СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока письма (5-6 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка будет полезна учителям русского языка и литературы. Урок был опробован в 5 и 6 классе! В настоящее время дети не знают, как написать письмо, как оформить конверт. В данном уроке будут рассмотрены такие понятия: "адресат" и "адресант", эпистолярный жанр

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока письма (5-6 класс)»

Региональный этап Всероссийского конкурса

«Лучший урок письма-2018»

 

  







НОМИНАЦИЯ:

«Лучшая методическая разработка проведения Урока письма»

 




 

 

 

Методическая разработка урока письма в 5 классе

 

 





  

Подготовила:

Федорович Алёна Геннадьевна,

 учитель русского языка и литературы

 Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

казачья средняя общеобразовательная

школа №19 г.Пятигорска

 

 

 

 

  





Методическая разработка урока развития речи по теме:

«Письмо»

ЦЕЛИ УРОКА:

1. Образовательная. Познакомить учащихся  с жанром письма как древнейшим средством общения людей и его основными современными разновидностями; со структурой письма и правилами его написания; с правилами заполнения конверта.

2. Развивающая. Развивать интерес к эпистолярному жанру, навыки критического мышления учащихся (самостоятельное мышление, умение анализировать языковый материал, обобщать, делать выводы).

3. Воспитательная. Воспитывать уважение к ценностям родного языка.

4. Здоровьесберегающая. Создать условия для успешного усвоения нового материала, выбрать средства обучения с учётом психофизиологических особенностей.

КЛАСС: 5

ОБОРУДОВАНИЕ: мультимедийная презентация, доска, ноутбук, проектор.

ВИДЫ РАБОТ: наблюдение над языковым материалом, словарная работа (работа по словарям), слово учителя, сообщения учащихся, беседа, работа с раздаточным материалом, самостоятельная творческая работа по составлению частного письма.

НАГЛЯДНОСТЬ: раздаточный материал: письма на отдельных листах, конверты, словари Ожегова, Даля, Ушакова, словарь иностранных слов.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: история.


Ход урока


I. Организационный этап. «Минутка приятных воспоминаний»

- Здорово дневали!

п/о Слава Богу!

- Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и, как вы знаете, в любом деле главное – доброе начало.   

- Итак, мы начинаем урок.  Запишите в тетрадях число, классная работа. Тему урока мы определим с вами вместе и запишем немного позже, оставьте одну строку.

II. Введение в тему и зрительное  восприятие  языкового материала для наблюдения. «Стадия вызова». Актуализация знаний учащихся.

1.Знакомство с текстами писем

            - Ребята, у каждого на парте лежат тексты. Предлагаю вам рассмотреть их.

(Учащиеся рассматривают два письма: одно – написано на грязной, мятой бумажке, с полным отсутствием знаков препинания, второе – на чистом листе бумаги, написанное грамотно и аккуратно, содержащее определенную информацию.)

1

Писать тебе полный крутяк. Давно не видились. Надеюсь что сейчас у тебя всё ништяк. Чё нового? Я сейчас в Питере со своим другом вчера рано утром мы вернулись с Москвы. Я очень устала но счастлива и у меня все хорошо.
Вчера мы были в Москве, на каком-то фестивале. Это было так весело. В час дня на улице уже было очень много людей а парад начался в два часа дня. Множество людей и дети и взрослые были одеты в яркую красивую одежду они танцевали и пели под традиционную музыку это было замечательное зрелище. Жду ответа!

2

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

                                                                                                  Любящий тебя сын.

 

III. Организация наблюдения над материалом.

1. Эвристическая беседа.

- Кто может сказать, как называется текст, который вы прочитали?

п/о Письма.

- Как вы думаете, с какими чувствами человек, получивший эти письма, будет их читать?

п/о Первое вызывает отвращение и нежелание его читать уже при получении, второе заставляет дочитать до конца и написать ответ!

- Умеете ли вы на самом деле писать письма?

п/о да.

- К какому жанру можно отнести 2 текст?

п/о Перед вами письмо Н.А.Островского к своей матери.

- Каким чувством проникнуто это письмо?

п/о Письмо полно заботы, тепла и ласки.

           - Назовите обращения, которые вы увидели в данном тексте? Как они выделены?

п/о Милая мама! Моя родная, мамочка, милая мама, моя славная труженица.

Восклицательный знак и запятые.

2. Метод смысловых ассоциаций.

          - Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «письмо»?

- Запишите  ассоциативный  ряд к этому слову в  тетради (дети пишут в тетрадях цепочку ассоциаций).

- Назовите свои ассоциации. Прокомментируйте их. Почему определенные слова так  часто звучали в ваших ответах?

