СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока открытия новых знаний, развития умений, профессиональных и общих компетенций на основе составления интеллект-карты на тему «Налог на профессиональный доход»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материл урока может быть использован преподавателями, ведущими данный профессиональный модуль при проведении занятий с использованием интеллект-карты.

 

 

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока открытия новых знаний, развития умений, профессиональных и общих компетенций на основе составления интеллект-карты на тему «Налог на профессиональный доход»»

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Ряжский колледж имени Героя Советского Союза А.М. Серебрякова»





Методическая разработка урока открытия новых знаний, развития умений, профессиональных и общих компетенций на основе составления интеллект-карты на тему

«Налог на профессиональный доход»

по профессиональному модулю 03

Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)





Выполнил преподаватель: Калужина Ольга Игоревна



















2020 год





Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Ряжский колледж имени Героя Советского Союза А.М. Серебрякова»











Открытый урок

по профессиональному модулю 03

Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами


Тема: Налог на профессиональных доход






Выполнил преподаватель: О.И. Калужина


Рассмотрено на заседании ЦК специальных

дисциплин по специальности 38.02.01

протокол № 7 от 11 марта 2020 г.

Председатель комиссии ________Г. В. Косых









2020 год



Содержание:

  1. Пояснительная записка стр. 4

  2. План открытого урока стр. 5

  3. Содержание и ход занятия стр. 10

  4. Конспект урока стр. 12

  5. Приложения стр. 30

  6. Список используемой литературы стр. 36



Пояснительная записка

Методическая цель открытого урока: показать экспертам по аттестации методику проведения урока открытия новых знаний, развития умений, профессиональных и общих компетенций на основе составления интеллект-карты для реализации компетенций по профессиональному модулю, с использованием технических средств обучения.

Интеллект-карта – способ изображения процесса общего системного мышления с помощью схем. Она реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, исходящими от центрального понятия. Интеллект-карты используются как средство для обучения при изучении нового материала, его закреплении и обобщении.

На данном занятии интеллект-карта способствует привитию студентам навыков формирования коммуникативной компетентности в процессе групповой деятельности, формирования умений, связанных с восприятием, переработкой и обменом информацией.

Урок включает: участников, эксперта, организатора, материал по изучаемой проблеме и смоделированную ситуацию.

Урок проходит в форме ситуационного анализа темы занятия, во время которого студенты путем ответов на проблемные вопросы, просмотра видеосюжетов, выступлений с информационными сообщениями систематизируют изученный материал и составляют персональные интеллект-карты. Во время работы определяются сильные и слабые стороны изучаемого явления, проходит тестирование, решение ситуационной задачи, взаимопроверка, самооценка и рефлексия учебной деятельности.

Для выбора содержания урока определяющими являются требования рабочей программы к уровню подготовки студентов.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования студент должен уметь:

  • определять виды и порядок налогообложения;

  • ориентироваться в системе налогов Российской Федерации;

  • выделять элементы налогообложения.

знать:

  • виды и порядок налогообложения;

  • систему налогов Российской Федерации;

  • элементы налогообложения.

По типу данный урок является уроком открытия новых знаний, развития умений, профессиональных и общих компетенций.

Материл урока может быть использован преподавателями, ведущими данный профессиональный модуль при проведении занятий с использованием интеллект-карты.



План урока (занятия)



Преподаватель: Калужина Ольга Игоревна

Профессиональный модуль 03: Проведение расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

МДК 03.01 Организация расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Курс: 3

Группа: 3101

Дата: «___» _________2020 г.

Тема урока (занятия): Налог на профессиональный доход.

Тип урока (занятия): урок открытия новых знаний, развития умений, профессиональных и общих компетенций.

Вид урока (занятия): урок на основе составления интеллект-карты по изучаемой теме.

Продолжительность урока (занятия): 45 мин.

Цели и задачи урока (занятия):

образовательные: отработка навыков составления интеллект-карт, определение понятия «Налог на профессиональный доход», элементов налога.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи, призванные обучить студентов:

  • определять плательщиков налога на профессиональный доход;

  • определять виды деятельности, подпадающие и не подпадающие под налогообложение налогом на профессиональный доход;

  • учитывать доходы, с которых платится налог;

  • начислять и перечислять налог на профессиональный доход;

  • регистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход;

  • применять на практике нормативно-правовые документы в этой области.

развивающие: развитие логического мышления; интереса к самостоятельному поиску и использованию необходимой информации; развитие и совершенствование навыков общения, развитие навыков публичного выступления.

воспитательные: воспитание интереса к будущей профессии, развитие ответственного и творческого отношения к порученному делу.

Формируемые компетенции:

ПК 3.1.

Формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней.

ОК 2.

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 3.

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 4.

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 9.

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.



По результатам занятия студент должен уметь:

  • проводить расчеты с бюджетом по налогу на профессиональный доход;

  • самостоятельно составлять интеллект-карту по теме занятия.

По результатам занятия студент должен знать:

  • элементы налогообложения налога на профессиональный доход;

  • области применения налога на профессиональный доход;



Технологии обучения: информационно-развивающая технология.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, словесный, системно-деятельностный, метод опережающего задания, проблемный метод.

Организация деятельности студентов: групповая, индивидуальная.

Междисциплинарные связи: Налоги и налогообложение; Основы права.

Внутридисциплинарные связи: тема 1.2 Организация расчетов с бюджетом экономических субъектов, применяющих специальные налоговые режимы.

Учебно-методическое обеспечение:

Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» (с изменениями и дополнениями)

Технические средства обучения и наглядные пособия: ПК, мультимедиапроектор, экран, локальная компьютерная сеть, калькуляторы.

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы: слайды презентации, фрагмент видеофильма.

п/п

Элементы занятия, учебные вопросы

1.

(3/)

Организационный момент.

Проверка готовности кабинета, готовности группы к занятию. Заполнение журнала.

2.

(5/)

Целеполагание и мотивация учебной деятельности.

Понимание важности причин начала эксперимента по введению налога на профессиональный доход и постановка проблемы о необходимости его проведения:

  1. Предпосылки введения налога на профессиональный доход;

  2. Проблемы экономики, связанные с наличием большого количества официально не трудоустроенных граждан;

  3. Причины нахождения большого количества трудоспособного населения вне легального сектора экономики;

  4. Определение круга лиц, работающих «на себя»;

  5. Цели введения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»;

  6. От чего убережет самозанятых правильное начисление налога на профессиональный доход;

  7. Какие действия самозянятых предшествуют начислению налога на профессиональный доход?


3.

(25/)

Открытие новых знаний, развитие умений и компетенций.

Постановка проблемной ситуации и ее решение.

  1. Кто может считаться «самозанятым»;

  2. Какие доходы попадают под спецрежим;

  3. Каков лимит по доходам;

  1. Как рассчитывать и платить налог на профессиональный доход;

  2. Как стать плательщиком налога на профессиональный доход;

  3. Достоинства и недостатки нового налогового режима.

4.

(7/)

Подведение итогов урока в форме самоконтроля.

Взаимооценка выполненных расчетов и тестирования, и их обсуждение.

5.

(3/)

Рефлексия.

Выявить уровень сформированных ЗУН (самооценка):

  1. Я знаю, кто может считаться «самозанятым»;

  2. Я знаю, какие доходы попадают под спецрежим;

  3. Я знаю, каков лимит по доходам;

  4. Я понимаю, как рассчитывается и платится налог на профессиональный доход;

  5. Я знаю, как стать плательщиком налога на профессиональный доход;

  6. Я понимаю, достоинства и недостатки нового налогового режима.

6.

(2/)

Задание на дом:

  1. Создать интеллект–карту по изученной теме при помощи онлайн сервиса MindMeister.

  2. Подготовиться к выполнению практической работы «Определение налоговой базы и расчет суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет экономическими субъектами, применяющими специальные налоговые режимы».

  3. Задание творческого характера: составить синквейн на темы, связанные с материалом нашего урока по вашему выбору.



Преподаватель Калужина О.И.





Содержание и ход занятия:


Этапы учебного

занятия

Элемент занятия, содержание

учебного материала

Деятельность

преподавателя

Деятельность

студентов

1

2

6

7

I.Организационный момент (3 мин).

-приветствие присутствующих,

-проверка наличия студентов,

-готовность группы к занятию,


Приветствует студентов.


Приветствуют преподавателя.


II.Целеполагание;

-мотивация учебной деятельности

(5 мин).

-сообщение темы, цели и задач урока (тема урока на экране)

Проблемная ситуация. Критерии оценок.


Анализирует и оценивает степень готовности студентов к изучению нового учебного материала, готовность к реализации знаний на практике. Сообщает тему и план урока. Ставит проблемный вопрос.

Отвечают на поставленные вопросы, анализируют и дополняют ответы товарищей, совместно с преподавателем формулируют цель урока и задачи.

III.Открытие нового знания (25 мин.)

Постановка проблемной ситуации и ее решение.

Контролирует изучения нового материала в ходе активного взаимодействия.

Оформляют интеллект-карту, делают сообщения по теме урока, слушают докладчиков, задают вопросы.

IV.Применение нового знания

(7 мин)



Проверка освоения новых знаний, систематизация, закрепление, контроль.

Дает оценку работе группы в целом, оценивает работу каждого студента.

Проверяют работу товарищей, оценивают, проводят ситуационный анализ, тестовый контроль.

V.Подведение итогов занятия и рефлексия учебной деятельности (3 мин)

Подведение итогов работы каждого студента и группы в целом, выставление оценок. Определение уровня освоения знаний студентами.

Подводит итог урока и выставляет оценки. Оценивает уровень освоения материала.

Заполняют карточки рефлексии и самоценки

VI.Сообщение домашнего задания. (2 мин)

Сообщение домашнего задания.

