СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с ОВЗ на тему «Люби и знай родной свой край»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аннотация: представлен план-конспект урока по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья «Люби и знай родной свой край», обучающихся на индивидуальном обучении, имеющих лёгкую степень умственной отсталости. Методическая разработка направлена на формирование целостного представления о родном крае, содействие воспитанию патриотических чувств, уважения и любви к родине, городу, краю, стране.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с ОВЗ на тему «Люби и знай родной свой край»»

Тирская Едена Дмитриевна

учитель-дефектолог

МКОУ "Основная школа № 4 имени Ю.А.Гагарина"

городского округа город Фролово

г. Фролово, Волгоградская область

2024 г.



Методическая разработка урока по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся с ОВЗ на тему «Люби и знай родной свой край»

Аннотация: представлен план-конспект урока по гражданско-патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья «Люби и знай родной свой край», обучающихся на индивидуальном обучении, имеющих лёгкую степень умственной отсталости. Методическая разработка направлена на формирование целостного представления о родном крае, содействие воспитанию патриотических чувств, уважения и любви к родине, городу, краю, стране.


Актуальность данной работы заключается в том, что в настоящее время, как никогда, тема воспитания подрастающего поколения в целом, патриотического воспитания в частности, становится наиболее востребованной, и связана с изменениями, происходящими в обществе, которые оказывают влияние и обуславливают изменения в современной системе образования. [1; 6].

В рамках методической разработки рассматривается решение задач по данному направлению, пути и условия реализации, учитывая личностно-деятельностный и индивидуальные принципы подхода к детям, особые образовательные потребности каждого участника, которые, в силу индивидуальных проблем, трудностей восприятия и понимания окружающего мира не могут использовать способы, которыми пользуются традиционно нормально развивающиеся сверстники. [3, с. 72].

Именно гражданско - патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений. Поэтому формирование личности ребенка невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным и традиционным ценностям.

Вплотную занимались и занимаются обозначенными проблемами наши современники – педагоги, психологи, философы. Осмысливая их, современные исследователи значительное место отводят разным аспектам воспитания: формирование культуры поведения – С.В. Петерина; формирование любви к Родине – С.А. Козлова, Л.И. Беляева, Н.Ф. Виноградова, Р.И. Жуковская, Э.К. Суслова; воспитание нравственно - волевых качеств – А.Р. Суровцева, Е.Ю. Демурова, Р.С. Буре, Н.А. Стародубова. [5, с. 129].

На базе образовательного учреждения МКОУ "Основная школа № 4 имени Ю.А.Гагарина" городского округа город Фролово был разработан и апробирован урок для обучающихся с ОВЗ на тему «Люби и знай родной свой край» в целях гражданско-патриотического воспитания. В данной методической разработке был использован собственный практический опыт педагогической деятельности.

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где проходит детство человека.


Тема: «Люби и знай родной свой край».

Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)

Цель: формирование у детей патриотических чувств, качеств, необходимых для успешной социальной адаптации через изучение особенностей родного города и его истории; воспитание любви и интереса к родному городу, расширение кругозора; проведение фотоэкскурсии по городу Фролово с целью гражданско-патриотического воспитания учеников с ОВЗ.

Задачи:

Обучающие:

  • получить знания о городе: Фролово; показать их географическое расположение на карте России; расположение железнодорожной станции, рассмотреть достопримечательности и памятники;

  • развивать умение ориентироваться в городской среде, созерцать благоустройство и ландшафтный дизайн

  • заложить основу для метапредметных связей у обучающегося;

  • закрепить через разные виды деятельности знания детей о городе Фролово, реке Арчеда, Дон, их значении; о достопримечательностях, памятниках, выдающихся людях – тружениках, гражданах, вошедших в историю, талантливых земляков.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать формированию умения переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • способствовать развитию высших психических процессов:

  1. познавательных (восприятия, представления, памяти (особенно зрительной и слуховой), воображения, мышления, речи, внимания), таких как умение анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, структурировать изученный материал, логично и доказательно рассуждать, испытывать эстетические чувства.

  2. эмоциональных (коммуникативная компетентность, формирование положительной «Я-концепции» и умения сопереживать другим, навыки ситуативного делового общения [2, с. 42].

