СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока музыки "Симфонический оркестр и роль дирижера"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока музыки "Симфонический оркестр и роль дирижера"»

Методическая разработка урока музыки

«Симфонический оркестр и роль дирижёра»

Ружникова Ирина Александровна

Учитель музыки МОУ СОШ №7

Имени Героя РФ С.Н. Мельникова

г.о. Жуковский МО.

Цели и задачи разработки: углубить знание о симфоническом оркестре, о группах музыкальных инструментов, показать особую роль дирижёра симфонического оркестра, познакомить с историей дирижёрской палочки.

Воспитывать слушательскую культуру, эмоциональную отзывчивость, интерес к музыке.

Ход урока.

***Урок начинается с показа оркестра, Звучит музыкальный фрагмент.

Сегодня мы отправимся в Концертный зал, чтобы встретиться там с огромным коллективом музыкантов, играющих на музыкальных инструментах--симфоническим оркестром.


Это просто несколько десятков людей с различными музыкальными инструментами в руках? Нет, это содружество музыкантов.

Содружество, единство музыкантов оркестра- что здесь имеется в виду?

Когда музыканты собираются в оркестр, у них появляется единое дыхание, сердца их бьются вместе с музыкой, как одно большое сердце. Взаимопонимание, «чувство локтя» вырабатываются в оркестре не за один день, а годами.


Давайте вспомним, какие инструменты входят в оркестр? ( работа с учебным плакатом)

Где они находятся на сцене? Существуют ли правила посадки по группам?

( работа с учебным плакатом)


Как одеты музыканты? Музыканты -мужчины в чёрных фраках, а женщины в красивых строгих чёрных платьях. Если бы музыканты одевались пёстро, каждый по -своему, это отвлекало бы публику от музыки.


*** Показ фрагмента самого начала концерта, когда музыканты только выходят на сцену, виден концертмейстер оркестра и выход дирижёра.


Кто выходит первым на сцену? Первым выходит концертмейстер первых скрипок, самый главный музыкант оркестра. Он сидит в первом ряду, ближе всего к дирижёру, После концерта дирижёр обязательно пожмёт ему руку и в его лице поблагодарит всех музыкантов за труд.


И вот музыканты расселись, и все приветствуют выходящего на сцену дирижёра

Почему он всегда выходит из глубины сцены через весь оркестр?

Это значит, что дирижёр будет говорить с залом от имени всех этих музыкантов.


*** Смотрим фрагмент , когда дирижёр поворачивается лицом к оркестру и поднимает палочку. В зале воцаряется напряжённая тишина. Все музыканты перестают дышать. Ещё мгновение- и они «выдохнут» музыку. Но вдруг белой молнией сверкает дирижёрская палочка. Этим взмахом дирижёр посылает оркестру свою волю, своё настроение и «включает» музыку. Через секунду грянет гром оркестра.

***Смотрим фрагмент.

Понимает ли оркестр дирижёра, который приехал из другой страны? Может ли он разговаривать с оркестром без переводчика? Язык жестов, которым пользуются дирижёры, понятен всем музыкантам мира. Это международный язык.


Дирижёру нужно отыскивать взглядом, где сидят скрипачи или трубачи? Во всём мире музыканты рассаживаются в симфоническом оркестре одинаково.

Причём все музыканты в оркестре сидят так, чтобы видеть руки и глаза дирижёра.

Оказывается, дирижёр управляет оркестром не только с помощью жестов, но и взглядом.

В наше время дирижёр стоит перед оркестром. А 150 лет назад он стоял в середине оркестра лицом к публике. Но в том и другом случае музыканты удивительным образом чувствуют взгляд дирижёра, даже если смотрят в ноты.


***Слушаем фрагмент и наблюдаем за движениями дирижёра, за его глазами, как он подаёт команды музыкантам и как они его «видят», чувствуют.


Сможет оркестр играть без дирижёра?.

Да, ноты у музыкантов есть, «чувство локтя» тоже. Они, конечно же, сыграют и без дирижёра. Но тогда оркестр будет похож на самоиграющее пианино. Делали раньше такие механические аппараты, куда вставляли готовые валики, из которых торчали металлические палочки. Когда валик вращался, палочки задевали за рычаги клавиш и они звучали, пианино играло само. Эти палочки- штифты располагали на валике так, чтобы они включали клавиши в определённом порядке. Можно было поставить валик- польку, валик - мазурку, валик-марш и даже пьески Моцарта, Бетховена, Шопена.

Как вы думаете, в такой музыке могло быть какое-нибудь чувство, настроение? Нет, конечно. Одно дело, когда к фортепианным клавишам прикасаются человеческие руки, руки музыканта. Движения его пальцев подчиняются настроению музыканта, его чувствам. А механическое пианино бездушно.

А что же такое оркестр? Это как бы один большой многоголосный инструмент, а дирижёр -это музыкант - исполнитель, который на нём играет. Каждого музыканта можно сравнить с руками дирижёра, которые касаются струн, клавиш, рычагов . Они- дыхание дирижёра, от которого звучат флейты и трубы.


***звучит следующий фрагмент. (Задание--наблюдать за жестами дирижёра.)


Какие интересные жесты у дирижёра! Он словно рисует в воздухе картину! Один взмах - один мазок, а музыканты в оркестре делают эти мазки звучащими!


*** А теперь возьмём в руки дирижёрские палочки и попробуем поговорить с музыкантами на дирижёрском языке. Давайте испытаем это наслаждение. Вслушивайся в музыку и включайся в неё.


Немного истории:

В 18 в. дирижёра называли «дровосеком», потому что в его руках была деревянная палка длиной 1.8 м.и называли её «батута». Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называли «громким». И оно очень мешало слушать музыку. В 19в. первый скрипач отложил скрипку и стал дирижёром. Возникло «тихое» дирижирование.

Чтобы сделать руки дирижёра более заметными, использовали разные предметы: смычок, рулон нотной бумаги, дирижёр ещё стоял лицом к публике. Небольшую деревянную палочку для дирижёра впервые применил композитор и дирижёр Людвиг Шпор. Первым, кто повернул дирижёра к оркестру, стал композитор и дирижёр Рихард Вагнер. Чтобы дирижёрская палочка была заметней, её делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижёра.


Выводы: Мы убедились, что роль дирижёра в оркестре огромна. В переводе с

французского слово «дирижёр» означает «направлять, управлять, руководить» и помогает ему в этом волшебная палочка!


Литература:

  1. Клёнов А. Там, где музыка живёт. М., 1986.

  2. Финкельштейн Э. Занимательное чтение с картинками и фантазиями. Л.,1991

  3. Хитц К.Р. Петер в стране музыкальных инструментов. М., 1965

  4. Левашева Г. Музыка и музыканты. М., 1969

  5. Кабалевский Д. Про трёх китов и многое другое. М., 1972