Поясняет выполнение домашней работы

Записывают домашнее задание




Конспект урока на тему «Налог на профессиональный доход»



ОРГМОМЕНТ

Преподаватель:

Прозвенел уже звонок –
Начинаем наш урок.

Открываем все тетрадки,

В книжках нужные закладки.

На вопросы отвечаем,

Когда нужно – замолкаем.

В теме будем разбираться,

Главное – не отвлекаться!

Здравствуйте! Давайте и в самом деле начнем наш урок, который, надеюсь, пройдет увлекательно и интересно. Прошу садиться.


АКТИВАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня мне приснился удивительный сон, интересно ли вам будет узнать, о чем он? Да, ну тогда слушайте: «Жил да был сантехник Григорий и работал он как физическое лицо: чинил людям краны, устанавливал ванны и даже клал плитку. За свою работу он получал деньги с карты на карту. Перед каждым переводом он просил клиентов ничего не писать в назначении платежа, чтобы его не заподозрили «эти самые». Григорий правильно волновался: он ведь должен был платить 13% от своего дохода и подавать декларацию. А если он занимался ремонтами постоянно и это чуть ли не основной его доход, то лучше бы ему вообще стать ИП.

В год Григорий зарабатывал 360 тысяч рублей, за которые обязан был отчитываться и платить 46 800 рублей налога на доходы физических лиц. Он их, конечно, не платил. Он чинил кран.

И тут в комнату входит ФНС и говорит: «Григорий, плоти нологи» (так и говорит). Григорий посылает ФНС неодобрительные флюиды и ничего не платит, потому что это все сложно и отдавать 46 800 жалко. И тем более нет желания регистрироваться как ИП — с кассами, отчетами и штрафами. Тогда ФНС говорит: «Ладно, давай я тебе сделаю суперпростую систему, чтобы ты вообще не напрягался, главное — плати хоть немного».

Григорий смотрит на ФНС. ФНС смотрит на Григория. Слышно, как капает кран.

«Ладно», — говорит Григорий.

И придумала ФНС для григориев новый налог — на профессиональный доход.»

Скажите мне, пожалуйста, о чем же был мой сон?

(Даются варианты ответов)

Правильно, о налогообложении профессиональной деятельности для самозанятых. А так как вы уже без пяти минут дипломированные экономисты, то давайте в связи с этим попробуем сформулировать тему нашего сегодняшнего занятия. Итак, темой нашего занятия будет: Налог на профессиональный доход. Правильно, молодцы!

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕЙ. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Ну что ж продумайте и попробуйте сформулировать цель нашего занятия, учитывая, что оно у нас направлено на открытие новых знаний и развитие умений. Правильно, мы должны сегодня сформировать понятие «Налог на профессиональный доход» и научиться его рассчитывать.

Когда-то вице-премьер Ольга Голодец сказала. Цитата. «У нас на рынке труда накопилась масса негативных явлений. В России из 86 млн граждан трудоспособного возраста только 48 млн работают в секторах, которые нам видны и понятны. Где и чем заняты все остальные, мы не понимаем».

Скажите, пожалуйста, какую серьезную экономическую проблему озвучила Ольга Голодец?

(Варианты ответов студентов)

Совершенно верно. У государства нет подтвержденной информации о том, чем занимаются более 30 миллионов трудоспособных граждан России, которые не работают по трудовым договорам и не ведут легальный бизнес. Понятно, что в условиях рыночной экономики все эти лица заняты какой-то деятельностью, которая приносит им доход. При этом сами граждане становиться на учет как ИП и платить налоги не спешат.

Каковы же причины возникновения этой проблемы?

(Варианты ответов студентов)

  • Высоким уровнем безработицы;

  • Финансовой нагрузкой на работодателей по выплате страховых взносов, из-за чего они стремятся нанимать нелегальных работников или доплачивать зарплату в конвертах;

  • Значительными суммами обязательных фиксированных взносов ИП за себя (в 2020 году – минимум 40 874 рубля), которые надо платить, даже если дохода от бизнеса нет;

  • Постоянным изменением пенсионного законодательства и отсутствием гарантии достойной пенсии. Неравномерным уровнем занятости и зарплат по России, из-за чего во многих регионах люди вынуждены просто выживать любым путём.

С 1 января 2019 года в России появится новый налоговый режим — налог на профессиональный доход. Он призван вывести из тени тех, кто работает на себя и не платит налоги, потому что это дорого и тяжело. Заодно на эту систему налогообложения могут перейти те, кто легализовался как ИП, но для кого текущая нагрузка тяжеловата и кому хотелось бы ее снизить.

Хорошо, тогда с учетом поставленной проблемы – необходимости легализации предпринимательской деятельности и уплаты налогов государству нескольких миллионов трудоспособных граждан, давайте подумает, какие задачи в данной ситуации нам нужно будет с вами решить:

  • определять плательщиков налога на профессиональный доход;

  • определять виды деятельности, подпадающие и не подпадающие под налогообложение налогом на профессиональный доход;

  • учитывать доходы, с которых платится налог;

  • начислять и перечислять налог на профессиональный доход;

  • регистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход;

  • применять на практике нормативно-правовые документы в этой области.

