14
Приложение №1
к положению
республиканского конкурса
на лучшую методическую разработку урока по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» на тему профилактики экстремизма
среди учителей общеобразовательных организаций
ЗАЯВКА
на участие в Республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку урока «Основы безопасности жизнедеятельности»
на тему профилактики экстремизма среди учителей
общеобразовательных организаций
1.Фамилия, имя, отчество автора: Шамхалов Шамхал Сапиюлаевич
2. Должность: преподаватель-организатор ОБЖ
3. Место работы: МКОУ «СОШ №3» г.Кизляра
4. Педагогический стаж: 4 года
5. Квалификационная категория: не имеется
6. Название конкурсной работы: «Экстремизм и терроризм среди молодежи»
7. Контактный телефон: 8-928-671-69-04
8. Электронная почта: [email protected]
Дата ______________ Подпись ____________________
Приложение №2
к положению
республиканского конкурса
на лучшую методическую разработку урока по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности» на тему профилактики экстремизма
среди учителей общеобразовательных организаций
Республиканский конкурс на лучшую методическую разработку урока
«Основы безопасности жизнедеятельности» на тему профилактики экстремизма
среди учителей общеобразовательных организаций
Методическая разработка
на тему:
«Экстремизм и терроризм среди молодежи»
Автор:
Шамхалов Шамхал Сапиюлаевич,
преподаватель-организатор ОБЖ,
муниципальное казенное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная
школа№3 им.Орджоникидзе» городского округа
«город Кизляр»
Контактный телефон: 8-928-671-69-04
E-mail: [email protected]
Цель:
познакомить учащихся с понятиями «терроризм», «экстремизм»;
рассмотреть примеры международных террористических актов;
научить, правильно действовать при захвате в заложники;
формировать у обучающихся стремление к постоянному развитию личностных способностей и творческой инициативы, самостоятельности, навыки сотрудничества;
развивать навыки и умения действовать в экстремальных ситуациях различного характера;
развитие у учащихся уверенности в эффективности правил поведения при захвате в заложники.
Задачи:
Показать страшное «лицо» терроризма и ужасающие последствия этого явления;
Обсудить, возможны ли пути защиты от терроризма; убедиться, могут ли учащиеся ориентироваться в чрезвычайных обстоятельствах; продумать пути выхода из критических ситуаций, связанных с террористическими актами;
Развитие у учащихся навыков ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации; выработка умения делать выводы.
В итоге у учащихся должны сложиться следующие знания, умения, навыки:
Понятие о терроризме, экстремизме и международном терроризме
Основные опасности распространения терроризма.
Приводить примеры террористических актов
Самостоятельно искать и использовать при подготовке к уроку информацию по данной теме:
а) поиск информации в сети Интернет;
б) поиск информации в периодических изданиях и литературе.
в) по действию в экстремальных ситуациях различного характера;
г) по правилам поведения при захвате в заложники.
I .Организационный момент.
Ребята сегодня мы с вами будем говорить о таких опасных и страшных для нас и окружающих явлениях, как терроризм и экстремизм.
II.Вступительное слово педагога.
Об экстремизме и террористических актах нам рассказывают средства массовой информации. Терроризм и экстремизм давно из абстрактного понятия превратился в реальный кошмар, перед угрозой которого стоит все человечество мира. На сегодняшний день терроризм является фактором глобального значения, с которым приходится считаться любому правительству как в своей внутренней, так и внешней политике.
Эти последние десятилетия общество России оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма. Особую опасность представляет тот факт, что экстремистская идеология активно использует самые доступные для молодежи каналы донесения информации и легко проникает в молодёжную субкультуру, предлагая достаточно простые и «радикальные» решения в достижении целей путем крайних мер уничтожения или нейтрализации всего «чужого». К сожалению, все чаще отмечаются факты преступлений, совершаемых молодыми людьми, которые квалифицируются как экстремистские.
Мы с вами постараемся разобраться в причинах и истоках экстремизма и попытаемся осуществить поиск решения этой глобальной проблемы человечества.
III. Работа над новой темой.
По мнению ученых, экстремизм и терроризм являются звеньями цепочки взаимосвязанных понятий таких как: радикализм, экстремизм, фанатизм, терроризм.
