СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мероприятие для начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на основе системно-деятельностного подхода»

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Тема: Экологическая игра «Живая планета»

Форма проведения: игра с элементами просмотрово-поискового чтения

Для кого проводится: учащиеся 3 класса (9-10 лет)

Место проведения: классная комната

Автор-составитель: А.О. Голенко

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Этап диагностики включает психолого-педагогическую обусловленность данного воспитательного дела. Для её обоснования проводилась специальная диагностическая работа с целью выявления уровня любознательности о живой и неживой природе учащимися третьего класса, о экологической культуре, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней. На данном занятии использовались следующие методы и методики психолого-педагогического исследования:

1. Наблюдения за учащимися в процессе учебной и внеучебной деятельности (уроки, перемены, прогулки, экскурсии и др.).

2. Включение детей в специально создаваемые учителем ситуации, в которых проявляются качества культурного и воспитанного человека.

3. Анкетирование третьеклассников по вопросам:

- Хотите ли вы принять участие в экологической игре - путешествии о живой и неживой природе?

- Вы знаете, почему нашу планету называют Зелёной Планетой?

– Кто подарил ей зелёный наряд?

- Как вы думаете, зачем мы сегодня завели разговор о растениях?

- Что такое «экология»?

4. Диагностическая беседа. Детям объясняется, что мероприятие пройдет в виде игры - путешествия. Для этого они должны вспомнить все правила друзей природы. Игра - путешествия покажет, в первую очередь, насколько они знают, как нужно вести себя в природе. Какие правила нужно соблюдать и выполнять.

5. Обобщение независимых характеристик школьников (педагоги, родители, другие взрослые, дети). Выводы по результатам диагностики.

Исходя из полученных данных, можно сделать следующие выводы: дети должны знать правила друзей природы, бережно относиться к окружающей природе, желание заботиться о ней. Но всем удается применить эти правила природы. Данные выводы обусловили необходимость проведения специальной воспитательной работы в данном направлении, одной из форм которой является «Игра с элементами просмотрово-поискового чтения».


ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ЦЕЛЕОБРАЗОВАНИЕ

На основании данной диагностики и учитывая специфику выбранного воспитательного дела, были поставлены следующие задачи. Образовательные задачи: выявить знания детей о природе, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

Развивающие задачи: развивать у детей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней;

Воспитательные задачи: воспитывать чувство ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.


ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Деятельность педагога:

- подборка методических материалов для определения содержания воспитательного занятия;

- составление сценария;

- подготовка оборудования и технологических средств для проведения занятия;

- подбор необходимой литературы по экологической культуре поведения для младших школьников и оформление выставки;

- работа с родителями.

Деятельность детей:

- рисуют рисунки на тему «Дети о лесе»

- изготавливают коллаж из рисунков на тему «Дети о лесе»

Деятельность родителей:

- помогают детям в изготовлении коллажа;

- помогают в оформлении класса, подготовке необходимых реквизитов;

- готовят награды и подарки для детей.


ТЕХНИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА


1. Подбирается аудиозапись песни «Дорога добра» (Слова: Ю. Энтин, музыка: М. Минков.)

2. Выставка детских книг о природе

3. Готовятся плакаты с названиями станций.

4. Подготавливается плакат с изображением старинных весов с прорезями, корзиночка с капельками синего и красного цвета, плакат с изображением планеты Добра, ракеты, вырезки из старых журналов. Для детей - цветные карандаши.

5. Для учителя: мультимедийная презентация, плакат с изображением ствола дерева, для детей- зеленые листочки, скотч.

5. Призы и подарки детям.















СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ДЕЛА


Внеклассное мероприятие по окружающему миру 3 класс

Экологическая игра «Живая планета»


Цели:

Образовательные задачи: выявить знания детей о природе, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;

Развивающие задачи: развивать у детей экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней;

Воспитательные задачи: воспитывать чувство ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.