Как вы думаете, в чем актуальность нашей темы? Какой совет мы могли бы дать сантехнику Григорию из моего сна? Ответы на эти вопросы мы постараемся найти в ходе занятия.

Критерии оценки за урок:

Оценка «5» - ставится в том случае, если: студент обнаруживает верное понимание сущности экономических явлений, законов и теорий, понятий. Правильно составляет интеллект-карту и таблицу, соответствующие ответу, сопровождает высказывания новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении ситуационного анализа, при решении тестовых заданий, может установить связь между изучаемым материалом по модулю, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» - ставится, если ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на «5», но студент не использует свой план ответа, новые примеры, не применяет знания в новой ситуации, не использует связи с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «3» - ставится, если большая часть ответа удовлетворят требованиям к ответу на «4», но в ответе обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, студент умеет применять полученные знания при решении практических задач.

Оценка «2» - ставится, если студент не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы.

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Когда-то Артур Конан Дойль написал. Цитата: Наша память похожа на чердак, и чтобы выуживать из нее вовремя все самое необходимое, крайне важно забывать все лишнее.

Скажите, пожалуйста, что имел в виду знаменитый писатель, и с помощью какой эффективной методики мы сможем на уроке изучить новый материал, закрепить и обобщить его?

(Ответы студентов)

Правильно, в этом нам поможет метод ментальных или интеллект-карт, который мы будем использовать на нашем уроке для конспектирования учебного материала и дальнейшей работы с ним.

Как вы помните, интеллект-карта представляет собой древовидную схему, на которой изображены слова, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия. Основное понятие располагается в центре, главные ветви соединяются с центральным понятием, а ветви следующих порядков соединяются с главными. Они имеют изогнутую форму, над каждой ветвью пишется одно ключевое слово. Создание и чтение карты производится по часовой стрелке, начиная от правого верхнего угла. Используйте печатные буквы, слова пишите горизонтально. Используйте цветные карандаши, маркеры, используйте рисунки и ассоциации о каждом слове.

На уроке попрошу внимательно слушать информационные сообщения товарищей, вести записи в интеллект-карте и задавать вопросы по занятия, чтобы полностью освоить новый материал.

Итак, мы начинаем!

Запишите, пожалуйста, тему урока и фамилию в интеллект-карте.

Давайте вспомним ситуацию из моего сна. Попробуем в ней разобраться.

С 2019 года в России был новый специальный налоговый режим - налог на профессиональный доход для самозанятых лиц – предпринимателей и простых граждан, ведущих незарегистрированный бизнес.

Что необходимо для того, чтобы налог считался установленным?

Налог считается установленным лишь в том случае, когда законодательно определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;

  • налоговая база;

  • налоговый период;

  • налоговая ставка;

  • порядок исчисления налога;

  • порядок и сроки уплаты налога.

Так давайте же выясним, кто платит налог на профессиональный доход и каковы его элементы. Прошу внимания и не забывайте заполнять интеллект-карты.

Сообщение студента «Законодательная база налога на профессиональный доход» (Налог на профессиональный доход установлен Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»».)

Сообщение студента «Налогоплательщики налога на профессиональный доход» (Платить этот налог могут физические лица — граждане РФ и других стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), в том числе индивидуальные предприниматели, которые получают профессиональный доход на территориях «экспериментальных» регионов.

Профессиональный доход — это доход от деятельности, при ведении которой у физлица нет работодателя и наемных работников, оформленных по трудовым договорам. Кроме того, к проф. доходам относятся доходы от использования имущества.

Физлиц, которые получают профессиональные доходы, обычно называют самозанятыми гражданами. Примером могут служить помощники по хозяйству, садовники, кондитеры, которые занимаются выпечкой на дому, владельцы квартир, сдаваемых в аренду.)

Сообщение студента «Кто не вправе применять специальный налоговый режим». (Самозанятые граждане лишены права на уплату НПД, если они занимаются следующими видами бизнеса:

    • реализация подакцизных товаров и изделий, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;

    • перепродажа товаров, имущественных прав (за исключением продажи имущества, которое использовалось для личных, домашних и иных подобных нужд);

    • добыча и (или) реализация полезных ископаемых;

    • посреднические услуги на основании договоров поручения, комиссии или агентских договоров (за исключением случаев, когда посредник применяет ККТ, зарегистрированную доверителем, принципалом или комитентом);

    • услуги по доставке товара и приему денег от покупателя (за исключением случаев, когда применяется ККТ, зарегистрированная продавцом товара).

Преподаватель:

Есть ли вопросы к докладчикам?

Что вы написали в интеллект-карте в центре листа? НПД – налог на профессиональный доход.

