СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания в 6 классе "Потребности человека".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка рассчитана на два урока,составлена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«информационная карта»

Информационная карта автора методической разработки


Краснова Татьяна Викторовна


Населённый пункт


С. Дубровка



С. Дубровка


Место работы (полное наименование образовательной организации в соответствии с её уставом)


МБОУ «Дубровская средняя общеобразовательная школа»


Адрес школьного сайта в Интернете

dubrovka.sharlikroo.ru


dubrovka.sharlikroo.ru


Занимаемая должность (наименование в соответствии с записью в трудовой книжке)

Учитель истории

Адрес личного Интернет-ресурса

 https://multiurok.ru/gramotey-2

Рабочий адрес с индексом

461485 Шарлыкский район, с. Дубровка, ул. Школьная, 8


Домашний адрес с индексом

461485 Шарлыкский район, с. Дубровка, ул. Школьная, 14


Рабочий телефон с междугородним кодом

83535 824509


Домашний телефон с междугородним кодом

-

Мобильный телефон с междугородним кодом

+79878437055

Факс с междугородним кодом

-

Рабочая электронная почта

dubrovka.sharlikroo.ru


Личная электронная почта

[email protected]

Педагогическое кредо

Важно не количество знаний, а их качество. Можно знать очень многое, не зная самого нужного. (Л.Толстой)

Даю согласие на обработку персональных данных и использование представленных материалов в целях развития образования с возможностью редакторской обработки, в том числе в сети Интернет.

Правильность сведений, представленных в информационной карте, подтверждаю:

_____________________ (_____________________________________)

подпись Ф.И.О. участника

«_____» ___________ 20___г.

Просмотр содержимого документа
«конспект к уроку 1»

Краснова Татьяна Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Дубровская СОШ»

Название предмета: Обществознание.

Класс: 6.

УМК: Обществознание. Авторы: Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, 2015. Авторы: Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова. изд. «Просвещение». – М, 2017.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: Потребности человека.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: два часа.

Место урока в системе уроков по теме: первый урок.

Цель урока: познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: получить представление о том, как потребности влияют на жизнь человека.

Развивающие: продолжить развитие умений работать в группе, с материалом учебника, с документами; правильно организовывать свою учебную деятельность.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к обогащению духовного мира.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Предметные: различать виды потребностей; классифицировать в соответствии с собственными оценками; применять полученные знания, умения.

Метапредметные: коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение, участвовать в обсуждении проблем;

регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определение понятиям.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Приложение 1. («Пирамида человеческих потребностей».), Приложение 2. («Светофор»), Приложение 3, видео «Супер физкультминутка».

Содержание урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос.

  1. Какие виды деятельности называются основными? Почему?

  2. Какова связь между деятельностью и качествами человека?

  3. Что является условием успешной деятельности?

Проверка письменного задания «Советы самому себе: как усовершенствовать свою учебную деятельность».

  1. Постановка темы и цели урока.

Ребята, проснувшись сегодня утром, чего вам хотелось больше всего? (Ответы учеников).

У вас есть самое заветное желание или мечта? (Ответы учеников)

Как видите, у каждого человека есть свои мечты, желания и потребности. Итак, тема нашего урока «Потребности человека».

Предположите, на какие вопросы нам предстоит ответить? (Ответы учеников)

План урока:

  1. Какие бывают потребности.

  1. Получение новых знаний.

Работа с рубрикой «Обсудим вместе» (§4, с 33).

Эвристическая беседа.

Как вы думаете, отчего у человека появляются потребности?

Назовите потребности современного человека в чем-либо о которых в прежние времена никто и мечтать не мог (например: телефон, самолёт и др.)

Как выдумаете, будет ли человек удовлетворен теми достижениями, которые у него имеются?

(Ответы учеников.)

Вывод: С течением времени потребности человека меняются и заставляют его действовать.

Задание: (Работа в парах.) Попробуйте сформулировать определение «Потребность – это….». (Обсуждение вариантов.)

Сравните ваше определение с определением, данным в словаре на с 109 учебника.) (Обсуждение и запись определения.)

Потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма и развития личности.

Представьте, что вы нашли лампу Алладина, и он готов исполнить целых 10 ваших желаний! Составьте список таким образом, чтобы под цифрой 1 было записано самое сокровенное желание, а под цифрой 10 – наименее значимое.