Формирование УУД

  • Познавательные: формируют умение развивать наблюдательность, умение рассуждать, обсуждать, анализировать, искать и выделять необходимую информацию

  • Регулятивные: направлены на умение планировать свою деятельность, умения использовать свои знания и умения в новых ситуациях, проводить аналогии

  • Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участие в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на них, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.

  • Личностные: стремление к получению новых знаний, стремиться к их преодолению, способствовать к самооценке своих действий, поступков.

Оборудование: Для учителя: мультимедийная презентация, плакат с изображением ствола дерева, для детей- зеленые листочки, скотч,

клей, фломастеры.



Ход занятия


      1. Мотивационный этап (организационный)

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нём солнце,

дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весенний звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ТЫ

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нём.

ПРИРОДОЮ родной земли

Зовётся этот дом.

      1. Самоопределение к деятельности

Дорогие ребята, сегодня мы с вами отправимся в удивительный мир природы, побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы нашей экологической игры. В этой игре сможет поучаствовать каждый. За участие и правильные ответы вы будете получать зелёные листочки, которые в финале занятия украсят наше дерево знаний.

Итак, наша игра начинается!

В добрый час!

Пусть удача встретит вас!

У: Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?

Д: Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.

У: Как вы думаете, о чём мы сегодня поговорим?

Д: О природе

У: Как вы считаете, что каждый из вас должен понять к концу занятия?

Д: Что нужно любить и охранять нашу природу, заботиться о ней, бережно относиться к окружающей природе.

Итак, в путь.

      1. Работа по теме занятия

Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».

1. Первая станция. «Царство растений».

Когда ты идешь по тропинке лесной,

Вопросы тебя обгоняют гурьбой.

Одно «почему?» меж деревьями мчится,

Летит по пятам за неведомой птицей.

Другое – пчелою забралось в цветок,

А третье – лягушкою скок в ручеек.

«Что?» мышкой шныряет под листьями в норах,

«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох

Сидит «отчего?» на зеленом листке.

«Куда?» полетело верхом на жуке.

«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень.

Вопрос за вопросом, и так –целый день!

Мы с вами, друзья, по тропинке идем

Ответы искать под зеленым шатром.

1-й конкурс.

Викторина «Узнай растение».

-Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик).

-Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?

-Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).

-На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).

-Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).

-У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).

-Он у дороги к дому весь в пыли торчит,

И путнику больному ранки заживит. Что это за трава? (подорожник)

Ученик: Подорожник широко используется в медицине. Его прикладывают к ранке, пьют отвар из листьев при кашле, желудочных заболеваниях. Если вы заболели, доверяйте лекарственным растениям

О-Р: Молодцы, ребята!

2-й конкурс.

Какие листья и плоды на дереве растут?

Лист берёзы – берёзовый.

Лист липы – …

Лист клёна – …

Шишка ели – …

Плод дуба – …

Лист дуба – ….

Лист осины – …

Лист ивы – …

Шишка сосны – …

Плод яблони – …

О-Р: Молодцы, ребята!

3-й конкурс.

Игра «Четвёртый лишний».

Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?

Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …

Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …

Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …

Осина, липа, дуб, ель. Так как …

О-Р: Молодцы, ребята!

4-й конкурс.

«Загадки»

Русская красавица,

Всем нам очень нравится.

Бела она, стройна,

Одежда зелена. (Береза).

Прямо в небо рвутся, ввысь;

Ты внимательно всмотрись:

Не березы, не осинки,

Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).

Вот бочонок с шапочкой,

С дерева упал.

Год прошел – и деревцем

Маленьким он стал. (Желудь).

Что за дерево такое

Угощает снегирей?

Снег стоит, трещат морозы,

Ну а ягоды вкусней. (Рябина).

О-Р: Молодцы, ребята!

В дополнение к тому, что вы знаете о растениях, мой помощник познакомит вас с интересными фактами из их жизни.