На основе какого документа установлен налог на профессиональный доход? На основе Федерального закона № 422 от 27.11.2018.

Кто же является плательщиком НПД? Физические лица и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим.

Назовите граждан, не имеющих права переходить на уплату НПД? Не смогут платить физлица и ИП, которые занимаются чем-то из этого списка:

  • Продажа подакцизных товаров и тех, которые нужно обязательно маркировать.

  • Перепродажа товаров и имущественных прав.

  • Добыча и продажа полезных ископаемых.

  • Договоры поручения, комиссии или агентские.

  • Курьеры и водители, которые при доставке принимают деньги у покупателей и потом передают их продавцам. Использовать режим им можно, только если продавец применяет кассу и пробивает покупателю чек.

Все успевают корректировать интеллект-карты?

Сообщение студента «Ограничение по сумме доходов». (Платить НПД вправе лишь те физлица, чьи профессиональные доходы в текущем календарном году не превысили 2,4 млн. рублей. Ограничение действует и в том случае, если в начале года гражданин еще не был плательщиком данного налога, но уже имел проф. доходы. В такой ситуации перейти на уплату НПД можно только при условии, что ранее полученные профессиональные доходы не превысили указанного значения.

Соответственно, как только доходы плательщика НПД окажутся больше установленного лимита, право на уплату этого налога теряется.

Возврат к данному налоговому режиму возможен лишь в следующем году, когда отсчет проф. доходов начнется с нуля. Добавим, что по Закону № 422-ФЗ величина дохода в 2,4 млн. рублей не может быть пересмотрена в сторону уменьшения вплоть до 31 декабря 2028 года.)

Сообщение студента «Объект налогообложения налогом на профессиональный доход». (Налог на профессиональный доход нужно платить со всех доходов, которые поступают именно в рамках профессиональной деятельности. Не со всех поступлений на карту, не со всех переводов, а только с выручки от клиента. 

Оплата за маникюр, логотип или наем квартиры — облагается этим налогом.

Перевод от мамы, зарплата на работе или заем от друга — не облагаются этим налогом.

Вот список доходов, которые могут поступать на ту же карту, но с них нельзя платить 4%:

  • Зарплата по трудовому или гражданско-правовому договору.

  • Продажа личного имущества: старого Айфона, дивана или свадебного платья.

  • Деньги от продажи недвижимости или машины.

  • Доходы в натуральной форме — например, при расчете по бартеру.

  • Передача имущественных прав на недвижимость и уступка прав требований. Например, продажа квартиры в новостройке.

  • Продажа долей в уставном капитале.

  • Деньги за работу арбитражных управляющих, оценщиков, нотариусов, адвокатов и медиаторов.

В таких случаях нужно платить другие налоги или работать на других режимах. Налог на профессиональный доход не подойдет. Даже если зарегистрироваться, налоговая обнаружит несоответствие и аннулирует регистрацию.)

Сообщение студента «Налоговая база». (Налоговой базой признается денежное выражение дохода, являющегося объектом налогообложения).

Сообщение студента «Налоговый период». (Налоговый период — календарный месяц.)

Сообщение студента «Налоговые ставки». (Налог на профессиональный доход можно платить по таким ставкам:

4% — если принимаете деньги от физлиц;

6% — если оплата приходит от ИП и компаний.

Один и тот же человек может принимать деньги и от людей, и от фирм. Просто налог с каждого поступления будет начисляться по разным ставкам.)

Сообщение студента «Порядок исчисления и уплаты налога». (Сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета.

Не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, налоговый орган уведомляет налогоплательщика о сумме налога через мобильное приложение "Мой налог".

Не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом необходимо уплатить налог.)

Сообщение студента «Налоговый вычет». (Плательщикам налога на профессиональный доход полагаются вычеты в сумме не более 10 000 руб. Рассчитывается вычет так. Если вы платите налог по ставке 4%, сумма вычета равна 1% от налоговой базы. Если применяете ставку 6%, вычет составит 2% от налоговой базы.  При этом сумму вычета налогоплательщику самостоятельно вычислять не нужно. Вычет определяет налоговая инспекция.)

Сообщение студента «Налоговая декларация». (Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не предоставляется).

Плательщики налога на профессиональный доход не обязаны подавать налоговые декларации. Зато они должны информировать налоговую инспекцию о полученных доходах, то есть обо всех расчетах. Для этого разработали мобильное приложение «Мой налог». Через приложение можно зарегистрироваться в качестве плательщика налога на профессиональный доход, а также сняться с регистрации.

Налоговики через приложение "Мой налог" информируют вас о сумме налога к уплате. Также вы можете перечислить нужную сумму в бюджет через это приложение.

О том, как же использовать новый специальный налоговый режим, предлагаю посмотреть видеоролик «Как платить налог на профессиональный доход для самозанятых» (2м 18 с).

