Урок №52 Дата_______ Класс_______ Учитель Марущак Е. В.
Конспект урока по истории России
на тему: "Батыево нашествие на Русь"
Форма урока: проблемный урок, урок-исследование.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные: -сформировать у обучающихся понимание причин и последствий завоевания Руси монголами в середине XIII века.
-показать взаимосвязь между раздробленностью Руси и завоеваниями монголов;
Воспитательные: - подчеркнуть мужество и героизм русских людей в борьбе с монгольскими завоевателями;
Развивающие: - продолжить формировать умения работать в группах (парах), оценивать результаты деятельности своей и одноклассников.
Планируемые результаты:
Предметные:
Научатся определять термины: стан, фураж, иго, дань
Получат возможность научиться: показывать на карте направления походов Батыя, характеризовать последствия монголо-татарского нашествия на Русь, выделять основные события в хронологическом порядке.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию
Личностные УУД:
Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.
Ресурсы урока:
• учебник "История России", часть 2 под редакцией академика РАН А.В.Торкунова,
§16, стр. 12-19, "Просвещение" 2016г.;
• "История России 6 класс. Рабочая тетрадь", стр.68-72. М. "Просвещение" 2016г.
• "История России. Атлас", стр. 9 - 13. М. "Просвещение" 2016г.
Понятийный аппарат: Нашествие, ордынское иго, стан, фураж.
Основные даты: 1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.
1239 - 1240 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.
Персоналии: Олег, Батый, Юрий Всеволодович, Евпатий Коловрат.
ХОД УРОКА:
I. Организационный этап.
Здравствуйте ребята! Я рада приветствовать вас на очередном уроке истории. Давайте сразу настроимся на работу, так как нам сегодня предстоит изучить объёмную и очень интересную тему.
II. Мотивационно - целевой этап.
1.Мотивационный этап
Вопросы обучающимся:
- Назовите период истории Древнерусского государства, который мы изучаем.
- Каким было государство в этот период?
- В чем опасность раздробленности для жителей отдельных русских земель и Руси в целом? Приведите примеры.
Работа с интерактивной картой: Русские княжества и земли в конце XII - XIII века (слайд 1)
2. Этап актуализации знаний.
- С каким государством на прошлом уроке мы познакомились? Покажите на карте.
Карта «Монгольские завоевания в 13 веке» в атласе стр. 20 и в презентации
(слайд 3)
- Какую роль в истории монгольских племён сыграл Чингисхан?
- Что стало причиной монгольских завоеваний?
- В чём состояли причины военных успехов Чингисхана?
- Когда и где встретились на поле битвы русские воины с монголами? Назовите причины поражения русских князей.
3. Целевой этап.
- Какое завещание оставил Чингисхан своим потомкам?
- Через какое государство лежит путь в Европу?
- Какие княжества могли подвергнуться нападению монголов в первую очередь?
- Кто возглавил поход на Русь?
Назовите тему урока: "Батыево нашествие на Русь"
Определите цель нашего урока:
- познакомиться с монголо-татарским нашествием на Русь;
- выяснить причин поражения русских городов.(3 слайд)
И в течение урока постараемся ответить на вопрос:
Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (4 слайд)
III. Этап добывания новых знаний.
Рассказ учителя: После смерти Чингисхана монголов возглавил его внук Батый и в 1237 году подошел к границам Руси.
"... Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.
В осенний день по степи голой, топча сухие ковыли...
Так шла чудовищным потоком, на Русь монгольская орда.
В одном стремление жестоком - сжигать и грабить города..."
- Чем дальше продвигались враги, тем больше сопротивления они получали. Русские люди видели жестокость врага, не хотели ему покоряться. Страшное зрелище представляла собою Русь. Груды обгорелых развалин вместо городов и сел, поля заросшие сорняком, кости не погребенных людей. Пустая, голая земля.
О героическом сопротивлении русских городов вы узнаете, посмотрев документальный фильм «Нашествие монголов на Древнюю Русь»
Запись в тетрадь
1237 - 1238 гг. - нашествие хана Батыя на Северо - Восточную Русь.
1239 - 1241 гг. - нашествие хана Батыя на Южную Русь.
Задание для 1 группы:
Прочитать в учебнике § 16 стр. 12 - 13 пункт 1 "Вторжение в Рязанскую землю". Заполнить пропуски в тексте и по иллюстрации в учебнике стр. 14 рассказать о штурме города Владимира:
Первый удар монголо-татарского войска приняла на себя Рязань. В 1237 году Батый подошел к ее стенам. Князь Юрий Всеволодович попросил помощи у соседей, но черниговский и владимирский князья отказались помочь. Батый потребовал выплатить ему с города дань в размере десятой части от всего имущества. Князья отказались платить, и татары осадили город. Шесть дней горожане мужественно сопротивлялись натиску, но 21 декабря монголы ворвались в город. Он был уничтожен, лишь небольшая дружина под предводительством Евпатия Коловрата еще долго вела борьбу, догнав татар на Суздальской земле.
Задание для 2 группы:
Прочитать в учебнике пункт 2 стр.14 - 15 "Разгром Владимирского княжества".
Найти ошибки в тексте:
Расправившись с Рязанью, Батый направил войско на север, и 3 февраля 1235 (1238) года подошел к Новгороду (Владимиру). При штурме города применялись стенобитные орудия и камнеметные машины. Монголы ворвались в город 8 марта
(7 февраля). Жители города попытались укрыться в Успенском соборе, но были сожжены заживо. Юрий Ингваревич (Всеволодович) попытался собрать войско на реке Калке (Сить), но недооценил противника и был разбит в марте 1239 (1238) года.
Задание для 3 группы:
Прочитать в учебнике пункт 4 на стр. 15 - 17 и заполнить хронологическую таблицу: «Нашествие на юго-западную Русь и центральную Европу»
Даты | События |
Весной 1239г. | Второй поход Батыя на Русь |
5 сентября 1240г. | Осада Киева |
Весной 1241г | Поход на Галицко-Волынскую Русь, Венгрию, Польшу, Чехию, Хорватию |
В конце 1242г. | Вернулись на нижнюю Волгу |
прочитать пункт 3 "Поход на Новгород" стр.15 рассказать об осаде города Козельска, ответить на вопрос: "Почему Батый назвал город Козельск - злым городом?", найти город на карте в атласе.
работа с историческим документом "Повесть о разорении Рязани Батыем" - Евпатий Коловрат, прочитать документ, ответить на вопрос: "Почему, по вашему мнению, монголо - татары не казнили уцелевших пленных воинов из отряда Евпатия Коловрата Батый не казнил?" (ответ найти в сборнике рассказов стр. 28)
IV. Контрольно-оценочный этап.
В ходе проверки выполненных заданий обучающиеся находят на интерактивной карте захваченные города и прикрепляют значок - пламя, остальные находят этот город у себя в атласе. (5 - 8 слайды)
Новые слова (записать в тетрадь)
Стан - лагерь.
Фураж - корм для лошадей, скота.
1. Жители города Козельска защищали свой город до конца, т.к. они горячо любили свой город, свою малую Родину. Они проявили героизм, патриотизм, мужество, непоколебимую силу воли, сражаясь плечом к плечу с защитниками города. (9 слайд)
2. Подвиг Евпатия Коловрата, на примере которого воспитывались многие поколения русских людей, стал образцом воинской доблести, мужества, героизма и беззаветного служения своему Отечеству и народу. Ему поставлен памятник в городе Рязани. (10 слайд)
Вывод:
Геройски защищались русские города.
- 6 дней продержалась под натиском татар Рязань,
10 дней – Владимир, а маленький Козельск держал орду под своими стенами 50 дней!
3 месяца мужественно сражались киевляне.
А если бы такую сплоченность проявили русские князья, смогли бы татары победить Русь? (ответы учеников)
Подведем итоги нашего исследования.
Проблемный вопрос: Почему, несмотря на героическое сопротивление, монголы сумели покорить русские земли? (ответы обучающихся)
- Попробуйте назвать сильные стороны татар. (показ) и слабые стороны русских (показ)
Сильные стороны татар:
1. Численное превосходство;
2. Железная дисциплина, наступательная тактика, разведка;
3. Военно-тактическое превосходство.
Слабые стороны Руси
1. Феодальная раздробленность;
2. Отсутствие единой армии;
3. Техническая отсталость русских дружин.
После походов Батыя на Руси установилось иго монголо-татар.
V. Рефлексия.
А теперь я хочу, чтобы вы поделились впечатлениями от урока. Продолжите, пожалуйста, следующие фразы:
Меня поразило…..
Я узнал…..
Мне было интересно…..
Я восхищался…..
VI. Домашнее задание.
1 уровень на "3" - работа с контурной картой стр. 11 задание 4 - подчеркните красным цветом названия городов, сожженных монголами в ходе походов хана Батыя.
2 уровень на "4" - изучите документ в учебнике стр. 18 "Летопись о взятии монголами Киева", ответьте на вопросы 2 - 3 к документу
3 уровень на "5" - 3 - рассмотрите миниатюру из летописи "Штурм монголами Козельска" (стр. 15 учебника). Найдите на миниатюре монгольских воинов; защитников города и ответьте на вопросы.