(Ученики составляют список; называют свои варианты.)

Как мы с вами убедились, потребностей у человека очень много. Обществоведы пришли к выводу, что их необходимо распределить по группам.

Задание: работая с текстом п.1 §4 с 34 учебника, выделите эти группы, назовите и дайте характеристику, заполнив следующую таблицу.

Виды потребностей

Потребности

Характеристика

Биологические (материальные)

Воздух, вода, тепло, сон, отдых.

Социальные

Общение, труд.

Духовные

Познание окружающего мира, получение знаний и умений, достижение гармонии и красоты.

(Проверка выполнения задания.)

Физкультминутка. (Видео Супер физкультминутка.)

Творческое задание. (Работа в группах.) Представьте себе, что вы жители Древнего Египта и вам поручено построить «Пирамиду человеческих потребностей». Расположите на 1,2,3 «каменной плите» изученные вами потребности в порядке, который вы считаете самым правильным. Свой выбор объясните. (Каждая группа получает «строительный материал» в конверте (Приложение 1.)

(Проверка выполнения задания.)

Одни из вас расположил духовные потребности на верхнем этаже, объясняя это тем, что путь к ним долгий и трудный. Другие считают, что материальные потребности выше духовных. Правильно ли это?

Прослушайте притчу и ответьте на вопросы.

Самое главное.

Жил-был человек, и мучили его всю жизнь три вопроса: какая самая главная пора, кто самый главный человек, какое самое главное дело?

Думал человек: знай я ответ на три эти вопроса – весь мир покорю, самым богатым стану, все, что ни пожелаю, свершу, и станет народ за великого меня почитать.

Многих людей опросил этот человек, беседовал с целым сонмом ученых мужей, но никто на вопросы эти так и не ответил. Дошли раз до человека слухи, что живет в отдалении некий отшельник и славен он мудростью во многих землях. Пошел человек отшельника разыскивать. Идет он чащобою лесною и видит: стоит ветхая лачужка, а поле нее старичок землю мотыжит. Едва с ног от усталости не валится, но мотыги не выпускает. Подошел человек и поклонился старцу.

- Приехал я к тебе. Чтобы ответ на три своих вопроса получить. Какая самая главная пора? Кто самый главный человек? Какое самое главное дело?

Выслушал его старый отшельник и, ничего не сказав в ответ, вернулся к своему занятию.

-Ты, должно быть, устал, дай помогу тебе, - предложил человек. Взял у отшельника мотыгу и принялся работать.

Потом опять свои три вопроса повторил. И на этот раз не ответил отшельник, лишь сказал, чтобы мотыгу вернул. Обиделся человек, но виду не подал. Пришел к мудрому старику на следующий день. Смотрит – тот семена сажает в почву, что вчера взрыхлил.

- Мудрый отшельник, - взмолился человек, - неужели так и не ответишь на мои вопросы?

- Полно тебе, - молвил тот, - ты на них уже сам ответил.

- И слыхом никаких ответов не слыхивал, - изумился человек.

- Ты, видя мою старость и немощь, сжалился надо мной и вызвался помочь, поэтому самая главная пора та, кода ты копал землю, помогал мне. Самый главный в ту пору человек – я, а твоя помощь – самое главное дело.

Мало-помалу человек уразумел смысл слов отшельника.

- Помни же, - сказал старец ему на прощание, - самая главная пора – сегодня, самый главный человек – тот. Кто рядом в эту пору. А самое главное дело – вершить добро для того, кто рядом, потому что именно для этого мы и рождены. Только духовное богатство делает человека поистине великим.

Вопрос классу: О чем притча? Почему она так называется?

(Ответы учеников.)

Работа с определением понятия «Духовный мир».

Духовный мир – это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств, который формируется в процессе удовлетворения духовных потребностей, т.е. в процессе познания.

  1. Закрепление полученных знаний.

Стр. 20 раб. тетр. №5 или Приложение 3.

  1. Рефлексия.

О чем вы сегодня узнали?

Что для вас было самым интересным?

С какими проблемами столкнулись?

Игра «Светофор». Учащиеся «сигналят» карточками трех цветов: зеленой – побольше таких уроков, поучительно; желтой – понравилось, но не все, интересно; красной – не понравилось – скучно. (Приложение 2.)