Как бы вы ответили на вопрос: новый налог — это хорошо или плохо? Предлагаю разбиться на пары и привести примеры достоинств и недостатков нового налогового режима. Результаты обсуждений занесите в таблицу.

(Ответы студентов)

Плюсы НПД

Минусы НПД

1. Для регистрации в качестве самозанятого лица достаточно просто скачать и установить мобильное приложение «Мой налог» на сайте nalog.ru. Через это же приложение у самозанятых происходит и обмен информацией с ИФНС.

2. Отсутствие необходимости предоставлять в ИФНС налоговые декларации. Расчет и начисление платежей осуществляют налоговые инспекции самостоятельно на основании данных, которые предоставляет налогоплательщик через программу «Мой налог».






3. Льготные ставки налогообложения по сравнению с другими специальными налоговыми режимами.







4. Переход на спецрежим для действующих ИП возможен в любой день месяца. Но будьте внимательны, при переходе ИП с применяемой ранее системы налогообложения УСН, ЕНВД или ЕСХН в ИФНС вам необходимо будет подать заявление о снятии вас с учета в качестве плательщика данных режимов.


5. Возможность воспользоваться налоговым вычетом в размере 10 тысяч рублей.

Как он действует: при исчислении налога по ставке 4% сумма вычета определена в размере 1% от дохода, при исчислении налога по ставке 6% сумма вычета составляет 2% от дохода.

Пример № 1: Ставка налога 4%. Получен доход 100 тыс. рублей. Вычет составляет 1% или 1 тыс. руб. Сумма налога к уплате 3 960 рублей: ((100 тыс. руб. — 1 тыс. руб.) х 4%)).

Пример № 2: Ставка налога 4%. Получен доход 1 млн 100 тыс. рублей.

Возможный вычет 11 тыс. рублей: (1 млн. 100 тыс. руб. х 1%), но воспользоваться вычетом можно только в пределах 10 тыс. руб. Поэтому, сумма налога к уплате в данном случае составит 43 600 рублей: ((1 млн. 100 тыс. руб. — 10 тыс. руб.) х 4%).


6. На НПД также предусмотрена обязанность выдавать клиентам чеки, но чеки самозанятые формируют в приложении «Мой налог» и затем передают покупателю в бумажном или электронном виде. Таким образом, любой человек работающий на этом спецрежиме освобожден от обязанности приобретать кассовый аппарат.


1. Самозанятым лицам запрещено иметь работников. И если физлицам (репетиторы, няни и др.) это и не важно, то ИП чаще всего нуждаются в наемных сотрудниках.




2. Самозанятые освобождены от обязательной уплаты пенсионных взносов за период применения спецрежима, а это значит, что страховой стаж не начисляется, если только самозанятые граждане не будут уплачивать пенсионные взносы в добровольном порядке. Отсутствие взносов в дальнейшем скажется на размере пенсии при наступлении пенсионного возраста.



3. Если в случае освобождения от обязательной уплаты пенсионных взносов самозанятые вправе уплачивать их добровольно, то в случае уплаты взносов в ФСС добровольная уплата не предусматривается, это означает, что пособий из ФСС ждать не приходится.


4. Нельзя уменьшать полученные доходы на расходы.









5. Для ИП совмещать НПД наряду с другими налоговыми режимами запрещено.


6. Физлица и ИП не вправе применять НПД в случаях:

  • реализации подакцизных товаров и товаров, подлежащих обязательной маркировке;

  • при перепродаже товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;

  • при добыче и (или) реализации полезных ископаемых;

  • при посреднических услугах на основании договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров;

  • при услугах по доставке товаров с приемом (передачей) платежей за указанные товары в интересах других лиц, за исключением оказания таких услуг при условии применения налогоплательщиком зарегистрированной продавцом товаров контрольно-кассовой техники при расчетах с покупателями (заказчиками) за указанные товары в соответствии с действующим законодательством о применении ККТ.


ПРИМЕНЕНИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Итак, для закрепления нового материала давайте вернемся к ситуации с сантехником Григорием и попробуем определить расчетным путем, насколько выгодно будет ему применить новый налог на профессиональный доход для налогообложения своей профессиональной деятельности.

Примем (условно), что Григорий в месяц получает от клиентов – физических лиц 30 000 рублей.

Первый вариант – Григорий перешел на спецрежим для самозанятых. Сумма доходов 30 000 рублей. Вычет – 300 рублей (30 000* 1%). Сумма налога – 900 рублей (30 000 *4% - 300).

Второй вариант – при общем режиме Григорий заплатит с доходов НДФЛ по ставке 13% - 3900 рублей (30 000*13%). Кроме того, он обязан платить фиксированные страховые взносы.

Давайте проанализируем очевидную выгоду уплаты нового налога для нашего Григория: не нужно платить НДФЛ, а оформив самозанятость, платить небольшой налог (экономия – 3 000 рублей в месяц (условно)), не нужно покупать и регистрировать онлайн-кассу, отменяются страховые взносы во внебюджетные фонды, при сохранении права бесплатного получения медицинской помощи (40% нового налога перечисляется в фонд медицинского страхования), пенсию можно сформировать самостоятельно и не нужно сдавать никакой отчетности.

