Методическая разработка к уроку по литературному чтению
«И.З.Суриков «Детство»»
Тема: Иван Захарович Суриков «Детство»
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цели:
- создать условия для восприятия обучающимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы, формировать действие контроля, действие оценки и самооценки обучающихся.
Задачи:
- учить понимать стихи о детях русских поэтов, определять тему,
- воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;
- учить выражать своё отношение к прослушанному произведению, анализировать стихотворение, овладение навыками смыслового чтения;
- формировать осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей,
- учить читать стихотворение выразительно.
Планируемые результаты:
Предметные:
- уметь воспринимать и оценивать специфику поэтических текстов;
- овладение навыками смыслового чтения;
-находить сравнения и олицетворение в стихотворении;
-представлять картины в стихотворении;
-применять навыки разных видов чтения изучающее, смысловое, выборочное, поисковое;
осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачей;
- участвовать в обсуждении;
- уметь пользоваться простейшим анализом поэтического текста;
- выразительно читать.
Личностные:
- овладевают навыками адаптации в обществе, принимают и осваивают социальную роль обучающегося, имеют мотивацию к учебной деятельности,
- стремятся развивать логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, проявляют самостоятельность эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции и понимать эмоции других.
- развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
- уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
Познавательные УУД:
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Оборудование: портрет И.З. Сурикова, книги писателя, проектор, компьютер, экран, презентация к уроку, выставка книг, учебник Литературное чтение 3 класс (Школа России, автор В.Г.Горецкий), аудиозапись Георгий Виноградов «Что стоишь, качаясь, тонкая рябина» (музыка народная, стихи И.Сурикова)
Содержание урока:
Организация совместной деятельности.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
- Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно
-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.
Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворения И.С.Никитина «Встреча зимы».
- Чье чтение понравилось вам больше всего? Почему?
Актуализация опорных знаний , речевая разминка.
ГОВОРИ НЕ ТОРОПИСЬ И СМОТРИ НЕ ОШИБИСЬ
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
- Прочитайте чистоговорку.
- О чём в ней говорится?
- Прочитайте сначала весело, потом- грустно, потом - с удивлением, потом - возмущённо, потом- восторженно.
4. Мотивация познавательной деятельности.
- Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями русских поэтов в разделе «Поэтическая тетрадь». Откройте учебник на стр.72. Сформулируйте тему нашего урока.
- Кто сформулирует цели урока?
5. Открытие новых знаний и способов действий.
А) знакомство с биографией поэта. (СЛАЙД 1-3)
Родился Иван Захарович Суриков 6 апреля 1841 года в деревне Новосёлово Ярославской губернии. Ранние годы будущего поэта прошли на деревенских просторах. Он рос болезненным мальчиком, скромным и тихим, но был постоянно окружён заботой матери и бабушки, поэтому о детстве, проведённом в деревне, у него сохранились самые приятные и светлые воспоминания. Природная красота, простой и мирный деревенский уклад оставили неизгладимый отпечаток в душе Ивана Сурикова, эти мотивы потом часто встречались в его поэтическом творчестве. В 1849 году отец завёл в Москве небольшую лавку. Увлечение поэзией вызвало негодование отца, которому нужен был помощник в лавке: «Тебе, сын, попом и писарем не быть, наше другое дело – торговое. А купцам лишняя книжность дохода не приносит». Юный Иван слушал отцовы речи, а в свободные от лавочных дел минуты зачитывался произведениями А. С. Пушкина, А. А. Майкова, М. Ю. Лермонтова, А. В. Кольцова, Н. А. Некрасова, И. С. Никитина, А. А. Фета. Мальчик не только жадно заучивал их стихи, но и пробовал писать свои. К сожалению, его ранняя лирика не сохранилась, поэт уничтожил свои первые произведения. Будущей поэт самостоятельно учился грамоте и первые свои стихи начал писать под впечатлением прочитанных стихов.
Поэт-самоучка Иван Захарович прошёл сложный творческий путь, поэтому к тем писателям, которые вышли из народа и гнулись под тяжестью невыносимых жизненных условий, он относился с особенной искренностью, теплотой и сочувствием. Он предпринимал всяческие попытки, чтобы поддержать их. Суриков призвал таких поэтов объединиться и выпустить общий сборник. Многие авторы откликнулись на такой призыв и даже организовали кружок. А в 1872 году они выпустили альманах «Рассвет».
