Тема урока: Свобода и необходимость в деятельности человека
Цель урока: ознакомить учащихся с различными смыслами и аспектами понятия «свобода».
Задачи:
образовательная – обеспечить в ходе урока усвоение понятия «свобода».
развивающая – проанализировать некоторые философские, социально-политические, морально-этические проблемы (свобода и необходимость, свобода и произвол); выявить различные подходы к решению этой проблемы; продолжить совершенствовать навыки работы с документами, через проблемный вопрос в начале урока продолжить работу над навыками устного выступления, анализа материала и фактов.
воспитательная – формировать мировоззрение через прослеживание причинно-следственных связей, закономерностей в развитии общества и личности, содействовать адекватному и осознанному выбору поведения в жизненных ситуациях; подвести учащихся к необходимости самоанализа и самоконтроля.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-проблема.
Формы работы: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Оборудование: учебник, мультимедийное оборудование, раздаточный материал, тестовые задания, презентация к уроку.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Что такое мировоззрение?
2. Какие существуют типы мировоззрения?
III. Мотивация учебной деятельности
Учитель: Прежде, чем мы озвучим тему урока, обратимся к письму известного русского философа Павла Флоренского, арестованного органами НКВД в 1933г. Ваша задача – выразить суть этого письма одним словом. (Текст письма через проектор высвечивается на экран).
«Друг мой! Как упоительна мысль о ней. Здесь же она и вовсе обретает особую, гораздо большую ценность! Впрочем, нужно отметить, что сравнима она лишь с ценою самой жизни… Как долго мы грезили о ней. И не о такой жизни мечтали мы для своих детей. Иной раз представляю, как может всё измениться вдруг, как все стороны нашего бытия обретут состояние гармонии и душевного спокойствия… Тогда мы будем пить её, вожделенную, большими глотками и будем творить и ценить каждую мысль, в новых условиях рождённую. Велико счастье тех, кто ею обладает.»
- О чём пишет автор письма? Выделите суть этого письма одним словом. (Свобода)
- Итак, основным понятием сегодняшнего урока будет понятие «свобода». Мы рассмотрим его в рамках темы «Свобода в деятельности человека». Чтобы выяснить, насколько значима для всех нас эта тема, ответим на несколько вопросов.
(Работа идёт по 4 группам)
Чувствуете ли вы себя свободными людьми? Если «ДА», то в чём проявляется эта свобода? Если «НЕТ», то что мешает вашей свободе?
Какие условия необходимы, чтобы человек был свободен? На эти вопросы мы ответим в конце урока, составим своеобразный «рецепт свободы». Сделаем это на основе полученных на уроке знаний.
- Вот как определяли своё отношение к свободе великие люди: (на экране).
«Свободен тот, кто может не лгать» - А.Камю
«Нехорошо быть слишком свободным. Нехорошо ни в чём не знать нужды» - Б. Паскаль
«Делать то, что доставляет удовольствие, - вот что значит быть свободным» - Вольтер
«Свобода – возможность делать ради своего счастья то, что не вредит счастью других членов общества» - Гольбах.
-С чем вы не согласны? (ответы уч-ся).
- Итак, слово «Свобода» для вас понятно, значение свободы никем не оспаривается. Для чего же мы изучаем эту тему? Каждый человек вкладывает в понятие свободы свой собственный смысл. Часто считают, что понятие свободы не предполагает никаких ограничений. Это ненаучный взгляд. Научный же анализ предполагает рассматривать свободу в контексте социальной и исторической действительности, объективной характеристики её пределов, познавательных возможностей. Именно эту задачу мы и должны выполнить на сегодняшнем уроке.
IV. Сообщение темы, целей и задач урока
1. Понятие «свобода».
2. Историческое понятие «свобода».
3. Политический, экономический, социальный и духовный аспекты свободы.
4. Абсолютная свобода и её границы: а) “внешняя” необходимость и её различные проявления; б) “внутренние” регуляторы свободы.
V. Изучение нового материала
На доске: Свободные установления тогда хороши, когда они у людей, себя уважающих, а стало быть, уважающих и долг свой, долг гражданина (Ф.М.Достоевский).
Свобода есть право делать все, что дозволено законом (Ш.Монтескье).
Свобода не в том, чтобы не сдерживать себя, а в том, чтобы владеть собой (Ф.М.Достоевский).
1. Понятие «свобода».
Человеку свойственно стремление к свободе. Это естественное желание независимости, самостоятельности, готовности отвечать за свои поступки. Стремление к свободе – одно из самых сильных человеческих чувств. Со свободой человек связывает осуществление своих планов и желаний, возможность по собственной воле избирать жизненные цели и пути их достижения. Но не всегда свобода признавалась естественным правом каждого человека. Аристотель, который не мог представить себе общество без рабства, утверждал, что свобода лежит только в природе благородных людей, а раб обладает рабской природой. Правда, добавлял он, иногда и благородные люди попадают в рабство из-за денежных долгов, но это несправедливо. Аристотель не смог признать, что рабство противоречит идее естественных прав, так как по ней все люди считаются свободно рожденными.
