Поурочный план по географии.
Урок № 36.
ТЕМА УРОКА: Лесные зоны. Обозначение на контурной карте границ лесных зон.
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: · сформировать образы лесных зон;
· выявить особенности таёжной зоны;
· определить занятия населения таёжной зоны;
· установить отличия зон смешанных и широколиственных лесов от тундровой и таёжной зон;
· развивать умение анализировать и давать характеристику природных зон;
· выявить экологические проблемы лесных зон.
Планируемые результаты обучения:
Предметные: формирование знаний о лесных зонах нашей страны — тайги и смешанных и широколиственных лесов, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах.
Метапредметные: формирование умений: 1) работать с текстом и географическими картами; 2) сопоставлять физическую карту России и карты компонентов природы; 3) анализировать картосхемы и делать выводы; 4) составлять схемы; 5) выявлять проблемы, связанные с лесными ресурсами, и обсуждать их.
Личностные: воспитание чувства гордости за свою Родину; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Проверка знаний
1. О каких природных зонах идёт речь?
а) Для этой природной зоны характерны бесструктурные почвы с глеевым горизонтом.
б) Эта природная зона расположена на островах Арктики.
в) В этой природной зоне дуют сильные ветры.
г) Здесь находятся огромные площади оленьих пастбищ.
д) В этой природной зоне можно увидеть на скалах птичьи базары.
е) В этой природной зоне полярная ночь длится до 150 суток.
ж) На южной границе этой зоны средняя температура июля +10 о С.
з) В переводе на русский язык название зоны означает «плоский безлесный холм».
и) В этой природной зоне грибы выше деревьев.
к) В этой природной зоне каменистые россыпи летом имеют ярко-жёлтую, оранжевую окраску из-за накипных лишайников.
2. Объясните, почему любая природная зона в настоящее время является природно-хозяйственной.
3. Покажите взаимосвязь компонентов изучаемых вами природно-хозяйственных зон (по выбору).
4. Почему необходимо бережно относиться к природным комплексам в зоне тундры?
3. Мотивационный этап.
В чем уникальность почвы как особого природного тела.
4. Изучение нового материала
Лесные зоны занимают почти половину площади России. Поэтому Россию не случайно называют лесной державой. Общий запас древесины в российских лесах свыше 25% мировых запасов. Установлено, что в среднем человек за свою жизнь расходует 100 м 3 древесины.
Обучающиеся самостоятельно изучают фрагмент параграфа «Почему Россию называют лесной державой?» (с. 132 учебника) и на его основе составляют схему «Значение леса в жизни человека». Учитель спрашивает: «Согласны ли вы с утверждением, что лес — наше историческое, материальное и духовное богатство?»
На основе карты «Природные зоны России» обучающиеся устанавливают, что лесную зону образуют зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов.
Затем школьники выявляют особенности зоны тайги, обращая внимание на её экологические проблемы.
Анализ картосхем (рис. 65 на с. 133 и 66 на с. 134 учебника) и их сравнение помогут установить, чем отличается освоенность территории в зоне тайги от освоенности территории в зоне смешанных лесов. Обучающиеся делают выводы об основных занятиях их населения.
Закрепление.
Далее учитель создаёт игровую ситуацию: «Представьте себе, что вы очутились в одной из лесных зон. Опишите своё пребывание в ней в течение дня». При описании можно использовать план:
а) географическое положение;
б) сезон года;
в) погода;
г) рельеф;
д) растения и животные зоны;
е) впечатления.
В завершение урока обучающиеся выполняют задание 8 рубрики «Это я могу» на с. 135 учебника.
Подведение итогов урока. Рефлексия.
Домашнее задание: 1) изучить § 33; 2) ответить на вопросы и выполнить задания после параграфа (кроме задания 8); 3) подготовить эссе «Как нам сохранить «зелёное золото» России?».