Это были лучшие творческие годы поэта Сурикова. Одно за другим печатались его произведения (былины, сказания и поэмы):«Богатырская жена»;«Казнь Стеньки Разина»;«Правеж»;«Канут Великий»;«Садко»;«Василько»;«Удалой».
В своих произведениях он изображал жизненные события, которые пришлось пережить самому (лишения, горести, страдания), но они очень тонко переплетались с судьбами десятков тысяч людей.
Прекрасно поддавались Сурикову картины природы, очень чутко он описывал красоту России в своих стихах:«На берегу»;«На могиле матери»;«На чужбине»;«Помнишь, были годы»;«На дороге»;«От деревьев тени»;«На одре»;«Сон и пробужденье»;«В воздухе смолкает»;«Ночью»;«Весной».
В 1875 году были изданы ещё два сборника стихов Сурикова, их очень быстро раскупили. На поэта обратили внимание критики, быть может, не всегда их комментарии были лестными, тем не менее, талант Ивана Захаровича был признан. Его избрали в московское «Общество любителей русской словесности».
- Ребята, что вам особенно запомнилось в биографии поэта?
6. Физминутка
Б) подготовка к восприятию стихотворения «Детство».
- Сейчас, я хотела бы вместе с вами оказаться во второй половине 19 века и побывать в русской избе. Стать очевидцами деревенского быта. (СЛАЙД 4)
- Кого вы видите на картине?
- Чем занимаются мать и дедушка?
- Семейный вечер в деревни второй половины 19 века сильно отличался от наших вечеров. Вы только представьте… Не было электричества, а значит, не было света, телевизоров и компьютеров. Но, несмотря на это, люди находили себе занятия: пряли, при этом пели русские народные песни, рассказывали разные истории, сказки, общались друг с другом.(СЛАЙД 5)
- Посмотрите на слайд. Что мы видим? Чем дети занимались вечерами?
- Рассмотрите игрушки крестьянских детей. Из чего они сделаны?
- Хотели бы вы играть в такие игрушки?
- Но самым увлекательным занятием детишек были зимние забавы.(СЛАЙД 6)
- Что вы видите? ( Дети катаются с горки.)
- Похожи ли дети на вас?
- Что случилось с мальчиком? ( Он упал с санок)
- Какое у него настроение? ( Веселое, грустное, радостное, счастливое)
- Какой заголовок можно придумать к данному рисунку? ( «Зимние забавы», «Катание с горы», « Мне в сугробе смех»).
- Какой из заголовков наиболее удачный?
-Да, «Зимние забавы», так этот заголовок более полно раскрывает настроение детей и замысел автора.
- Похожи ли зимние забавы крестьянских детей на зимние забавы современных детей?
В) знакомство со стихотворением «Детство».
- Именно этими светлыми воспоминаниями пронизано стихотворение Ивана Захаровича Сурикова «Детство».
- В тексте встречается несколько малознакомых для вас слов.
Г) словарная работа (СЛАЙД 7).
Кубарем качуся – стремительно, быстро (кубарь – детская игрушка в форме шара или цилиндра (обычно деревянного) с приделанной к нему остроконечной ножкой, на которой он вертится подобно волчку.)
Лапти – крестьянская обувь, сплетенная из лыка
Светец – подставка для лучины, освещавшей жильё, избу.
Прялка – приспособление для ручного прядения.
Ветхий - дряхлый, старый.
Смежить - смокнуть, закрывать глаза.
Омрачать - делать грустным, печальным
Д) прослушивание стихотворения в записи. (СЛАЙД 8)
– Как вы думаете, это – стихотворение или сказка? Докажите (Стихотворение, потому что есть рифма и ритмическая пауза).
– О чём оно?
– Что вы представляли, когда слушали это стихотворение? Какие картины?
7. Анализ текста.
-Прочитайте стихотворение самостоятельно про себя. На какие части можно разделить текст. Сколько получится частей? (Три части)
А) деление текста на части.
- Прочитаем 1 часть на стр 72.(СЛАЙД 9)
- Какую картину вы себе представили при чтении этой части? Как можно её озаглавить? (Зимние забавы)
– Посмотрите на картину, которую нарисовал художник. Соответствует она к началу стихотворения?
– Да, соответствует. На этой картине изображена зимняя природа, деревня.
- А что бы вы добавили, чтобы более подробно описать 1 часть стихотворения?
- Давайте прочитаем ту часть стихотворения, в которой описываются забавы детей.
- Я хочу обратить ваше внимание на повторы: каждая строка первого четверостишия начинается со слова “вот”. Почему? Ведь мы с вами знаем, что повторы не очень-то одобряются в устной и письменной речи. Здесь же они имеют смысл. Какой же?
- Вчитайтесь еще раз впервые строчки стихотворения.
– Наверное, этим словом автор хочет обратить наше внимание на то, что было очень важно и памятно в его жизни...
– На то, что больше ему запомнилось: деревня, дом, горка, друзья.
– Автор хочет, чтобы мы тоже увидели эти картины и лучше их представили.
– Поэт как бы указывает этим словом на что-то важное, о чем он будет рассказывать дальше.
- И каким же было для мальчика воспоминание о катании с горки? Оно было
неудачным: мальчик свалился в сугроб.
- А как себя чувствовал мальчик? Найдите в тексте.
- А какими словами автор говорит о душевном состоянии мальчика? (“Мне в сугробе горе, А ребятам смех!..”)
- А вам самим доводилось быть в подобной ситуации: кататься с горы и падать в сугроб?
- Какие чувства у вас вызывало падение? Хотелось ли вам ещё кататься с горки?
- А как вы думаете: авторские воспоминания связаны с радостным чувством или с огорчением? Я думаю, что с радостным, – ведь все, что с ним было, уже в прошлом, а зимние забавы – это радостное событие в жизни каждого человека.
- Можем ли мы сделать вывод из этой части, что мальчик был счастлив? (Да, конечно)
Читаем дальше 2-ую часть.(СЛАЙД 10)
- А теперь выясним, о чем же рассказывает автор в этой части? (О сказках ).
- А вы догадались, какую сказку бабушка рассказывала внуку? (“Иван-царевич и серый волк”)
- А что чувствовал мальчик, слушая эту сказку – страх или восторг? Найдите в тексте.
- А как вы думаете, для чего автор вставил в текст строчки:
“А в трубе сердито
Ветер злой поет”?
– Наверное, чтобы подчеркнуть состояние мальчика, что ему было страшно.
– А может быть, мальчику ветер тоже представился сердитым, злым, сказочным
чудовищем.
Вот видите, какой “секрет” мы еще открыли: образ злого, сердитого ветра помогает нам понять то душевное состояние, которое испытывал мальчик, слушая сказку.
- А теперь я хочу обратить ваше внимание на то, как автор говорит о сказках бабушки, и на то, как она их рассказывает. Прочитайте в тексте.
– “Тихо речь журчит”. Это значит, что бабушка рассказывала сказки тихо.
- А почему автор, говоря о речи старушки, употребляет именно это слово –
“журчит”? О какой речи можно так сказать? (О плавной и красивой, о тихой и приятной, о правильной, ровной, связной речи).
Прочитайте 3 часть.
- Как можно озаглавить эту часть? (Сон мальчика).
- Каким сказочным героем представлял себя мальчик во сне? Иваном Царевичем
- А сказки многому учат, хоть и страшно бывает, но зато из сказок мы узнаем, что надо делать и как поступать в трудных случаях.
- А любил ли мальчик сказки? Подтвердите это словами стихотворения.
“И начну у бабки
Сказки я просить...”
- Найдите строчки, в которых заключена главная мысль. (Последнее четверостишие).
– Автор пишет, что детские годы текли весело. И эти годы не омрачали ни горе, ни беда. А как надо эти слова понимать? (Веселого, хорошего было больше в детстве мальчика).
– У него были огорчения, но все уже в прошлом, и автор их вспоминает тоже по-доброму, легко. А ещё рядом с мальчиком была его добрая бабушка, которая успокаивала, дарила ему сказки.
Б) Выборочное чтение.
- Прочитайте строчки, в которых представлена картина: семья зимним вечером. С.73
Прочитайте ту часть, которая относится к иллюстрации на с. 74
8. Подведение итогов:
Писатели пишут стихи не для того, что бы описать что – либо, а для того чтобы передать чувства, переживания.
- Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (радость, желание верить в чудо, вера в волшебство, чувство таинственного, нежность, чувство героизма)
– Кому из вас захотелось прочитать другие стихи этого поэта?
– Я вижу, что вам понравились стихи И.З.Сурикова. В чем же художественная
особенность его стихов? Читаются легко, звучат плавно, похожи на народные песни.
Давайте прослушаем песню на слова И.З.Сурикова “Рябина”.
9. Итог урока.
- С каким поэтом мы с вами познакомились сегодня на уроке?
- О чем стихотворение Ивана Сурикова «Детство»?
9. Рефлексия.
- Понравился вам урок?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
10. Домашнее задание.
Выучить отрывок стихотворения «Детство» на стр.72