А теперь предлагаю вам поработать в командах, провести ситуационный анализ, определить алгоритм достижения намеченной цели и решить поставленную задачу в ситуации с расчетом налога на профессиональный доход.

Ситуационный анализ: определите налог на профессиональный доход, если известно, что гражданин Умников сдающий квартиру в аренду за 40 000 рублей в месяц, зарегистрировался в качестве плательщика по новому спецрежиму в январе 2020 г.

Каковы будут последствия для данного гражданина, если он не передаст вовремя сведения о поступлениях за аренду за январь? Если он допустит повторное нарушение?

(Ответ: для гражданина Умникова действуют: тариф спецналога - 4 процента; сумма спецналога до вычета – 1600 р. (40 000 р. х 4%); тариф вычета – 1 процент, но не более 10 000 р.; сумма вычета – 400 р. (40 000 р. х 1%); итоговая сумма платежа – 1200 р. (1600 р. – 400 р.).

Если в 2020 г. исправно платить спецналог по действующим в этот период тарифам, и вовремя передавать информацию в инспекцию, то штрафа не будет. Если же не передать информацию в инспекцию или сделать это с опозданием, то налоговики оштрафуют на 20 процентов от суммы денежного расчета. Минимума или максимума по величине штрафа не установлено.

Штраф составляет 8000 р. (40 000 р. х 20%). Повторное нарушение приведет к увеличению штрафа – оно составит полную сумму незарегистрированного платежа.)

Прошу капитанов команд оценить результативность проведенного анализа.

Давайте проведем контроль знаний в виде тестирования с взаимоконтролем. Предлагаю вам ответить на 11 вопросов теста «Налог на профессиональный доход». Можете воспользоваться составленной вами интеллект-картой.

Поменяйтесь с партнером ответами. Эталон ответов можете видеть на экране. Прошу вас выставить оценки по следующим критериям: 5 баллов - 10-11правильных ответов, 4 балла – 8 - 9 правильных ответов, 3 балла – 6 - 7 правильных ответов.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ И РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А теперь хочу узнать ваше мнение по нескольким вопросам, чтобы в дальнейшем скорректировать нашу совместную работу:

  • Как бы вы назвали урок?

  • Что было самым важным на уроке?

  • Зачем мы сегодня на уроке?

  • Какова тема сегодняшнего урока?

  • Какова цель урока?

  • Мы решили задачи, поставленные вначале?

  • Чему посвятим следующий урок?

  • Какая задача будет стоять перед нами на следующем уроке?

  • Что для вас было легко (трудно)?

  • Довольны ли вы своей работой?

  • За что хотите похвалить себя или кого-то из одногруппников?

Спасибо, попрошу вас всех выразить свое эмоциональное отношение к проведенному уроку. (Раздаются карточки рефлексии)

А пока я просматриваю ваши карточки, прошу записать домашнее задание к следующему уроку:

1. Создать интеллект–карту по изученной теме при помощи онлайн сервиса MindMeister.

2. Подготовиться к выполнению практической работы «Определение налоговой базы и расчет суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет экономическими субъектами, применяющими специальные налоговые режимы».

3. Задание творческого характера: составить синквейн на темы, связанные с материалом нашего урока по вашему выбору.

В качестве творческой составляющей предлагаю составить синквейн на следующие темы по вашему выбору: профессиональный доход, самозанятый, налоговые вычеты, уплата налога, налогоплательщик и т.д.

Что такое синквейн. Правила составления синквейна.

В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Составляя синквейн, вы можете обращаться к тексту содержания изучаемой темы.

Итоги и оценки за урок следующие:

Благодарю всех за участие! Успехов вам!











Приложение 1



Лист самооценки

ФИО________________________________________________________

п/п

Деятельность на уроке

Сумма баллов

Самооценка


Оценка преподавателя

1.

Выступление с сообщением

Да – 1 б.

Нет – 0 б.



2.

Ответы на проблемные вопросы

Да – 1 б.

Нет – 0 б.



3.

Проведение ситуационного анализа

Задача решена правильно – 5 б.

Задача решена частично – 3 б.

Решение отсутствует – 0 б.



4.

Тестирование

Правильных ответов 10-11 – 5 б.

8-9 – 4 б.

6-7 – 3 б.



5.

Построение интеллект-карты

Оформил полностью – 2 б.

Доработаю дома – 1б.

Не справился – 0 б.



6.

Оформление интеллект-карты

Применил цветовое и художественное оформление – 2 б.

Доработаю дома – 1б.

Не справился – 0б.




Итоговая оценка урока

14-16 баллов – «5»

11-13 баллов – «4»

9-10 баллов – «3»




Приложение 2

Лист рефлексии «Сотрудничество»

Внимательно прочитайте приведенные ниже утверждения и отметьте знаком V, насколько вы согласны с данным утверждением.

