СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по географии в 8 классе. Тема: Северные безлесные зоны.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по географии в 8 классе. Тема: Северные безлесные зоны.»

Поурочный план по географии.

Урок № 35.

ТЕМА УРОКА: Северные безлесные зоны. Нанесение на контурную карту зоны тундры и лесотундры

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока: · сформировать образы арктических пустынь, тундры и лесотундры и необходимость бережного отношения к их природе;

· раскрыть уязвимость зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры как природно-территориального комплекса, выявить их экологические проблемы;

· выявить особенности занятий населения тундры;

· формировать умение давать характеристику природно-хозяйственной зоны, описание жизни и хозяйственной деятельности людей, населяющих разные природные зоны.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны — зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры.

Метапредметные: формирование умений: 1) искать и отбирать информацию по теме; 2) подготавливать и обсуждать презентации; 3) работать с текстом и географическими картами.

Личностные: формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка знаний.

1. Закончите предложение: «По своей структуре почвы бывают…»

2. Выберите верное утверждение:

а) плодородие почвы определяется величиной растительного опада;

б) плодородие почвы определяется количеством гумуса, содержащегося в ней;

в) плодородие почвы определяется количеством выпадающих осадков;

г) плодородие почвы зависит от количества внесённых минеральных удобрений.

3. Изобразите схематично почвенный профиль дерновоподзолистой почвы.

4. Выберите верный ответ. Почва отличается от горной породы: а) увлажнением; б) рыхлостью; в) плодородием.

5. Выберите верный ответ. Материнская порода — это горизонт: а) А 1 ; б) А 2 ; в) В; г) С.

6. Охарактеризуйте главные особенности почв России.

3. Мотивационный этап.

4. Изучение нового материала

В начале урока обучающиеся актуализируют знания о том, что такое климатический пояс, географический пояс, природная зона. Какому закону подчинено размещение природных зон?

Далее обращается внимание на то, что природная зона, в которой население занимается хозяйственной деятельностью, называется природно-хозяйственной зоной.

Учитель отмечает, что изучение природных зон России будет идти в определённой последовательности: с севера на юг.

Самой северной природной зоной России является зона арктических пустынь. Эту территорию норвежский путешественник Ф. Нансен назвал «страной льда и тьмы». Эта природная зона располагается в Арктике, северной полярной области Земли, полностью лежащей за полярным кругом.

Таблица

Арктические пустыни, расположенные на островах Северного Ледовитого океана.

Особенности

Земля Франца-Иосифа

Новая Земля


Северная Земля

Новосибирские острова

Доля площади,

занятой ледниками 85% 55% 70% —

Число видов

цветковых растений 40 80 60 50

Число видов мхов и

лишайников Около 100

Под фотографией на с. 128 учебника школьники зачитывают описание Арктики, данное географом Ю. К. Ефремовым, и переходят к изучению плана характеристики природных зон (задание 2 на с. 131 учебника).

По карте (рис. 70 на с. 149 учебника) школьники определяют географическое положение данной природной зоны.

Используя карты Приложения и атласа, школьники самостоятельно дают оценку климату зоны арктических пустынь. По тексту на с. 128—129 учебника выявляют особенности растительности и животного мира Арктики.

Затем обучающиеся знакомятся с особенностями тундры и лесотундры. Учитель отмечает, что главное отличие климата тундры от климата арктических пустынь — положительные летние температуры. Продолжительность безморозного периода достигает в среднем 40 суток. Название «тундра» в переводе с финского языка означает «плоский безлесный холм». Действительно, безлесье - характерная черта тундровых ландшафтов. У школьников следует поинтересоваться, чем вызвано безлесье тундры. Обучающиеся делают вывод, что это связано с сильными ветрами, избыточным увлажнением, холодным непродолжительным летом, распространением многолетней мерзлоты.

Важно подчеркнуть, что вследствие суровости климата все природные процессы в тундре протекают медленно, поэтому нарушенные ландшафты долго восстанавливаются.

Эта зона мало преобразована человеком. Однако в некоторых местах она изменена хозяйственной деятельностью (строительство трубопроводов, пастбищное оленеводство, добыча полезных ископаемых, испытания ядерного оружия).

Далее, используя текст учебника на с. 130—131, обучающиеся выясняют, чем заняты коренные жители тундры; как они адаптированы к жизни в её природных условиях.

Закрепление.

В заключительной части урока обучающимся даётся задание: создать с помощью нескольких предложений образы зоны арктических пустынь, тундры и лесотундры.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Урок заканчивается вопросами учителя: «Что мы имеем в виду, когда говорим «северные безлесные зоны»? Какие главные выводы вы сделали на уроке?»

Домашнее задание: 1) изучить § 32; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1, 3—6 на с. 131 учебника; задания рубрики «Это мне интересно» — по выбору учителя;