СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по Ф.Абрамову "Пелагея"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Женское счастье? Какое оно?» по повести Ф.А. Абрамова «Пелагея». Урок рассчитан на учеников 10 класса, который обучается по рабочей общеобразовательной программе, составленной к линии УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Учебник литературы 10 класс (базовый уровень)

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по Ф.Абрамову "Пелагея"»

Пояснительная записка

Предмет: литература (базовый уровень)

Количество часов в неделю: 3 часа

Урок рассчитан на учеников 10 класса, который обучается по рабочей общеобразовательной программе, составленной к линии УМК под редакцией Т.Ф. Курдюмовой. Учебник литературы 10 класс (базовый уровень). Авторы-составители: Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев и др., Изд.: М. «Дрофа», 2020 год

Класс: общеобразовательный.

Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Женское счастье? Какое оно?» по повести Ф.А. Абрамова «Пелагея»

Место урока в изучаемой теме: урок станет завершающим в изучении творчества Ф.А. Абрамова.

Используемая литература/интернет-ресурсы:

  1. Учебник литературы 10 класс (базовый уровень). Авторы-составители: Т.Ф. Курдюмова, Е.Н. Колокольцев и др., Изд.: М. «Дрофа», 2020 год;

  2. Ф. Абрамов. Повести. Изд.: «Детская литература», 1988 г.;

  3. Конспекты учителя-словесника;

  4. http://club.foto.ru/gallery/photos/421927.

  5. https://ljubimaja-rodina.ru/stikhi/637-stikhi-pro-zhenshchin-rossii.html

  6. https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literature-fa-abramov-pelageya-2732680.html (на сайте представлена моя разработка)


Обоснование выбора стратегии. Методы:

аналитическая беседа, при помощи которой педагог посредством продуманной системы вопросов, подводит обучающихся к усвоению новой информации или проверяет, как они запомнили пройденный материал;

смысловое чтение учит искать и систематизировать информацию;

дискуссия - данный метод обучения основывается на обмене взглядами касательно определенного вопроса. Эти взгляды могут, как отображать собственное мнение собеседников, так и опираться на мнение других людей;

визуализация информации в виде графической зарисовке, облака слов позволяет изменить характер обучения: ускорить восприятие, осмысление и обобщение, умение анализировать понятия. Использование на уроке различных средств и приемов визуализации делает урок более информативным и эффективным.

творческая работа в виде изменения сюжетной линии повести предлагается как домашнее задание. Эта методика является отличным средством для раскрытия творческого потенциала ученика, формирования у него навыков целенаправленной самостоятельной деятельности.

Формы работы: на уроке применяется фронтальная форма работы для создания атмосферы творческой коллективной работы, а также поддержания активности и внимательности учеников на высоком уровне.

Практическая значимость: Методическая разработка может использоваться учителями литературы как первый или обобщающий урок творчества писателей «деревенской прозы» - полностью, либо какие-то ее фрагменты могут помочь в подготовке педагогов к урокам по данному литературному направлению или другим урокам по поставленным нравственным проблемам.



В сегодняшних реалиях непростой жизни задача школы расширить представление обучающихся о семье, определить их нравственные убеждения. Один из писателей, который в своих произведениях поднимает нравственные проблемы, Федор Александрович Абрамов. Именно поэтому мы обратимся к его повести «Пелагея».

Подготовительная работа к уроку:

  • прочитать повесть Ф.А. Абрамова «Пелагея»;

  • подготовить характеристики Пелагеи и Альки;

  • при чтении отмечать эпизоды, раскрывающие главных героев повести.


Технологическая карта урока:

Тема

«Женское счастье? Какое оно?» по повести Ф.А. Абрамова «Пелагея»

Цель

Рассмотрение отношения автора к проблемам нравственности.

Задачи

1. Познакомиться с биографией Ф.А.Абрамова

  1. Осмыслить нравственные проблемы содержания повести Ф.А. Абрамова «Пелагея».

  2. Прийти к выводу, что семья в жизни женщины – это самое важное.

  3. Уметь вести беседу по прочитанному произведению, доказывать свою точку зрения

Формируемый компонент функциональной грамотности

1. Читательская грамотность

2. Глобальные компетенции

3. Креативное мышление

Класс/возраст

10 класс, 16-17 лет

Ресурсное обеспечение, необходимое оборудование

  1. Тема, эпиграф на доске;

  2. Жетоны 3х цветов;

  3. Компьютер, мультимедиа установка, колонки;

  4. Презентация;

  5. Фото писателя;

  6. Текст повести.