Идея естественных прав сыграла большую роль в борьбе против самых различных форм личной зависимости одних людей от других: рабства, крепостничества, вассалитета. По мере прогресса человечества представление о свободе постоянно расширялось: росло число свободных людей, сфера их свободы, свободного выбора, самоопределения.
В истории философской мысли свобода трактуется по-разному. Волюнтаризм абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности. Фатализм рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор. Марксизм понимает свободу как осознанную необходимость. Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.
Некоторые современные философы считают, что человек “обречен” на свободу, т.к. преобразование мира является способом человеческого существования и этим создает объективное условие для свободы. Объективное, т.е. независимое от воли и сознания человека. Возникновение же идеи свободы и общественной мысли происходит только тогда, когда наступает сознание. Прежде всего, это осознание того глубокого по смыслу факта, что пути человека и пути природы различны. Затем – осознание того, что вообще существует многообразие целей и способов их достижения. Поэтому человек, который живет и не знает, что можно жить по-другому, существует как бы вне проблемы свободы и необходимости. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать. Философы выделяют этапы развития идеи свободы. Первый этап осознания свободы проявляется в её определении как осознанной необходимости. Когда человек начинает размышлять над своей жизнью или жизнью окружающих и понимает, что из-за ограниченности материальных или духовных возможностей её изменить нельзя. Тогда он добровольно подчиняется необходимости жить так, как жил до этого. Второй этап развития идеи свободы – это возможность и способность выбирать. Чем больше материальных или духовных средств человек имеет в своем распоряжении, тем больше у него возможность выбирать. Но это тоже только этап в развитии идеи свободы. Высший этап развития идеи свободы, по мнению современных философов, заключается в следующем: когда все существующие варианты выбора человека не устраивают, и он обладает силами создать, сотворить новую возможность, до этого не существовавшую.
Т.о. свобода – это самостоятельность социальных и политических субъектов (в том числе и личности), выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.
2. Историческое понятие «свобода».
- Свобода – понятие развивающееся; на разных этапах человеческой истории существовали и разное осмысление этого понятия, и разное его воплощение. Небольшой экскурс в историю поможет нам понять, как на различных исторических этапах менялось реальное понимание и содержание понятия «свобода».
1 группа: Изучают текст «Свобода в первобытном обществе».
В первобытном обществе человек не был свободен ни в отношении природы, ни в отношении своего рода. На каждом шагу ему приходится бороться со стихийными силами, чтобы прокормиться и выжить. Его поступки и поведение регулируются традициями и обычаями рода. За несоблюдение обычаев, за нарушение табу человека изгоняют из родовой общины. Изгои погибают, т.к. в другое человеческое сообщество никого из них не принимают.
2 группа: Изучают текст «Свобода в рабовладельческом обществе».
Рабовладельческое общество состоит из рабовладельцев, свободных земледельцев и рабов. Нетрудно понять, что каждый из этих слоёв населения обладает разной степенью свободы. Рабовладельцы в силу своего имущественного положения освобождены от физического труда, имеют возможность заниматься политикой, науками, искусством. Но если над страной нависает опасность внешнего вторжения, о свободе приходится забывать и выполнять свой долг – защищать государство. В случае поражения самые свободные и самые богатые превращаются в рабов в первую очередь. Рабы – это вещи, это «говорящие орудия труда». Их можно убить, продать. Трудно представить себе более несвободных людей. И всё же они куда свободнее, чем первобытные люди, т.к. могут вести самостоятельный образ жизни, поднимают восстания, убивают своих мучителей. В отличие от первобытных людей, они понимают, что такое свобода и борются за неё.
3 группа: Изучают текст «Свобода в феодальном обществе».
Ещё большую свободу человек получает в феодальном обществе. Крестьянин имеет возможность пользоваться землёй, орудиями труда, торговать излишками продукции. У него есть семья, он распоряжается своей собственностью. При этом нельзя забывать, что сохраняется крепостная зависимость, что без разрешения феодала и без выкупа крестьянин не может покинуть деревню. Он должен оставаться там, где родился, не имея возможности перемещаться из одной местности в другую, из одного класса или сословия в другое. Свобода феодала также ограничена церковью, которая угрожает инквизицией, не взирающей на сословные привилегии, королевской властью, которая вскоре становится абсолютной, военной службой, которой приходится посвящать всю жизнь.
4 группа: Изучают текст «Свобода в капиталистическом обществе».
С зарождением капиталистического общества человек получает новую степень свободы: он становится свободен в рамках существующих законов и правовых норм. Он полностью распоряжается собой, юридически он – собственник своего «Я». Провозглашён принцип свободного предпринимательства, отменены сословные привилегии. Одна за другой происходят буржуазные революции, на знамёнах которых написаны лозунги: «Свобода. Равенство. Собственность.» И в тоже время существуют колониальные империи, плантационное рабство, малоземелье крестьян, кабальные условия труда рабочих, обогащение монополистов. Первая и вторая мировые войны – ярчайший пример того, как попирались свободы и интересы миллионов людей.
