СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока Отдел Папоротникообразные

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока.  Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика и их значение.

Цели урока:

Обучающая цель – познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями; ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля, а также роль папоротниковидных в природе и жизни человека.

Развивающая цель – научить сравнивать и анализировать разные группы высших споровых растений, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, интернетом при подготовке опережающего задания по новой теме.

Воспитательная цель – сформирование эстетического и экологического воспитания у учащихся, обратить внимание на виды, занесенные в Красную книгу.

Задачи:

Познакомиться с особенностями строения хвощей, папоротников, плаунов.

Отметить усложнение в их строении, более высокую организацию по сравнению с мхами.

Получить знания о многообразии этого отдела растений, о их роли в природе и практическом значении.

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока Отдел Папоротникообразные»



МБОУ Горицкая Основная общеобразовательная школа

Учитель биологии Моисеенко Зоя Александровна



Тема урока. Отдел Папоротникообразные. Общая характеристика и их значение.


Цели урока:


Обучающая цель – познакомить учащихся с еще одной группой высших споровых растений, обладающих не только стеблями и листьями, но и вполне развитыми корнями; ознакомить учащихся с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольный период; объяснить процесс образования каменного угля, а также роль папоротниковидных в природе и жизни человека.


Развивающая цель – научить сравнивать и анализировать разные группы высших споровых растений, развивать умение пользоваться дополнительной литературой, интернетом при подготовке опережающего задания по новой теме.


Воспитательная цель – сформирование эстетического и экологического воспитания у учащихся, обратить внимание на виды, занесенные в Красную книгу.


Задачи:

Познакомиться с особенностями строения хвощей, папоротников, плаунов.

Отметить усложнение в их строении, более высокую организацию по сравнению с мхами.

Получить знания о многообразии этого отдела растений, о их роли в природе и практическом значении.


Оборудование:

Таблицы: «Папоротник», «Хвощи, плауны».

Живые экземпляры папоротников (нефролепис, адиантум, аквариумные сальвиния плавающая).

Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки».


План урока

Многообразие папоротникообразных.

Древние папоротникообразные.

Современные папоротники.


Лабораторная работа «Строение спороносящего папоротника»

Особенности строения и многообразие.


A. Хвощевидных растений.

B. Плауновидных растений.

Образование каменного угля.

Роль папоротникообразных в природе и в жизни человека.








Ход урока


Учитель. Папоротникообразные растения древняя группа высших споровых растений. Они распространены по всему земному шару, встречаются в различных местообитаниях, но наиболее распространены во влажных тропических лесах, где встречаются и на почве, и на стволах, и на ветвях деревьев.


Группа папоротникообразных растений включает в себя более 10 000 видов растений и подразделяется на три крупных отдела.


1. Папоротниковидные.


2. Хвощевидные.


К папоротникообразным растениям, кроме самих папоротников, относятся хвощи. Конечно, эти современные растения лишь отдаленно напоминают своих древних предков. Но все, же их почтенное историческое прошлое требует к себе уважения.


3. Плауновидные.


Всего в эту группу входит более 10 000 видов растений. (Приложение 1, Слайд № 1)


Начнем этот урок с путешествия среди древних обитателей нашей планеты: папоротников, хвощей и плаунов. Нам предстоит выяснить, чем папоротники отличаются от водорослей и высших растений, а что у них есть общего. Мы узнаем, что листья папоротников носят загадочное имя – вайи. Итак, в путь!


ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №1. ДРЕВНИЕ ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ


В далекие-далекие времена, когда над Землей расстилались влажные и теплые туманы, а на Земле обитали гигантские ящеры, леса были полны удивительных деревьев. Представь себе, что хорошо знакомые нам папоротники (как и хвощи с плаунами) достигали десятков метров в высоту и были настоящими деревьями. (Слайд № 2)


Около 300 млн. лет назад климат на Земле был теплым и влажным, а атмосфера насыщена углекислым газом. В таких условиях начали развиваться папоротникообразные растения. Они образовывали леса на всех континентах нашей планеты, включая Антарктиду.