  1. Информация о домашнем задании.

Стр. 33-36 читать, стр.39 вопрос 1-4 из рубрики «Проверим себя»;

На выбор: стр. 40 вопрос 4 письменно из рубрики «В классе и дома»;

Стр. 18 раб. тетр. № 1,2,4


Просмотр содержимого документа
«конспект к уроку 2»

Краснова Татьяна Викторовна

учитель истории и обществознания

МБОУ «Дубровская СОШ»

Название предмета: Обществознание.

Класс: 6.

УМК: Обществознание. Авторы: Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, 2015.

CD - приложение к учебнику «Обществознание 6».

Рабочая тетрадь. Авторы: Л.Ф.Иванова, Я.В.Хотеенкова. изд. «Просвещение». – М, 2017.

Уровень обучения: базовый.

Тема урока: Потребности человека.

Общее количество часов, отведенное на изучение темы: два часа.

Место урока в системе уроков по теме: первый урок.

Цель урока: обсудить проблему духовного мира человека.

Задачи урока:

Образовательные: выделить характерные черты мыслительного и чувствительного процессов.

Развивающие: продолжить развитие умений работать в группе, с материалом учебника, с документами; правильно организовывать свою учебную деятельность.

Воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к обогащению духовного мира.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование заинтересованности не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны.

Предметные: различать виды потребностей; классифицировать в соответствии с собственными оценками; применять полученные знания, умения.

Метапредметные: коммуникативные: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулировать и аргументировать свое мнение, участвовать в обсуждении проблем;

регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определение понятиям.

Техническое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор.

Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: Приложение 1. (Афоризмы о мысли.), Приложение 2 (Схема.), Приложение 3 (Определение эмоций и чувств.), Приложение 4 («Светофор»), видео «Супер физкультминутка».

Содержание урока

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

Фронтальный опрос.

  1. Что такое потребности?

  2. Какие потребности есть у человека?

  3. Как проявляется индивидуальный характер потребностей?

  4. Что составляет духовный мир человека?

Проверка письменного задания, которое ученики выполняли по выбору.

Постановка темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим наш разговор о потребностях человека. Точнее о причинах их возникновения. Предположите, о чем именно мы сегодня поговорим.

(Ответы учеников.)

План урока:

  1. Мир мыслей.

  2. Мир чувств.

  1. Получение новых знаний.

  1. Мир мыслей.

Предлагаю вам провести небольшой эксперимент: посидите спокойно и прислушайтесь к себе. Какие мысли у вас появились в это время? Озвучьте их.

(Ответы учеников.)

Мысли рождаются в голове человека постоянно. Но как они появляются на свет? Попробуем раскрыть этот секрет.

Задание: работая с текстом п.2 § 4 на с. 36-37 учебника, составьте таблицу «Содержание человеческого мышления»

Элемент мышления

Характеристика

Понятие

Мысль, выделяющая совокупность предметов по их общим признакам.

Суждение

Высказывание, содержащее определенную мысль.

Умозаключение

Несколько логически связанных суждений, из которых можно вывести новое суждение.


Для каждого элемента мышления приведите свои примеры.

(Проверка выполнения задания.)

Задание: (CD-приложение к учебнику: Глава 1, §4, Хрестоматия. Или Приложение 1.)

Внимательно прочтите «Афоризмы о мысли», прокомментируйте их.

Эвристическая беседа.

Для принятия решения нужна всего одна мысль или нужно собрать много мыслей и по очереди их продумать?

Кто правильно решит задачу: тот кто побыстрее захочет ответить или тот, кто сначала как следует подумает?

Как мысль может представлять величие человека?

Какую роль в жизни человека играет «Мысль»?

(Ответы учеников.)


Физкультминутка. (Видео Супер физкультминутка.)


  1. Мир чувств.

Человеку свойственно не только мыслить. Он может выражать свои чувства, свое отношение к окружающему миру и людям.

Творческое задание. (Работа в группах.)

  1. Придумайте сценку, иллюстрирующую чувства, которые может испытывать человек.

  2. Придумайте ситуацию, при которой одно и тоже событие может восприниматься по-разному в зависимости от настроения человека.

(Проверка выполнения задания.)

Можно ли как-то классифицировать мир чувств? (Ответы учеников.)


Задание: прочитайте п.3 §4 на с.37 учебника. Объясните значение слова «Эмоции», составьте схему «Высшие чувства человека».


Эмоции определяют настроение человека в тот или иной момент.




Высшие чувства человека


Интеллектуальные – переживания, связанные с познанием окружающего мира.


Эстетические:

  • Чувство наслаждения;

  • Радость от общения с прекрасным (природа, произведения искусства)

Нравственные:

  • Чувство долга;

  • Чувство справедливости;

  • Возмущение бесчестным поступком

  • Любовь к труду.








(Проверка выполнения заданий.)

Какую роль играют чувства и эмоции в жизни людей? (Ответы учеников.)

Работа с рубрикой «Картинная галерея». Внимательно рассмотрите репродукцию картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» на с. 38 учебника и ответьте на вопросы, представленные в рубрике.

(Ответы учеников.)

У духовно богатого человека развиты чувства долга и справедливости. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

Мысль будит чувство

Чувства оказывают влияние на поступки человека

Чувства порождают мысль

Задание: Ученые, анализируя мыслительную деятельность человека, пришли к выводам, которые отражены в следующей схеме. Внимательно изучите ее и прокомментируйте. (Приложение 2.)








  1. Закрепление изученного материала.

Каково содержание человеческого мышления? (понятие, суждение, умозаключение)

Стр. 21 Рабочей тетради №6 или Приложение 3. (Определение эмоций и чувств.)

  1. Рефлексия.

Игра «Светофор». Учащиеся «сигналят» карточками трех цветов: зеленой – побольше таких уроков, поучительно; желтой – понравилось, но не все, интересно; красной – не понравилось – скучно. (Приложение 4.)

  1. Информация о домашнем задании.

Стр. 36-39 читать, стр.39 вопрос 5-6 из рубрики «Проверим себя»; Стр. 21 раб. тетр. № 7.

По желанию: стр. 40 вопрос 6 из рубрики «В классе и дома»;


Просмотр содержимого документа
«приложение 1 к уроку 1»



Приложение 1



















Разрезать













Разрезать





















Духовные потребности











Социальные потребности

Материальные потребности



















Учитель заранее готовит материал (вырезать пирамиду, поделить на три части; вырезать «Виды потребностей». Сформировать в одну группу), в зависимости от того сколько будет групп в классе, сформировать необходимое количество конвертов.



Просмотр содержимого документа
«приложение 1 к уроку 2»

Приложение 1.

Афоризмы о мысли.

Более поздние мысли обычно бывают и более разумными.

(М.Т. Цицерон, римский мыслитель и политик.)

Знаете, мысли каждого человека… разбросаны в беспорядке, тянутся куда-то к цели по одной линии, среди потёмок, и, ничего не осветив, не прояснив ночи, исчезают где-то — далеко за старостью.

(А.П. Чехов, русский писатель и драматург.)

Красивые мысли нередко служат костылями хромым мыслям.

(Г. Гейне, немецкий поэт и прозаик.)

Мысль! Великое слово! Что же и составляет величие человека, как не мысль?

(А.С. Пушкин, русский поэт.)

Наша жизнь — это то, во что её превращают наши мысли.

(М.А. Аврелий, римский император.)



Просмотр содержимого документа
«приложение 2 к уроку 2»

Приложение 2.

У духовно богатого человека развиты чувства долга и справедливости. Любовь к истине, стремление узнать новое заставляют человека упорно трудиться, преодолевать трудности.

Мысль будит чувство

Чувства оказывают влияние на поступки человека

Чувства порождают мысль

Ученые, анализируя мыслительную деятельность человека, пришли к выводам, которые отражены в следующей схеме. Внимательно изучите ее и прокомментируйте.

Просмотр содержимого документа
«приложение 3 к уроку 1»

Приложение3

Рассмотри рисунок, заполни окошки в пирамиде собственными примерами.

Пирамида человеческих потребностей



































Просмотр содержимого документа
«приложение 3 к уроку 2»

Приложение 3.

Что из перечисленного относится к чувствам, а что к эмоциям? Отметь чувства буквой «Ч», а эмоции – буквой «Э».

Страх


Радость


Гордость


Влюбленность


Зависть


Любовь


Дружба


Огорчение


Печаль


Злость