Ученик:

Небольшой хвойный лес за год очищает воздух от 35 тонн пыли, а такой же лиственный лес от 70 тонн. Хвоинка ели живет на дереве 7-9 лет. После чего падает, и на ее месте вырастает новая иголочка. Хвойные деревья выделяют вещества – фитонциды круглый год. Фитонциды убивают разные микробы. Поэтому воздух в хвойном лесу самый чистый и здоровый.

    1. Вторая станция. «Царство Животных».

Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу.

- На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы

1-й конкурс.

Викторина «Живые загадки».

Что человек делает для сохранения животного мира?

Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).

Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).

Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).

Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).

Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).

У кого на сучке кладовая? (У белки).

Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).

Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).

2-й конкурс.

«Жалоба»

Работа в группах

-Поступили жалобы от разных животных на людей. Вам предстоит узнать. Кто жалуется, сказать, обоснованы ли жалобы.

№1. “Ох, и не любят меня люди! Голос им мой не нравится. Говорят глаза некрасивые. Считают, что я приношу им беду. А ведь, если бы не я, пришлось бы им сидеть без хлеба. (сова)

№2. Сама знаю, что я не красавица болотная. Люди от меня шарахаются, не любят мой голос. Мальчишки меня пинают. Не всем же быть красавицами. Зато польза от меня огромная. (лягушка)

№3. Очень часто люди охотятся на меня, расставляют капканы. Правда, бываю я, иногда виноват. Могу овец задрать. Но ведь в лесу я немалую пользу приношу. (волк)

Взаимопроверка. Обоснуйте свои ответы.

О-Р: Молодцы, ребята!

Учитель: Мой помощник приготовил несколько интересных фактов из жизни животных.

Ученик: Журавлиха откладывает два яйца. Птенцы высиживаются отдельно. Один отцом, другой – матерью в двух гнездах. Позже семья собирается вместе. Гнездо белки – надежное убежище от холода. На улице температура -10, -15, в гнезде – +10, +15. Разные животные спят по-разному: мышь – 13 часов, белка, хомяк – 14 часов, крот, еж – 8-19 часов, лось – 6 часов.

    1. Третья станция. «Царство Грибов».


Учитель: Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.

По дорожке, по тропинке

В лес за ними мы идём.

Если место попадётся,

То лукошко наберём. (Грибы).

Ученик: Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.

А сейчас мы отправляемся за грибами.

1-й конкурс.

«Грибники».

У: Назвать правила сбора грибов.

Д: ответы детей

2-й конкурс.

«Собери грибочки».

Работа в группах. Кто больше соберёт грибов.

3-й конкурс.

«Собери пословицу».

В конверте лежат пословицы, детям нужно их собрать.

«Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»

Учитель: Мой помощник приготовил несколько интересных фактов из жизни животных.

Ученик: Белка заготавливает до 600 г. сухих грибов. Шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней. Быстрее всех вырастает подберезовик. Во время Великой отечественной войны в полевых госпиталях использовали гриб-трутовик вместо ваты.

    1. Четвёртая станция. «Экологическая».

У: Ребята, что такое «экология»?

Д: Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом.

Стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть на природе.

Читает подготовленный ученик.

Мы приехали на речку

Воскресенье провести,

А свободного местечка

Возле речки не найти!

Тут сидят, и там сидят:

Загорают и едят,

Отдыхают, как хотят,

Сотни взрослых и ребят.

Мы по бережку прошли,

Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели;

Тоже пили, тоже ели,

Жгли костёр, бумагу жгли –

Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо

– Эй, ребята! – крикнул Дима, –

Вот местечко хоть куда!

Родниковая вода,

Чудный вид!

Прекрасный пляж!

Распаковывай багаж!

Мы купались, загорали,

Жгли костёр.

В футбол играли –

Веселились, как могли:

Пили квас, конфеты ели,

Хороводом песни пели…

Отдохнули – и ушли!

И остались на поляне

У потухшего костра:

Две разбитых нами склянки –

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора.

Мы приехали на речку

Понедельник провести,

Только чистого местечка

Возле речки не нашли!


У: Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?

Д: ответы детей

У: А как бы вы поступили на месте этих туристов?

У:Какой вред наносят люди таким поведением?

У:Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете?

Д: дети перечисляют

У: Подумайте и закончите фразу:

- если ты встретил на тропинке птенца…

- если набрёл на земляничную поляну…

- если на твоём пути встретился большой муравейник…

- если ты взял с собой походный приёмник…

- если ты увидел на поляне красивые цветы…

У: Вспомните правила друзей природы.

Д: называют правила по очереди

1. Нельзя сорить и бросать мусор.

2. Нельзя рвать цветы и травы охапками. Среди них могут оказаться очень редкие или лекарственные, которые могут пригодиться людям или животным, Цветами лучше любоваться в лесу, ведь дома в вазе они не будут радовать нас долго.

З. Деревья и ветки ломать ни в коем случае нельзя.

4. Нельзя сбивать мухоморы, т.к. ими питаются животные и птицы.

5. Да и громко петь и кричать тоже нельзя, потому что можно напугать лесных жителей.

6. Нельзя брать домой маленьких животных и птенчиков.

7. Нельзя разорять муравейники, так как муравьи - санитары леса.

8. Запрещается разорять гнёзда птиц, бросать в них камни.

9. Нельзя разводить костер без надобности! Костер нужен для того, чтобы приготовить еду или обогреться. Дети не должны разводить костёр без старших.

О-Р: Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.

Как яблоко на блюдце,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Все исчерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.


Мы общей жизни зерна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счет будущего дня.


Поймите это, люди,

Как собственный приказ.

Не то Земли не будет

И каждого из нас.


IV. Рефлексия. Подведение итогов.

Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ. Вы старались, многие получили листочки, пусть зазеленеет наше дерево.

(Дети выходят и наклеивают листочки на дерево)


КОЛЛЕКТИВНАЯ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Формы рефлексивного анализа воспитательного дела с учащимися.

1. Коллективное обсуждение прошедшего дела по вопросам:

- Ребята, чем мы занимались сегодня?

- Что узнали нового?

- Чему научились?

- В чем мы одержали успех?

- Кого и за что необходимо поблагодарить, отметить?

- Были ли у нас неудачи, недочеты в работе?

- Что необходимо учесть на будущее?

- На что обратить внимание?

Дети высказывают свои мнения, которые учитель впоследствии фиксирует. Полученные сведения учитель анализирует и делает выводы для организации дальнейшей воспитательной работы в классе и проведения других воспитательных дел и занятий.










Самоанализ воспитательного мероприятия по окружающему миру 3 класс


  1. Школа: МКОУ «Атагайская СОШ»

Класс: 3

Тема: Экологическая игра «Живая планета»

Форма проведения: игра с элементами просмотрово-поискового чтения

Я провела внеклассное мероприятие для обучающихся 3 класса Экологическая игра «Живая планета». В проведении мне помогали ученики 3 класса. На мероприятии ребята, разделились на две команды, участвовали в различных конкурсах- станциях, на общую тему о природе. Я провела это занятие, для того, чтобы воспитать у учащихся стремление совершать добрые дела, уважение к живому, стремление к вечному, доброму и прекрасному.

  1. Подготовительная работа (деятельность детей, деятельность педагога, степень их участия, инициатива, самостоятельность, характер взаимоотношений между детьми, участие родителей в подготовке дела). Любой современный ребёнок должен понять и усвоить ценность всего окружающего мира. Игра -путешествие, направленно на стремление быть воспитанным, добрым, уважительным человеком. Я старалась подбирать задания, такие, чтобы они были интересными, творческими для ребенка и проходили в непринужденной и доброжелательной атмосфере. Само мероприятие было подготовлено при активном участии всех детей, с учётом их пожеланий. Активность, самостоятельность и инициатива учащихся проявилась в разработке сценария мероприятия и поиске дополнительной информации к заявленной теме. Девочки помогали мне подобрать стихотворения и пословицы, учили стихотворения на мероприятие и помогали украшать класс.

