СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему: "Обращение как необходимый компонент написания письма"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отработка навыка употребления на письме обращений. Формирование у обучающихся умения определять структурные компоненты письма.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока письма и развития речи на тему: "Обращение как необходимый компонент написания письма"»



Государственное бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат № 115 г. о. Самара



















Методическая разработка

урока письма и развития речи

по теме «Обращение как необходимый компонент

написания письма»

для обучающихся 6 класса









Разработчик :

Мажар Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы













Самара, 2017 г.



Урок письма и развития речи

в 6 классе коррекционной школы VIII вида

Учитель: Наталья Владимировна Мажар

Тема: Обращение как необходимый компонент написания письма.

Цель:

- Закрепить знания обучающихся об обращении.

- Познакомить школьников со структурными компонентами письма.

Задачи:

  1. Отработка навыка употребления на письме обращений. Формирование у обучающихся умения определять структурные компоненты письма.

  2. Коррекция слухового восприятия и памяти обучающихся на основе специальных упражнений.

  3. Воспитание культуры общения обучающихся.

Тип урока: комбинированный

Педагогические технологии:

- по преобладающему методу: коррекционно-развивающее обучение;

- по организационным формам: классно-урочное обучение;

- по типу управления познавательной деятельностью: современное традиционное обучение;

- по направлению модернизации существующей традиционной системы: на основе активизации деятельности детей.

Принципы коррекционно-развивающего обучения:

- развитие высших психических функций (зрительной, слуховой и долговременной памяти; слухового восприятия; аналитико-синтетической деятельности);

- мотивация к обучению;

- продуктивная обработка информации;

- динамичность восприятия (смена видов деятельности, работа с опорой на ведущий анализатор и др.)

Методы и приёмы:

- объяснительно- иллюстративный;

- частично-поисковый;

- репродуктивный (работа по алгоритму, воспроизводящие и творческие упражнения);

Оборудование:

- графическая инструкционная таблица;

- конверты с письмами;

- карточки со словарными словами;

- карточки с названиями структурных компонентов письма;

- карточки со словами- обращениями;

- аудиозапись звуков парохода, самолёта, вертолёта, автомобиля.

План урока:

1.Организационный момент.

2.Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия обучающихся.

3.Словарная работа.

4.Сообщение темы и цели урока.

5. Введение учителем нового материала и организация работы обучающихся по его осмыслению.

6.Физминутка.

7. Работа по формированию у обучающихся умений и навыков применения знаний на практике:

- работа с деформированным текстом;

- коллективный разбор предложения с обращением (по графической инструкции);

- самостоятельная работа обучающихся по образцу.

8. Итоги урока:

- краткая итоговая беседа;

- домашнее задание;

- оценки.

9. Рефлексия.



Ход урока.

1.Оргмомент.

Все расселись по местам, никому не тесно,

По секрету скажу вам: «Будет интересно!»



Повторим материал, закрепим умения,

Чтобы каждый мог сказать: «Это всё умею я».



2.Коррекционное упражнение на развитие слухового восприятия обучающихся.



Обучающиеся слушают аудиозапись звуков парохода, самолёта, вертолёта, автомобиля и определяют их.



3.Словарная работа. Игра «Одним словом». Поочерёдно вывешиваются на доску карточки со словарными словами.

а) Работник, доставляющий почту по адресам. (ПОЧТАЛЬОН)

б) Место нахождения и проживания человека. (АДРЕС)

в) Набор цифр на конверте, который указывает, в какой стране, городе и доме ты живёшь. (ИНДЕКС)



- Коллективная постановка ударения в словах, указание букв для запоминания.

- Хоровое орфоэпически правильное проговаривание словарных слов.

- Запись слов по памяти в тетрадях.



4.Сообщение темы и цели урока.

- Тема урока сегодня связана со словарными словами, которые вы записали.

- Как вы считаете, о чём мы будем говорить на уроке?

Запись темы урока.



5.Введение учителем нового материала и организация работы обучающихся по его осмыслению.

Коллективное составление структуры письма:

- Сегодня мы будем работать с конструктором…

- В чём принцип работы конструктора? (создание из мелких деталей целого предмета).

- Постарайтесь из отдельных частей составить письмо.

- Из конструкторского набора обучающиеся под руководством учителя конструируют письмо из его компонентов.

Приветствие с обращением. (Найдите приветствие и расположите его сверху в центре письма)

Основная часть (текст письма).

Беседа на осмысление текста письма

(Самое главное для человека – здоровье! Чтобы сберечь его, прими от меня совет – всегда пользуйся лекарствами. Лекарства эти – слова.

Чудесные лекарства состоят из доброжелательных слов, улыбок и интонаций.

Приучайтесь к ним, …, и тогда в вашем классе все всегда будут здоровы и добры.)

Обучающиеся по предложению читают основную часть письма.

- О каких лекарствах идёт речь в письме?

- Что же это за слова-лекарства?

- От чего они нас лечат?

- Какой совет я даю вам в этом письме?

Продолжение конструирования текста письма.

Прощание. Найти прощание и расположить сразу после последнего предложения.

Число. Найти число и расположить на следующей строчке после прощания слева.

Подпись. Найти подпись и расположить справа от числа.

6. Физминутка.

Упражнение на внимание (мультимедийная презентация на 2 мин.)

Упражнение для ног (мультимедийная презентация на 2 мин.)

7.Работа по формированию у обучающихся умений и навыков применения знаний на практике.

Работа с деформированным текстом (коллективно первые 2 предложения, остальные обучающиеся выполняют самостоятельно)

«…, как ты себя чувствуешь?»

«Помоги, …, пожалуйста!»

«Простите, … …, за опоздание!»

Вместо точек вставьте подходящие по смыслу обращения, записанные на доске. (Дети, Оля, мама, Наталья Владимировна, друзья)

Коллективный разбор предложения с обращением (по графической инструкции)

(1 предложение разбирается коллективно, остальные самостоятельно обучающимися). Обращается внимание на графическую инструкцию при работе с предложением с обращением.

Самостоятельная работа обучающихся по образцу.

(обучающиеся , выполнившие самостоятельную работу быстро и правильно, назначаются помощниками учителя и помогают одноклассникам, затрудняющимся в выполнении задания самостоятельно).

8. Итоги урока.

Краткая итоговая беседа ( подбирали…,составляли…, запоминали…):

- Вспомните звуки, которые мы определяли в начале урока. Это были звуки…?

- Как вы думаете, как эти предметы связаны с темой нашего урока «Письма»?

- Домашнее задание (подписать на конвертах свой адрес и индекс)

- Оценки.

9. Рефлексия

Составление прогноза погоды вашего настроения на уроке.

У каждого обучающегося на столе лежат вырезанные из картона «солнышко» и « тучка».

- Если урок понравился, то на доску необходимо прикрепить «солнышко», если не понравился, то «тучку».

Спасибо за урок!