1)Радикализм - обозначает стремление доводить политическое или иное мнение до его конечных логических и практических выводов, не мирясь ни на каких компромиссах.
2)Экстремизм - приверженность к крайним взглядам и радикальным мерам. Экстремизм (равно как и терроризм) относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности. В настоящее время экстремизм приобретает всё более разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире действовало около 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За последние 10 лет ими совершено более 6500 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч человек и более 11000 пострадало.
3)Фанатизм - твердая и не признающая никаких аргументов безальтернативная приверженность личности определенным представлениям и убеждениям, что в решающей степени определяет практически любую ее активность и оценочное отношение к окружающему миру.
4)Терроризм рассматривается как использование насилия или угрозы его применения в отношении отдельных лиц, группы лиц или различных объектов с целью достижения политических, экономических, идеологических и иных выгодных террористам результатов. Терроризм подстерегает нас везде, и поэтому мы должны знать, что делать в критических ситуациях, и уметь предпринимать определенные меры предосторожности. В случае же, если мы попали в такую ситуацию, то как себя вести, как помочь пострадавшим.
По мнению ряда ученых, проявления экстремизма в молодежной среде в настоящее время стали носить более опасный для общества характер, чем за все прошлые периоды существования государства. Экстремизм стал в нашей стране массовым явлением среди молодежи.
Именно молодёжная среда представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как максимализм и нигилизм, радикализм и нетерпимость, безоглядность и непримиримость, склонность к групповщине, мировоззренческая неустойчивость и неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.
Сложность ситуации, в которой оказалась современная молодежь России, определяется тем, что в обществе социально-экономической нестабильности, высокая проблема социального самоопределения, выбора той или иной идентификационной стратегии в процессе социальной интеграции представителей молодежи происходит в условиях кризиса социокультурной идентичности.
Л. Дробижева и Э. Паин, отмечают что «Экстремизм и терроризм» - нельзя сравнить с вирусом, который человечество откуда-то подхватило. Это его внутренний недуг, порождаемый главным образом дисгармоничным развитием в социальной, политической и культурной областях.
Выделяют пять основных источников «терроризма» и «экстремизма»:
1) Терроризм и экстремизм проявляются в обществах, вступивших на путь трансформаций, резких социальных изменений или в современных обществах постмодерна с выраженной поляризацией населения по этносоциальным признакам. Участниками террористических действий становятся маргинальные и иммобильные группы населения.
2) Социальные контрасты, резкое расслоение общества на бедных и богатых, а не просто бедность или низкий уровень социально-экономического статуса провоцируют агрессию и создают почву для терроризма.
3) Проявления экстремизма нарастают в начальные периоды социальных модернизаций. На завершающих этапах успешных перемен проявления экстремизма и терроризма резко идут на спад.
4) Не завершенная урбанизация, специфические формы индустриализации, изменения этнодемографической структуры общества, особенно нерегулируемая миграция, порождают экстремизм и интолерантность в обществе.
5) Важную роль в распространении этнического и религиозного экстремизма и терроризма в исламском мире играет преобладание авторитарных политических режимов. Они провоцируют насилие как форму разрешения политических противоречий и придают ему характер культурной нормы.
Причины развития экстремизма среди молодежи
Возрастные особенности молодых людей. Неопределенность социального статуса, социальные позиции, психофизиологические изменения, которые сопровождают взросление молодого человека, процессы становления личности делают молодых людей уязвимыми по отношению к разным формам дискриминации. В первую очередь речь идет о дискриминации по возрасту, когда юноши и девушки ощущают ограничения своих прав в различных сферах.
Неустойчивость желаний, нечеткость целей, нетерпимость к инакомыслию и свойственная молодым людям импульсивность составляют специфику юношеского возраста. Такие особенности отдаляют молодого человека от родителей и от других взрослых людей, заставляют предпринимать шаги в направлении поиска себе подобных. Молодые люди объединяются в группы однородные по возрасту и социальной принадлежности, в которых удовлетворяются их типичные потребности в досуге, общении, группировании.
В объединениях молодых людей закономерно складываются собственные культурные нормы и установки, культивируются своеобразные ценности, действуют генерационные факторы, которые могут стать основанием психологического противопоставления «мы» и «они».
IV. Рефлексия
1.Экстремизм — это ...
+А)угроза для гражданского мира, национального согласия и духовной, а также религиозной терпимости в обществе и государстве.
