СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "Иван Бунин. Выразительное чтение стихотворений", 3 класс, програм ма "Школа России".

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по литературному чтению по теме "И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений"»

Литературное чтение

Дата: 16.12.2019г.

Учитель: Григоревская Г.Д.

Тема: И.Бунин. Выразительное чтение стихотворений

Цели: ознакомить с жизнью и творчеством И. Бунина; прививать любовь к поэзии; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов И. Бунина, его портрет, аудиоприложение к учебнику Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. 3 класс;

















Ход урока

  1. Организационный момент. Слайд 1.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Пожелаем всем удач

За работу, в добрый час.

  1. Проверка домашнего задания. Слайд 2.

Учитель: Ребята вашим домашним заданием было подготовка выразительного чтения стихотворения Константина Дмитриевича Бальмонта «Золотое слово». Давайте проверим, как вы справились с этим заданием. (Несколько человек выразительно читают стихотворение).

-Выучил ли кто-нибудь стихотворение наизусть?

Дети, которые выучили стихотворение наизусть, рассказывают его.


-Сегодня мы продолжим работу над разделом учебника «Поэтическая тетрадь 2»

III. Сообщение темы урока

(Учитель читает стихотворение.)

Слайд 3. Седое небо надо мной

И лес раскрытый, обнаженный.

Внизу, вдоль просеки лесной.

Чернеет грязь в листве лимонной.

Вверху идет холодный шум,

Внизу молчанье увяданья...

Вся молодость моя — скитанья

Да радость одиноких дум!

Учитель: Ребята вы хотите узнать, кто написал это красивое стихотворение? (Ответы детей).

Слайд 4. Работа в группе

- А узнать автора этого стихотворения вам поможет кроссворд, который лежит у вас на столах.

-Ребята вы сейчас поработаете в группе.

Напоминаются правила работы в группе.


Слайд 5.По вертикали: 1. Солнце реже смеется, нет в цветах…. ( благовенья).2. Осень обещала: Я….( озолочу).3.Ласточка день начинает весенний. Летнюю….( ночь) завершит соловей.4.Жаворонок вызвенит…( песни хрустально). 5.Тешится, будем разливчатой ….( нивой).

По горизонтали: Бунин

Прочтите слово, которое получилось по горизонтали.



2.




О

З

4.

О

П

Л

Е

О

С

1.

Ч

3.

Н

5.

Б

У

Н

И

Н

Л


О


И

А

Ч

В

Г

Ь

О

О


Й

В

Е

Н

Ь

Я


- Прочитайте слово, которое у вас получилось. С каким писателем мы познакомимся сегодня на уроке. ( С Иваном Алексеевичем Буниным).

Слайд 6. - Предположите тему нашего урока. Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать?(Познакомиться с биографией писателя, с произведениями этого писателя).

- А вот какие стихотворения данного автора мы будем читать, вы узнаете, посмотрев содержание в конце учебника.

— Назовите произведения.


Учитель открывает портрет на доске, дети читают: Иван Алексеевич Бунин (1870—1953).


Учитель: ребята, я хочу познакомить вас с жизнью и творчеством Ивана Алексеевича Бунина. Я предлагаю вам просмотреть небольшой видеоролик и запомнить интересные факты


Слайд 7. –ролик « Биография И.А.Бунина»



Резерв

Учитель рассказывает о поэте

Иван Алексеевич Бунин (1870-1953гг.)

Русский писатель: прозаик, поэт, публицист. Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже, в семье обедневшего дворянина, принадлежавшего к старинному дворянскому роду.

В семье было девять детей, но пятеро умерли: старшие братья - Юлий и Евгений, младшая сестра - Мария. Первые три года жизни будущего писателя прошли в Воронеже, затем отец, питавший слабость к клубам, картам и вину, был вынужден переехать с семьей в свое поместье - на хутор Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. Стиль жизни Алексея Николаевича привел к тому, что промотано или роздано было не только его собственное состояние, но и то, что принадлежало его жене. Отец Ивана Бунина был человеком необыкновенно сильным, здоровым, жизнерадостным, решительным, великодушным, вспыльчивым, но отходчивым. Учиться Алексей Николаевич не любил, из-за чего в Орловской гимназии учился недолго, но очень любил читать, читал все, что попадало под руку. Мать была доброй, нежной, но с твердым характером.

Первое образование Иван Алексеевич Бунин получил у своего домашнего воспитателя. Воспитатель владел тремя языками, играл на скрипке, рисовал акварелью, писал стихи.

В 1881 году поступил в гимназию в Ельце, но проучился там всего пять лет, так как на образование младшего сына у семьи не было средств. Дальнейшее образование проходило в домашних условиях: полностью освоить программу гимназии, а затем и университета Ивану Бунину помог его старший брат Юлий, к тому времени окончивший университет, пробывший год в тюрьме по политическим мотивам и высланный на три года домой.

Первое стихотворение Бунин написал в восемь лет. В отрочестве его творчество носило подражательный характер: больше всего подражал М.Ю. Лермонтову, отчасти А.С. Пушкину, которому старался подражать даже в почерке.

В Москве молодой писатель познакомился со многими известными художниками и писателями: с Бальмонтом, А.П. Чеховым, В.Я. Брюсовым, Максимом Горьким.

В 1906 году в Москве познакомился с Верой Николаевной Муромцевой (1881-1961), ставшей в 1907 году его женой и верной спутницей до конца жизни. В 1909 году Российская Академия наук избрала Ивана Алексеевича Бунина почетным академиком по разряду изящной словесности.

В 1933 году Ивану Алексеевичу Бунину, первому из русских писателей, была присуждена Нобелевская премия по литературе.

В 1939 году, после начала Второй мировой войны, Бунины поселились на юге Франции, в Грассе, на вилле "Жаннет", где и провели всю войну. Иван Алексеевич отказывался от любых форм сотрудничества с нацистскими оккупантами и старался постоянно следить за событиями в России. Последние годы писателя прошли в нищете. Умер Иван Алексеевич Бунин в Париже. Он умер тихо и спокойно, во сне. Похоронен Иван Алексеевич Бунин на русском кладбище под Парижем.

IV. Изучение нового материала

1.Мотивация.

-Знаете ли вы, что такое айсберг?

(Это плавучая ледяная гора, отколовшаяся от ледника, большая часть которой скрыта под водой.)

- Вот и литературное произведение, как айсберг: малая часть лежит на поверхности, ясная и понятная, а большая скрыта от нас, и ее надо научиться увидеть. А для этого необходимо внимательное, вдумчивое чтение, работа и ума, и сердца. Ведь прочесть произведение - это проникнуть в мир писателя, поэта, прожить жизнь вместе с ним и его героями.

2. Цели учебной деятельности.

- На этом уроке будем учиться читать стихи – не только глазами, но и сердцем, душой, учиться открывать тот глубинный смысл и те чувства, которые скрыты от невнимательного читателя, помня: «У каждого из слов душа своя…»

3.Работа над стихотворением «Детство»

Учитель: для начала представьте , что вы не ученики, а художники и поэты. Прежде чем мы начнём знакомство со стихотворением, я предлагаю вам поразмышлять, что такое детство? Свои размышления о детстве мы будем записывать или рисовать на лучиках солнышка, которое лежит у вас на столе пока одинаковое у всех.

Слайд 8. Работа в группах: художники, поэты

(У каждой группы одинаковые солнышки. Круг с четырьмя лучиками, лучи белые).


На столах лежат конверты с заданием для каждой группы.


Предлагаю вам открыть конверты и прочитать задания.


Ребята, работаем, помогая друг другу.

Карточка с заданием для художников:

Уважаемые художники, представьте слово “ детство” в цвете.


Какие бы вы выбрали цвета, если бы вас попросили нарисовать это слово?


У вас на столах цветные карандаши, выбирайте тот, которым вы бы нарисовали детство.


Рисуйте цветной лучик (на белые лучи) к своему солнышку. Если какие-то цвета вам не нужны, вы можете их не использовать.


Задание: (решите, кто будет отвечать)

Почему вы выбрали именно эти цвета?

Какие цвета не использовали, почему?


Карточка с заданием для поэтов:


Уважаемые поэты, подберите к слову “детство” эпитеты.


Вспомните, что такое эпитет?


Уважаемые поэты, подберите существительные, которыми бы вы рассказали о детстве. Напишите цветными фломастерами эти слова на лучиках.


А теперь, чтобы нам видеть не только свои солнышки, но и работы друг друга, закрепим их на доске. Закрепляю таким образом: один круг на другой. Круг будет один. А лучиков будет становиться всё больше.


Проверка.


Учитель: Художники, несите свои солнышки, прочитайте своё задание всем.

А теперь я приглашаю поэтов, читайте своё задание.


– Какое яркое, цветное детство! Какие добрые, радостные впечатления живут в нём!

Показываю рукой на солнышки: Ребята, это ваши ощущения детства, а вам интересно узнать каким остаётся детство в памяти взрослых людей?