Этап и время

Содержание педагогического взаимодействия

Как формируется компонент функциональной грамотности

деятельность педагога

деятельность

обучающихся

1.Организационный

2 мин

Приветствие. Выдача жетонов 3х цветов. Подготовка презентации урока. Обращение внимания на эпиграф (Жизнь не те дни, что прошли,

А те, что запомнились П.А. Павленко.)

(слайд 1,2)

Приветствие. Получение жетонов. Повторение записей с предыдущего урока. Читают эпиграф на доске.


2. Мотивационный

10 мин

1. Вопросы о «деревенской прозе» (В чем отличие между городом, селом и деревней? Как в литературе отражены эти отличия? В чем особенность деревенской прозы?) (слайд 3) и писателях к ней относящихся (Как думаете, чье творчество можно отнести к «деревенской прозе»?).

2. Рассказ о Ф.А. Абрамове (слайд 4)

3.Видеоролик (https://www.youtube.com/watch?v=5-b4vMBdynk)

1. Ответы на заданные вопросы.

2. Выступление докладчика.

3. Просмотр видеоролика.

Читательская грамотность: повторение и закрепление полученных знаний


3. Целеполагание

3 мин

1. Сегодня мы поговорим о повести «Пелагея». Исходя из названия, скажите, о чем будет идти речь?

2. Послушайте стихотворение о «Женщины России»

Светланы Рыболовлевой

(слайд 5)

3. Сформулируйте тему урока.

4. Определите цель и задачи урока.

5. Определите проблемы, которые автор поднимает в тексте.

2.Прочтение стихотворения:

Как многолики женщины России!

И простотой и щедростью души!

Нигде не встретите вы женщину красивей,

Бери любую и о ней стихи пиши!

Пусть наши женщины и хрупкие создания,

Но плечи их не гнулись ни в войну,

Ни в дни репрессий, в горести скитаний,

С мужьями вместе поднимали целину.

Такая женщина накормит и согреет,

А если нужно , то и жизнь свою отдаст!

Все тяготы земные вмиг преодолеет,

И в трудную минуту не предаст!


3.4.Определение темы, цели и задач урока, запись в тетрадь.

5.Определение круга проблем, поднимаемых автором в повести.

Креативное мышление:

умение предполагать и предлагать различные варианты формулировок тем, целей, задач и проблем.

Глобальные компетенции: умение понимать проблемы, поднимаемые автором.

4. Постановка и решение учебной задачи

Аналитическая беседа

20 мин












Работа с текстом.

Дискуссия

















































Работа в группах (3 группы, делятся по цвету жетона). Предлагается обсудить изображения и понять какое они имеют отношение к повести.




















Аналитическая беседа









Работа с текстом.


Что такое женское счастье? И была ли счастлива Пелагея?


Вопросы учителя

Ожидаемые ответы учеников


Как вы думаете, о чем нам говорит название произведения?

О судьбе русской женщины, на примере жизни Пелагеи.


Каково ваше впечатление от прочитанного? (слайд 6)

Оцените произведение по 5-балльной системе.


Ответы разнообразны: от положительных, до нейтральных.

Произведение понравилось, т.к. сюжет интересно выстроен, есть чему поучиться у главной героини.

Произведение не понравилось, т.к. обычная история, обычной семьи.


Опираясь на текст, попробуем составить словесный портрет Пелагеи. Как автор к ней относится? Необходимо найти «+» и «-» качества героини. (слайд 7)



1 вариант 2 вариант


Ребята цитируют произведение.

«по лугу бежала босиком…»

«…поправила волосы – жиденькую бесцветную кудельку…»

«Глаза у Пелагеи были острые…»

«И вдруг почувствовала, как слегка оторопели глаза…»

« - Ты, как золотой волной накрывшись…»

Пелагея корыстолюбива. Желая в голодный год устроиться на работу в

пекарню, она изменила мужу поддерживать отношения старается только с

нужными людьми. Особенно показательна сцена, когда Пелагея с

благоговением развешивает в избе для просушки накопленные вещи в сундуках.


Защита свое мнения. Вывод


Где она работала? Как относилась к работе? (слайд 8)


Работала в колхозе, на пекарне, была очень ответственной, любила сделать так, чтобы людям было приятно.

« - А я на пекарню-то пришла…»

«А без пекарни, какая жизнь?...»

«…почуяла теплый хлебный дух, какой бывает только возле пекарни и расплакалась…»

«Всю жизнь думала: каторга, жернов каменный на шее…»

«А в пекарне – тоже небывалое с ней дело…»

«Ее давно тянуло на пекарню…»

А каковы были ее отношения с мужем?