Обратите внимание на экран и выпишите слова, которых у вас нет в тетрадях. (Слайд 3).


3. Словарно-лексическая работа.

-Что такое письмо? На этот вопрос вы ответите, используя словари (Работа по словарям)

- Запишите у себя в тетрадях определение слова «письмо» (Слайд 4).

- Что вы заметили? Однозначным  или многозначным является это слово?

- Итак, письмо – это эпистолярный жанр речи, оно составляется и направляется адресату с целью сообщить ему что-либо, уведомить о чем-либо, поддержать с ним общение и т.д.

- Что такое эпистолярный жанр? (Слайд 5).

п/о это жанр письма.

Эпистола (лат.) – литературное произведение, обычно в форме письма, где излагаются суждения автора по поводу определенного предмета.

- А как вы считаете, для чего нам нужно знакомиться с эпистолярным жанром, ведь в век электронной почты и мобильной связи этот жанр становится неактуальным. С этим трудно спорить, но скажите, вы любите получать письма от родных и близких? Вам нравится их читать?

-А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам?

п/о Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком.

- Какие виды писем вы знаете? Запишем в виде схемы (Слайд 6).

- Зачем нужно писать письма? Кому обычно они адресованы?

п/о Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

  IV. Формулирование темы и запись в тетради. 

- Ребята, давайте вместе с вами сформулируем  тему нашего урока. Как же она будет звучать? 

п/о Письмо. (Запись темы урока в тетради: Письмо). (Слайд 1,6).

- Вернёмся к определению слова «письмо». Какое из них больше подойдёт к нашему сегодняшнему уроку? Запишите тему урока.

V. Целеполагание.

- Итак, тема нашего урока: «Письмо».

- А как вы думаете,  что нужно знать  о письме? Чему мы должны научиться на уроке? (Ответы учащихся)

- Итак, сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с историей эпистолярного жанра, научиться правильному оформлению письма и конвертов. (Слайд 2,7).

- Писать письма - большое искусство, которому надо учиться с детства. Сегодня мы сделаем первый шаг в обретении этого умения.

VI. Организация самостоятельных выводов учащихся и сравнение их с таблицей, выведенной на экран. «Стадия осмысления нового материала»

1. Беседа «Особенности написания письма».

- Письмо. Существует ли  сейчас это средство общения в современном обществе? В какой форме?

- А как вы думаете, есть ли правила написания письма?

Знакомство с правилами оформления письма. (Правила оформления раздаются каждому ученику) (Слайд 9).

- Как вы думаете, почему сейчас люди все реже пишут письма?

п/о Письменное общение заменили нам телефоны и компьютеры. Даже по праздникам все реже стали мы получать красивые открытки.

- Несомненно, современные технологии далеко ушли вперед! В наше время люди стали редко писать письма, чаще стали пользоваться СМС-ками, телефон, к сожалению, заменил бумагу и перо. Безусловно, это очень удобный способ связи, а главное, быстрый. Как вы считаете, могут ли телефоны, планшеты и компьютеры заменить  общение через письма? (Ответы учащихся)

2. Сообщение учащегося (учащийся рассказывает заранее подготовленное сообщение по теме: «Современные средства переписки»).

С изобретением телеграфа (1832г.), телефона (1876г.) и радио (1895г.) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей.

Дату 29 октября 1969 года принято считать днем рождения Интернета.

В 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети.


- Ребята, а скажите, можно ли письмо назвать документом?

п/о Да, можно

- Действительно, любое письмо – это документ. А каждый документ имеет свое построение, свой определенный образец.

- А как построено письмо? Из каких частей оно состоит? (Ответы учащихся)

- Сейчас у себя в тетрадях запишите композицию письма. (Слайд 10,11).

3. Работа с таблицей «Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме»

Давайте обратимся к таблице (раздаточный материал). У каждого из вас лежат карточки с табличками. Сейчас рассмотрим все композиционные части письма подробнее.


Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного» (послесловие), это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 


- А какие новые слова вы увидели в данной таблице?

п/о Адресат и адресант (Слайд 12).

4. Словарно-лексическая работа.

VII. Знакомство с правилами заполнения конверта.

- При отправлении того или иного письма, что обычно используют?

п/о Конверт.

- Для того чтобы Ваше письмо было доставлено вовремя  получателю,  необходимо адресные данные адресата и отправителя  на всех видах конвертов  указывать правильно. (Слайд 13).

Правила заполнения конверта

в верхнем левом углу указаны данные отправителя (от кого, откуда);

в правой нижней части – реквизиты получателя (кому, куда):

наименование адресата (Фамилия, имя, отчество/организация и др.);

название улицы, номер дома, номер квартиры;

название населённого пункта (города, посёлка и т.д.);

название района;

название края, республики;

название страны,

почтовый индекс.

- Адрес на конверте – простое предложение с однородными членами, поэтому слова должны разделяться друг от друга запятыми, а после сокращений ставится точка. На конверты сотрудниками почты наклеиваются почтовые марки.

- Теперь вы сможете отправить письмо, которое вовремя дойдёт до адресата.

 1. Творческая работа  «Пишу письмо маме»

- Писали ли  вы когда-нибудь письма?

- Кому они были адресованы?

В течение  пяти минут напишите  письмо своей маме. Не забудьте про тон обращения! (Учащиеся по желанию читают свои письма вслух)

2. Практическая работа. Заполнение конверта

Вам необходимо заполнить конверт, в котором вы отправите написанные мамам письма. На столе у каждого лежит конверт, который учащиеся заполняют самостоятельно, затем организуется взаимопроверка в парах, каждый из вас сможет быть экспертом.

VIII. Организация первичного узнавания и определения тона обращения.

- Обратимся к анализу  частей. Обращение к адресату задает тон всему письму. Поэтому обращение может быть дружеским, официальным, фамильярным. По нему мы судим об отношении адресанта к адресату.

В каждой группе свой вариант. Обсудите в группе, готовность  покажете сигнальной карточкой.

  1. Задание, для работы в парах (раздаточный материал)

  Определите тон обращения:

1 группа. Дорогие английские друзья! Пишет вам Саша Иванов (дружеское).

2 группа.  Уважаемый товарищ Иванов! Просим Вас... (официальное).

3 группа. Привет, Чиж! Пишет тебе твой друг Фока (фамильярное).

IX. Рефлексия.

1. Вспомните всё, о чём шла речь на уроке, и напишите письмо учителю на тему «Что нового я узнал на уроке?» (это пятиминутное письменное задание помогает учащимся подытожить свои знания по теме и даёт учителю представление о восприятии темы школьниками).

Через 5 минут 3-4 ученика читают работы вслух, по мере необходимости им могут быть заданы одноклассниками вопросы.           

X.  Организация объяснения домашнего задания. 

Напишите письмо другу, учителю, солдату в армию, президенту, губернатору, мэру, герою фильма, мультфильма  или любимого  произведения  и  т.д.). (Слайд 14).

XI. Оценивание результатов работы на уроке.

 

 

 

 

Приложение 1.











Писать тебе полный крутяк. Давно не видились. Надеюсь что сейчас у тебя всё ништяк. Чё нового? Я сейчас в Питере со своим другом вчера рано утром мы вернулись с Москвы. Я очень устала но счастлива и у меня все хорошо.
Вчера мы были в Москве, на каком-то фестивале. Это было так весело. В час дня на улице уже было очень много людей а парад начался в два часа дня. Множество людей и дети и взрослые были одеты в яркую красивую одежду они танцевали и пели под традиционную музыку это было замечательное зрелище. Жду ответа!



Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьёзно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжёлой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное - береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Всё будет сделано так, как ты хочешь.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

                                                                                                  


Любящий тебя сын.

Приложение 2


Композиция письма и речевые формулы, используемые в письме


Основные части письма

Содержание

Речевые формулы

Вступление

1.Приветствие

2.Обращение

3.Место написания

4.Круг вопросов, которые адресант хочет обсудить с адресатом

Здравствуйте!

Привет!

Дорогой, любимый, родной, уважаемый и т. д.

Имя и все его формы

Основная часть

 Изложение информации, с которой хочет поделиться автор.

Сообщение интересующей адресата информации

Рад сообщить…

Хотел бы рассказать…

Новостей немного…

Ты спрашиваешь, что у нас нового…и т.д.

Заключение

1.Прощание с адресатом, в котором выражается благодарность, уверение в дружбе, признание  в любви, просьба писать.

2.Дата написания письма, подпись (имя автора).

3.P.S.(PostSkriptum), что означает « после написанного» (послесловие), это та информация, которую забыли  написать в письме.

С уважением…

Уважающий Вас…

Всегда Ваш…

Любящий тебя…

До свидания!

До скорого свидания!

Всего доброго!

Передавай привет…

Прощай!

 


Приложение 3


Современные средства переписки


С изобретением телеграфа (1832г.), телефона (1876г.) и радио (1895г.) почтовая связь не утратила своей важной роли средства общения миллионов людей.

Дату 29 октября 1969 года принято считать днем рождения Интернета.

В 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты по сети.