СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока обществознания на тему "Семья. Семейные ценности" (6 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока обществознания на тему "Семья. Семейные ценности" (6 класс)»

Методическая разработка урока обществознания.

Тема урока: «Семья. Семейные традиции»

Класс: 6

«Любовь к родине начинается с семьи»

Ф.Бэкон

Актуальность данной разработки состоит в том, что в современном российском обществе в условиях сильного влияния средств массовой информации и западной культуры возникла необходимость защиты и укрепления традиционных семейных ценностей. В течение последних десятилетий статус и роль семьи в обществе существенно изменились. Мы можем наблюдать изменения в отношениях между супругами, детьми и родителями, а также в целом отношению к браку молодого поколения. Подтверждение этому мы можем увидеть в статистических данных, а именно, по данным Росстата, с января по апрель 2023 года число браков в стране по сравнению с тем же периодом 2022 года уменьшилось на 8,5 тысяч (с 228 332 до 219 860), а вот число разводов выросло на более чем 15 тысяч (с 200 853 до 216 170). При этом в 2021 году количество разводов выросло по сравнению с 2020 годом на 14 % или почти на 80 тысяч разводов. Наряду с этим и падает рождаемость в 2022 году в России родились 1 304 087 человек, что на 6,7% меньше, чем 2021-м. Как мы видим, действительно проведение работы по укреплению семейных ценностей необходимо, ведь именно традиционные семейные ценности лежат в основе формирования крепкой семьи, которая в свою очередь способствует развитию человеческого потенциала и воспитанию высоко нравственной личности, что в результате благоприятствует успешному развитию страны, защищает общество от деградации, расслоения, способствует сплочению народа и сохраняет общероссийскую гражданскую идентичность.

В связи с вышесказанным целью данного урока будет популяризация среди учащихся традиционных семейных ценностей, формирование у них устойчивого представления о роли и значимости крепкой семьи в жизни каждого человека и общества в целом.

В соответствии с целью урока можно выделить следующие задачи:

  • Определить понятия «семья», «традиция», выделить типологию семей;

  • Раскрытие роли семьи в жизни человека;

  • Формирование понимания необходимости создания крепкой и дружной семьи;

  • Осознание важности семейных традиций;

  • Воспитание взаимоуважения и взаимопомощи в семье;

  • Воспитание нравственных качеств личности.

Планируемые результаты

Личностные:

  1. Желание принимать активное участие в жизни семьи,

  2. Осознание роли семьи в жизни человека,

  3. Стремление к взаимопониманию и взаимопомощи,

  4. Установка на активное участие в решении практических задач в рамках семьи,

  5. Проявление интереса и ценностное отношение к традициям своей семьи,

  6. Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.

Метапредметные:

  1. Познавательные: выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов; применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления.

  2. Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненной работы; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные).

  3. Регулятивные: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе).

Предметные:

  1. Смогут дать определение, что такое семья;

  2. Научатся называть и характеризовать семейные традиции;

  3. Научатся описывать семейные праздники;

  4. Смогут объяснить сущность и особенности семейных ценностей и традиций;

  5. Научатся характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности на примерах семьи и семейных традиций.

  6. Смогут искать и извлекать информацию о связи поколений в нашем обществе,

  7. Приобретут опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для выстраивания отношений с представителями старших поколений.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Используемый материал: презентация, проектор, учебник Л.Н. Боголюбов 6 класс, рабочие листы.

Ход урока

  1. Мотивация учебной деятельности

Учитель: Добрый день, ребята! Прежде, чем начать наш урок я предлагаю вам попробовать отгадать несколько моих загадок. Слушайте внимательно, а как догадаетесь какой ответ, поднимайте руку.

Загадка 1. Приготовит, постирает, все погладит, поиграет, всех обнимет, поцелует, пожалеет, приголубит. Другом станет самым, самым Кто же это? Наша … (Ответ: Мама)

Загадка 2. Кто научит гвоздь забить, даст машину порулить и подскажет, как быть смелым, Сильным, ловким и умелым? Все вы знаете, ребята, — Это наш любимый… (Ответ: Папа)

Загадка 3. Кто любить не устает, Пироги для нас печет, Вкусные оладушки? Это наша … (Ответ: Бабушка)

Загадка 4. Самый старший он в семье, Самый мудрый во дворе, голова вся в седине, а встает он заре. (Ответ: Дедушка)

Загадка 5. Мама с папой говорят, что теперь я — старший брат, Что за куколка в коляске плачет от ужасной тряски? В ванной ползунков гора! Брату кто она? (Ответ: Сестра)

Загадка 6. Я у мамы не один, у неё ещё есть сын, рядом с ним я маловат, для меня он — старший… (Ответ: Брат)

Учитель: Какие вы молодцы! Без труда справились со всеми загадками. А каким, одним словом, мы можем назвать всех этих людей?

Ученики: предлагают варианты.

Учитель: правильно всех этих людей мы можем назвать СЕМЬЯ. А начала я с этого не с проста. Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Какая у нас сегодня тема урока?

Ученики: СЕМЬЯ.

Учитель: Правильно! Запишите тему урока в рабочий лист. Посмотрите на экран и подумайте, что именно про семью мы должны будем узнать?

Ученики: смотрят на экран и высказывают свои предположения. (Если нужно учитель задает наводящие вопросы)

Учитель: фиксирует цели урока на доске. Узнать:

  • Что такое семья?