Для формирования целостных представлений были подготовлены наглядные средства (презентация).

В целом подготовка мероприятия оказала стимулирующее воздействие на сплочение коллектива учащихся третьего класса. Учащиеся 3 класса и их родители изготовляли коллаж из рисунков на тему «Дети о лесе». Родители в конце мероприятия подарили детям подарки – сладкие призы.

Ребята с большим удовольствием участвовали в конкурсах, они активно принимали участие. Были конкурсы, где участие принимали по одному человеку от команды и работали в группах. Ребята хорошо справлялись с заданием. Взаимоотношение между детьми было хорошее. В подготовительный период удалось заинтересовать учащихся, вызвать у них понимание необходимости и значимости предстоящего мероприятия.

  1. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам; наблюдалось сочетание индивидуальной работы и работы в группе; учащиеся проявляли познавательный интерес, так они принимали активное участие в обсуждении вопросов и внимательно слушали учителя. На первом этапе был настрой детей на игру-путешествие. Учитель прочитал стихотворения. На втором этапе шли конкурсы и стихотворения для настроя на следующий конкурс. На третьем этапе было подведение итогов конкурса.

Познавательная ценность: обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

Развивающая ценность: развивали творческое отношение, память, мышление, целеустремленность;

Воспитывающая ценность: направленна на стремление быть воспитанным, добрым, уважительным человеком, помогать одноклассникам в трудную минуту.

Педагог использовал словесные (рассказ стихотворений, задания), наглядные (демонстрация, иллюстрации), практические методы, соответствующие возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального и личностного развития. Мероприятие проходило в непринужденной обстановке. Ребята с удовольствием участвовали в конкурсах и отвечали на заданные вопросы в конце мероприятия. Мероприятие «Экологическая игра «Живая планета»» имело обучающий, развивающий и воспитательный характер.

  1. Психологическое состояние детей в процессе воспитательного дела: учащиеся с желанием и улыбками на лицах слушали учителя, с интересом участвовали в конкурсах, в беседе с учителем. Работали в парах, группах, защищали свои работы, ребятам помогали родители.

  2. Учащиеся дружелюбно и с пониманием относились друг к другу. У них очень хорошо получалось работать в группе, когда они работали с пословицами. Принимали участие в творческих заданиях в группах. Относились друг к другу уважительно. При подготовке мероприятия были учтены возрастные особенности учащихся. Информация была представлена так, чтобы ребятам было весело и занимательно.

  3. Особенности личности педагога, проводящего воспитательное дело: убежденность, эмоциональность, выдержка, контакт с детьми, знание детей, умение расположить к себе, включить в деятельность, предвидеть ее результат, культура речи (последовательность, выразительность, образность, аргументированность, эмоциональность). Учитель был активным, эмоциональным, хорошо ладил с детьми. Учитель культурно разговаривал с детьми, речь была выразительной. Учитель проявлял: отзывчивость, доброту, педагогический такт. Заинтересовал детей данной темой, показал любовь к детям. Психическое состояние педагога способствовало проведению воспитательного мероприятия.

  4. В конце мероприятия были подведены итоги. Дети наклеивали зеленые листочки на дерево, помещенное на доску. Были заданы несколько вопросов учащимся по мероприятию, они быстро и легко на них отвечали. В конце занятия подарили подарки. После проведения мероприятия осталась масса положительных эмоций. Мероприятие прошло на отлично. Общение было свободным и непринужденным.

Я думаю, что в целом внеклассное мероприятие прошло достаточно эффективно. Цели занятие достигло.


Дата

Тема занятия

Оценка

Подпись

21.02.19г.

Экологическая игра «Живая планета»