В это время лесами из древовидных хвощей, плаунов и папоротников были покрыты обширные территории. (Слайд № 3)


До наших дней дошли отпечатки листьев древних папоротникообразных растений на каменном угле и части окаменевших стволов. Эти находки позволили восстановить внешний вид вымерших растений.


Учитель. Современные растения, принадлежащие к этим отделам, не так внушительны, как их древние предки. В большинстве случаев высота их исчисляется десятками – но не метров, а сантиметров. (Слайд №4, 5)


Лабораторная работа (работа по группам)


«Строение спороносящего папоротника»


Цель: изучить внешнее строение папоротника, найти сходства и различия с мхами, доказать принадлежность папоротников к высшим споровым растениям.


Оборудование: гербарный материал папоротников, мхов, ручная лупа.


Ход работы


1. Рассмотреть внешнее строение папоротника (форму, окраску корневища, форму, размеры и окраску вай). (Слайд № 6)


У папоротника выделяют следующие органы:


А) надземные органы – листья папоротника – называют вайями.

Б) подземные органы – корневище (корневище – видоизмененный стебель).


2. Рассмотрите бурые бугорки на нижней стороне листа (вайи). (Слайд №7)


3. Сравнить папоротники с мхами, найти сходства различия. (Слайд №8).


4. Обоснуйте принадлежность папоротника к высшим споровым растением. (Слайд №9)


Особенности строения хвощей и плаунов


ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №2. ХВОЩЕВИДНЫЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ


Многолетние травянистые растения с длинными вьющимися корневищами, зимующими в почве. Весной появляются бурые побеги, на верхушках которых расположены колоски. В них созревают споры. Зеленые летние побеги содержат хлорофилл.


Посмотри на полевой хвощ. Правда, он похож на маленькую изящную елочку высотой 20-30 сантиметров?

Боковые веточки хвоща расположены мутовчато на главном стебле.

Листочки у хвоща совсем маленькие Они коричневого цвета, срастаются между собой и обхватывают стебель трубочкой.

Споры хвоща созревают в спорангиях, собранных в колосок. (Слайд № 10-11)


Хвощи растут на полях в лесах или около водоемах, обычно на участках с влажной кислой почвой.


ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ №3. ПЛАУНОВИДНЫЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ


Плаун – вымирающее растение, занесенное в Красную книгу редких и вымирающих видов.


Древние предки плаунов были огромными деревьями высотой до 40 метров. Их стволы в диаметре достигали 1 метра. Ствол древнего растения был густо покрыт узкими листьями. А теперь стебель современного плауна покрыт крохотными листьями-чешуйками.


Сейчас сохранилось около тысячи видов плауновидных. Это многолетние травянистые растения. Плаун – скромное лесное растение, стелющееся зеленой змейкой под пологом леса. Над почвой поднимаются только его спороносные колоски. (Слайд № 12-13)


Значение папоротникообразных растений древних и современных видов


Учитель. Древнейшие папоротникообразные растения оставили нам драгоценное наследие в виде каменного угля. (Слайд № 14)


Отмершие древние папоротникообразные падали в воду, где их заносило песком и илом. В результате термического разложения без доступа воздуха и под большим давлением горных пород в течение миллионов лет они медленно превращались в каменный уголь. В настоящее время каменный уголь добывают в шахтах или открытым способом. (Слайд № 15)


Он является не только важным источником энергии, но и ценным химическим сырьем. Для получения пластмасс, тканей, смол, лекарств, красок, взрывчатых веществ и даже в парфюмерии. (Слайд № 16)


Выводы


(Слайд №17)

К группе папоротникообразных относят три отдела растений: папоротники, хвощи и плауны.

Папоротники, хвощи и плауны – одни из самых древних растений на планете.

Древние папоротникообразные послужили источником образования залежей каменного угля.

Высшие споровые растения – живые ископаемые, дошедшие до наших дней, поэтому их нужно охранять.


Домашнее задание


Параграф 40, выполнить задания в рабочей тетради.