  • Какие семьи бывают?

  • Зачем нам нужна семья?

  • Какие семейные традиции бывают?

  1. Актуализация знаний

Учитель: Ребята, а что мы с вами уже знаем о семье, что мы называем семьей? Когда появилась семья? Может ли человек без семьи? Чем современная семья отличается от семьи прошлого?

Ученики: отвечают на вопросы.

  1. Изучение нового материала

Учитель: Ребята, а теперь давайте составим определение, что же такое СЕМЬЯ. Используется технология составления определений методом «Корзина идей». Учащимся (индивидуально или по группам) предлагается сформулировать основные признаки понятия СЕМЬЯ. Учитель или учащийся фиксирует все поступающие предложения на доске, затем происходит их обсуждение и формулирование обобщенного определения.

Ученики: предлагают свои идеи, обсуждают получившееся варианты и записывают обобщенное определение в рабочем листе.

Учитель: Мы с вами уже выяснили, что семьи бывают разные. Давайте прочитаем небольшой отрывок текста и выделим, какие же типы семей выделяют.

Ученики: в парах читают учебник стр.93 и заполняют таблицу «Типология семей» в рабочем листе.

Учитель: Известный русский писатель Л.Н. Толстой сказал, «Только в семье можно получить любовь, заботу, ласку родных нам людей, которые любят нас и которых любим мы." Как вы понимаете о какой важнейшей функции семьи тут идет речь?

Ученики: высказывают предположения.

Учитель: Давайте рассмотрим схему на стр.92 и определим какие еще важнейшие функции выполняет семья.

Ученики: обсуждение схемы и заполнение кластера в рабочем листе.

Учитель: А для того, чтобы семья в полной мере выполняла все эти функции, необходимо, чтобы в ней царили гармоничные взаимоотношения. Но так как семья включает в себя представителей разных поколений, чьи взгляды и жизненный опыт существенно различается, в семье могут возникать конфликты. Как же нам их избежать и создать теплую атмосферу в семье?

Ученики: предлагают варианты налаживания отношений в семье (совместные праздники, хобби, теплые воспоминания и.д.)

Учитель: правильно ребята, а одним словом, это можно назвать ТРАДИЦИИ. Вы наверняка уже ни раз слышали это понятие. Как вы думаете, что оно означает? Какие семейные традиции бывают?

Ученики: высказывают предположения.

Учитель: прочитайте фрагмент учебника и рассмотрите картинки в учебнике стр.95-96, обсуждая в группах заполните таблицу «Семейные традиции» в рабочей тетради.

Семейная традиция

Значение для семьи

Есть ли в твоей семье (Да/нет)
















  1. Закрепление материала

По итогу заполнения таблицы каждая группа составляет рассказ об одной из семейной традиции (лучше придумать свою, которой не было в тексте) и презентует ее классу, выделяя ее особенности и значимость для укрепления семейных отношений.

  1. Подведение итогов

Учитель проводит эксперимент с банками, песком и камушками, параллельно рассказывая притчу (или показать видео с данной притчей).

Притча "Сосуд жизни"

Однажды, один мудрец, находясь в кругу своих учеников, проделал следующее. Он наполнил до краев большой стеклянный сосуд крупными камнями. Сделав это, мудрец спросил у учеников – а полон ли этот сосуд? Ученики ответили, что сосуд полон.

Затем Учитель взял мешочек с мелкими камушками, высыпал камушки в сосуд и легонько встряхнул его несколько раз. Камушки оказались в промежутках между крупными камнями и заполнили их. Мудрец опять спросил у учеников – а теперь сосуд полон ли? Ученики снова подтвердили его слова — да, сосуд полон.

И наконец, мудрец высыпал в стеклянный сосуд песок. И песок заполнил все оставшиеся промежутки между камнями в сосуде.

«А теперь, Учитель обратился к своим ученикам,- мне бы хотелось, чтобы вы в этом сосуде смогли распознать свою жизнь!

Крупные камни представляют собой самые важные и необходимые вещи в нашей жизни: это наша семья, любимый человек, наше здоровье, наши дети — все то, что, даже не смотря на отсутствие всего остального, сможет наполнить нашу жизнь.

Мелкие камушки олицетворяют собой уже менее важные вещи, как например, наша работа, наши квартира или дом, наша машина.

Ну, а песок символизирует собой повседневную суету, прочие жизненные мелочи. Поэтому, если вы, вначале наполните свой жизненный сосуд песком, то уже в нем не найдется места для крупных камней.

Так вот и получается, если мы всю свою жизненную энергию израсходуем на кучу мелких вещей, то для крупных вещей ничего уже не останется. Поэтому, давайте обращать внимание только на важные вещи, находить время для своей семьи и любимых, следить за собственным здоровьем.

Давайте следить за своими крупными камнями — ведь только они ценны, а все остальное — только лишь песок»

  1. Рефлексия

Составление синквейна на тему СЕМЬЯ

СЕМЬЯ

ЛЮБЯЩАЯ ЗАБОТЛИВАЯ

ПОДДЕРЖИВАТЬ ЗАЩИЩАТЬ ПОМОГАТЬ

СЕМЕЙНОЕ СОГЛАСИЕ ВСЕГО ДОРОЖЕ

ЛЮБОВЬ

  1. Домашнее задание

Подготовить сообщение о своей особой семейной традиции.

5