- Выступления учащихся от каждой группы.
- Какое содержание понятия «свобода» существовало на каждом из исторических этапов.
- ХХ век – новый этап в развитии принципа свободы. На одном полюсе – фашизм, концлагеря, ГУЛАГ, коллективизация, тоталитарные государства, терроризм, заложничество. На другом – воплощение идеи социальной справедливости во многих развитых странах, Всеобщая Декларация прав человека, демократические выборы, правовое государство.
- Сейчас наступила эпоха постиндустриального общества, в котором свободное развитие каждого является условием для развития всех. Эта эпоха должна стать новым витком в развитии идеи свободы. Как будет? – это зависит уже от нынешней молодёжи.
ВЫВОД: Мы увидели, что понятие «свобода» - понятие историческое, оно может менять своё содержание в разные исторические эпохи.
3. Политический, экономический, социальный и духовный аспекты свободы.
- Понятие «свобода» меняется не только в зависимости от исторических условий, но и в зависимости от того, применительно к какой сфере жизни общества оно рассматривается. Нам известно, что общество включает в себя 4 основные сферы. Назовите их (ответы уч-ся).
- Задание: Постарайтесь назвать смысл понятия «свобода» применительно к той или иной сфере общества. (Работа в группах).
ПОЛИТИЧЕСКАЯ: свобода избирать правителей, свергать правителей, устанавливать законы, участвовать в выборах, в деятельности партий, свобода слова, возможность оказывать своё влияние на политическую жизнь общества.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ: свободное предпринимательство, свободные рыночные цены, право на свободный, т.е. не принудительный труд.
СОЦИАЛЬНАЯ: возможность повышать свой социальный статус, переходить из одного статуса в другой, отсутствие социальных перегородок, равенство
ДУХОВНАЯ: свобода совести, творчества, мысли, возможность пользоваться имеющимися духовными ценностями и возможность самому их создавать.
4. Абсолютная свобода и её границы.
Что значит быть свободным?
Существует ли абсолютная свобода?
Каковы же границы свободы, чем они определяются?
Откуда же идут принуждение или необходимость?
При всех спорах вокруг смыслов и сути понятия “свобода” очевидно, что “чистой” (абсолютной) свободы не существует. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Споры и разногласия вызывает вопрос об источнике этой упорядоченности, а, следовательно, и стратегии поведения личности.
Сторонники первой исходят из акта божественного творения всего сущего. Остается ли, при таком понимании необходимости, место для свободной воли человека?
Другая позиция базируется на трактовке необходимости как объективной закономерности развития природы и общества. В рамках этого подхода быть свободным – значит познать объективные законы и принимать решения на основе и с учетом этого знания.
При всем различии приведенных точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, “себе дороже”. Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.
При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. “Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы)), – писал Н.А.Бердяев. В унисон приведенному высказыванию звучат слова современного немецкого философа Г.Раушнинга, о том что наступил век “опасной свободы, другой свободы, чем политическая и социальная свобода последнего прошлого: внутренней свободы, которая всегда испытание, никогда не привилегия”.
Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий, (противоположную позицию зачитать по учебнику стр. 221, ответить на вопросы в конце пункта).
Цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо.
Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.
Свобода человека во всех её проявлениях – основа современных демократических режимов, основная ценность либерализма. Она находит выражение в законодательном закреплении фундаментальных прав и свобод граждан в конституциях государств, в международных пактах и декларациях. В современном обществе все явственнее обнаруживается тенденция к расширению свободы человека. В заключение выполним задания.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
1) В каком смысле употребляется понятие “свобода” в следующих стихотворных фрагментах?
1. Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут – и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут. А.С.Пушкин
2. Протек для русского народа
Тьмы и тиранства долгий век.
Я жить хочу, хочу свободы!
Я равен вам, я – человек. А.Добролюбов
2) Как вы понимаете слова Ф.М.Достоевского: “Нет заботы беспрерывнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскорее того, перед кем преклоняться”! Означает ли это, что человеку легче следовать чьей-то воле, чем делать свободный выбор и отвечать за свои действия? Чем тогда объяснить неистребимое стремление человека к свободе, многовековую борьбу с угнетением и произволом?
VII. Подведение итогов. Рефлексия.
- Подводя итоги уроку, хочу напомнить вам, что в начале урока была поставлена задача: на основе полученных на уроке знаний составить своеобразный «рецепт свободы».
Итак, чтобы быть свободным, нужно: (Учитель называет только выделенное слово, остальное продолжают ученики)
Познать… законы развития природы и общества.
Уметь… делать правильный выбор.
Понимать, что… выбор предполагает ответственность.
Иметь… внутренние убеждения, совесть, чувство долга.
Свобода - это право выбирать,
С душою лишь советуясь о плате,
Что нам любить, за что нам умирать,
На что свою мечту нещадно тратить
VIII. Дом. задание: конспект. Составить «портрет» свободного человека.