Б)экстраординарные действия, развлечения или способ времяпрепровождения, осуществляемые человеком или группой лиц, как правило связанные с опасностью для жизни.
В)массовая разрешенная демонстрация протеста против того или иного решения власти, закона или события в стране или городе.
2.Что является крайней формой экстремизма?
А)Война
Б)Мир
+В)Терроризм
3.Что является одной из причин возникновения экстремизма?
А)Недобросовестная работа спецслужб страны.
+Б)Социальная несправедливость, возникшая в обществе, которая выражается в снижении уровня жизни и качества граждан.
В)Отсутствие желания у граждан работать, получать образование и следовать принятым нормам морали.
4.Какой характер носят абсолютно все виды терроризма?
+А)Политический
Б)Религиозный
В)Экономический
5.Против чего направлен политический терроризм?
+А)Против государственного устройства, существующего на данный момент в стране.
Б)Против граждан страны, не желающих придерживаться взглядов террористов.
В)Против страны или страны-агрессора, действующей против страны, в которой создано террористическое движение.
6.Как проявляется религиозный терроризм?
А)В несогласии с высказываниями в священных книгах и писаниях.
+Б)В нетерпимости между представителями различных религиозных взглядов и вероисповеданий.
В)В недовольстве количеством религиозных центров и построек в стране.
7.Какой метод использует криминальный терроризм в запугивании власти и населения?
+А)Насилия и устрашения
Б)Коррупции и подкупов чиновников
В)Создание собственных СМИ
8.В чем суть националистического терроризма?
А)Недовольство способом реализации национального бюджета.
+Б)Ненависть на почте национальной принадлежности.
В)Требование повысить охрану национального богатства.
9.Что применяется в технологическом терроризме?
А)Технические средства, такие как танки, автомобили, самолеты и т.д.
+Б)Ядерное, химическое и биологическое оружие.
В)Интернет и социальные сети.
10.Терроризм — это ...
А)способ выражения недовольства властью.
+Б)идеология насилия, связанная с устрашением населения.
В)совокупность действий, направленных на улучшение уровня жизни граждан.
V.Закрепление полученных знаний.
Внутреннее состояние личности и внешний мир неотделимы друг от друга и в некотором смысле воссоздают друг друга. Проблема самоопределения и «обретения себя» не может существовать независимо от человека, который её знает, которого она волнует и который может что-то сделать для её решения. Одна часть проблемы находится вовне, а другая – внутри нас. При решении проблемы самоопределения мы проявляем свои способности к обучению, к расширению кругозора и осведомлённости, к обретению нового жизненного опыта, что, в конечном счете, оказывает влияние на наши личностные качества. Мы – изменяемся, трансформируемся, и этот процесс можно и нужно сделать осознанным, подвластным сознательному намерению и контролю личности.
Думаю, что вы понимаете терроризм и экстремизм– это зло, с которым нужно бороться.
Борьба с терроризмом и экстремизмом предполагает:
1. Необходимость консолидации усилий по борьбе с терроризмом и экстремизмом.
2. Борьба с террором должна быть решительной и бескомпромиссной без всяких так называемых «двойных стандартов»
3. Я думаю что нужно попытаться найти и понять корни и причины, порождающие терроризм, и толкающие одних людей совершать массовые убийства других
4. При этом необходимо понимать, что чужой беды в таких случаях быть не может и что в одиночку терроризм не может победить ни одна даже самая могущественная страна.
Сегодня мы с вами говорили о проявлениях экстремизма и терроризма, их видах, характерных чертах. Молодежь наиболее подвержена экстремистским проявлениям. Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма.
Бояться терроризма нельзя, потому что жизнь под страхом очень тяжела и именно этого добиваются террористы, но нужно быть в любой ситуации бдительным и осторожным. Всё мирное население планеты надеется, что когда-нибудь это закончится и слово «терроризм» исчезнет из словаря навсегда.
Только толерантное отношение друг к другу поможет нам стать дружными, способными ставить себя на место другого человека. Давайте будем ценить и заботься друг о друге и хотя бы стараться быть толерантными.
VI.Итог урока
Что нового вы сегодня узнали на уроке? В чем заключается причина возникновения экстремизма и терроризма?
Спасибо за внимание и участие в беседе.
Приложение