Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по истории России на тему «Россия и мир накануне Первой мировой войны». Учебник «История России» под редакцией Торкунова А.В., «Просвещение» 2019 г.»
Методическая разработка урока по истории России на тему «Россия и мир накануне Первой мировой войны». Учебник «История России» под редакцией Торкунова А.В., «Просвещение» 2019 г.
Цели урока:
Образовательные цели:
объяснить учащимся причины участия Российской империи в Первой мировой войне; показать ход военных действий на Восточном фронте в 1914–1916 гг.; познакомить девятиклассников с состоянием российской экономики и настроениями общества во время войны; проанализировать причины разочарования народа в действиях правительства и нарастания недовольства в стране.
Воспитательные цели:
воспитать чувство патриотизма у школьников, чувство справедливости, неприязни к сословному неравенству (нещадной эксплуатации имущим меньшинством малоимущего большинства) и агрессивной внешней политике государств; воспитать уважение к другим народам, правам любого человека.
Развивающие цели:
сформировать личностное отношение к изучаемому материалу; развить умение выявлять пространственно-временные границы событий и причинно-следственные связи в историческом процессе; развить способность анализировать и сравнивать информацию из различных источников, делать аргументированные выводы.
Основные идеи:
представить учащимся негативные последствия стремления ведущих держав (в том числе России) к переделу мира, приведшего к ужаснейшему мировому конфликту; раскрыть отрицательное влияние войны на положение дел внутри страны.
Основные закономерности:
стремление правящих слоёв населения великих держав к обогащению и поиски новых рынков сбыта приводят к необходимости передела уже поделённого мира, к неизбежному конфликту между колониальными империями, от чего выигрывает лишь капиталистическая верхушка воюющих государств, а большинство населения страдает; нерешённые социально-экономические проблемы внутри государства в условиях затяжной империалистической войны обостряются, что приводит к созданию революционной ситуации.
Ключевые знания: кризис системы международных отношений и создание двух противоборствующих военно-политических блоков; причины Первой мировой войны; цели воюющих сторон и их готовность к войне; ход военных действий на Восточном фронте в 1914–1916 гг. и его связь с другими фронтами Первой мировой войны; перестройка экономики на военный лад; отношение российского общества к войне на разных её этапах; усиление социально-экономического кризиса в стране.
Межпредметные связи: география (политическая карта Европы), информатика (презентация Power Point)
Метапредметные связи: овладевают навыками самостоятельной работы, умеют формулировать учебную задачу, устанавливать причинно - следственные связи исторических фактов, выполняют логические операции при составлении таблицы;
Форма урока: урок открытия нового знания (урок смешанного типа).
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Сообщение темы и плана урока.
План урока:
1.Завершение территориального раздела мира и кризис международных отношений, основные противоречия, приведшие к первой мировой войне (в качестве вводного слова учителя).
2.Военно-политические блоки.
3.Новые средства военной техники и программы перевооружений (заранее подготовленное сообщение №1).
4.Предвоенные международные кризисы.( заявление германского императора Вильгельма 2. 1914 год - стр13 учебника.
5.Повод к войне (сообщение №2 - «Сараевский выстрел», работа с документом –«Высочайший манифест» и вопросы к нему на стр. 15 -16 учебника.
6.Планы сторон (страны- участники войны)- работа с картой по вопросам на стр.15 учебника.
7.Рефлексия (обучающиеся самостоятельно оценивают результат своей деятельности на уроке).
Обучающиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я приобрел…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
Домашнее задание: п.1, вопрос 2-стр.16 учебника.