Утверждение


Абсолютно согласен

Согласен

Частично согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую в выполнении всех заданий группы






Я внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы






Если я не согласен с чем-то, я не спорю, а предлагаю другое решение






Я помогаю участникам группы, когда они нуждаются во мне






Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними






Когда мы сталкиваемся с проблемами, я стараюсь искать выход, а не предлагаю прекратить работу






Я стараюсь услышать прежде всего то, что участник группы хочет предложить, а не ищу ошибки в его или ее высказывании








Приложение 3

Сводная ведомость оценок за урок

п/п

ФИО студента

Количество баллов

Оценка за выполнение задания (урок)

1




2




3




4




5




6





И т.д.





Приложение 4

Тест «Налог на профессиональный доход»


1. Система налогообложения в виде налога на профессиональный доход может применяться в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

а) оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью более 150 кв. м;

б) добычи или реализации полезных ископаемых;

в) оказания бухгалтерских услуг.


2. Система налогообложения в виде налога на профессиональный доход для отдельных видов деятельности:

а) применяется наряду с общей системой налогообложения;

б) не применяется наряду с общей системой налогообложения;

в) применяется наряду с упрощенной системой налогообложения.


3. Уплата налога на профессиональный доход предусматривает замену

уплаты:

а) налога на доходы физических лиц;

б) налога на имущество;

в) налога на землю.


4. Объектом налогообложения для применения налога на профессиональный доход признается:

а) физический показатель, умноженный на корректирующие коэффициенты;

б) доход от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав);

в) базовая доходность, умноженная на корректирующие коэффициенты.


5. Налоговой базой для исчисления суммы налога на профессиональный доход признается:

а) физический показатель;

б) денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения;

в) величина вмененного дохода, умноженная на соответствующую налоговую ставку.


6. Величина налога рассчитывается как:

а) произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и корректирующих коэффициентов;

б) произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности;

в) произведение налоговой ставки и налоговой базы, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета.


7. Налоговым периодом по налогу на профессиональный доход признается:

а) календарный год;

б) первый квартал, полугодие, девять месяцев, год;

в) месяц;

г) квартал.


8. Ставка единого налога устанавливается в размере:

а) 10% величины вмененного дохода;

б) 15% базовой доходности;

в) 15% величины вмененного дохода;

г) 4% и 6% доходов соответственно от физлиц или от юр. лиц и ИП.


9. Уплата налога на профессиональный доход осуществляется налогоплательщиком по итогам налогового периода:

а) не позднее 10-го числа первого месяца следующего налогового периода;

б) не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода;

в) не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода;

г) не позднее 25-го числа каждого месяца.


10. Налоговая декларация по итогам налогового периода представляется налогоплательщиками в налоговые органы:

а) не позднее 20-го числа первого месяца, следующего налогового

периода;

б) не позднее 25-го числа первого месяца, следующего налогового

периода;

в) в сроки, установленные для сдачи бухгалтерской отчетности;

г) не предоставляется


11. Порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичных формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации, налогоплательщики налога на профессиональный доход:

а) не обязаны соблюдать;

б) обязаны соблюдать;

в) могут соблюдать в соответствии с учетной политикой.



Приложение 5

Пример заполнения интернет-карты в программе Mind meister

Список основной литературы:

  1. Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход"

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. – М., «Фетида», 2020 г.

  3. «Как перейти на новый спецрежим — инструкция в картинках», Журнал «Главбух» № 3, февраль 2019 год.

  4. «Эффективное использование метода интеллект–карт на уроках»: Методическое пособие. Авторы-составители: В.М. Воробьева, начальник отдела доп. образования детей, Л. В. Чурикова, методист отдела подготовки кадров, Л. Г. Будунова, методист отдела подготовки кадров, - М.: ГБОУ «ТемоЦентр», 2013. - 46 с. с ил.



Электронная поддержка образовательного процесса:

  1. На что могут рассчитывать самозанятые: новые возможности в 2020 году - https://kontur.ru/articles/4818

  2. Специальный налоговый режим для самозанятых распространен на всю страну - http://duma.gov.ru/news/48188/

  3. Самохина В. М. Применение интеллект-карт в обучении // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 598-600. — URL https://moluch.ru/archive/133/37192/ (дата обращения: 31.03.2020).

  4. Метод интеллект-карт - https://mel.fm/blog/dmitry-loginov/74281-metod-intellekt-kart

  5. Логинов Д. А. Тьюторское сопровождение образовательного процесса: учебно-методическое пособие / Д. А. Логинов. — Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2017. — 88 с. ISBN 978-5-9980-0350-9 https://elibrary.ru/item.asp?id=35008069

  6. Видео: «Как платить налог на профессиональный доход для самозанятых»

https://www.youtube.com › watch







Преподаватель: Калужина Ольга Игоревна

Мультимедийная презентация к уроку