  3. волевых, в том числе саморегуляции и самоконтроля (принимать необходимые решения и нести ответственность, управлять своим поведением, преодолевать трудности при обучении).

  • развивать связную речь детей, обогащать словарный запас

  • приобщить к использованию творческих технллогий (фотография), включить в педагогическую деятельность современные инновационные формы и методы обучения детей с ОВЗ для повышения качества усвоения материала, получить дополнительные возможности для организации индивидуальной образовательной траектории. 

Воспитывающие:

  • воспитывать у детей с ОВЗ высокий уровень духовности и нравственности: причастность к историко-культурной общности, гражданско-патриотические ценности и идеалы, трепетное отношение к культурному наследию, уважение к государственным символам

  • развивать нравственно-патриотические качества: гордость, гуманизм, желание сохранять и приумножать богатства города, воспитывать чувства любви и гордости к своей малой родине; воспитывать доброе, уважительное отношение и уважение к труду фроловчан, создающих красивый и уютный город; прививать культуру чистоты в общественных местах.



Речевой материал: Волгоградская область, Фролово, станция Арчеда, Дон, казачество, патриотизм, памятники, достопримечательности, известные персоны.

Материально-техническая база и оборудование: географическая карта Волгоградской области, фото г. Фролово, фотографии, фломастеры, аудиозапись; фотографии города, полосы жёлтой бумаги, жёлтый круг.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская.


Планируемые результаты: уметь различать и показывать на карте Волгоградской области наш город, пробудить интерес к родному городу, расширить кругозор; провести фотоэкскурсию по городу Фролово с целью гражданско-патриотического воспитания учеников с ОВЗ.


Методы: словесный (рассказ, описание, беседа), наглядный (демонстрация географической карты, картинок), практический (работа под руководством педагога, самостоятельная работа, выполнение заданий), игровой (собрать флаг), творческий (прослушивание музыкальных авторских композиций, чтение стихотворений).


Технологическая карта урока



Этапы урока

Задачи

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы работы на уроке

Результат/УДД

Организационный момент

обратить внимание ученика

приветствие ученика, проверка готовности к занятию, настрой на продуктивную работу


«Ребята, скажите, что мы называем Родиной?»

приветствие учителя







«Место, где родились, живем, ходим в детский сад, где живут наши мамы, папы, друзья»



индивидуальная

волевая саморегуляция, коммуникация и развитие речевого аппарата, эмоциональное взаимодействие

Подготовка к основному этапу

актуализация знаний

«Каждый человек любит свою родину, город, в котором он живет. Любить можно только то, что хорошо знаешь. Чем больше мы будем знать о своем родном городе, тем больше будем его любить.

- Наша встреча сегодня посвящена одному городу. Как вы думаете, какому городу?


«Давай посмотрим на географическую карту нашей области и найдём его»


«Найдём зону, выделенную ярко-розовым цветом?»

(приложение №1,2)





















«Фролово»









Это и есть Фролово.

(ответы на вопросы)




изучение схемы города;



словесная

наглядная

умение точно выражать свои мысли и отвечать на заданные вопросы, умение работать с географической картой

Изучение новых знаний

обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания информации

Расположен он в центре Волгоградской области на железнодорожной и автомобильной магистралях Волгоград – Москва, в 140 км от областного центра. [4, с. 3].

Город областного значенияобразует городской округ город Фролово.


Расположен на реке Арчеде (бассейн Дона), в центральной части Волгоградской области в 148 км к северо-западу от города Волгограда. Железнодорожная станция, расположенная в городе, носит название Арчеда. Неподалёку от города проходит Федеральная дорога M6 (Каспий).


«Как вы думаете выгодное и удобное географическое положение?»


Население – 36.000 человек.


Застройка города характеризуется в основном частным сектором, а также многоэтажными домами.


«В окрестностях города имеются природные ресурсы. Какие?»

Почвы каштановые, с примесью супесчаных.




«Первое упоминание в письменных источниках — в 1859 году как о хуторе с каким названием?»


В 1868–1871 годах через эти края прошла железнодорожная трасса Грязи — Поворино — Царицын. Постройка железной дороги дала стимул для развития близлежащих к ней станиц и хуторов.


В 1875 году железнодорожная станция получила название по близлежащей речке Арчеда, начала застраиваться нынешняя улица Народная, на которой вплоть до Великой Отечественной войны было множество магазинов.


В 1936 году казачий хутор Фролов преобразован в город Фролово, а в 1976 году приобрел статус города областного подчинения.


У каждого юного фроловчанина дома должна быть книга Г.П. Крутовой Фролово – Города нашей облсти (демонстирую книгу)

(приложение №3)

«Какая самая известная женщина проживала в нашем городе? Работала она в сфере науки и медицины»

(приложение №4)

В нашем городе живут совершено особенные, уникальные люди: художники, музыканты и поэты, поэтому наш родной край пропитан творческой атмосферой.


«Он уютный, он красивый, Город Фролово любимый, В центре он, Волгоградской земли, Можно быстро на карте найти» (Надежда Хлынова)




«Мой милый город, Фролово любимый, Я как поэт в стихах тебе скажу: Ты самый лучший светлый и красивый ... Живи, здравствуй, Фролово любимый, Для нас и для потомков на века! (Александр Горбанёв).

(приложение №5)

(приложение №6)



беседа с детьми о городе







































«Да»



















нефть, природный газ (см. Арчединское нефтегазовое месторождение), известняк.






«Лыжинский, затем переименован в хутор Фролов.»






















Лекция


























































«Зинаида Виссарионовна Ермольева — советский ученый-микробиолог и эпидемиолог, создатель антибиотиков»









Рассуждаем.

«Мы почти все родились в этом городе и поэтому

Фролово- наша малая родина»


«Еще в нашем городе есть площадь. Мы там любим, гулять зимой,

весной, летом и осенью. Когда праздник, там все поют, танцуют, устраивают

праздничный фейерверк.»


«Наш город стоит на берегу Дона, поэтому у нас много рыбаков и гостей. Рыбаки ловят рыбу, приезжая для этого с собственными лодками из больших городов.

Любимое живописное место для фото – забой.»

словесная

наглядная

дидактическая

развитие ассоциативного мышления, концентрация внимания,

умение структурировать изученный материал, логично и доказательно рассуждать, испытывать эстетические чувства



Мы любим его, радуемся его процветанию, гордимся выдающимися людьми. Послушайте, как поэты воспевают наш город в своих стихотворениях.


Звучит песня «ПО АДРЕСУ ЛЮБВИ» КРАСИВАЯ ПЕСНЯ Валерия Калинкина и Валерия Сёмина о ЛЮБИМОМ ГОРОДЕ ФРОЛОВО.


«Сейчас мы послушаем с вами веслую, жизнеутверждающую и песню, написанной с душой нашим самым известным песенником Валерием Калинкиным.


«Найду на карте Фролово, Приеду в Арчеду И встречу я тебя, Моя казачка..»

(Валерий Калинкин)

(приложение №7)


«Молодцы, ребята! Вы столько знаете о вашем городе. А как вести себя на улицах города, вы знаете?»


Молодцы! Правила дорожного движения вы знаете, вести себя на улице умеете.







музыкальнаяэкскурсия


Под весёлую музыку дети становятся в круг и выполняют движения, которые показывает учитель. Дети садятся на места.


прослушивание и запоминание песен, стихов, частушек

































«Громко не разговаривать, не кричать.
- Здороваться со знакомыми людьми.
- Не показывать пальцем.
- Идти по тротуару.
- Переходить дорогу только по пешеходному переходу, по сигналу светофора.»


Частушки.

Дети поют частушки, обыгрывая их куклами-вертушками.



«Ой, играй, моя гармошка,

Нам про местные дела!

Вилючинцы, вилючинцы,

Большие мастера!

Ребёнок. Молодёжь не унывает,

И танцует, и поёт.

Ох, у нас в Вилючинске,

Удивительный народ!»

экскурсия

экскурсия

Упражнения для глаз

физическая и эмоциональная разгрузка

А, теперь, после экскурсии, давай сделаем разминку.


«Нет на свете Родины красивей – (шагают на месте)

Боевой страны богатырей. (изображают «богатырей»)

Вот она, по имени Россия,

От морей простёрлась до морей. (шагают на месте и широко разводят руки)».

выполняет упражнения для сохранения зрения

игровая

отдых для глаз, смена видов деятельности

Первичная проверка понимания изученного

установление уровня усвоения полученного на уроке материала, выявление пробелов, их корректировка


Дидактическая игра «Собери флаг» (приложение №8)


А сейчас я предлагаю вам рассмотреть герб города Фролово и собрать.





«Где мы можем его увидеть?»

«Свой герб делами заслужил, Фролово, город наш ты славный.

Герб городу подарен был

За честь, за верный труд исправный»


предлагаю собрать из частей герб и флаг нашего города.

ответы на вопросы, работа с картой и дидактическим материалом


Дети собирают герб















В телевизоре, на магнитиках, на флаге




На здании администрации города Фролово






Собирает из вырезанных частей флаг и приклеивает



фронтальная

дидактическая, игровая

устойчивое представление об объекте изучения, обогащение «интеллектуальной копилки», расширение кругозора;


развитие речевого общения, включающее в себя обогащение словаря, совершенствование грамматической правильности, формирование диалогической и связной речи (слово выступает как орудие абстракции и психологическая единица);


развитие мелкой моторики

Закрепление (применение) новых знаний, обобщение и систематизация

обеспечение усвоения новых знаний с помощью различных заданий

Дети, давайте с вами поиграем в игру, которая называется

«Лишнее слово». Я буду называть слова, а вы должны хорошо послушать, подумать и сказать, какое слово лишнее и почему. Готовы?


Игра «Лишнее слово».


1. Парк, ДК, река, музей, библиотека, Серафимовический монстырь.

(монастырь)

2. Революционная, Фроловская, Гагарина, Тамбовская. (Тамбовская)

3. Вороны, попугай, воробьи, голуби, дятлы, синицы. (Попугай)

4. Береза, ольха, дуб, каштан, пальма, тополь, ива. (Пальма)


«Это всё моя малая Родина!»

выполняет задание



словесная,

наглядная


тренировка памяти, внимания, мышления;

развитие умений анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

Контроль и самоконтроль, коррекция

анализ и оценка успешности достижения цели

Я предлагаю поиграть в игру «Заколдованный город». Прежде, чем играть, ответьте на некоторые вопросы:

- Как называется город, в котором мы живем?

- Какие улицы города вы знаете?

- Как называется улица, на которой ты живешь?

- Какие памятные места нашего города вы знаете?

(дети отвечают на вопросы)


Учитель задаёт вопросы с точки зрения эмоционального отношения к увиденному










Памятник участникам Великой Отечественной войны

• Богоявленский собор, открытый в 2008 году

• Памятник фроловчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны;

• Памятник фроловчанам-железнодорожникам, погибшим в ВОВ;

• Памятник героям гражданской войны;

• Станок-качалка в сквере у ГДК, на которой написано «Добыта 200-миллионная тонна нефти»;

• Дом купца Деева (XIX век);

• Часовня памяти всех погибших в войнах XX века;

• Памятник воинам, погибшим в Афганистане

• Памятник Кудинову;

• Памятник Зинаиде Виссарионовне Ермольевой;

• «Нулевой километр», находящийся на Привокзальной площади;

• Дом скульптора Николая Пахомова по улице Калинина, со скульптурным ансамблем на территории его домовладения

• Аллея Героев;

• Местный Арбат (ул. Московская) — прогулочная улица. На улице располагаются скамейки, пиццерия. Оснащена литыми фонарями;

• Скульптурная композиция, посвящённая нефтяникам, на Привокзальной площади.

• Бюст Гагарина по дворе МКОУ ОШ № 4

• Бюст Зинаиде Виссарионовне Ермольевой

• Скульптура сталевара в сквере Сталелитейщика

• Сорванная кровля кинотеатра «Россия» Спасибо строителям

Архитектурно-парковый комплекс «Заречный»

• мемориально-патриотическая зона: скульптура Неизвестного солдата в парке Заречный, стена памяти, стена Бессмертного Полка, памятник воинам-интернационалистам, памятный знак труженикам тыла

• этнографическая зона: музейный комплекс Казачий курень

• скульптура Петра и Февронии Муромских

• часовня святых Петра и Февронии Муромских;

• бронзовый монумент «Добрый Ангел Мира»;

• мост молодоженов;

• солнечные часы;

• скамейка в форме сердца;

• аллея Невест;



























рассматривание фотографий города


обучающийся высказывает свои впечатления







«Скульптура Добрый ангел мира»




«Богоявленский собор Фролово»





«Краеведческий музей»





Часовня Петра и Февронии





Фонтан возле ДК








итоговая беседа

Таким образом, через получение ярких впечатлений от музыкальнойэкскурсии нам удалось повысить качество полученных знаний и интерес к изучаемому предмету, сохранить память о прошлом, ощутить национальную гордость через демонстрацию примеров служения Отечеству, сформировать чувство ответственности перед Родиной и стремление стать её достойным гражданином, развивающейся личностью, что так остро необходимо детям с ОВЗ.


Подведение итогов урока, рефлексия

Анализ и оценка успешности достижения цели

ставит оценку, озвучивает домашнее задание


И пусть засветит солнышко, чтобы лучше было видно, сколько красивых мест у нас есть. У нашего солнышка нет лучиков. Вы будете называть красивые слова о нашем городе и у солнца появятся лучики.

Ребята, посмотрите, какой у нас красивый город!



Игра «Подбери слова» (приложение №9)


На каждое названное ребёнком слово выкладывается лучик.

- Наш город… (красивый, светлый, современный, спортивный, рабочий, гостеприимный, чистый, зелёный, любимый, родной, уютный, лучший, дорогой,

морской, осенний ласковый, летний, метельный, зимний, ветреный,

солнечный и т.д.)


Посмотрите, какое лучистое солнышко засверкало над нашим городом, это город, в котором мы живем.


«Такое чувство сопричастности судьбе страны служит надёжной опорой в жизни.», - В. В. Путин.



составление творческих рассказов о «Мой любимый уголок


записывает домашнее задание: найти достопримечательности других указанных городов и далее в соответствии с учебным планом

рефлексия

Вешаем детские работы (рисунки, аппликации)


Проанализированные характеристики показывают, что их использование в процессе обучения даёт такие преимущества как наглядность (мотивация и лучшее усвоение информации на уроках), максимальное погружение (большие возможности для практического обучения); безопасность (полное погружение в учебный процесс без угрозы здоровья и жизни); фокусировка (преимущество для изучения различных явлений и т.д.) [6, с. 168].





Преимуществом является то, что на уроке осуществлялся личностно-ориентированный подход. При организации данного урока активизировалась зрительная и слуховая память. Оборудование, оснащение, эстетическое оформление, атмосфера путешествия на уроке способствовала гражданско-патриотическому воспитанию ученика.

Данный урок-экскурсия имеет некоторые ограничения: трудности адаптации кмузыкальному компоненту. С целью профилактики нарушения зрения у школьника после использования технических средств обучения, связанных со зрительной и физической нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз и тела.

Таким образом, проведение урока –музыкальной экскурсии позволило изучить родной город, повысить качество полученных знаний, воспитанность положительные качества личности, овладеть практическими умениями, развить интерес к предметам (география, история, природоведение). Отдельно стоит выделить проблему победы добра над злом, что является серьёзным основанием борьбы с недугом в контексте позитивного отношения к себе и своему «Я» у детей с ОВЗ. Данный опыт может быть использован в практической работе участниками образовательной деятельности.


Список литературы:


1. Александрова Е.Ю., Гордеева Е.Д., Постникова М.П., Попова Г.П. Система

патриотического воспитания в ДОУ. –Волгоград: Учитель, 2007. –203с.

2.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития // учебно-методическое пособие. – Москва.: «Гном-Пресс», 2000. – С. 133.

3.Одинокова Н.А., Шипуль Ю.В. Реализация проекта по патриотическому воспитанию детей с ОВЗ и нормой здоровья «Мосты дружбы» (в контексте реализации принципа инклюзии) // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции «Коррекционно-развивающа среда и инклюзивная практика помощи. – Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы .: Новосибирск, 2022. – С. 155.

4. Крутова Г.П. Фролово – Волгоград // Города нашей области (с ил.) // историко-экономический очерк. – Ниж.-Волж. КН. Изд-во, 1983. – С. 3. (112 стр.)

5. Шмакова О.Ю. Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2016. - Общество с ограниченной ответственностью «Центр развития научного сотрудничества» № 54. - С. 173.

6. Шевченко Г.И., Кочкин Д.А. Основные характеристики очков виртуальной реаль-ности и перспективы их использования в учебном процессе // Преподаватель ХХI века. – 2018. - № 4. - С. 168.