«Провожая мужа на войну…»

«Нынешняя болезнь Павла поначалу казалась Пелагее погибелью…»

«Днем и ночью две недели подряд сидела Пелагея возле больного мужа…» (картинка)

«Пелагея слушала-слушала эти слова и вдруг подумала…»

К какой сцене повести подходит данное изображение? (слайд 9)

О чем данное изображение? (слайд 10)

Предлагается изображение к обсуждению. (слайд 11)

Измена мужу, воспоминание об этой ситуации.









О последнем визите Пелагеи на пекарню.








Мысли о прошлом, которые не дают Пелагеи покоя.

Какая у Пелагеи дочь? Какие у них отношения?

« - Посмотри, посмотри на свою дочь…»

«Самую неприкрытую дурость Алька выказала…»

О чем нам говорит эпизод в сельском магазине, в котором Пелагея покупала, жалеет из плащевки?

«Плюшевки все-таки у нее взяли обратно, до самого председателя дошла…»

Как вы считаете, какую жизнь прожила героиня?

Предлагаю ребятам проголосовать - счастлива ли была Пелагея?

Оцените по 10- бальной системе счастье и несчастья героини.

Мнения разделяются.

Работаем с текстом, чтоб доказать обе позиции.

Жизнь ее трудная: дом, хозяйство, работа, больной муж — все лежало на ее плечах, но она была по-своему счастлива, так как гордилась, что у нее «самая заглавная должность на Земле — она хлеб печет, она сама жизнь делает».

А в чем ее

жизненная драма? Есть ли в этом ее вина?


Драма — да, есть. Она осталась одна, муж умер, дочь сбежала в город, но Пелагея верила, что Алька вернется. А вина ее в том, что за своей работой, трудной, тяжелой, она не увидела дочери, ей просто некогда было поговорить с ней по душам, но в то время не всегда это было

















Читательская грамотность:

обращение внимание на детали описания, умение их правильно трактовать.













































Креативное мышление: умение анализировать изображение и соотносить с сюжетом повести




































Читательская грамотность:

умение находить нужный эпизод и правильно цитировать







Глобальные компетенции: умение рассуждать о жизненных проблемах и ценностях

Подведение итогов.

Визуализация.

1. Определить что такое женское счастье? (слайд 12)

2. Была ли Пелагея счастлива?

3. Сделать вывод о судьбе, характере и нравственных ценностях героини.

4. Подобрать подходящие слова и составить облако в онлайн-генераторе

https://wordscloud.pythonanywhere.com/ (слайд 13)

5. Обратимся к эпиграфу нашего урока. Есть у него связь с нашим произведением? (слайд 14)



1.Высказывают свое мнение. Работа словарем.

2. Всю жизнь работала, все делала для дома, для семьи, а пожить для себя не успела, была по - своему счастлива, т.к. добилась всего чего хотела. Осталась одна, умер муж, которым она помыкала, сбежала в город дочь, даже на похороны к матери не приехала.

3.Высказывают

4. Пример:

5. Слова Павленко: мудрые слова, важно, какой ты, каким тебя запомнят люди, ведь Пелагею любили за ее простоту и доброту

Читательская грамотность,

Креативное мышление:

умение делать выводы и характеризовать героиню одним словом

Глобальные компетенции: умение видеть нравственные проблемы, поднимаемые автором и оценивать их

5.Рефлексия

5 мин

Визуализация.

1.Что я открыл для себя

2.Чувства, возникшие после прочтения данного произведения

Сделайте маленькую зарисовку, отвечающую на эти вопросы.

Выполняют зарисовку

Креативное мышление:

умение выражать свои мысли графически

Осуществите самоконтроль, Заполните листы.

АНКЕТА

Заполните анкету

1. На уроке я работал_______________

2.Урок для меня показался _____________

3. Мое настроение ______________________

4. Материал урока мне был __________________

5. Мое предложение/замечание_


6.Оценочный

2 мин

В анкете поставьте себе за урок оценку.

Выставляют оценки, сдаю листы


7.Домашнее задание

3 мин

Творческое задание










Первое задание обязательно для всех. Второе и третье на ваш выбор.

    1. Прочитать рассказ «Срезал» В.М. Шукшина,

    2. Изменить сюжетную линию «Пелагеи» и написать свой вариант сюжета.

    3. Познакомиться со статьей Шукшина «Как я понимаю рассказ», сделать ее конспект (слайд 15)

Записывают домашнее задание


Итого: 45 мин

Благодарность за урок (слайд 16)



Планируемые результаты урока:

Личностные результаты:

осознание значения семьи в жизни человека, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

Метапредметные результаты:

 - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- смысловое чтение;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- формулировать, аргументировать и отстаивать своѐ мнение.

Предметные результаты:

- понимание ключевых проблем изученного произведения;

- умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев.