СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературе "Рассказ Н.Д.Телешова "Домой"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методичекая разработка по литературе 6 класс.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературе "Рассказ Н.Д.Телешова "Домой"»


МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа»









Открытый урок по литературе

в 6 классе.


«Рассказ Н.Д.Телешова «Домой».

Обстоятельства и поступки.

Герои в ситуации нравственного выбора».






Подготовила: учитель

русского языка и литературы

Олейник Елена Валерьевна







Кокино


2015 г.




Тема урока:

Рассказ Н. Д. Телешова «Домой». Обстоятельства и поступки. Герои в ситуации нравственного выбора.


Образовательные цели:

- обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности»;

- рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе Н.Д. Телешова «Домой»;

- учить анализировать характеры, выявлять мотивы поступков героев, их жизненную позицию;

- создать условия для осмысления содержания рассказа Н. Д. Телешова «Домой».


Развивающие цели:

- развивать навыки осмысленного чтения;

- совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся;

- способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность, совесть, милосердие.


Воспитывающие цели:

- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;

- воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как доброта, совестливость, умение осознавать свои поступки.


Задачи:

- обучающие: учить анализировать характеры персонажей, выявлять мотивы их поступков и жизненную позицию, определять роль пейзажа в раскрытии душевного состояния героев в рассказе «Домой»;

-развивающие:

а) развивать навыки:

- аргументации теоретических суждений;

- построения рассуждений на основе известной информации;

- работы в паре;

б) развивать логическое мышление при работе с прозаическим текстом, память, наблюдательность;

в) стимулировать развитие устной и письменной речи.

Оборудование:

Учебник, тетрадь, портрет писателя, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.


Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная



Ход урока:

1.Орг. момент

2. Введение в тему урока.

- индивидуальное сообщение учащегося по фактам жизни и творчества писателя Н.Д.Телешова (использование слайдов)

- беседа по вопросам:

1. Где и в какой семье родился Д.Телешов?

2. Кем были его предки?

3. О чём Телешов писал в автобиографии, вспоминая своих предков?

4. Без чего, по мнению Телешова, нет и не может быть настоящего счастья для человека, нет и не может быть настоящей жизни ни для человека, ни для человечества? (без свободы)

5. Что такое свобода? Какая бывает свобода? (Физическая и духовная)

6. Кто был не свободен в царской России, в то время, когда начинал своё творчество Д.Телешов? (простые люди)


Учитель:

- простые люди, которые и были главными героями рассказов Телешова. О их поступках, жизненных обстоятельствах, в которых они оказывались, о их судьбе и писал Д.Телешов.


3. Сообщение темы урока.

Чтение эпиграфов (использование слайдов)

Учитель:

- обратимся к эпиграфам нашего урока и прочитаем их.

Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.

Побеждай зло добром (Библия)

Совесть - это закон добра в душе человека» (Л. Н. Толстой)

- Ребята, какая мысль объединяет эти высказывания? (Работа с эпиграфами)

4. Постановка проблемного вопроса.

- Знаете ли вы, что такое нравственность? (ответы детей)

Работа с учебником (с.94):

- давайте уточним лексическое значение слова «нравственность» (стр. 94 учебника зачитать);

-о каких духовных качествах идет речь в данных эпиграфах? (доброта, отзывчивость, милосердие, сочувствие, совесть)

- Можно ли их отнести к нравственным ценностям человека?

Работа в парах. Обмен информацией в парах «Корзина идей».

Учитель:

- а сейчас вы поработаете в парах. Перед вами карточки с заданиями, у каждой пары своё задание.

Задание №1(1 группа):

Обсудите и выберите нравственные ценности, которые вы знаете.

  1. Доброта

  2. Зло

  3. Ненависть

  4. Милосердие

  5. Любовь

  6. Доверие к людям

  7. Сочувствие

  8. Обида

  9. Справедливость

  10. Честь

  11. Совесть

  12. Зависть

Задание №1 (2 группа)

Обсудите, определите и запишите нравственные ценности, которые вы знаете.

Учитель:

- Что у вас получилось? (Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Учитель записывает нравственные ценности на доске. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям, любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.)

- Посмотрите, какой большой список у нас получился.

- Вы назвали ключевые слова темы нашего урока.

- Этими нравственными ценностями и должны руководствоваться мы в разных жизненных обстоятельствах. Человек в течение жизни попадает в разные жизненные ситуации, а в сложных жизненных обстоятельствах стоит перед выбором: как правильно поступить.

- А знаете ли вы, что такое обстоятельства? (с. 94 зачитать)

- Ключевые слова нашего разговора…? (Нравственный выбор, обстоятельства, поступки)

- Итак, как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (учащиеся формулируют тему урока).


5. Объявляется тема, цель урока. (Рассказ Н. Д. Телешова «Домой». Обстоятельства и поступки. Герои в ситуации нравственного выбора).

6. Работа по учебнику над рассказом.

Чтение 1-3 главы рассказа. (Осмысление начала рассказа).

- Перепутанные цепочки (игровой элемент).

Восстановите сюжетные события. (Работа в группах)

- Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные

- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют (На столах – карточки):

-Родители Сёмки умерли от тифа, теперь он сирота.

-Сёмка без родителей плакал и просился домой, но его заставили жить здесь, в бараке: кормили хлебом и щами.

-Из дверей переселенческого барака крадучись вышел Сёмка, вихрастый бледнолицый мальчик лет одиннадцати.

-Сёмка волей-неволей жил и тосковал.

-Сёмка, затаив в душе заветную мечту, выбрал удобное время и, отказавшись навек от даровых щей, выбежал на дорогу и был вполне счастлив, что возвращается домой.

-Сёмка далеко от родного дома, но родину мальчик помнит.

-Сёмка шёл без устали, без боязни: его радовала свобода.

- Сёмка шёл по Сибири и вспоминал дорогу, по которой добирался с родителями.

- Куда же уйдёшь: река, небо, лес. Сёмке хотелось заплакать, есть, пригреться, хотелось видеть

- Широко разлилась перед Сёмкой река. Было красиво и тихо, но всюду было так пусто

- Вдруг показался челнок. От жалости рыбак взял Сёмку с собой.

- Сёмка, забывая об усталости, шепчет заветное слово: «Домой! Домой!».

Прошло 2 недели, а Расеи не видно.

(проверка проделанной работы в парах)

Вопросы по тексту:

-Почему Семка оказался в Сибири среди чужих людей?( Стр.80)

- Какие обстоятельства заставили Семку двинуться в путь, домой? (Стр.81)

-Как описания природы связаны с настроением, переживаниями Семки? (Стр. 80,стр. 82,стр. 83,стр.84,стр.) (примеры из текста)


7. Физкультминутка.

А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.

Вопросы по тексту, работа с эпиграфом.

Эпиграф. « Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его..»

-К кому из персонажей можно отнести эти слова? Почему?

-Какие поступки он совершает вопреки своей мечте вернуться на Родину?

8. Чтение и анализ 4-7гл.

- Как Сёмка встретился с дедушкой Неизвестным? Зачитать диалог (гл.4)

- Почему дедушка предложил идти вместе?

- Почему дедушка стал Неизвестным?

-Перед каким выбором встал дедушка, когда Семка заболел

- Почему он не бросил Семку?

- Объясни, почему встреча с Семкой осложнила дела дедушки? Мог ли он дойти до Расеи? При каких обстоятельствах?

-Что заставило дедушку поступить именно так, а не иначе?

-Как ты оцениваешь поступки дедушки? (Работа с эпиграфом о совести) (Неизвестный живет по нравственным заповедям)

- Что было неожиданным для вас?

- Как мог бы поступить на месте Неизвестного другой человек?

- Какую роль в жизни Семки сыграл Неизвестный?

- Как ты думаешь, вернется Семка домой? Что ожидает его впереди?

- Итак, почему рассказ называется «Домой»?

- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дом»? Какие слова вы связываете с этим понятием? (свет, теплота, родители, понимание.)


9. Слово учителя

- Вы, конечно, согласны со мной, что обстоятельства во многом определяют поступки человека, его нравственный выбор. Но поведение и поступки человека будут объясняться тем, какими нравственными ценностями он руководствуется в своих действиях. В Библии сказано: «Побеждай зло ДОБРОМ». Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Быть человеком на земле, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения. Вы в любых обстоятельствах сделаете правильный выбор, если будете жить по законам нравственности. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.


10. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос (по выбору):

1. Перед каким нравственным выбором оказался дедушка Неизвестный?

2. На ваш взгляд, что Семку ожидает впереди?

3. Как сложится судьба Неизвестного в будущем?


11. Делаем выводы:

- Можно ли у героев рассказа чему-нибудь научиться?

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы

из урока сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…