МБОУ «Кокинская основная общеобразовательная школа»
Открытый урок по литературе
в 6 классе.
«Рассказ Н.Д.Телешова «Домой».
Обстоятельства и поступки.
Герои в ситуации нравственного выбора».
Подготовила: учитель
русского языка и литературы
Олейник Елена Валерьевна
Кокино
2015 г.
Тема урока:
Рассказ Н. Д. Телешова «Домой». Обстоятельства и поступки. Герои в ситуации нравственного выбора.
Образовательные цели:
- обеспечить усвоение учащимися понятий: «нравственность», «нравственные ценности»;
- рассмотреть нравственные проблемы, поднятые в рассказе Н.Д. Телешова «Домой»;
- учить анализировать характеры, выявлять мотивы поступков героев, их жизненную позицию;
- создать условия для осмысления содержания рассказа Н. Д. Телешова «Домой».
Развивающие цели:
- развивать навыки осмысленного чтения;
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь учащихся;
- способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность, совесть, милосердие.
Воспитывающие цели:
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки;
- воспитывать у учащихся такие нравственные ценности как доброта, совестливость, умение осознавать свои поступки.
Задачи:
- обучающие: учить анализировать характеры персонажей, выявлять мотивы их поступков и жизненную позицию, определять роль пейзажа в раскрытии душевного состояния героев в рассказе «Домой»;
-развивающие:
а) развивать навыки:
- аргументации теоретических суждений;
- построения рассуждений на основе известной информации;
- работы в паре;
б) развивать логическое мышление при работе с прозаическим текстом, память, наблюдательность;
в) стимулировать развитие устной и письменной речи.
Оборудование:
Учебник, тетрадь, портрет писателя, мультимедийный проектор, экран, раздаточный материал.
Формы работы учащихся: групповая, фронтальная, индивидуальная
Ход урока:
1.Орг. момент
2. Введение в тему урока.
- индивидуальное сообщение учащегося по фактам жизни и творчества писателя Н.Д.Телешова (использование слайдов)
- беседа по вопросам:
1. Где и в какой семье родился Д.Телешов?
2. Кем были его предки?
3. О чём Телешов писал в автобиографии, вспоминая своих предков?
4. Без чего, по мнению Телешова, нет и не может быть настоящего счастья для человека, нет и не может быть настоящей жизни ни для человека, ни для человечества? (без свободы)
5. Что такое свобода? Какая бывает свобода? (Физическая и духовная)
6. Кто был не свободен в царской России, в то время, когда начинал своё творчество Д.Телешов? (простые люди)
Учитель:
- простые люди, которые и были главными героями рассказов Телешова. О их поступках, жизненных обстоятельствах, в которых они оказывались, о их судьбе и писал Д.Телешов.
3. Сообщение темы урока.
Чтение эпиграфов (использование слайдов)
Учитель:
- обратимся к эпиграфам нашего урока и прочитаем их.
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его.
Побеждай зло добром (Библия)
Совесть - это закон добра в душе человека» (Л. Н. Толстой)
- Ребята, какая мысль объединяет эти высказывания? (Работа с эпиграфами)
4. Постановка проблемного вопроса.
- Знаете ли вы, что такое нравственность? (ответы детей)
Работа с учебником (с.94):
- давайте уточним лексическое значение слова «нравственность» (стр. 94 учебника зачитать);
-о каких духовных качествах идет речь в данных эпиграфах? (доброта, отзывчивость, милосердие, сочувствие, совесть)
- Можно ли их отнести к нравственным ценностям человека?
Работа в парах. Обмен информацией в парах «Корзина идей».
Учитель:
- а сейчас вы поработаете в парах. Перед вами карточки с заданиями, у каждой пары своё задание.
Задание №1(1 группа):
Обсудите и выберите нравственные ценности, которые вы знаете.
Доброта
Зло
Ненависть
Милосердие
Любовь
Доверие к людям
Сочувствие
Обида
Справедливость
Честь
Совесть
Зависть
Задание №1 (2 группа)
Обсудите, определите и запишите нравственные ценности, которые вы знаете.
Учитель:
- Что у вас получилось? (Каждая пара поочерёдно называет свои примеры. Учитель записывает нравственные ценности на доске. Список может быть следующим: справедливость, милосердие, честь, совесть, доверие к людям, любовь, доброта, чувство собственного достоинства и т.д.)
- Посмотрите, какой большой список у нас получился.
- Вы назвали ключевые слова темы нашего урока.
- Этими нравственными ценностями и должны руководствоваться мы в разных жизненных обстоятельствах. Человек в течение жизни попадает в разные жизненные ситуации, а в сложных жизненных обстоятельствах стоит перед выбором: как правильно поступить.
- А знаете ли вы, что такое обстоятельства? (с. 94 зачитать)
- Ключевые слова нашего разговора…? (Нравственный выбор, обстоятельства, поступки)
- Итак, как вы считаете, о чём будет наш сегодняшний разговор? (учащиеся формулируют тему урока).
