Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии в 9 классе. Тема: Сибирь: освоение территории и население.»
ТЕМА УРОКА: Сибирь: освоение территории и население.
Цели урока:
- Выявить этапы освоения и заселения территории Сибири.
- Выяснить, какие народы проживают в Сибири.
- Раскрыть особенности расселения населения по территории Сибири.
- Обсудить проблемы населения Сибири.
Тип урока: изучения нового материала Ход урока:
1. Орг. момент
2. Мотивационный этап.
Учитель просит учеников вспомнить имена ученых, путешественников, землепроходцев, осваивавших и изучавших территорию Сибири, и после их ответов переходит к рассмотрению вопроса: «Как начиналось освоение и заселение Сибири русскими?».
3. Изучение нового материала.
Рассказ учителя строится на основе текста (с. 169—170 учебника) и дополнительной информации, подготовленной им заранее. После этого учитель просит школьников выяснить, какие народы проживают в Сибири. На основе анализа текста на с. 170—171 учебника они создают схему «Народы Сибири», которая наглядно демонстрирует этническое многообразие региона.
Народы Сибири
Русские Эвенки Буряты Ненцы Долганы Манси Татары Ханты
Алтайцы Тувинцы Селькупы Шорцы Нганасаны Хакасы
Учитель задает вопрос: «А представители какого народа абсолютно преобладают в Сибири?» Ответ на этот вопрос ученики находят в тексте на с. 170 учебника: бо´льшую часть населения составляют русские.
Далее школьники по рубрике «Стоп-кадр» (с. 172 учебника) знакомятся с современной демографической ситуацией в Сибири. Выполнение задания 8 на с. 172 учебника заставляет учащихся задуматься над проблемами коренного населения Сибири.
Затем учитель организует дискуссию, на которой обсуждаются проблемы коренного населения Сибири. Для вовлечения учащихся в спор он констатирует: традиционные занятия коренных народов Крайнего Севера — оленеводство и охота — предполагали кочевой образ жизни.
Известно, что были попытки сориентировать эти народы на оседлость. Эти попытки не дали ожидаемого результата. Какова тут, на ваш взгляд, оптимальная стратегия?
Как совместить условия ведения традиционного хозяйства жителей Крайнего Севера с необходимостью современного комфорта, возможностью получить образование, приобщиться к культурным ценностям?
Учитель продолжает: всем известно выражение «сибирский характер». Как вы думаете, какие качества и почему характеризуют личность сибиряка? На уроке учащиеся словесно рисуют собирательный образ сибиряка, а затем выполняют задания 5 и 7 на с. 172 учебника.
На данном уроке школьники знакомятся с обычаями, традициями, кухней народов Сибири (по материалам дополнительной литературы).
Закрепление.
Подведение итогов. Рефлексия.
Домашнее задание: 1) изучить § 41; 2) ответить на вопросы 1, 2, 4, 6 и выполнить задание 3 на с. 172 учебника.