- Давайте мы прослушаем стихотворение «Детство» (звукозапись).
- Как вы думаете, о чем это стихотворение? Или о ком?
- Почему это стихотворение называется «Детство»? В нём рассказывается о маленьком Бунине? Как думаете?( Нет, в стихотворении говорится о сосновом боре. Автор вспоминает, как и что он чувствовал и ощущал, когда бродил в этом бору в детстве)

- Прочитайте стихотворение так, как вы его поняли. (Чтение учащихся вслух.)

- Какие непонятные слова вам встретились?

Словарная работа.

– А теперь возьмите простые карандаши и прочитайте стихотворение  самостоятельно.  Аккуратно, еле заметной точкой, отметьте  непонятные слова. 

- Назовите близкое по значению  слово к слову:

– Вспомните, о каком дереве говорит поэт? (О сосне).
– Значит, бор – это лес, в котором растут… (сосны)  
бор – сосновый лес

аромат – запах

– А вот А. С.Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке» употребил тоже это слово…

«Старичок к старухе воротился.
Что ж? пред ним царские палаты.
В палатах видит свою старуху,
За столом сидит она царицей».

– Значит, что же такое «палаты»? Это помещение.


зной - жара

сладостный – приятный, доставляющий удовольствие

прильнуть – прислониться


- Прочитайте, какие моменты детства навсегда остались в памяти Бунина?

Работа с текстом.

а) Чтение стихотворения по частям

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом…

-Стихи словно пропитаны смолой, мы вдыхаем ее густой запах. Но поэт выбирает слово аромат. В чем разница слов запах и аромат?

-Аромат это приятный запах. Слово аромат отражает настроение автора. Видно, что ему нравится в лесу.

-Верно, слово здесь эмоционально окрашено, передаёт чувства поэта.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам!

-Ребята, а как вы думаете, почему поэт выбирает глагол «бродить», а не «ходить»?

-Бродить это, значит, идти тихо, медленно, останавливаясь, нюхая цветы, любуясь всем, что вокруг.

-Бродят обычно без цели, мечтая, или ни о чём не думая. У человека хорошо на душе. Значит, и в этом слове выражено настроение автора.

Ученики отмечают, что и слова весело, сладостней, тоже отражают авторское восприятие мира.

б) Работа с репродукцией картины И. И.Шишкина  «Сосны, освещённые солнцем» 


- А теперь мы посмотрим на репродукцию картины И. И.Шишкина.

-Посмотрите на сосны, какие они?

-Большие.

-Огромные.

-Красивые.

-Стройные.

-Высокие.

Что мы ещё видим на картине?

- Траву, землю.

-Почему картина называется «Сосны, освещённые солнцем»?

-Потому что с одной стороны они жёлтые. Значит, на них падает солнечный свет.

-От сосен падают тени. Это бывает в солнечный день.

Вывод.

-Перед вами солнечные палаты.

-Царские палаты создает человек.

-Кто создает палаты солнечные?

-Солнечные палаты никто не создает, их нельзя создать.

Их создает природа.

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок - как шёлк…

-Что необычного в этих строчках?

-Во-первых, повторяется дважды слово повсюду.

-Почему? Ведь можно бы его можно употребить только один раз, предположим, так: «Повсюду блеск и яркий свет…»

- Это помогает усилить впечатление о том, что нарисовано: куда ни глянешь – везде, повсюду разлит солнечный свет.

«Песок - как шёлк…».

- Какой литературный приём использует автор?

- Красивое сравнение. Необычное.

-В чём его необычность? Думаем все вместе.

-Шелк – мягкий, нежный.

-Если перебирать его руками, он струиться переливается, блестит. Может ли песок блестеть на солнце?

-Обратите внимание на многоточие:

-Автор в этом месте как бы останавливает нас, чтобы мы представили эту картину, пережили ее, ощутили этот песок и даже услышали, как он струиться: «Песок - как шёлк…».

-Обычно мы не обращаем на песок под ногами. Поэтому мы приходим еще к одному открытию: то, как поэт описывает обыкновенный песок, говорит читателю о его состоянии, душевном настрое. Так чувствует только радостный, счастливый человек.

Прильну к сосне корявой…

- Подберите к этому слову синонимы-близкие по значению слова.

-Прильнуть – прислониться.


 -В чем разница? Убеждаемся, что опять в особой эмоциональности, в «душе» слова: прильнуть – с лаской, нежно прислониться даже к корявой сосне.

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол — гигант, тяжёлый, величавый.

-Представьте, что мы сейчас в лесу, на том же месте. Можем ли мы увидеть эту сосну?

-Да. Сосны живут долго.

-О чём говорят эти великаны?

-Они говорят, что мы очень маленькие.