5. Объявляется тема, цель урока. (Рассказ Н. Д. Телешова «Домой». Обстоятельства и поступки. Герои в ситуации нравственного выбора).
6. Работа по учебнику над рассказом.
Чтение 1-3 главы рассказа. (Осмысление начала рассказа).
- Перепутанные цепочки (игровой элемент).
Восстановите сюжетные события. (Работа в группах)
- Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные
- Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют (На столах – карточки):
-Родители Сёмки умерли от тифа, теперь он сирота.
-Сёмка без родителей плакал и просился домой, но его заставили жить здесь, в бараке: кормили хлебом и щами.
-Из дверей переселенческого барака крадучись вышел Сёмка, вихрастый бледнолицый мальчик лет одиннадцати.
-Сёмка волей-неволей жил и тосковал.
-Сёмка, затаив в душе заветную мечту, выбрал удобное время и, отказавшись навек от даровых щей, выбежал на дорогу и был вполне счастлив, что возвращается домой.
-Сёмка далеко от родного дома, но родину мальчик помнит.
-Сёмка шёл без устали, без боязни: его радовала свобода.
- Сёмка шёл по Сибири и вспоминал дорогу, по которой добирался с родителями.
- Куда же уйдёшь: река, небо, лес. Сёмке хотелось заплакать, есть, пригреться, хотелось видеть
- Широко разлилась перед Сёмкой река. Было красиво и тихо, но всюду было так пусто
- Вдруг показался челнок. От жалости рыбак взял Сёмку с собой.
- Сёмка, забывая об усталости, шепчет заветное слово: «Домой! Домой!».
Прошло 2 недели, а Расеи не видно.
(проверка проделанной работы в парах)
Вопросы по тексту:
-Почему Семка оказался в Сибири среди чужих людей?( Стр.80)
- Какие обстоятельства заставили Семку двинуться в путь, домой? (Стр.81)
-Как описания природы связаны с настроением, переживаниями Семки? (Стр. 80,стр. 82,стр. 83,стр.84,стр.) (примеры из текста)
7. Физкультминутка.
А сейчас закройте глаза, сядьте поудобнее, представьте себе, что вы находитесь на лугу, рвёте цветы или высоко парите в небе, как птицы. А теперь протяните друг другу руки, возьмитесь за руки, улыбнитесь и помните, что жизнь прекрасна. Старайтесь в жизни быть добрыми, умейте приходить на помощь, не обижайте близких, будьте терпимы друг к другу.
Вопросы по тексту, работа с эпиграфом.
Эпиграф. « Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его..»
-К кому из персонажей можно отнести эти слова? Почему?
-Какие поступки он совершает вопреки своей мечте вернуться на Родину?
8. Чтение и анализ 4-7гл.
- Как Сёмка встретился с дедушкой Неизвестным? Зачитать диалог (гл.4)
- Почему дедушка предложил идти вместе?
- Почему дедушка стал Неизвестным?
-Перед каким выбором встал дедушка, когда Семка заболел
- Почему он не бросил Семку?
- Объясни, почему встреча с Семкой осложнила дела дедушки? Мог ли он дойти до Расеи? При каких обстоятельствах?
-Что заставило дедушку поступить именно так, а не иначе?
-Как ты оцениваешь поступки дедушки? (Работа с эпиграфом о совести) (Неизвестный живет по нравственным заповедям)
- Что было неожиданным для вас?
- Как мог бы поступить на месте Неизвестного другой человек?
- Какую роль в жизни Семки сыграл Неизвестный?
- Как ты думаешь, вернется Семка домой? Что ожидает его впереди?
- Итак, почему рассказ называется «Домой»?
- Какие ассоциации вызывает у вас слово «дом»? Какие слова вы связываете с этим понятием? (свет, теплота, родители, понимание.)
9. Слово учителя
- Вы, конечно, согласны со мной, что обстоятельства во многом определяют поступки человека, его нравственный выбор. Но поведение и поступки человека будут объясняться тем, какими нравственными ценностями он руководствуется в своих действиях. В Библии сказано: «Побеждай зло ДОБРОМ». Счастлив человек, несущий людям тепло, добро, счастлив человек не только получающий, но и дающий. Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Быть человеком на земле, любить все живое, помогать всему, что живет на земле, - таков урок этого произведения. Вы в любых обстоятельствах сделаете правильный выбор, если будете жить по законам нравственности. Будьте добрыми и человечными, пусть от вас исходит душевное тепло и человеческая доброта.
10. Домашнее задание: письменный ответ на вопрос (по выбору):
1. Перед каким нравственным выбором оказался дедушка Неизвестный?
2. На ваш взгляд, что Семку ожидает впереди?
3. Как сложится судьба Неизвестного в будущем?
11. Делаем выводы:
- Можно ли у героев рассказа чему-нибудь научиться?
Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы
из урока сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
теперь я могу…
я почувствовал, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…