Конспект урока по чтению
Тема: «Медведь и пчелы» (Башкирская народная сказка)
Цель: знакомство обучающихся с Башкирской народной сказкой.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать навык правильного чтения.
2. Отвечать на вопросы полным ответом по содержанию прочитанного.
3. Формировать ценностные отношения к культурному наследию, любовь к Родине, родному краю.
Коррекционно-развивающие:
Развитие операций мышления синтеза.
Развитие фонематического слуха и правильного произношения.
Развитие долговременной памяти.
Воспитательные:
Отвечать добром на добро.
Оборудование: компьютер, музыка с башкирской мелодией, учебник, карточки с новыми словами, раздаточный материал.
Ход урока:
Организационный момент:
Здравствуйте ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Повернитесь к ним и подарите свои улыбки. Теперь давайте поприветствуем друг друга, повернитесь лицом к соседу по парте, улыбнитесь и подарите хорошее настроение.
Давайте проверим вашу готовность к уроку. Все ль готово, все в порядке.
– Чтобы грамотными стать,
Надо много нам читать.
Надо быть активным,
А еще желательно
Делать все внимательно!
Сели прямо, придвинули стулья к партам.
- К какому уроку вы приготовились? (урок чтения)
- Что мы делаем на уроке чтения? (учимся красиво читать, отвечать на вопросы полным ответом, пересказывать).
Верно, а теперь давайте выполним дыхательную гимнастику.
Дыхательная гимнастика:
– Погасите активным и прерывистым выдохом несколько воображаемых свечей (фу-фу-фу).
Артикуляционная гимнастика:
Ребята, прежде чем начать урок, давайте разомнем наш язык и губы.
- «Улыбочка-трубочка»,
- «Качели»,
- «Часики»,
- «Футбол».
А какое время года сейчас? Какой месяц зимы идёт?
Правильно, а сейчас повторите за мной.
Речевая разминка:
Чтобы лучше нам читать,
Надо язычки размять.
ЛО-ЛО-ЛО – снежное покрывало
НА-НА-НА – наступила весна
ЕГ-ЕГ-ЕГ – у нас ещё снег
СУ-СУ-СУ – лежит снег в лесу
ГА-ГА-ГА – завывает вьюга
ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ – метёт метель
Актуализация опорных знаний:
Ребята, посмотрите на доску (на доске вывешены буквы):
К А С К З А
Ребята, как вы думаете, что за слово спряталось среди этих букв?
Правильно, это слово сказка.
А вы любите сказки?
А какие сказки вы знаете?
А кто пишет сказки? (писатель)
Ребята, мы продолжаем знакомиться со сказками разных народов мира.
Какие сказки народов мира мы уже изучили? (Русские народные сказки и украинские народные сказки).
На прошлом уроке мы читали украинскую народную сказку «Овечка и волк».
Кто может напомнить, о чем эта сказка?
1). Кто с кем встретился в поле? (Овечка в поле встретила волка)
2). Что хотел волк сделать? (Волк хотел съесть овечку)
3). Съел ли волк овечку? Почему? (Нет, волк не съел овечку. Потому что она была хитрая и обманула волка и он попал в капкан)
Тема урока:
Ребята, давайте послушаем музыку. Как вы думаете, какого народа эта музыка? (Это башкирская музыка.)
Посмотрите на экран - это республика Башкортостан. В этой республике очень красивая природа, в ней много гор, рек, животных, птиц.
Очень давно на башкирской земле живут люди. Как их называют ребята? (Их называют башкиры).
Сегодня на уроке мы с Вами познакомимся с башкирской народной сказкой «Медведь и пчелы».
Почему эту сказку мы называем башкирской народной сказкой? (Потому что эту сказку сочинил башкирский народ).
1). Подготовка к чтению трудных слов:
Ребята, посмотрите на доску, давайте с Вами прочитаем, что написано на карточках.
- МА
- ЗМА
- ВЗМА
- ВЗМАХ
- ВЗМАХ-НУЛ
- ВЗМАХНУЛ
- ЗА-ПУ-ТА-ЮТ-СЯ
- ЗАПУТАЮТСЯ
Молодцы!
А теперь, открываем учебники на стр. 87 и давайте послушаем башкирскую народную сказку «Медведь и пчелы».
2). Чтение сказки учителем: (стр. 87).
- Ребята, скажите про кого эта сказка? (Эта сказка про медведя и пчел)
3). Повторное чтение обучающимися:
Ребята, сейчас Вы прослушали башкирскую народную сказку, а теперь прочитайте самостоятельно по цепочке, внимательно следите друг за другом.
а). Вопросы по содержанию вводной части сказки.
1. Что любил есть медведь? | мёд |
2. Почему пчёлы не могли ужалить медведя? | длинный и пушистый хвост |
3. Для чего медведю был нужен длинный и пушистый хвост? | отгонять пчёл |
б). Вопросы по содержанию основной части сказки:
1. Кто приехал в лес? Что он сделал с медведем? | человек отрубил хвост |
2. Забрал ли человек мёд у пчёл? Почему? | нет чтобы кушали мёд зимой |
в). Вопросы по содержанию заключительной части сказки:
1. О чём попросили пчёлы человека? | взять к себе |
2. Как пчёлы отблагодарили человека? | собирают много мёда |
3. Чему учит эта сказка? | доброе дело |
Физминутка:
Пчелки гудят,
В поле летят. (Дети бегут на месте, машут руками, изображая пчел, произнося звук «з»)
Покружились над цветком (Кружатся на месте)
И присели за медком. (Опускаются на корточки возле цветка)
Набирают сладкий сок (Втягивают в себя воздух через импровизированную трубочку):
Наши пчелки в хоботок. (Два соединенных трубочкой кулачка)
Взвились, загудели, (Встают, начинают размахивать руками)
Домой полетели (Бегут по кругу и летят к дереву, садятся на корточки).
Вот и прилетели. (Занимают свои места).
Закрепление пройденного материала:
- С какой сказкой мы сегодня познакомились? Как она называется?
- Ребята, назовите главных героев этой сказки? (Медведь, пчелы и человек)
Пересказ сказки с опорой на карточку-подсказку.
Ребята, у вас в процессе чтения получился план пересказа сказки, давайте попробуем персказать сказку, используя ваши карточки - подсказки.
Итог урока:
Ребята, мне очень понравился урок, вы так хорошо работали, отвечали на вопросы, а вам понравился урок?
Если урок понравился, покажите желтую карточку, если не понравился, то зеленую.
Мне урок понравился, поэтому я выбираю желтую карточку. Спасибо за урок!
Домашнее задание:
Домашнее задание – стр.87, читать и пересказать сказку.
Оценки за урок: