
Острые зубы и толстый живот.
Очень тихо всегда он ходил.
Громко, настойчиво кушать просил.
Да чуть потише на печке храпел…
Вот вам и всё, что он делать умел.
Мыши тихо вышли из норки,
Громко хрустя, съели хлебные корки.
Потом, чуть потише, смеясь над котом,
Они ему хвост завязали бантом.
(Е.Королёва)
PP F P F
Мелодия. Спасибо вам, друзья!
Вы все сегодня постарались.
На следущий урок приду к вам я,
(обращается к Выразительным Свойствам Звуков):
А вы чтоб больше не ругались.
Поймите, мы должны дружить,
чтоб людям радость приносить!
Мелодия. - А сейчас мы проведём с вами весёлую физминутку.
Задание: До-ре-ми-фа-сольки.
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Вместо шапки на ходу
Надевал сковороду
И отправлялся в кассу,
Чтобы выпить квасу…
Музыку стал сочинять –
Забыл ноты записать.
Ах, какой рассеянный
С улицы Бассейной.
Ребята, помогите этому человеку. Напишите ноты в скрипичном ключе.
Си фа соль ми до ля ре соль ми фа
- Музыка создаёт свои картины с помощью красивых мелодических звуков. Звуки становятся музыкой, когда рассказывают нам о природе, о жизни людей и о многом другом.
Всё понять легко и просто
Можно в песне со словами,
А как же музыка без текста?
Мы её домыслим сами…
Задание: Как музыка рассказывает без слов?
Выражает
Подражает
Изображает
Игра на развитие ассоциативного мышления, внимания и сообразительности.
Задание: Выписать в три колонки поющие, шумящие и играющие звуки.
Оркестр, гроза, поезд, город, хор, вокалист, скрипка, птица, крылья, гитара, опера, рояль, самовар, ветер, соловей, ансамбль, таз, лес.
Слайд № 37.
И закончим наш урок словами:
Слайд № 38
VII Оценивание и домашнее задание:
Повторить песню «Про картины».
.