- Прочитайте строки, в которых автор описывает кору.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

И, кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.

-На примере этого четверостишия, ещё раз убеждаемся, как важно точно подобранное слово, как богаты чувства поэта:

– Подумайте над вопросом:

-Какое настроение соответствует этому стихотворению? (Радостное,  весёлое, бодрое, приподнятое.)

– Совпадает ли по настроению это стихотворение с пейзажем Ивана Ивановича Шишкина?  Почему? (Пейзаж красив и стихотворение красивое)

Вывод: И картина и стихотворение вызывают  радостное настроение.

– Какими представляете вы себе людей, которые могут так воспринимать природу? (Добрыми, ласковыми, красивыми, наблюдательными.)

– Что бы вы могли сказать  об Иване Алексеевиче Бунине? (Его стихи легко читаются,  хорошо чувствует природу)


4. Выразительное чтение стихотворения.

- Наступил самый ответственный момент. Начинаем готовиться к выразительному чтению стихотворения. Работать будете в парах. Определите главные, важные слова, которые помогут ярче представить настроение автора, красоту соснового бора.

– Прочитайте стихотворение вслух

IV. Физкультминутка

Птички кушать захотели,

Поискали зернышек.

То присели, то взлетели.

Все клевали и клевали,

Пока сильно не устали,

Улеглись на солнышке.

(Постучать пальцами о колени, по бедрам, по животу, по бокам и встать, выпрямиться. Затем постучать по крышке парты, сиденьям.)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Чтение стихотворения «Полевые цветы»

— А сейчас прочитайте название следующего стихотворения.

— Какие полевые и луговые цветы вы знаете? (Ромашка, васильки, колокольчики, золотистые лютики, зверобой и др.)

(прослушивание аудиозаписи стихотворения)


2. Работа после чтения

— Расскажите, какими Бунин изображает дорогие заморские цветы.

(Пышно цветут дорогие цветы,

Нежны и сладки их тонкие запахи,

Листья и стебли полны красоты.

Их возрастили в теплицах заботливо,

Их привезли из-за стих морей...)

— Что значит «их привезли из-за синих морей»? (Значит, привезли издалека.)

— А как поэт показывает цветы полевые? (Он их называет скромными сестрами и братьями заморских цветов.

Их возрастила весна благовонная

В зелени майской лесов и лугов.

Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они...)

Благовонный — ароматный, душистый.

— Ребята, а вы какие больше любите цветы и почему? (Ответы детей.)

— Почему автора привлекают скромные полевые цветы? (Он говорит, что эти цветы «сердцу и взору родные» и «говорят про давно позабытые светлые дни».)

(Выразительное чтение стихотворения.)

3. Беседа о стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги...»

— Самостоятельно прочитайте третье стихотворение И. Бунина — «Густой зеленый ельник у дороги...».

(Дети читают сначала про себя, затем вслух.)

— Что произошло в зеленом ельнике? Как вы поняли? (В ельнике шел олень. А потом вдруг появилась охотничья собака. Автор показал нам, как красиво олень убежал.)

— Прочитайте стихотворение выразительно, стараясь передать все то, что хотел донести до нас автор.

(Выразительное чтение стихотворения.)

VII. Подведение итогов урока.

- Что вы узнали о жизни и творчестве И.А. Бунина?

- Какое стихотворение вам больше всего понравилось? Почему?

- Ребята, а какой вывод можно сделать исходя из тех стихотворений, с которыми мы с вами сегодня познакомились.

Вывод.

— Природа для Бунина — живое существо. Еще мальчиком он умел замечать прекрасное вокруг себя. Он восхищается, наслаждается красотой соснового бора. А ведь этот мальчик ваш ровесник. А в таком юном возрасте познание мира начинается с восхищения красотой.

-Видеть и чувствовать природу – величайшая радость для человека.

-Бунинское слово теперь распахивает свою неповторимую «душу».

– Удалось ли вам проникнуть  в душу поэта, узнать его чувства?





VIII. Рефлексия

- Ребята, а давайте создадим свою елочку настроения, посмотрите у вас на столах лежат предновогодние шарики настроения, выберете шарик с тем настроением, которое у вас после нашего урока. Давайте прикрепим ваши шарики на елочку. (Дети рядами выходят и крепят шарики).



- у вас отличное настроение.



- вас хорошее настроение





- настроение плохое

- Ребята посмотрите, какая нарядная у нас получилась елочка. Я тоже ухожу с нашего урока с отличным настроением и поэтому я тоже прикреплю шарик на елочку.

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Детство». Нарисовать иллюстрации к стихам.



Выставление оценок за работу на уроке.